Организация партнерской деятельности по формированию коммуникативных навыков дошкольников с элементами детского туризма
статья (подготовительная группа) на тему
Одной из эффективных форм совместной деятельности в ДОУ можно считать детский туризм, который естественным образом сплачивает взрослых и ребят. Элементы детского туризма – благоприятная основа для укрепления и сохранения здоровья, развития опыта познания окружающего мира, активации общения и мыслительной деятельности дошкольника. Интеграция образовательного процесса и разнообразных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной) формирует у детей умение нестандартно мыслить, самостоятельно делать выводы, помогает адаптироваться к конкретным социальным условиям, в различных жизненных ситуациях вести себя более спокойно и уверенно. Общение с людьми различных характеров способствует приобретению детьми коммуникативных навыков (осознание необходимости считаться с мнением и интересами собеседника).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация партнерской деятельности по формированию коммуникативных навыков дошкольников
с элементами детского туризма
Семинар-практикум для воспитателей
«Загляни в начало, и ты многое поймешь»
Народная мудрость
2. Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком, рядом с которым талантливый взрослый.
Возникновение новых тенденций в образовании приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. Происходит переосмысление роли педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям сегодня изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в совместной с педагогом деятельности равноправным партнером. Партнерской должна быть не только позиция взрослого, но и сама форма организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Для того, чтобы партнерская деятельность состоялась, дошкольник должен владеть коммуникативной культурой, умением общаться со взрослыми и сверстниками. Коммуникативные навыки формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности.
Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми предполагает:
- образовательную деятельность в режимных моментах;
- организованную образовательную деятельность (НОД).
3.Одной из эффективных форм совместной деятельности в ДОУ можно считать детский туризм, который естественным образом сплачивает взрослых и ребят. Элементы детского туризма – благоприятная основа для укрепления и сохранения здоровья, развития опыта познания окружающего мира, активации общения и мыслительной деятельности дошкольника. Интеграция образовательного процесса и разнообразных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной) формирует у детей умение нестандартно мыслить, самостоятельно делать выводы, помогает адаптироваться к конкретным социальным условиям, в различных жизненных ситуациях вести себя более спокойно и уверенно. Общение с людьми различных характеров способствует приобретению детьми коммуникативных навыков (осознание необходимости считаться с мнением и интересами собеседника).
4.Внедрение элементов детского туризма, интегрируя содержание работы в разные виды и формы совместной взросло-детской деятельности, способствует развитию и активации общения. Решение проблемных ситуаций, целевые экскурсии, виртуальные путешествия, опыты, ориентировка в пространстве по схеме, практические упражнения и творческие задания, рефлексия деятельности – это «сценарии активизирующего общения». При этом речевое и эмоциональное общение, физические контакты и невербальная коммуникация тесно переплетаются, создавая атмосферу доверия, уважительного дружеского отношения и условия для развития коммуникативной личности.
5. В данном направлении можно выделить различные формы организованной совместной деятельности:
- деловая игра;
- игра-тренинг;
- дидактическая игра;
- сюжетно-ролевая игра;
- подвижная игра;
- хороводная игра;
- игра-путешествие;
- игра-исследование (эксперимент);
- беседа-рассуждение;
- беседа-доказательство
6. Подробнее рассмотрим тему «Собираемся в поход»
Перед детьми ставится проблемная ситуация: что мы должны знать и уметь, чтобы отправиться в поход?
7. Речовка (имитационные движения, сопровождаемые речью) –игра с предметом, существующим только в воображении.
В походе встретим мы друзей,
Собирайтесь в путь скорей!
Кто шагает с рюкзаком?
Мы, туристы!
Кто со скукой незнаком?
Мы, туристы!
Нас вперед ведут дороги!
Наш девиз: «Всегда вперед!
Эй, ребята, тверже шаг!
Что турист берет в дорогу?
Песню, ложку и рюкзак!
Мы сегодня отдохнули,
Поясочки затянули,
Рюкзаки поправили
И домой отправились!
8. Дидактическая игра «Найди и опиши» (мнемозагадка)
Цель: умение описывать предмет, выделяя его характерные признаки.
Описание: ребенок выбирает один предмет из предложенных и описывает его, другие угадывают и называют этот предмет.
Например: он круглый, у него есть стекло, стрелка, которая показывает стороны горизонта. Нужен для того, чтобы узнать направление пути (компас).
9. «Определение сторон горизонта по косвенным признакам» (мнемотаблица)
- По солнцу: в полдень солнце находится над югом, если встать к нему спиной, то тень укажет на север, правая рука – на восток, левая – на запад.
- По коре отдельно стоящих деревьев: с северной сторона кора темнее и грубее, покрыта мхом.
- По хвойным деревьям: смола выделяется и накапливается больше с южной стороны.
- По ягодам и фруктам: они раньше краснеют с южной стороны.
- По муравейникам: они располагаются с южной стороны пней и деревьев.
- По снегу: он весной на склонах тает быстрее с южной стороны.
10. Экологический патруль «Лесные правила» (мнемотаблица)
- Не кричать, не пугать животных и птиц;
- не рвать лесные цветы, быстро вянут;
- не оставлять в лесу мусор;
- не ломать ветки и деревья;
- не ловить бабочек, жуков и др. насекомых;
- не разорять птичьи гнезда и муравейники.
11. Игра-ассоциация «Опасные ситуации в походе» (мнемосхемы)
Ранка на ноге – аптечка;
костер – ведро с водой;
девочка тонет – спасательный круг;
девочка заблудилась, плачет – компас.
12. Игра-практикум «Зажги костер» (мнемосхемы).
Описание: показать пиктограммы видов костров («звездочка», «колодец», «шалаш», «таежный») и предложить их выложить.
«Собери рюкзак»
Цель: формировать умение укладывать нужные вещи в рюкзак так, чтобы его удобно было нести на спине.
Описание: дети подходят к столу и выбирают из предложенных предметов нужные в походе вещи.
«Оденься в поход»
Цель: упражнять детей в выборе удобной и практичной одежды для похода.
Описание: дети из предложенных карточек с изображением одежды выбирают необходимые для похода летом.
Игра-эксперимент «Сила магнита»
Проблема: можно ли компас сделать самим?
Описание: взять иголку, положить на «+»магнит острым концом намагничиваться. Налить в блюдце воды, аккуратно опустить бумажный квадратик, а сверху положить намагниченную иголку. Проследить за поведением иголки (меняет свое положение в разных комнатах). Острый конец иголки показывает на север.
13. Составление подвижной игры (мнемосхема)
Месторасположение игроков
Место проведения игры
Словесное сопровождение
Части тела, с помощью которых проводится игра
Атрибуты игры
Наличие в игре персонажа
14. Беседа-рассуждение
Например: «Если я отправлюсь путешествовать по лесу, какую пользу мне принесет это путешествие?»
15. Беседа-доказательство
Например: «Снаряжение туриста должно быть удобным и легким, потому что…»
16. Завершается рефлексией деятельности
Как вы думаете, сможете ли вы сами собраться в поход без помощи взрослого (какие вещи и в чем брать, как одеться, как вести себя при опасностях, какие правила соблюдать)?
17. В зависимости от конкретных условий и особенностей детей педагог сам решает, в каком отрезке дня и в какой форме образовательной деятельности будет использован разнообразный материал по детскому туризму для формирования коммуникативных навыков у дошкольников. Дети – самый пытливый и любопытный народ, им пока еще интересно быть рядом со взрослыми. Важно не упустить этот период, позволяющий заложить основы коммуникативной культуры, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Загляни в начало, и ты многое поймешь» Народная мудрость Детство – счастье Ребенок Талантливый педагог (партнерская позиция, п артнерская форма организации режимных моментов и НОД)
Детский туризм - эффективная форма совместной партнерской деятельности в ДОУ Функции детского туризма: ф изкультурно-оздоровительная работа; п ознавательно-исследовательская деятельность; м ыслительная и коммуникативная деятельность; к раеведческая деятельность; э кологическая культура.
Сценарии активизирующего общения Решение проблемных ситуаций; целевые экскурсии; виртуальные путешествия; эксперименты и опыты; ориентировка в пространстве по схеме; практические упражнения и творческие задания ; рефлексия деятельности.
Формы организованной совместной деятельности : • деловая игра; • игра-тренинг; • дидактическая игра; • сюжетно-ролевая игра; • подвижная игра; • хороводная игра; • игра-путешествие; • игра-исследование (эксперимент); • беседа-рассуждение; • беседа-доказательство
Тема «Собираемся в поход» Проблемная ситуация: Ч то мы должны знать и уметь , чтобы отправиться в поход?
Речовка (имитационные движения, сопровождаемые речью ) В походе встретим мы друзей, Собирайтесь в путь скорей! Кто шагает с рюкзаком? Мы , туристы! Кто со скукой незнаком? Мы , туристы! Нас вперед ведут дороги! Наш девиз: «Всегда вперед! Эй, ребята, тверже шаг! Что турист берет в дорогу? Песню, ложку и рюкзак! Мы сегодня отдохнули, Поясочки затянули, Рюкзаки поправили И домой отправились!
Цель: умение описывать предмет, выделяя его характерные признаки. Описание: ребенок выбирает один предмет из предложенных и описывает его , другие угадывают и называют этот предмет. Дидактическая игра «Найди и опиши» ( мнемозагадка ) С С Ю В З
«Определение сторон горизонта по косвенным признакам» ( мнемотаблица ) Ю С Ю Ю С В З Ю
Экологический патруль «Лесные правила» ( мнемотаблица )
Игра-ассоциация « Опасные ситуации в походе » (мнемосхемы) С С С С С С С С
Игра-практикум «Зажги костер» (мнемосхемы ) С «Звездочка» «Колодец» «Шалаш» «Таежный»
Составление подвижной игры (мнемосхема) Место- расположение игроков Место проведения игры Словесное сопровождение Части тела, с помощью к оторых п роводится игра Атрибуты игры Наличие в игре персонажа
Беседа-рассуждение Например: «Если я отправлюсь путешествовать по лесу , какую пользу мне принесет это путешествие?»
Беседа-доказательство Например: «Снаряжение туриста должно быть удобным и легким, потому что…»
Поход Рефлексия деятельности Как вы думаете, сможете ли вы сами собраться в поход без помощи взрослого (какие вещи и в чем брать, как одеться, как вести себя при опасностях, какие правила соблюдать)?
Дошкольное детство – период, позволяющий заложить основы коммуникативной культуры, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных навыков у воспитанников детского дома с ТНР
Главным условием полноценного развития ребенка является его общение со взрослыми. Живущий в семье ребенок в процессе общения с близкими взрослыми уже с 2-х месячного возраста приобретает средства досл...
Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»
Развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. ...
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Деловая игра для воспитателей на тему:«Формы организации конструктивной деятельности для развития коммуникативных навыков дошкольников»...
конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Доброе слово лечит, а злое калечит"
Цель занятия: развитие коммуникативных навыков и социальной активности, отношений партнерства и сотрудничества дошкольников....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»
Цель: Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников....
Конспект организованной игровой деятельности по формированию коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей младшей группы "Медвежонок ищет друзей"
В играх дети учатся слышать, действовть вместе....
Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".
Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...