Перспективный план работы «Формирование моторных функций у детей старшего дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа) на тему

Рыбникова Елена Викторовна

Проблема здоровья дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемые в ДОУ, нацелены на формирование двигательной культуры дошкольников. Использование на физкультурной непосредственно организованной деятельности и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений воспитывает у дошкольников интерес к двигательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_raboty.docx42.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колокольчик»

Перспективный план работы

 «Формирование моторных функций у детей старшего дошкольного возраста»

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s2de70e73bf2f5ead/image/i0a7d16773b27467f/version/1461603421/image.jpg

Разработала: Рыбникова Е.В., воспитатель

Г. Гагарин

Проблема здоровья дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемые в ДОУ, нацелены на формирование двигательной культуры дошкольников. Использование на физкультурной непосредственно организованной деятельности и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений воспитывает у дошкольников интерес к двигательной деятельности.

В современных условиях реформирования системы образования, к дошкольному воспитанию предъявляются новые, более высокие требования, связанные с организацией воспитательно-образовательного процесса, при которой эффективно решались бы образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Ухудшение здоровья воспитанников влечет нарушение интеллектуального развития, несформированность эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей. Поэтому деятельность, направленная на здоровьесбережение ребенка должна быть интегративной, использоваться в различных областях совместной деятельности с ребенком.   

Двигательная деятельность может помочь и решить проблемы по раскрепощению ребенка, обучению чувствования, пробуждению эмоциональной отзывчивости, общению и познанию сопереживания.

Осознавая значимость данной проблемы, изучив литературу и Интернет-ресурсы, я разработала перспективный план работы по формированию и развитию моторных функций у детей старшего дошкольного возраста.

Целью является совершенствование двигательной сферы детей, формирование координации движений рук и ног, развитие крупной и мелкой моторики.

Продолжительность занятий — 20–25 минут. Количество занятий: 15. Занятия проводятся в среднем 2 раза в месяц с постоянным повторением отдельных игровых упражнений в режимных моментах, занятиях НОД и свободной деятельности воспитанников.

В сентябре, январе и мае занятия не проводятся, так как проходит Мониторинг развития воспитанников согласно образовательной программе дошкольного учреждения.

Все занятия поделены на блоки, каждый из которых преследует свои цели.

I блок – «Я развиваюсь»

II блок – «Делай, как Я»

III блок – «Я всё смогу»

Октябрь – Декабрь Занятия № 1-5

Декабрь – Март

Занятия № 6-10

Март – Апрель

Занятия № 11-15

Цель:

совершенствование двигательной сферы детей, формирование координации движений рук и ног, учить ориентироваться в пространстве, регулировать свой мышечный тонус, закрепление понятия правостороннего и левостороннего движения, развитие глазомера.

Цель:

развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.

Цель:

выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства.

Включает:

– упражнения на развитие крупной моторики, формирования ощущения границ своего тела и его положения в пространстве;

– упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса;

– упражнения на развитие пространственных представлений.

Работа по развитию мелкой ручной моторики включает в себя:

-пальчиковую гимнастику;

– конструирование;

– графические упражнения;

– игры и действия с предметами.

Работа по развитию артикуляционной и лицевой моторики включает в себя:

– артикуляционную гимнастику;

– игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия;

– мимические упражнения.

Программа занятий.

Блок I «Я развиваюсь».

Занятие № 1.

Задачи:

— развивать общую координацию движений; выполнять движения согласно тексту;

— развивать чувство стихотворного ритма.

Оборудование: музыкальный центр, маска ослика, игрушка.

Ход занятия:

Задание № 1. Групповая гимнастика.

Задание № 2. Игра «Ослик – огородник»

Задание № 3. Упражнение "Зеркало".

Задание № 4. Игра "Найди клад".

 Занятие № 2.

Задачи:

— формировать умения ориентироваться в пространстве;

— формировать умения регулировать свой мышечный тонус;

— развивать чувство стихотворного ритма.

Оборудование: музыкальный центр, маска свинки, корзинка, кегли.

Ход занятия:

Задание № 1. Групповая гимнастика.

Задание № 2.  Игра «Ходит свинка по бору».

Задание № 3. Упражнение «38 попугаев».

Задание № 4. Игра «Снеговик».

Занятие № 3.

Задачи:

— развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом;

— Развивать меткость, глазомер, координацию движений.

Оборудование: кольцеброс.

Ход занятия:

Задание № 1. Групповая гимнастика.

Задание № 2.  Игра «Большая жёлтая луна».

Задание № 3. Подвижная игра «Накинь кольцо».

Задание № 4. Упражнение «Лодочка».

 Занятие № 4.

Задачи:

— Развивать у детей ориентировку в пространстве и ритмичность движений;

— Развивать у детей сообразительность.

Ход занятия:

Задание № 1. Групповая гимнастика.

Задание № 2. Упражнение «Марионетки».

Задание № 3. Упражнение «Слоник».

Задание № 4. Игра «Найди себе пару».

 Занятие № 5

Задачи:

— развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений;

—развивать общую моторику.

Оборудование: бильбоке, гимнастические палочки.

Ход занятия:

Задание № 1. Групповая гимнастика

Задание № 2.  Упражнение «Делай, как я» («Кулак – ребро – ладонь»).

Задание № 3.  Подвижная игра «Бабочки»

Задание № 4. Игра « Бильбоке».

Блок II «Делай, как Я».

Занятие № 6

Задачи:

— развивать умения производить точные движения пальцами рук;

— развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

— воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

— воспитывать внимательность к выполнению заданий;

— формировать графо - моторные навыки;

Оборудование: цветные карандаши с гранями, листы с графическими заданиями.

Ход занятия:

Задание № 1. Игры с карандашом.

Задание № 2. Пальчиковая игра «Деревья»  

Задание № 3. Графическое задание - обвести пунктирные линии разноцветными карандашами.

Занятие № 7.

Задачи:

— формировать графо - моторные навыки;

— развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию;

— воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

Оборудование: листы с графическими заданиями, мячики-ёжики.

Ход занятия:

Задание №1. Игры с мячиком-ёжиком.

Задание № 2. Пальчиковая игра «Зайка прячется под сосной».

Задание № 3 Графическое задание – обвести рисунок, разукрасить воздушный шар.

 Занятие № 8.

Задачи:

— развивать умения производить точные движения пальцами рук;

— развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

— воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

— воспитывать внимательность к выполнению заданий;

— формировать графо - моторные навыки;

Оборудование: кружочки из плотного картона, листы с графическими заданиями.

Ход занятия:

Задание № 1. Игры с кружочками.

Задание № 2. Пальчиковая игра «Дружные пальчики».

Задание № 3. Графическое задание – обвести круги у снеговика.

 Занятие № 9.

Задачи:

— развивать умения производить точные движения пальцами рук;

— развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

— воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

— воспитывать внимательность к выполнению заданий;

— формировать графо - моторные навыки;

Оборудование: листы с графическими заданиями

Ход занятия:

Задание № 1. Упражнение «Вырежи по контуру».

Задание № 2 Пальчиковая гимнастика «Пальчик вышел погулять».

Задание № 3. Графическое задание – «Дорожки»

 Занятие № 10.

Задачи:

— развивать умения производить точные движения пальцами рук;

— развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

— воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

— воспитывать внимательность к выполнению заданий;

— формировать графо - моторные навыки;

Оборудование: листы с графическими заданиями

Ход занятия:

Задание № 1. Игры с палочками.

Задание № 2. Пальчиковая гимнастика «Шёл медведь к своей берлоге».

Задание № 3.  Графическое задание – разукрась ниточки, дорисуй заборчик.

Блок III «Я всё смогу».

Занятие № 11.

Задачи:

— развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц;

— выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков;

— Развитие лицевой мускулатуры.

Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки, вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Ход занятия:

Задание № 1. Артикуляционная гимнастика (Е.А. Пожиленко)

Задание № 2. Упражнения «Лети бабочка» и «Листопад».

Задание № 3. Игра «Улыбка»

 Занятие № 12.

Задачи:

— Развитие плавного ротового выдоха;

— выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков;

— Развитие лицевой мускулатуры.

Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки), кусочки ваты.

Ход занятия:

Задание № 1. Артикуляционная гимнастика (Т.А. Куликовская)

Задание № 2. Упражнения «Ветерок» и «Снег идёт».

Задание № 3 Игра «В магазине зеркал».

 Занятие № 13.

Задачи:

— Развитие плавного ротового выдоха;

— выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков;

— Развитие лицевой мускулатуры.

Оборудование: игрушка-вертушка, бумажные птички из оригами.

Ход занятия:

Задание № 1. Артикуляционная гимнастика (Е.А. Пожиленко)

Задание № 2 Упражнения «Вертушка» и «Летите, птички».

Задание № 3. Игра «Грустные шарики».

 Занятие № 14.

Задачи:

— Развитие плавного ротового выдоха;

— выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков;

— Развитие лицевой мускулатуры.

Оборудование: легкий пластмассовый шарик, воздушный шарик на ниточке.

Ход занятия:

Задание № 1. Артикуляционная гимнастика (Т.А. Куликовская)

Задание № 2. Упражнения « Катись, шарик» и «Воздушный шарик».

Задание № 3. Игра «Эмоциональная разминка».

Занятие № 15.

Задачи:

— Развитие плавного ротового выдоха;

— выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков;

— Развитие лицевой мускулатуры.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном или готовые мыльные пузыри. 
Ход занятия:

Задание № 1. Артикуляционная гимнастика (Е.А. Пожиленко)

Задание № 2. Упражнения « Весёлые пузыри» и « Мыльные пузыри».

Задание № 3. Игра «Боюсь — не боюсь».


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности на примере декоративного рисования

В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.Знакомство детей с различными видами нар...

Перспективный план работы с детьми раннего, младшего и старшего дошкольного возраста по формированию безопасного поведения

Целью перспективного плана является формирование у детей дошкольного возраста основ осознательного отношения к организации безопасного взаимодействия с окружающем миром во всём многообразии его проявл...

Перспективный план работы с родителями по ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста

Ознакомление родителей с формированием культуры здоровья  детей....

Формирование моторного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием нетрадиционных методов.

Представлено обобщение опыта работы по теме самообразования   "Формирование моторного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием нетрадиционных методов" Пробл...

Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Перспективный план работы по нравственно – патриотическому  воспитанию в старшей  группе №1 "Сказка"  на 2017-2018 учебный  год....

Перспективный план работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Перспективный план работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельностьЭтапы Месяцы по неделямрисованиелепкааппликация  2 этапПрактиче...

Перспективный план по теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда ЮИД

Перспективный план по теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда ЮИД...