Навыки самообслуживания у детей раннего возраста
проект (младшая группа)

Чинякова Наталия Викторовна

 Ребёнок раннего возраста - это существо, постоянно рвущееся к самостоятельности, но практически во всем зависящее от взрослого. Без посторонней помощи ребёнок ещё не способен справляться со многими бытовыми проблемами. Возможности низки, навыки недостаточно сформированы. В этот период возникают конфликты между детьми и взрослыми, их воспитывающими. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navyki_samoobsluzhivaniya_u_detey_rannego_vozrasta.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:

Навыки самообслуживания у детей раннего возраста.

              Ребёнок раннего возраста - это существо, постоянно рвущееся к самостоятельности, но практически во всем зависящее от взрослого. Без посторонней помощи ребёнок ещё не способен справляться со многими бытовыми проблемами. Возможности низки, навыки недостаточно сформированы. В этот период возникают конфликты между детьми и взрослыми, их воспитывающими. Для того чтобы избежать проблем  в период «я сам», нужно предоставить как можно больше свободы ребенку, обучив его быть свободным от нас, научить его всем навыкам  самостоятельности:

  • аккуратно есть, и использовать столовые приборы;
  • одеваться и раздеваться,  используя различные виды застёжек;
  • пользоваться туалетом и приводить себя в порядок после него.

Особенностью развития ребёнка  раннего возраста является стремление делать то, что делают окружающие его взрослые.

               У детей  раннего возраста формируются определенные    навыки.

Таблица № 1  «Формирования навыков».

              Возраст
Название  навыка
Методика выявления

2 года 6 месяцев - 3 года  

1. Ребенок полностью одевается, но ещё не может застегивать пуговицы и завязывать шнурки сам, только с небольшой помощью взрослого.

Ситуация естественная (во время одевания на прогулку или после сна).

Ребёнку предлагается самостоятельно надеть ботинки, шапку, носки.

2.Пользуется салфеткой по мере необходимости, без напоминания.

Для   того   чтобы   начать   процесс   формирования навыков самообслуживания у  ребёнка   необходимо:

1.  Создать обучающую среду (предметы быта, игрушки, развивающие игры).

2. Организовать процесс обучения ребёнка. Отработка определенного навыка в партнерстве с взрослым человеком, с другими детьми, самостоятельно. Процесс достигает своей цели, когда приятен для ребенка и  приносит ему радость.

3. Закрепить навык, доводя его до автоматизма. Ребенок может повторять усвоенные им действия многократно, это приносят ему удовлетворение, радость, уверенность в себе. Одновременно необходимо предоставить ему дидактические игрушки для закрепления отрабатываемого навыка, что позволит совершенствовать тот навык, над которым мы работами. Для ребенка важна реакция взрослого на результат его действий, поведение. Очень важна похвала, положительная оценка, стимулирование. Любая похвала положительно влияет на достижение положительного результата (она должна звучать  не менее 20 раз в день). Это может быть – ласковое слово, ласковое прикосновение, проведение любимой игры, подарки и т.д.

Обучение навыкам самообслуживания может проходить:

  • на специально организованных занятиях;
  • в бытовых ситуациях;
  • в играх;
  • при уходе за собой и младшими детьми.

             Сам    процесс  формирования навыков самообслуживания у ребенка   навыкам    самообслуживания может проходить по   отработанному    алгоритму   действий,   предложенным  М. Г. Борисенко:

  1. Выбрать тот навык, который мы будем формировать.
  2. Сообщим ребенку, чего мы от него хотим (расстегни нижнюю пуговицу на рубашке).

Наше сообщение должно быть:

  • кратким
  •  четким
  •  последовательным
  •  подкрепленным, определенными действиями
  1. Разделить процесс «застёгивания пуговицы» на маленькие действия, которые ребёнок в состоянии выполнить.
  2. Процесс показа выполнения действия, которому мы собираемся обучить ребёнка должен быть:
  • четким
  • неторопливым
  • последовательным
  • действия выполнения доведены до автоматизма.

             Формирование   навыков самообслуживания – довольно длительный процесс, поэтому планировать работу целесообразно поквартально. Безусловно, процесс всех навыков осуществляется в течение всего года постоянно и практически одновременно. Однако есть необходимость  уточнить некоторую последовательность этой работы на каждый квартал с тем, чтобы именно на эти навыки педагоги обращали наибольшее внимание.

Среди приемов, способствующих формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста, на первом месте стоит прямое обучение – показ, указание, напоминание, совместная деятельность с ребёнком. Эти приемы используются постоянно и в предлагаемом материале не указываются. Здесь предлагаются игровые приемы, дидактические игры, перечень художественных произведений, которые помогут привлечь внимание детей к последовательности действий, будут способствовать поддержанию самостоятельности в самообслуживании.

Таблица № 2 «Воспитание культурно- гигиенических навыков»

Режимные процессы

Содержание навыков

Методические приемы

Первый квартал

Питание

Учить держать ложку в правой руке, брать пищу губами, есть с помощью взрослых.

Игровые ситуации: «Как мама учила мишку правильно кушать».

Чтение: пошетки: «Ладушки, ладушки», «Умница, Катенька».  «Гойда, гойда».

Одевание- раздевание

Учить доставать из шкафа уличную обувь, рейтузы, побуждать надевать носки, рейтузы, кофту или свитер, куртку, шапку. Учить  снимать колготки с верхней части туловища. Приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате.

Д/И: «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки».

Д/УПР. «Туфельки поссорились- подружились», «Сделаем из носочка гармошку», «Покажем кукле (мишке, зайчику), где лежат наши вещи».

Чтение: потешки «Наша Маша маленькая», З.Александрова «Катя в яслях».

Умывание

Учить брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, знать местонахождение своего полотенца, с помощью взрослого вытирать руки.

Приучать пользоваться носовым платком.

Д/УПР. «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки».

Рассматривание и беседа по картинкам: «Дети моют руки», «Мама моет дочку».

Чтение: потешки: «Водичка-водичка, умой мое личико», «Гуси- лебеди летели»

Второй квартал

Питание

Закрепляем умение держать ложку в правой руке, брать пищу губами, откусывать её небольшими кусочками, жевать коренными, а не передними зубами

Чтение: потешки: «Идет коза рогатая», «Пошел котик на торжок», «Кисонька - мурысонька», З.Александрова «Вкусная каша».

Одевание-раздевание, используя различные виды застежек

Учить расстегивать застежки  на липучках, упражнять в использовании других видов застежек.

Учить надевать обувь, рейтузы, с помощью взрослого  застегивать пальто, вешать в шкаф одежду. При раздевании ко сну побуждать снимать платье или рубашку, затем обувь, учить правильно, снимать колготки, вешать одежду на стульчик. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке.

Игровая ситуация: «Как петушок разбудил утром детей».

Д/И «Уложим куклу спать»

Чтение: З.Александрова «Мой мишка», Н.Павлова «Чьи башмачки».

Умывание

Продолжаем учить намыливать руки и мыть их прямыми движениями, учить отжимать руки после мытья. Закреплять умение вытирать руки своим полотенцем и вешать его на место.

Рассматривание иллюстрации «Дети моют руки» и беседа по ней.

Д/УПР. «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки».

Чтение: потешки «Водичка, водичка…»

Третий квартал

Питание

Совершенствовать умение есть самостоятельно, доедать пищу до конца, проглатывать пищу, не оставляя её за щекой. Формировать навыки аккуратности. Учить пользоваться салфеткой.

Игровая ситуация «Как мишка учился кушать вилкой».

Д/УПР. «Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду».

Чтение: потешки « Уж я Танюшечке пирог испеку», Е.Благинина «Аленушка».

Одевание- раздевание

Продолжать учить застегивать пуговицы. Учить надевать гольфы, носки, начиная с носка.

При раздевании перед сном побуждать вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки класть на сиденье.

Учить вежливо, выражать просьбу о помощи.

Игровая ситуация: «Как мы помогли кукле собраться в гости  к мишке».

Д/УПР. «Поучим зверюшек застегивать пуговицы».

Умывание

Учить засучивать рукава перед умыванием, закреплять умение мыть руки, учить мыть лицо, не разбрызгивать воду. Закреплять умение пользоваться носовым платком.

Д/УПР.: «Научим Мишку (зайку, куклу) правильно умываться», «Покажем Маше, как вытирать руки и лицо полотенцем».

Чтение: К.Чуковского «Мойдодыр», Е.Благинина «Аленушка».

Четвертый квартал

Питание

Учить держать ложку тремя пальцами, съедая бульон первого блюда вместе с заправкой, основное блюдо и гарнир. Закреплять умение есть аккуратно, совершенствовать навыки культуры еды.

Игровая ситуация «Мишка пригласил в гости зайку и ёжика».

Д/УПР. «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать».

Чтение: С. Капутикян «Кто скорее допьёт», «Маша обедает»

Одевание- раздевание, используя различные виды застежек

Закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, размешать свои вещи в шкафу, складывать и размешать одежду на стуле пере сном. Продолжать учить пользоваться разными видами застежек.

Д/УПР. «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном», «Научим мишку складывать вещи в раздевальном шкафчике»

Чтение: И. Муравейка «Я сама», Н.Павлова «Чьи башмачки»

Умывание

Закреплять навыки мытья рук и лица. Учить во время умывания не мочить одежду. Побуждать детей расчесывать короткие волосы.

Рассматривание картинок: «Девочкам чумазая», «Девочка аккуратная».

Чтение: С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г.Лагздынь «Лапки».

Таблица № 3  «Памятка к работе по развитию  навыков самообслуживания  у детей третьего года жизни».

Структура навыка

Дети третьего года жизни

Туалет и личная гигиена.

А) Своевременное посещение туалета

Своевременно по мере необходимости посещать туалет. Обязательно посещать туалет перед: утренней гимнастикой, физкультурным  и музыкальным занятиями, перед прогулкой.

Б) Правила поведения в туалете

В туалете должно быть не более 5 человек. В туалете вести себя спокойно, не брать с собой игрушки, не открывать шкафы, ничего не кидать в унитаз, не играть, не «ездить» на горшках, не сидеть долго на горшке, вставать сразу после полученного результата.

В) Правила пользования материалами и приборами

Найти свой горшок, поставить его так, чтобы можно было пройти к умывальникам, полотенцам, горшечной стойке и крану для мытья горшков. ( с помощью воспитателя) (самостоятельно).

Снять штаны, опустить  их ниже коленок, чтобы не замочить и не запачкать, придерживать их, чтобы они не упали на пол. ( с помощью воспитателя) (самостоятельно).

После результата аккуратно одеться: майку заправить в трусы, рубашку в колготки и шорты.

(с помощью воспитателя) (самостоятельно).

Г) Пользование носовыми платком

Не ходить с грязным носом, пользоваться платком: расправить его, высморкаться, вытереть нос, свернуть платок и положить его в карман. Ребёнок выполняет сам с помощью воспитателя.

Д) Пользование расческой

Не ходить лохматым, расчесывать после сна и прогулки, чесать волосы в определенном порядке, очищать расческу от волос. Ребёнок выполняет сам с помощью воспитателя.

Е) Чистка зубов и полоскание рта

Во время полоскания пользоваться только своим стаканчиком.

Умывание и вытирание.

А)Последовательность выполнения действий.

Закатать рукава, открыть кран, взять мыло, намочить руки вместе с мылом. Намыливать руки, положить мыло, растереть мыло на руках, смыть мыло под струёй воды, проверить чистоту рук. Вымыть лицо, отжать руки, закрыть кран.

 Б) Способ мытья рук и лица  

Рукава закатать, постепенно заворачивать/закатать, не подтягивать/. Кран открыть немного, что бы струя воды была не очень сильной, и не очень слабой. Растирать мыло на руках прямыми движениями: ладошка моет ладошку, правая рука моет левую сверху, левая моет правую сверху, моем каждый пальчик, как будто снимаем перчатку. Моем запястье, руками по кругу./растираем руки будто надеваем перчатки, круговыми движениями/. Смываем под водой теми же движениями, анне просто держим руки под струёй воды. Проверяем чистоту рук внимательно осматривая их. При необходимости повторяем действия. Набрать воду в ладоши, поставленные лодочкой. Вымыть всё слитно и щёки, и рот, и нос, не отрывными движениями, двумя руками по кругу (проверить самому качество умывания, посмотревшись в зеркало).

В) Способы вытирания рук и лица

Находим своё полотенце, снимаем его, положить на правую руку- вытереть левую, положить на левую- вытереть правую. Проверить, сухо ли вытерли. Расправить полотенце на двух ладонях, вытереть лицо, как спрятали его в полотенце, повесить полотенце на своё место. Раскатать рукава. Застегнуть рукава самостоятельно или с помощью воспитателя.

Г) Аккуратность

Умываться над раковиной, не мочить одежду, не брызгаться, пользоваться только своим полотенцем.

Д) Поведение

Подходить к крану по одному, другой может подождать и посмотреть, как моются другие дети, не толкаться, не лезть без очереди, не задерживаться, не играть с мылом, не мыть стены раковины, мыльницы.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Дети действуют самостоятельно, но должен быть учет индивидуальных особенностей ребёнка.

Одевание и раздевание

А) Последовательность

Найти свой шкафчик, место для сидения

(скамейка напротив, выдвинуть ящик, принести стульчик). Снять шорты, носки, достать и надеть колготки, шерстяные носки, (рейтузы, брюки, шаровары), обувь, кофту, платок, шапку, шарф, пальто(пальто-шарф).

Раздеваться в обратной последовательности. Сами взрослые снимают обувь у дверей, затем поставить обувь и надеть тапки.

В) Способы одевания

Научиться одевать и снимать: научить определять перед у вещи, по специальному ориентиру ( полоски на колготках, брюках, метках, специально нашитая на вещь).

Учить правильно класть вещь, чтобы она оделась  как надо ( у свитера перед прижать к груди). Научить определять правый и левый ботинок (дружные ссорились, но мирились). Научить застёгивать крючки, мелкие пуговицы, застёжки-липучки, научить завязывать шнурки на ботинках.

Г) Отношение к одежде

Приучать  вынимать из шкафчика только ту вещь, которую будут сейчас одевать. Снятую вещь сразу сложить и положить в шкаф. Научить способам складывания одежду (колготки, свитер, кофта, платья перед сном).

Д) Поведение

Не брать в раздевалку игрушки, не мешать товарищу, не толкаться, не разговаривать громко, одеваться быстро, не задерживать ребят, говорить «спасибо» за услугу. Обращаться с просьбой, употреблять слово «пожалуйста». Проверить порядок в одежде.

Культура еды

А) Посадка

Взять стул правильно(правая рука за спинку, левая за сиденье), поставить на своё место. Сесть на всё сиденье стула, опереться на спинку стула. Проверить кулачком расстояние от стола до груди (сам ребёнок). Поставить ноги на пол одну рядом с другой. Спину держать ровно, не наклоняться, локти на стол не ставить.

Б) Пользование столовыми приборами

Правильно держать ложку в правой руке

(если  держит в левой, провести обследование на леворукость). Ложку держит тремя пальцами снизу за середину черенка. Чашку держать в правой руке за ручку. Придерживают левой рукой (пить, анне «лакать» и не кусать край чашки).  Не стучать ложкой по тарелке.

В) Умение есть разную пищу.

Не втягивать с шумом жидкость (компот, суп). Есть горячие блюда: дуть аккуратно, не разбрызгивая, жевать с закрытым ртом. Правильно есть суп и второе блюдо с хлебом. Бутерброд с кофе. Котлету с гарниром (чередуя). Правильно держать бутерброд с сыром или маслом - поверху. Правильно пить компот: сначала выпить жидкость, а затем есть ягоды ложкой (котлету, запеканку, сырники, суфле – отламывать по маленькому кусочку, краем ложки).

Г) Аккуратность

Есть аккуратно, не  пачкать одежду, лицо, руки, скатерть; если запачкали сразу вытереть салфеткой, а не сидеть с грязным лицом и руками. Не крошить, не играть хлебом, не разливать, не брать пищу руками, не вытирать руки об скатерть, уметь пользоваться индивидуальной салфеткой.

Д) Поведение за столом

Не отвлекаться, не брать с собой игрушки, благодарить после еды, ставить стул на место, обращаться с просьбой, использовать вежливые слова.

Создание условий для формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Основная деятельность маленьких детей — игра. Мы старались ее организовать так, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании.  В любой игре присутствует единство и постоянство требований. Таким образом, в игровой форме у ребенка формируется тот или иной навык самообслуживания. Для кукол сшили платья, связали кофточки с пуговицами. Сначала в присутствии детей сами одевали кукол на прогулку, раздевали их, укладывали спать, показывали способы застегивания и расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предлагали ему выполнить то или иное действие.

С самого начала учебного года мы договорились с  помощником воспитателя о правилах одевания и раздевания. Прежде всего, мы учили детей последовательно и рационально выполнять действия.

Танкетки в раздевальной скрепили парами. В результате дети стали одновременно одеваться, сидя на них.

В умывальной комнате тоже многое изменили:  сделали удобный подход к зеркалам. Вначале мы думали, что детям гораздо удобнее пользоваться маленьким куском мыла, и разрезали кусок на четыре части. Но вскоре убедились, что в этом случае ребята воспринимают мыло как игрушку и вместо умывания играют с ним. Оказалось, что самая удобная величина — это кусок, разрезанный пополам.

Создали условия, обеспечивающие формирование у детей умений самостоятельно и аккуратно есть. Старались красиво сервировать стол, так как это способствует формированию навыков культуры еды. Хлебницу, салфетницу ставили так, чтобы дети могли достать хлеб, салфетку. Одновременно с созданием необходимых условий мы обучали детей правилам поведения: за столом — во время приема пищи, в умывальной комнате — при выполнении гигиенических процедур, в вестибюле — при одевании и раздевании. Учили производить все действия правильно и в определенной последовательности, при постоянстве и единстве требований.

  Создавая  оптимальные условия по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста, мы наметили:

  1. продолжить работу по обогащению предметно-развивающей среды, которая  основывается  на следующих принципах:

  • комфорта и эмоциональное благополучия ребенка (свобода в выборе, разная содержательная направленность);

  • индивидуализации (создание центров отдыха и разгрузки)

  • динамичности (создание множества центров разной направленности);

  • информативности (для саморазвития используются алгоритмы действий, образцы).

2) оптимизировать методы и приемы, формы методической работы по трудовой деятельности;

Взаимодействие с родителями.

Понимая, что достичь успеха в формировании навыков самообслуживания можно только в том случае, если нас поддержат родители, мы впервые же дни организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснили родителям, что семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, моральные представления, привычки, жизненно необходимые навыки.

Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, изготовлении сюжетно-ролевых игр и игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, инвентаря для организации трудовой деятельности, совместных творческих выставок детей и родителей («Руки папы, руки мамы и мои ручонки» « Не мешайте мне трудиться!»

 В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение  имеет удобная одежда и обувь детей, оборудование. Попросили родителей сделать в шкафах для одежды по два металлических крючка вместо одного, надежнее закрепить полочки для  обуви. Шкафы стали удобнее. По нашей просьбе родители пришили вешалки к кофтам, брюкам. Договорились с родителями о том, чтобы они сделали петли на одежде удобными для застегивания и расстегивания, чтобы все застежки были по возможности спереди, а не сзади, рукава на платьях и кофтах легко закатывались. Постоянно следили, чтобы шнурки на обуви были с твердыми наконечниками. 

Заключение.

Работая над формированием навыков самообслуживания  у детей раннего возраста, мы не забывали давать положительную оценку действиям ребенка. Выбирали похвалу, меняя её словесное оформление. Если у ребёнка появился новый предмет одежды с незнакомым для ребёнка принципом надевания, мы составляли программу обучения надевания этого предмета, придерживаясь предложенной методики обучения ребёнка способам одевания,

Мы, педагоги,  проявляли терпение, внимание и доброжелательность, обучая ребёнка тому и иному навыку; оказывали помощь тогда, когда ребёнок не мог справиться самостоятельно, руководствуясь правилом: «Я  помогу тебе сделать самому», замечали любое новое действие, освоенное ребёнком; хвалили малыша, когда он достигал результата и не ругать, если  он выполнял что-то не так быстро и ловко, как нам хотелось; хвалили малыша за желание всё делать самому и не пытались помешать этому естественному желанию; отводили специальное время для занятий по самообслуживанию, для каждой вещи мы нашли постоянное место; были примером для малыша во всем.

Весь процесс совместных действий по формированию навыков самообслуживания у детей  раннего возраста привел к прогрессу в этой области у детей. Есть огромное желание добиться успехов в столь сложной, но интересной и благодарной работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Воспитание культурно-гигиенических навыков является первоосновой всей дальнейшей работы с детьми по обучению и воспитанию. Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков начинается с раннего воз...

Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Педагогический проект на тему:«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»...

Педагогический проект воспитателя СП ГБОУ ООШ с.Новопавловка Третьяковой Г.В. на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

3. Цель проекта:  Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  у детей раннего возраста посредством игры.Задачи проекта:1.       Раз...

Конспект родительского собрания "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста" (группа раннего возраста)

Родительское собрание на тему "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"     ПОДГОТОВКА К СОБРАНИЮОформление фотоальбома;Подбор литературы для родителей...