ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
консультация (младшая группа)

Дадонова  Оксана Михайловна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ДЛЯ  РАЗВИТИЯ  СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ  НАВЫКОВ

ДЛЯ  ДЕТЕЙ  РАННЕГО  ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дадонова О.М., воспитатель

ГБДОУ детский сад №1 Невского района

 Санкт-Петербурга

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ДЛЯ  РАЗВИТИЯ  СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ  НАВЫКОВ

ДЛЯ  ДЕТЕЙ  РАННЕГО  ВОЗРАСТА

Развитие ребенка раннего возраста во многом зависит от того, в какой форме происходит общение. Наилучшую возможность для возникновения эмоционального контакта создает игровая деятельность, в которой ребенок отражает внутреннюю потребность в активной деятельности, в ней ребенок проживает различные ситуации, связанные с событиями окружающего мира и усваивает навыки общения. Именно игра является ведущим видом деятельности и в ней дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества, и взрослый получает возможность влиять должным образом на каждого ребенка в отдельности.

В раннем детстве ребенок именно в игре имеет возможность быть самостоятельным, общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать предметы. Цель игровой терапии - не менять ребенка, не переделывать его, не учить навыкам, а предоставлять возможность проживать ситуации при внимании и сопереживании вместе со взрослым.

Социально-коммуникативные умения обеспечивают ребенку полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов на основе потребности в совместной деятельности.

Игровые технологии как система игр используется не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и при проведении режимных моментов, что обеспечивает более успешное усвоение культурно-гигиенических навыков. Сопровождая режимные моменты игровыми ситуациями в сочетании с параллельным разговором,   описываются все действия ребенка, что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием,  как бы подсказываем словом, выражающим его опыт: «Кукла Катя поучиться у тебя правильно мыть руки. На мыло. Мыло пахнет. Ах, как приятно пахнет! Покажи Кате,  как ты умеешь намыливать мылом руки. Что ты делаешь? Правильно, намыливаешь руки мылом». Такие бытовые и игровые ситуации создают мотивацию к активному общению.

Поручения в игровой форме, сопровождающие все режимные моменты,  способствуют усвоению словаря.  Например, после того, как  ребенок выполнил конкретное поручение,  можно спросить: «Что ты принес? Где взял? Куда положил? Кто пришел?». С помощью таких вопросов ребенок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами. В этом случае важно, чтобы ребенок стремился самостоятельно выполнять поручения, преодолевал трудности, чувствовал объективные условия выполнения задания, так как конечный результат не только осознается им, но и лучше запоминается и отражается в речи. Создавая специальные игровые ситуации, мы  не только вызываем эмоциональный отклик, но и активизируем  речевое общение, например: « В гости к детям пришла Белочка, у него в корзинке подарки, давайте их рассмотрим». Сколько бурной реакции выражают дети, рассматривая содержимое в корзинке, сопровождая речью! Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. Проговаривая потешку, дети  радуются, приговаривают, пританцовывают. Так дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Чтение потешки сочетается с движениями, которые малыши выполняют одновременно. Это игры с пальчиками («Сорока-сорока», и прибаутки ( «Ладушки-ладушки»).

Игры в парах - способствуют становлению субъективного эмоционально-положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении («По узенькой дорожке…»). Совместные игры с несколькими партнерами - помогают пережить чувство общности, воспитывают желание и умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие с группой детей («Паровозик»)

Хороводные игры - физический контакт, сочетание повторяющихся движений («Колпачек»). Совместные игры с предметами-видеть партнера по игре, а не соперника за право обладать игрушкой («Катаем мячики»). Игры с правилами - умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого, действовать в соответствии с ролью «Солнышко и дождик»). Игры-драматизации обогащают новыми впечатлениями, развивают интерес, формируют речь, активизируют словарь.

Использование игровых технологий проходит в несколько этапов:

  1. Становление субъективного отношения ребенка к сверстнику. Индивидуальная обращенность взрослого к каждому ребенку (с двумя детьми, при непосредственном участии взрослого).
  2. Развитие эмоционально-практического взаимодействия. Важная роль принадлежит взрослому, который начинает игру, является образцом правильных действий, создает положительную эмоциональную атмосферу.
  3. Подготовка ребенка к принятию роли и ролевому общению со сверстниками; с помощью взрослого ребенок включается и принимает роль.
  4. Развитие совместной и продуктивной деятельности.

С использованием игровых технологий дети безболезненно привыкают жить в коллективе, учатся сочувствовать, сопереживать, компенсируется дефицит общения со взрослым. Исходя из цели, решаются следующие задачи:

  • Развивать самостоятельную игру;
  • стимулировать овладение орудийными действиями;
  • воспитывать познавательный интерес;
  • формировать навыки коммуникативного взаимодействия.

Средствами для реализации данных целей являются:

  • Организация развивающей предметно-пространственной среды;
  • Систематизация игровой деятельности;
  • Мотивация и совместная игровая деятельность.

В самостоятельной игре ребенок совершенствует то, чему его научил взрослый, вырабатывается самостоятельность в выборе игрушек, в применении различных способов действий с предметами, способствует формированию интересов и активному проявлению индивидуальных особенностей, умение себя занять; воспитывается познавательный интерес. Таким образом, сначала компетенции формируются в совместной со взрослым деятельности, постепенно переходит в совместную деятельность со сверстниками, а затем и в самостоятельную деятельность.

Исходя из вышесказанного, можно прийти к следующим выводам. Использование игровых технологий является ведущим средством для развития социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста. Игра, как ведущая деятельность, способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС. Продуманный подбор игр, игрового материала, организация развивающей предметно-пространственной среды способствует тому, что игры детей становятся тематически разносторонними; расширение игровых интересов приводят к тому, что дети стремятся отображать в играх более разнообразные события. Важно вовремя осуществлять поддержку игр, предоставлять время и пространство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...