Педагогический час «Формирование коммуникативных навыков с помощью технологии «Детский совет»
консультация
Знакомство педагогов с технологией "Детский совет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.chas_detskiy_sovet.docx | 14.34 КБ |
detskiy_sovet_pedchas.pptx | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический час
14.02.2020 г.
14-00 ч.
Тема: «Формирование коммуникативных навыков с помощью технологии «Детский совет»
Цель: познакомить воспитателей с новой технологией «Детский совет».
В дошкольном образовании произошли существенные изменения, а также принятие новых нормативных документов, которые вносят существенные изменения в образовательную деятельность детского сада. Все они направлены на повышение качества образования.
В Федеральном законе об образовании сказано, что «Задача состоит в том, чтобы создать условия для взаимопонимания и сотрудничества между людьми…
Содержание образования должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями». (Статья 12 «Образовательные программы»)
В ФГОС указано, что «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей… предполагают:
…уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
(III. «Требования к условиям реализации…», п. 3.2.5)
При сложившейся ситуации, каждое дошкольное учреждение ищет новые подходы по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы, познавательных и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности», в соответствии с ФГОС ДО учебная модель не актуальна, поэтому блок совместной деятельности и самостоятельной необходимо нам педагогам расширить в организационном и содержательном плане за счёт использования новых технологий работы с детьми, которые рекомендуется проводить в форме игровых развивающих ситуаций, способствующих развитию познавательной активности и ситуаций общения. Одной из такой технологии стал Детский совет.
Детский совет– общее собрание группы детей вместе с педагогом, где каждый участник получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, поделиться интересной информацией, а также получить новую от других, где планируются предстоящие занятия, проводятся разные виды детской деятельности.
Автором Детского совета является авторский коллектив ООП ДОО «Вдохновение» И. Е. Федосова, В. К. Загвоздкина.
Аналогом такой формы работы является «утренний кружочек» программы «Золотой ключик» (Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов) и «утро радостных встреч» программы «Радуга» (Т. Н. Доронова). Суть Детского совета заключается в том, что педагог создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли для себя новое знание, а педагогу дается ключ управления процессом самостоятельных открытий детей.
Технология «Детский совет» предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе: дети обсуждают темы, проекты принимают решения, то есть на основе свободного, осознанного и ответственного выбора определяют содержание своего образования.
Данная технология представляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, ребенок занимается интересным ему делом, в процессе которого формируются учебные умения и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения.
Презентация: прилагается.
Решение педагогического часа:
1. Всем педагогам познакомиться с технологией «Детский совет».
2. На основе изучения технологии в утреннее время применять «Детский совет» для организации различных видов деятельности (тема недели, проект, занятия).
3. На итоговом педагогическом совете отчитаться о результатах применения технологии «Детский совет».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации » Задача состоит в том, чтобы создать условия для взаимопонимания и сотрудничества между людьми… Содержание образования должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. (Статья 12 «Образовательные программы»)
ФГОС ДОО Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей… предполагают: … уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. (III. «Требования к условиям реализации…», п. 3.2.5)
Детский совет – общее собрание группы детей вместе с педагогом, где каждый участник получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, поделиться интересной информацией, а также получить новую от других, где планируются предстоящие занятия, проводятся разные виды детской деятельности.
Участие возможно для детей любого возраста Дети обладают значительно большим потенциалом, чем предполагают взрослые. При соответствующей поддержке они могут осознанно и целенаправленно принимать участие в определении дневных дел, могут четко сказать, что им нравится / не нравится, рассказать о своих идеях и представлениях, дать оценку своим идеям, делам и действиям и действиям других. Культура участия (соучастия) может быть сформирована только постоянной ежедневной практикой.
Задачи детского совета Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон». Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых. Развивать эмпатию . Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично. Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения. Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта. Разработать план действий. Учить детей делать осознанный ответственный выбор. Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.
Структура детского совета… Единственно верной структуры НЕТ . Детский совет НЕ занятие. Участие в нем НЕ может быть принуждением.
Что есть в детском совете: Приветствие (инвариант: пожелания, комплименты, подарки). Игра (инвариант: тренинг, пение, слушание). Обмен новостями. Планирование дня (инвариант: выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности). Подведение итогов (работы в центре, проекта, дня). Задачи развития детей. Правила, принятые в субкультуре группы. Право принимать / не принимать участие в общем деле.
Длительность проведения детского совета В целом детский совет может длиться, в зависимости от возрастной группы и ситуации, от 5 до 20 минут. Жесткой рамки нет. Все будет зависеть от того, насколько всем хорошо вместе, насколько детский совет идет живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна и что составляет главную задачу: выбор темы планирование или текущее самоопределение детей в делах и действиях дня.
Приветствия (комплименты, подарки и пр.) Прежде чем включать эту часть в структуру детского совета, стоит сделать анализ ситуации. Если дети без напоминания утром приветствуют взрослых и друг друга, если у воспитателя нет специально поставленной цели значительно разнообразить формы приветствий или «окультурить» их, то эту часть можно пропустить, ограничиваясь улыбкой и короткой приветливой фразой «Я рада вас видеть», «Я рада, что мы снова все вместе». Особое внимание может быть уделено тому ребенку (детям), который, например, вернулся после болезни или отпуска («Как здорово, что Артем снова с нами. Мы очень ждали тебя»). Иное дело, когда культуре приветствий нужно учить…
Обмен новостями с детьми Обмен новостями во время детского совета – место легитимного высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык. Новости: не регламентируются (только по одной короткой новости), не селекционируются (только хорошие новости), не вытягиваются насильно («Сережа, мы еще не слышали твоих новостей»), не запрещаются («Нет-нет, об этом мы не говорим, это стыдно, маленькие дети не должны об этом думать и говорить»). Новости принимаются как факт.
Вопросы, которые могут быть заданы в начале детского совета: Какое у вас настроение? У всех ли светлое (радостное, улыбчивое) настроение? Кто хочет поделиться новостями (впечатлениями, идеями? О чем можно спросить Иру? Что бы вы могли посоветовать? Чем нам может помочь эта новость? Что нового мы узнали?
Как помочь ребенку заговорить Как правило, проблема не в том, как «разговорить», а в том, как удержать разговоры в приемлемых рамках. Внимание к повседневным разговорам (наблюдения). Волшебный сундучок (от каждого молчуна по 1 вещице). « Секретик » (взрослый кооперируется с ребенком). Договаривание за ребенка, формулирование идеи от лица ребенка. Стоит ли всеми силами «побуждать» молчащих детей к «публичным выступлениям»? Нет. Понимание индивидуальных особенностей ребенка и внимание к ним, терпение и терпеливость подскажут, когда не следует торопить и торопиться.
Игра (пение, чтение/слушание, элементы тренинга) Игры используются как игры, для общей радости и удовольствия, а не учебно-тренировочных действий. Что это может быть? Любые игры, не требующие большой подвижности.
Выбор темы проекта, образовательного события. Планирование Планирование – одна из ведущих и одна из самых сложных составляющих детского совета. Прилагая максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий и в итоге к выбору темы образовательного проекта, акции, праздника или иного события, взрослые поддерживают их инициативу и креатив- ность , демонстрируют партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий. Ориентация на образовательную программу ДОУ, ситуацию в развитии и интересы детей, культуросообразность , потенциал местного сообщества. Баланс инициатив взрослых и детей. Интеракция как условие планирования.
Важность планирования Планируя работу вместе с детьми, взрослые получают самостоятельно, а значит, осознанно и ответственно, выбранные ими дела и действия, и теперь не нужно придумывать мотивацию – мотивация уже есть, причем внутренняя, самая важная и устойчивая. Дети до начала действия уже знают, чем они могут заняться сами и чем планируют заняться другие. Это придает образованию в целом и конкретному дню определенность и продуманность. И взрослые, и дети, всегда могут обратиться к записям и посмотреть насколько реальны те дела и планы, о которых договорились. Что выполнено , что осталось нереализованным. Это придает осмысленность всей жизни группы. Иногда дети р. в. и, безусловно, трехлетки понимают, что взрослые записывают «их идеи, их мысли», т. е. придают им значение. Это воспитывает чувство собственного достоинства. Записанные печатными буквами слова побуждают детей учиться читать, что взрослые и увидят, если будут это делать вместе с ними постоянно. У педагогов накапливается содержание, подтверждающее индивидуализацию образовательной работы с детьми, и примеры «индивидуальной работы ». Совместное планирование, вовлечение детей в планирование свидетельствуют о профессиональной состоятельности воспитателей – умении вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов, индивидуализировать работу.
Выбор деятельности Предоставление права выбора – это не единичная акция, не специально запрограммированная взрослыми ситуация. Право выбора – естественное ежедневное состояние образовательной деятельности в дошкольной организации. Взрослый (воспитатель, специалист, кто-то из родителей воспитанников) направляет выбор детей лишь тем, что создает необходимые предметно-пространственные условия и обсуждает с детьми (с некоторыми, с изъявившими желание) их планы. Выбор не подразумевает того, что, выбрав сегодня центр математики, завтра ребенок обязан будет «выбрать» центр искусства, а послезавтра – центр движения. Выбор – это не награда, которая выдается детям после окон- чания «настоящей (учебной) работы». Выбор – это добровольно принятая ответственность, добровольное ограничение.
Подведение итогов, или Что у нас получилось? Использование этой формы позволяет подвести итоги и наметить перспективы, поддерживать стремление детей поделиться своими достижениями и неудачами, обеспечивает место и время формирования сложных и очень важных навыков рефлексивности . Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в центре искусства или кулинарии (математики, строительства, игры, песка и воды, науки и т. п.). Его основная задача – анализ деятельности: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели. И еще одна задача, не менее важная, но скрытая от детей, – заразить энтузиазмом («Смотри, какие интересные работы получились у Ани, Юры»), вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут, если захотят.
Роль взрослых При ведении детского совета взрослый – модератор. Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании. • Установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога). • Демонстрировать своё собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его. • Стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий. • Предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них; • Помогать детям выбирать и планировать работу. • Привлечение других взрослых (специалистов ДОУ, родителей).
Роль детей - Важно помнить, что детский совет – это не занятие, поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяется ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми; позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, учиться управлять собой, своим временем, своим учением, даёт возможность руководить другими (по согласованию, влиять на текущие события и формировать будущие. - Ребёнок вправе самостоятельно принять решение: продолжить начатую до детского совета работу или игру или принять участие; включиться в него сразу или когда он сам будет готов это сделать, разумеется, если такое поведение не нарушает сложившуюся к этому моменту общую атмосферу или логику обсуждения какого-либо вопроса. Ребёнку не запрещается включение с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать свои действия, учиться управлять своим временем и поведением.
Детский совет Вне зависимости от названия, детский совет – это место и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающего смысл и стиль всей жизни группы – маленького уникального сообщества со своей историей, культурой, интересами, потребностями и возможностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта "Формирование монологической речи с помощью технологии ТРИЗ"
Методы ТРИЗ-технологии позволили создать популярные в дошкольной практике методики по формированию речевых навыков дошкольников, котор...
Проектная деятельность как педагогический механизм формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
О.А. Насонова, воспитатель МБДОУ-детский сад № 413Тема: «Проектная деятельность как педагогический механизм формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»....
Тематический педагогический совет по теме: «Развитие связной речи, формирование коммуникативных навыков у дошкольников через театрализованную деятельность»
Развитие связной речи, формирование коммуникативных навыков у дошкольников через театральную деятельность...
Организация партнерской деятельности по формированию коммуникативных навыков дошкольников с элементами детского туризма
Одной из эффективных форм совместной деятельности в ДОУ можно считать детский туризм, который естественным образом сплачивает взрослых и ребят. Элементы детского туризма – благоприятная основа для укр...
Выступление на педагогическом совете по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Не секрет, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Об этой проблеме и будет выступление....
Формирование коммуникативных навыков дошкольников через организацию детской игровой деятельности
Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Проблема формирования коммуникативных навыков детей в дошкольной педагогике ...
Применение инновационных педагогических технологий при формировании коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются способы решения проблемы формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков. Раскрываются подходы к повышению эффективности образовательного процесса в условиях...