Перспективный план работы по исследовательско-экспериментальной деятельности для старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
методическая разработка
Перспективный план работы по исследовательско-экспериментальной деятельности для старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 21«Звездочка» комбинированного вида»
662603, г. Минусинск, ул. Борцов Революции, 50 «А», тел. 8 (39132) 5 01 91 E-mail: ds21zvezdochka@yandex.ru
Перспективный план работы по исследовательско-экспериментальной деятельности для старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
воспитатель: Лисина Кристина Евгеньевна
Минусинск, 2020-2021г.
Цель: Создание условий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
• Способствовать накоплению конкретных представлений о предметах и их свойствах.
• Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
• Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
• Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
• Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
№ | Тема | Программное содержание | Материалы, оборудование | Дата | |
Сентябрь | «Удивительный песок» | Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку. | 3 стеклянные банки (первая – с сухим песком, вторая – с влажным песком, третья – с прозрачной водой), лопатка, пластинка, 3 оргстекла. | 07.09.20 год | |
«Соревнование» | Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность | две стеклянные банки с почвой (одна с рыхлой, другая – с уплотнённой), палочка, черенок традесканции. | 14.09.20год | ||
«Свойства сухого и мокрого песка» | Познакомить со свойствами песка, развивать смекалку, наблюдательность. | две баночки (одна с сухим, другая – с мокрым песком), пустая баночка, вода в лейке. | 21.09.20 год | ||
«Сухая и влажная почва» | Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву. | две стеклянные баночки (одна с сухой, другая с влажной почвой), пластинка из оргстекла, лопаточка. | 28.09.20 год | ||
Октябрь | «Солнечные зайчики» | Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. | зеркало, баночка с водой, пластина из нержавеющей стали. | 05.10.20год | |
«Игра в прятки» | Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость | две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой. | 12.10.20 год | ||
«Прятки» | Углублять знание свойств и качеств воды; развивать любознательность, закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами. | две баночки с водой (первая – с прозрачной, вторая – с подкрашенной водой), камешки, салфетка из ткани. | 19.10.20 год | ||
Ноябрь | «Чёрное и белое» | Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку. | салфетки из ткани чёрного и белого цвета. | 26.10.20 год | |
«Тёплая и холодная вода». | Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь. | мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка. | 02.11.20 год | ||
«Когда льётся, когда капает» | Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла. | пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка. | 09.11.20 год | ||
«В какую бутылку быстрее нальётся вода?» | Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами. | ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани. | 16.11.20 год | ||
«Пар – это вода» | Познакомить детей с тем, что пар – это мельчайшие лёгкие капельки воды; соприкасаясь с холодным предметом, пар превращается в воду. | чайник, оргстекло. | 23.11.20 год | ||
«Что бывает с паром при охлаждении?» | Показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов. | Оконное стекло, чайник, ветки дерева | 30.11.20 год | ||
Декабрь | «Как снег превращается в воду» | Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду. | тарелка со снегом | 07.12.20 год | |
«Замораживаем воду» | Показать, что жидкая вода на морозе меняет своё состояние – превращается в твёрдый лёд. | стаканчики, вода, веревочки | 14.12.20 год | ||
«Как лёд превращается в воду?» | Показать детям, что в тепле лёд тает и превращается в воду. | льдинки, куклы, тарелка. | 21.12.20год | ||
«Друзья» | Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность | стакан с водой, бутылка с водой, закрытая пробкой, салфетка из ткани. | 28.12.20 год | ||
Январь | «Можно ли пить талую воду?» | Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды. | белые тарелки | 11.01.21 год | |
«Играем с красками». | Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность. | две баночки с прозрачной водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани. | 18.01.21год | ||
«Прокати шарик» | Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку. | желобок, шарик – колобок, лист бумаги, карандаши. | 25.01.21 год | ||
Февраль | «Необычные кораблики» | Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом. | две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка с водой, салфетка. | 01.02.21 год | |
«Мыло – фокусник» | Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность; закрепить правила безопасности при работе с мылом. | ванночка, кусочек мыла, губка, трубочка, салфетка из ткани. | 08.02.21 год | ||
«Фокусник бальзамин» | Познакомить со структурой стебля бальзамина, развивать наблюдательность, смекалку. | две стеклянные банки с водой (в одной вода красного цвета), черенок бальзамина, лупа, лопатка, салфетка. | 15.02.21 год | ||
«Весёлая полоска» | Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность. | полоска бумаги. | 25.02.21 год | ||
Март | «Танец горошин» | Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность. | баночка с водой, горошины, трубочка, салфетка, лист бумаги. | 01.03.21 год | |
«Послушный ветерок» | Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку. | ванночка с водой, кораблик из пенопласта, салфетка из ткани. | 15.03.21 год | ||
«Мой весёлый, звонкий мяч» | Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность. | ванночка с водой, маленький резиновый мячик, салфетка. | 22.03.21год | ||
«Ворчливый шарик» | Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность. | ванночка с водой, воздушный шарик, салфетка из ткани. | 29.03.21 год | ||
Апрель | «Вкусный сок» | Познакомить с процессом приготовления сока; развивать наблюдательность, любознательность. | мандарин, две марлевые салфетки, одна ситцевая салфетка, стеклянный стаканчик, блюдце, толкушка, лист бумаги. | 05.04.21 год | |
«Секрет сосновой шишки» | Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку. | две сосновые шишки, ванночка с тёплой водой, салфетка из ткани. | 12.04.21 год | ||
«Хитрые семена» | Познакомить со способами проращивания семян. | семена бобов, 2 баночки с землёй, палочка, лейка, салфетка из марли, розетка, семена кабачков. | 19.04.21 год | ||
«Радуга в комнате» | Познакомить детей с природным явлением – радуга. | зеркало, емкость с водой | 26.04.21год | ||
Май | «Здравствуй, ветер» | Познакомить детей с природным явлением – ветер | миска с закрашенной водой, бумажные кораблики | 03.05.21 год | |
«Вода нужна всем» | Дать детям представление о роли воды в жизни растений. | 2 горошины, 2ватки, 2 блюдца, вода | 10.05.21 год | ||
«Ходит капелька по кругу» | Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе. | миски с водой – большая и маленькая. | 17.05.21 год | ||
«Очистка грязной воды» | Дать детям представление об очистке воды. | вода, стаканчики, вата, земля | 24.05.21 год |
Список литературы.
1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362.
5. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.
6. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.
7. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.
8. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
9. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.
11. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.
12. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
13. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
14. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.
15. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.
16. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.
17. Савинова, И. А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования / И. А. Савинова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2008. – №12. – С. 112–118.
19. Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности / О. Чехонина // Дошкольное воспитание, 2007. – № 6. – С. 13.
20. Хаярова, А. В. Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство познания окружающего мира / А. В. Хаярова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 10. – С. 12–16.
21. Щукина, Г. И. Формирование познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.
Разработтанный и опробированный перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. ...
Перспективный план работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности на примере декоративного рисования
В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.Знакомство детей с различными видами нар...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ КРАЕМ Старший дошкольный возраст
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС РОДНЫМ КРАЕМСтарший дошкольный возраст...
Перспективный план работы с детьми раннего, младшего и старшего дошкольного возраста по формированию безопасного поведения
Целью перспективного плана является формирование у детей дошкольного возраста основ осознательного отношения к организации безопасного взаимодействия с окружающем миром во всём многообразии его проявл...
Перспективный план работы с родителями по ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста
Ознакомление родителей с формированием культуры здоровья детей....
Перспективный план работы «Формирование моторных функций у детей старшего дошкольного возраста»
Проблема здоровья дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемые в ДОУ, нацелены...
Перспективный план работы по безопасности дорожного движения для старшего дошкольного возраста
План предназначен для воспитателей и педагогов ДОУ. В нем расписан план работы с детьми и родителями на чебный год....