План по самообразованию "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности" 2019-2020гг.
материал (средняя группа)

План

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx100 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение « детский сад «Островок»

пгт. Смирных

муниципального образования городской округ «Смирныховский»

Сахалинской области

http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/images/smirnyh1.gif

                           План по самообразованию

Тема: Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы

http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/images/smirnyh1.gif

                                           Воспитатель: Н.А. Широбокова

2019-2020гг.

       пгт. СмирныхЕСН

План по самообразованию

Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы»

«Самое лучшее открытие –

то, которое ребенок делает сам»

 Ральф У. Эмерсон.

 Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В работах многих отечественных педагогов (Н. Н. Поддъякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько) говориться, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности. Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним; осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно- исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Актуальность: 
Преобразование знаний детей в инструмент творческого освоения мира, которое должно строиться как самостоятельный творческий поиск.

Цель: 

Повысить профессиональное мастерство, создать условия для развития познавательного интереса дошкольников в экспериментально - исследовательской деятельности.

Задачи: 

-Повысить свой собственный уровень знаний по данной теме, путём изучения методической литературы.

-Формирование у детей среднего возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

-Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

-Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

-Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Предполагаемый результат работы над темой самообразования.  Умение анализировать научно-методическую литературу; умение применять полученные знания на практике; активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

Дети научатся:

- Самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

- Предлагать возможные варианты решения; исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы исследовательской деятельности.

 План реализации программы по самообразованию.

Формы работы

Сроки

Практический выход

Изучение научно-методической литературы. Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н.Прохоровой, направленной на изучение мотивации детского экспериментирования. О.В.Дыбина «Ребёнок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста М. Сфера 2005. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей.

Сентябрь – октябрь.

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения Экспериментально – исследовательской деятельности»

Проведение диагностирования, анализ состояния воспитательно – образовательной работы

Сентябрь.

Анализ диагностики

Разработка перспективного плана по исследовательской экспериментальной деятельности.

Октябрь

Внедрение в образовательный процесс откорректированной системы занятий по экспериментально – исследовательской деятельности.

Использование опыта на практике (методы, приёмы, технологии)

Сентябрь, май

Система занятий по исследовательской экспериментальной деятельности

детей средней группы.

Создание развивающей среды, создание мини – лаборатории.

Ноябрь

Презентация лаборатории на семинаре ДОУ.

Совершенствование методов образовательной деятельности, изучение передового педагогического опыта через интернет – сайт.

Декабрь – февраль

 Представление

 педагогического мастерства в ДОУ.

Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе.

Ноябрь -  май

Создание копилки опытов и экспериментов «Шаг за шагом»

Работа с родителями Консультации для родителей на темы: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» «Научите ребенка любить живую природу». Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования. Тематические фотовыставки: - «Осень – славная пора» - «Моя семья на природе» - «Мои домашние питомцы» Анкета для родителей: Цель: выявить отношение родителей к экспериментально-исследовательской деятельности детей.

Октябрь, май

Совместное мероприятие

 с детьми и родителями на тему:

 «Лаборатория чудес и превращений».

Рефлексия

Май

Итоговая диагностика

Отчёт о проделанной работе. Фотовыставка «Юные исследователи».

Список литературы:

1.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.

2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

 4. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

7. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

9. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

10. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»Цель работы - разв...

План календарно-тематического планирования по экспериментально- исследовательской деятельности в старшей группе

Краткое содержание работы календарно-тематического планирования по экспериментально-исследовательской деятельности....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»

Китайское изречениеТо, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи прир...

Исследовательский проект экспериментального план Тематическая направленность: естественные и точные науки "Волшебная сила магнита"

Актуальность: экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах....

Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...

Перспективный план работы по исследовательско-экспериментальной деятельности для старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Перспективный план работы по исследовательско-экспериментальной деятельности для старшего дошкольного возраста (5-6 лет)...