Опыт работы по реализации технологии Н.П. Гришаевой "Групповой сбор"
материал (старшая группа)

Туманова Виктория Викторовна

Опыт работы по реализации технологии Н.П. Гришаевой "Групповой сбор" в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovoy_sbor.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «Утренний сбор» как средство социализации дошкольников

Современный образовательный процесс в ДОУ должен быть  развернут на организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий. Такая совместная деятельность начинается с проведения группового сбора – места и времени общения, игр, планирования тематических проектов и текущих событий. Основное достоинство и ценность технологии проведения группового сбора заключается в ее гуманистической направленности:  обеспечение уважения к личности каждого ребенка, создание условий для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности – в становлении базовых свойств его личности. Основная идея технологии группового сбора – ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность. В самом широком понимании групповой сбор предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.

Цели и задачи группового сбора

 Любая педагогическая деятельность начинается с определения её целей и задач. Педагогические задачи формулируются исходя из общего смысла группового сбора:

  • создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;
  • обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
  • активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;
  • выбрать совместно с детьми тему нового проекта;  разработать план реализации нового проекта;
  • подвести итоги проекта;
  • развивать эмпатию;
  • прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т. п.);
  • учить: – формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения; – выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично; – внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других; – объяснять словами своё эмоциональное состояние и корректировать его; – делать выбор; – планировать собственную деятельность;
  • поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.

Для реализации данной технологии в развивающей предметно-пространственной среде детского сада были размещены атрибуты, демонстрирующие эмоциональную и социально-личностную позицию ребенка (доска выбора, звезда недели, мое настроение).

Каждое утро дошкольников начинается в приемной детского сада, где дети, в соответствии со своим эмоциональным состоянием с помощью фото определяют свою позицию на доске выбора «Мое настроение».

Каждый сбор начинается с определенного ритуала (Звуковой сигнал, сбор в стихотворной форме). Далее детям предлагается задание, для того чтобы открыть коробку-сюрприз и угадать тему дня (недели). В процессе утренней беседы определяется работа в центрах активности, происходит это так же посредством доски выбора «Центр активности». Для работы в центрах каждый день создаются специальные условия  для организации детской деятельности. Также в каждом из центров размещены правила и алгоритмы действия. Перед началом работы с детьми оговариваются правила поведения  и перехода от одного центра к другому, так как ребенок может выбрать центр как на весь день так и на часть дня.

В продолжении всего дня дошкольники выполняют различные задания. Перед обедом, дети собираются в круг для обсуждения «промежуточных результатов», где решают будут ли они продолжать эту деятельность во второй половине дня или выберут для игры другой центр активности. В конце дня дети обсуждают проделанную работу. Ребенок, отличившийся особой активностью выбирается звездочкой дня (посредством совещания и согласия группы). В коне недели определяется звездочка недели.

Применение технологии «Утренний сбор» помогает ребенку формировать и развивать такие социально значимые умения и качества как: умение определить место деятельности, организовать его, поставить перед собой цель и достичь ее. В случаях коллективной игры или игры в малых группах, создаются условия для развития коммуникативных навыков, навыков общения и взаимодействия.  

Включение родителей в образовательный процесс

Для реализации технологии необходимо активное включение в жизнь группы всех членов семьи ребенка: участие в оценивании и прогнозировании его развития, в планировании и осуществлении развивающего обучения.    

 Реальное присутствие и участие семьи в жизни группы оказывает:

  • психологическую поддержку ребенку;  
  • психоэмоциональную поддержку матери (ощущение покоя, уверенности за ребенка);  
  • приобщает членов семьи ребенка к ценностям личностно ориентированного образования;  
  • дает родителям реальное представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками во время общих дел и во время общения с чужими взрослыми, например, близкими других детей;  
  • дает родителям представление об уровне развития через наблюдение ребенка в деятельности на фоне других детей группы;  
  • дает ребенку право гордиться своими близкими (это моя мама занималась сегодня с детьми);  
  • дает воспитателю разностороннюю информацию о характере взаимоотношений ребенка с близкими, о стилях общения;  
  • дает возможность конструктивного разговора о достижениях, проблемах ребенка, возможность регулярного обсуждения с родителями динамики и тенденций его развития;  
  • дает возможность преемственного продолжения работы с ребенком в домашних условиях, обеспечивает содержательную и организационную преемственность (родители понимают, что и как можно сделать с ребенком дома);  
  • дает возможность участия родителей в групповых делах и занятиях.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по реализации программы развития ДОУ

Данный опыт  по теме программы "ДОУ - муниципальный центр физического развития и приобщения к здоровому образу жизни" был представлен на коллегии управления образования в марте 2011 года....

Опыт работы по реализации тематического проекта в старшей коррекционной группе.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешн...

Опыт работы по реализации практико-значимого проекта "Приокско-Террасный заповедник"

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: экологическое мировоззрение, экологическая культура живущих людей могут вывести планету и человечеств...

Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"

Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...

Опыт работы по реализации технологии «Ситуация месяца»(«Праздник игры»)

Опыт работы по реализации технологии «Ситуация месяца»...

«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Опыт работы по реализации проекта «Музыка вокруг нас».

Повышение качества музыкального образования, создание условий для приобщения дошкольников к ценностям музыкального искусства....