Тема проекта «Тында, вчера и сегодня»
проект (старшая группа)

Ищенко Юлия Владимиравна

Формирование представления об истории своего города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tynda_vchera_i_segodnya.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 7«Золушка»                                                                                   города Тынды Амурской области

Тема   проекта

«Тында, вчера и сегодня»

Краткая аннотация проекта

        Как объяснить дошкольнику, что история - это наука о нем, о том, что происходило и происходит вокруг него и его родственников, его семьи? Претворение в жизнь проекта "Мы живём в городе Тынде" позволит воспитателям обратить внимание детей на связь каждого человека с историей родного города. Выполняя данный проект,  воспитатель имеет возможность показать ребятам связь настоящего с прошлым, познакомить детей с легендарной стройкой века, способствовать возникновению гордости у дошкольников за свой город, за доблестный труд строителей и железнодорожников.

        Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

        Технология проектирования формирует у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние. Метод проекта помогает осуществить гуманистический подход к воспитанию – уважению к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития.

        Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.

        Проект познавательного вида 

       Гипотеза:

       Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. 

Проблема.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его  достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с родным городом важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям Тынды.

Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих наш детский сад, мы выяснили, что многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Педагоги ДОУ также имеют поверхностные знания о Тынде (это показало анкетирование педагогов), отсутствует система по ознакомлению с родным городом в детском саду.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Концептуальные основы проекта.

Дошкольное детство – время становления личности. Осознавая свое «я», ребенок начинает самоутверждаться, стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.

Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, краю, к своему народу. Чувство патриотизма, любовь к родному городу не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственники, дом, город, родные места.

К.Д. Ушинский говорил: «Отличие западного образования от нашего состоит в том, что западный человек более знаком со своим Отечеством – литературой, географией, экономикой…, а русский человек всего менее знаком с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится…»

«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Тындой в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта «Знай и люби свой город».

Проект рассчитан на 1 год.

Цель: сформировать у детей и родителей устойчивый интерес к культурным ценностям города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к строителям Байкало-Амурской Магистрали через обогащение и систематизацию краеведческих знаний и представлений.

Целевая группа проекта – дети среднего и старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и их родители.

Цели  проекта

  • Формирование представления об истории своего города.

Задачи.

  1. Сформировать детскую компетентность по данной проблеме. Познакомить детей с историей строительства города и его культурными ценностями.
  2. Пополнить методическое и дидактическое сопровождение по разделу «Ребенок входит в мир социальных отношений», дополнить его региональным компонентом.
  3. Вовлекать в учебно-воспитательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность в области истории и культуры родного города.

Прогнозируемый результат.

  1. Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформированый устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
  2. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
  3. Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

Критерии.

  1. Диагностика уровня сформированности знаний и представлений детей.
  2. Анкета для родителей воспитанников.
  3. Анкета для педагогов ДОУ.

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Тынды, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу, уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя тындинцами. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Мы считаем данный проект универсальным, его возможно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Тынды доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Стратегия и механизм достижения поставленных целей.

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.

I этап – подготовительный, включает в себя:

1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,

2) диагностирование детей с целью выявления уровня сформированность знаний и представлений об истории и культуре родного города,

3) повышение компетентности педагогов по заявленной проблеме воспитанников и анализ полученных результатов с целью выявления актуальности и востребованности знаний и представлений о родном городе.

Для изучения уровня родительской компетентности по данному вопросу, была составлена анкета (см. приложение), вопросы которой раскрывали не только уровень знаний о родном городе, но и отношение к патриотическому воспитанию детей. Уровень знаний и представлений о городе Тынде у родителей оказался невысок, но многие отметили необходимость воспитания у детей любви к родному городу, уважения к его жителям.

С целью выявления уровня знаний и представлений детей была разработана методика диагностирования и диагностическая карта для фиксации полученных результатов (см. Приложение 4).

II этап – основной, включает в себя:

1) занятия с детьми в соответствии с учебным  планом по теме: «Тында, вчера и сегодня» (см. Приложение 1),

2) совместные мероприятия с семьями воспитанников (см. Приложение 2),

3) совместные мероприятия с детьми разного возраста (см. Приложение 2),

4) экскурсии по району, городу (см. Приложение 7),

5) пополнение развивающей среды,

6) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,

7) участие в конкурсе «Цветущий город» и  в номинации «Территория детства». (см. Приложение 3)

8) выпуск газеты «И это все о нас».

В группах старшего дошкольного возраста мы ввели в сетку занятий  дополнительное занятие по краеведению (2 раза в месяц).

Для закрепления знаний детей, формирования и поддержки познавательного интереса, повышения родительской компетентности по истории и культуре родного города запланировали ежемесячно проводить совместные мероприятия с родителями воспитанников или межгрупповые мероприятия. Это может быть игра-путешествие, литературная гостиная, КВН, интеллектуальные игры, устный журнал и пр.

Чтобы помочь детям реализовать полученные сведения в практической деятельности в группах были организованны краеведческие мини-центры. Мини-центры содержат как различный дидактический материал для рассматривания детьми (альбомы, буклеты, наборы открыток, карты и атласы и пр.), так и игровой (куклы в национальной одежде, предметы быта, дидактические игры, настольно-печатные игры, конструкторские игры и пр.). Материалы мини-центров должны постоянно пополняться, изменяться. Развивающая среда полностью соответствует требованиям эстетики, гигиены, принципам построения образовательного пространства.    

В ДОУ традиционно проходят выставки детского творчества и фототворчества родителей:

  • «Осень в Тынде»,
  • «С Новым годом, Тындинцы!»,
  • «Весенняя природа Тындинского края»,
  • «Герои-строители БАМа».  

Планируем в процессе работы над проектом сделать интересной традицией ДОУ выпуск газеты «И это все о нас». 1 раз в квартал выпускать газету с информацией об интересных событиях группы, достопримечательностях города, которые посетили дети, стихами тындинских авторов:

III этап – итоговый, включает в себя:

1) итоговое диагностирование детей,

2) повторное анкетирование родителей,

3) анкетирование педагогов

Данные мероприятия демонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

ВЫВОД: Мы считаем данный проект универсальным, т.к. его возможно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Тынды доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

План-график реализации проекта «Тында, вчера и сегодня».

Наименование этапов работ

Мероприятия

Сроки

(с__ по__)

Результат

Ответственные

I Подготовительный

Анкетирование родителей

1-2 неделя мая

Выявление востребованности услуги, представлений родителей о родном городе

Воспитатель по направлению

Анкетирование педагогов

1-2 неделя  мая

Выявление уровня компетентности

Заместитель

по ВМР

Диагностирование детей

1-2 неделя мая

Выявление уровня знаний и представлений детей

Воспитатели

Консультирование педагогов

сентябрь - октябрь

Повышение компетентности педагогов

творческая группа

зам по ВМР

Семинары-практикумы для педагогов

Октябрь- ноябрь

Повышение компетентности педагогов

Педагоги групп

II Основной

Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом по теме: «Знай и люби свой город».

Сентябрь-май

Повышение детской компетентности, устойчивый интерес к истории и культуре города.

Воспитатели

Совместные мероприятия с семьями воспитанников

Сентябрь-май

Повышение детской и родительской компетентности

Воспитатели

Совместные мероприятия с группами разного возраста

Сентябрь-май

Повышение детской компетентности, устойчивый интерес к истории и культуре города.

Воспитатели всех групп

Экскурсии

Сентябрь-май

Повышение детской компетентности, устойчивый интерес к истории и культуре города.

педагоги групп

Краеведческие мини-центры в группах

Постоянно

Пополнение развивающей среды

Педагоги групп

Выставки:

  •  «Осень в Тынде»,
  • «С Новым годом, Тында!»,
  • «Весенняя природа Тындинского края»,
  • «Герои-строители БАМа».  

Ежеквартально

Выставки детских работ

Педагоги групп

Конкурсы:

 «Цветущий город» «Территория детства»

август-сентябрь

педагоги групп

администрация МДОУ

Выпуск газеты ДОУ «И это все о нас»:

  • «Тында спортивная»,
  • «Тында литературная»,
  • «Тында театральная»
  • «Природа Тынды»,

1 раз в квартал

Октябрь

Январь

Апрель

Июль

Номера газеты «И это все о нас»

Педагоги групп

III Итоговый

Педагогический совет «Взаимодействие детского сада и семьи в приобщении дошкольников к истории и культуре родного края».

     Март

Повышение уровня компетентности, педагогического мастерства.

Заместитель заведующего по ВМР

Итоговое диагностирование детей

Май

Выявление уровня знаний и представлений детей

Воспитатель по направлению

Повторное анкетирование родителей

Май

Выявление уровня представлений родителей о родном городе, удовлетворенностью услугой.

Воспитатели

Анкетирование педагогов

Май

Выявление

Зам по ВМР

Перспективный план по разделу «Тында, вчера и сегодня»

на сентябрь.

неделя

Тема, задачи  

Формы работы

I неделя

«Улица, на которой я живу»

Формировать умения называть и рассказывать о достопримечательностях родной улице. Дополнить знания детей о родной улице.

Воспитывать любовь и бережное отношение к улицам города.

Рассказ воспитателя «Как произошли названия улиц»

IV неделя

«Первые улицы города»

Формировать элементарные представления о родном городе и его расположении. Учить пользоваться картой. Упражнять детей в умении определять на карте некоторые условные обозначения.

Знакомство с картой Тындинского района

Перспективный план по разделу «Тында, вчера и сегодня»

на октябрь.

неделя

Тема, задачи

Формы работы

I неделя

«Жилые и административные здания г.Тынды»

Обобщать и систематизировать знания детей о разнообразии зданий родного города.

Викторина «Сюда идут и стар и млад…»

III неделя

«История возникновения г. Тында»»

Конкретизировать первоначальные представления детей об истории зарождения и развития родного города.

Познавательное занятие «Я знаю, город будет!»

Перспективный план по разделу «Тында, вчера и сегодня»

на ноябрь.

неделя

Тема, задачи

Формы работы

I неделя

«Река Тында»

Обогатить знания детей о реке Тында, ее географическом положении (протяженности)

Развивать логическое мышление, внимание, речь

Развивающее занятие «Куда течет река»

III неделя

«Памятники архитектуры»

Сообщить детям начальные сведения об особенностях архитектуры некоторых зданий  города. Формировать представления детей о прошлом и настоящем памятников.

Воспитывать гордость от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края.

Беседа «Эти разные здания»

Перспективный план по разделу «Тында, вчера и сегодня»

на декабрь.

неделя

Тема, задачи

Формы работы

I неделя

«Знаменитые люди города. Прошлое и настоящее»

Формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край в истории Российского государства.

Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города.

Экскурсия в мини краеведческий музей БАМа

II неделя

КВН «Прошлое и настоящее нашего города»

Обобщить знания детей о городе Тында, его истории, культурных традициях, архитектурных сооружениях.

Развивать логическое мышление, внимание, речь, сообразительность.

Воспитывать умение работать в команде, договариваться друг с другом.

Обобщающее занятие для детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план по разделу «Тында, вчера и сегодня»

на январь.

неделя

Тема, задачи

Формы работы

I неделя

«Дорога к храму»

Уточнять и систематизировать сведения у детей об особенностях архитектуры некоторых зданий города (собор Петра и Павла).

Продолжать формировать представления детей о прошлом и настоящем зданий.

Воспитывать гордость от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края.

Рассказ воспитателя о соборе «Святой Троицы» и Новодевичьем монастыре в г. Тынде

III неделя

 «Тында театральная»

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города; расширять знания детей о театрах Тынды. Формировать познавательный интерес, желание посещать театр.

Формировать чувство гордости за свой родной город.

 Беседа «Театр начинается с вешалки»

Перспективный план по разделу «Тында, вчера и сегодня»

на февраль.

неделя

Тема, задачи

Формы работы

I неделя

«Тындинский краеведческий музей»

Расширять и дополнять знания детей о музее. Стимулировать познавательный интерес к краеведческому материалу. Активизировать потребность в обмене информацией и родном крае.

Экскурсия «Краеведческий музей»

IV неделя

Народы, проживающие на территории

 г. Тынды.

 

Уточнять знания детей о народах населяющих Тынду и Тындинский.

Воспитывать чувство уважения и толерантности к людям другой национальности.

Совместная деятельность

«Славен русский народ»

Перспективный план по разделу «Тында, вчера и сегодня»

на март.

Неделя

             Тема, задачи

Формы работы

I неделя

«Библиотеки города».

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города, расширять знания детей о библиотеках города; формировать представления детей о библиотеке, как источнике добывания знаний.

Экскурсия в библиотеку.

III неделя

Памятники города.

Закреплять знания детей об исторических памятниках и монументах города землякам,  павшим на полях сражения в годы Великой Отечественной войны;

Способствовать воспитанию патриотических чувств и чувства уважения и почитания героев войны.

Рассказ «Памятники, погибшим землякам во время великой отечественной войны  и в локальных войнах».

Перспективный план по разделу «Тында, вчера и сегодня»

на апрель.

Неделя

             Тема, задачи

Формы работы

I неделя

Красная книга Тындинского района

Обобщать и систематизировать знания детей о природе Тынды и Тындинского района

Формировать стремление беречь лес.

Воспитывать любовь к родному краю.

Беседа «Зеленый наряд Тынды»;

Экологическая гостиная: «Береги природу родного края»

III  неделя

Памятники великой стройки.

Рассказ «Как все начиналось»

Перспективный план совместных мероприятий по разделу

«Тында, вчера и сегодня»

№ п/п

Тема, задачи

Срок

Театрализованное представление «Как Торопыжка спешил в гости».

Закреплять знания детей о родном городе и его расположении. Учить пользоваться картой. Упражнять детей в умении определять на карте некоторые условные обозначения. Формировать навык безопасного поведения на улице (ПДД).

Октябрь

КВН между детьми старшей и подготовительной групп «Прошлое и настоящее нашего города».

Систематизировать и обобщить знания детей о Тынде (месторасположение, история возникновения города, некоторые достопримечательности). Развивать память, внимание, мышление, формировать умение делать выводы, обобщения. Продолжать учить детей действовать в команде, договариваться друг с другом.

Ноябрь

Литературно-музыкальная гостиная» гостиная «Творчество авторских исполнителей»

Приобщать родителей воспитанников к совместному с детьми чтению книг и прослушиванию песен. Познакомить с некоторыми произведениями, посвященными строительству Байкало-Амурской магистрали.

Продолжать формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край. Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города.

Декабрь

Интеллектуальная игра «Самый умный театрал» (между педагогами ДОУ и детьми подготовительной группы).

Обобщать и систематизировать знания детей о театре. Формировать чувство гордости за свой родной город. Продолжать учить детей действовать в команде, договариваться друг с другом.

Январь

Конкурс рисунков «БАМ – стройка века» (с привлечением родителей)

Февраль

Устный журнал «Зеленая аптека»

Закреплять знания детей о парках и скверах города, лекарственных и ядовитых растениях. Формировать навык публичных выступлений.

Март-Апрель

Музыкально-литературная гостиная «С днем рождения, Тында!»

Воспитывать чувство гордости за родной город, уважение к людям, живущим в Тынде. Развивать эмоции у детей, поддерживать радостное настроение.

Май

Перспективный план экскурсий по разделу

«Тында, вчера и сегодня»

№ п/п

Тема, задачи

Срок

1.

Экскурсия в парк культуры и отдыха.

Расширять и уточнять знания детей о достопримечательностях района, местах отдыха. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Воспитывать потребность в поддержании красоты, чистоты в парке.

Сентябрь

2.

Экскурсия в библиотеку.

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города,

расширять знания детей о библиотеках города; формировать представления детей о библиотеке, как источнике добывания знаний.

Октябрь

3.

Обзорная экскурсия по городу Тында.

Систематизировать и обобщить знания детей о Перми (месторасположение, история возникновения города, некоторые достопримечательности). Развивать память, внимание, мышление, формировать умение делать выводы, обобщения. Воспитывать любовь к родному городу, уважение к его жителям.

Ноябрь

4.

Экскурсия по микрорайону

Закреплять знания детей о микрорайоне города и его расположении. Учить пользоваться картой. Упражнять детей в умении определять на карте некоторые условные обозначения. Формировать навык безопасного поведения на улице (ПДД).

март

5.

Экскурсия «Тында на страже Родины».

Познакомить детей с историческими памятниками победителям в ВОВ и локальных войнах.

Подвести к осознанию миротворческих функций русской армии.

Способствовать воспитанию патриотических чувств и чувства уважения и почитания героев войны.

Май

Наши презентации:

Прошлое и настоящее города.        

Строили БАМ

Чьим именем названы улицы моего города?

Памятные места города ( монумент погибшим в годы Великой Отечественной войны, участникам локальных войск, герою Мирошниченко, о Соборе Святой Троицы)

Город Будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Посуда вчера и сегодня."

Окружающий мир. Тема: " Посуда вчера и сегодня." Приобщение детей к истокам русской народной культуры."...

«Музыкальная терапия вчера и сегодня» Реферат-статья

Возникновение музыкальной психотерапии — явление закономерное. Музыка сопровождает человека на протяжении всего доступного исследователям периода его развития. Древние мудрецы утверждали, что музыка, ...

Проект в подготовительной группе "Детское телевидение: вчера и сегодня"

В рамках тематической недели "Детские интересы", мои воспитанники проявили интерес к детским телеперадачам. В ходе беседы дети делились впечатлениями о своих любимых передачах, которые они с удовольст...

Проект "Мой город вчера и сегодня" по познавательному развитию для совместной деятельности с детьми 5-6 лет

Проект "Мой город вчера и сегодня" по познавательному развитию для совместной деятельности с детьми 5-6 лет воспитатель Мамонова Елена Валентиновна      Детство...

«Фотография вчера и сегодня».Беседа с детьми подготовительной группы и эксперимент "Изобретаем фотоаппарат".

Интересное, не скучное мероприятие. Может оказаться полезным коллегам как идея темы создания мини-музея, организованного совместно с родителями, темы проекта, а также предоставить возможность детям по...

Конспект лекции музыкального руководителя СМИЛГАИН ЛАРИСЫ ИВАНОВНЫ по теме: «ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В СОЗДАНИИ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ» (из опыта работы)

Праздники – это важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности ребенка, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят ...

Исследовательский проект на тему: «Самарский железнодорожный вокзал вчера и сегодня»

В данном проекте сравнивается старый Самарский железнодорожный вокзал с нынешним. В ходе проведения  НОД, экскурсии, различных игр, чтения литературы, создания макетов старого и нового вокза...