Доклад "Театрализованные игры как средство формирования творческих способностей у детей с ОВЗ"
статья (средняя группа)

Театрализованные игры как средство формирования творческих способностей у детей с ОВЗ.

Внутренний мир ребенка с особыми потребностями развития (нарушения слуха, зрения, речи, задержка психического развития и т.д.) сложен.Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им раскрыть свое Я, понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
На современном этапе развития общества большое внимание уделяется формированию у детей способности творчески мыслить. Дошкольный возраст является самым сенситивным периодом для развития творческого  потенциала, способностей каждого ребенка, овладения им различными видами деятельности, в том числе и творческими.
Творческая деятельность – реализация способностей, создание чего-то нового, интересного, необычного. К условиям, способствующим успешному развитию творческих способностей и самореализации детей, относятся психические познавательные процессы, свойства личности каждого ребенка.
Средством, способным решать все эти задачи, является искусство.
Оно заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности.
Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе
с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития, но и оказывает на них лечебное воздействие является способом профилактики и коррекции.

Занятия театральной деятельностью детей с ОВЗ дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории.

Театр – один из самых демократических и доступных видов искусства и для детей в том числе. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, с формированием эстетического вкуса, с нравственным воспитанием, развитием речи и воспитанием воли, создавать положительный эмоциональный настрой и нередко – выходить через игру из конфликтных ситуаций.
В игре, в частности театрализованной, ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения с окружающими. Это требует творческой активности личности.
Важную роль в жизни детей играют эмоции, которые помогают воспринимать действительность и реагировать на неё, развивают способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам ,интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка и снятие зажатости – обучение чувствованию и художественному воображению. Этот путь лежит через сочинительство, фантазирование. Все это может дать музыкально-театрализованная деятельность.

Музыкально-театрализованная деятельность – это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребенка. Она понятна ребенку, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребенок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния .Музыкально-театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней ребенка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для
педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него.

 Регулярно на занятиях используем театрализованные игры для развития коммуникативных качеств и эмоционально-личностных отношений между детьми. Важным моментом является режиссерская работа, где работая над ролью ребенок неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровень. Реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение, в результате дошкольник начинает ощущать себя творцом. Прежде чем учить ребенка драматизировать, знакомим с произведением, сюжетной линией, затем дети учатся рассказывать по ролям, вместе мы подбираем интонации и мимику. Для четкого произношения слов и звуков заучиваем скороговорки, поговорки, считалки. Сначала дети учатся произносить слова медленно и четко, затем четко и быстро. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая сторона речи. Такая систематическая работа с детьми с ОВЗ с использованием приемов театральной деятельности заметно улучшает их диалогическую речь, грамматический строй, обогащает их словарь. Очень важно, на наш взгляд в работе по развитию творческих способностей -это сформировать у ребёнка представление о том, чтобы стать артистом, нужно много уметь, а именно чётко говорить, правильно дышать, красиво двигаться, уметь правильно подобрать костюм. Для формирования этих качеств существует много игр и упражнений направленных на развитие речевого дыхания, чёткой дикции и разнообразной интонации, эмоции и двигательных способностей, которые мы и используем в своей работе. Например для развития выразительности речи детей каждый день проводим артикуляционную гимнастику, упражнения для губ и языка, дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Это служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а самое главное, - дети любят эти упражнения, что способствует положительному эмоциональному настрою на дальнейшую деятельность. Часто используем фольклор: скороговорки, загадки, потешки, дразнилки, заклички, что также способствует развитию эмоциональной сферы, речевому развитию в целом. Для развития памяти, воображения, фантазирования используем этюды, пальчиковые игры, пальчиковый театр, обыгрывание стихов, песенок. Обязательным условием каждой игры является смена ролей ведущего и ведомого. Эффективны игры на музыкальных инструментах, они развивают способности у детей эмоционально-ритмической подстройки друг к другу.

В проведении театрализованных игр с детьми я выделяю подготовительный и основной этапы.

На подготовительном этапе работы  специально оформленного «уголка сказок» благоприятствует установлению более тесного контакта между педагогом и ребенком. При организации театральной деятельности с детьми, я использую различные сказочные атрибуты, декорации: ширмы, занавес, изображения на заднем плане, цветы, деревья, домики, печка, заборчик и т.д. Персонажами выступают куклы из разных материалов: тряпичные, деревянные, бумажные, резиновые, пальчиковые, универсальные.

В реализации основного этапа решаются следующие задачи:

- познать свое эмоциональное состояние и оценить это состояние;

-  формировать   умение   с   помощью   мимики      выражать   эмоциональное состояние: гнев, радость, удивление, огорчение, испуг;

-  развивать    навыки эмоционального общения детей ОВЗ друг с другом и взрослыми;

-    учить   речевым   и неречевым   средствам   общения   -   мимика,   жест пантомимика;

- формировать основы нравственного поведения;

- обучать импровизации сцен, мизансцен;

-  развивать мелкую моторику пальцев рук при использовании пальчиковых игрушек, игрушек - рукавичек.

Вторым важным моментом на наших занятиях является режиссерская работа. Ребенок осваивает азы режиссерской композиции,   учится подчинять мелочи сверхзадаче. Работая над ролью, он неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровень. Реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение, в результате дошкольник начинает ощущать себя творцом.

Поэтому, начиная работать с детьми с ОВЗ по развитию творческих способностей через театральную  деятельность, я поставила перед собой цель:

  • воспитать у детей устойчивый интерес в театрально-игровой деятельности,
  • совершенствовать диалогическую и монологическую речь, культуру речевого общения,
  • прививать желание играть с театральными куклами разных систем, драматизировать.

Тесная связь с родителями помогает нам в работе не только с детьми, но и в подготовке к различным театрализованным мероприятиям, встречам, конкурсам. Родители понимают важность театрализованной деятельности в жизни их детей, которая дает возможность быть творческими личностями, коммуникативными, добрыми, веселыми, умными, развитыми, талантливыми, музыкальными, инициативными, художественно-изобразительными, непосредственными, наконец здоровыми, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Творческая деятельность, имеет большое значение в жизни человека, тем более она имеет большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Дети становятся не зажаты, выразительны и эмоциональны.

Начиная работу с детьми , вначале для совместных игр я беру более простые игры и сюжеты, затем они усложняются. Привлекаю к игре детей, которые пассивны в игровой ситуации, используя малейшее желание и стремление к общему действию.

Прежде чем учить ребенка драматизировать, знакомлю с произведением, сюжетной линией, затем дети учатся рассказывать по ролям, вместе мы подбираем нужные интонации и мимику. Для   четкого   произношения   слов   и   звуков   заучиваем    скороговорки, поговорки, считалки.

Сначала дети учатся произносить слова медленно и четко, затем четко и быстро. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая сторона речи. Предлагая роль, особенно диалог персонажей, перед ребенком ставлю задача - четко, ясно и понятно изъясняться. Такая систематическая работа с детьми с ОВЗ с использованием приемов театральной деятельности заметно улучшает их диалогическую речь, грамматический строй, обогащает их словарь.

Приобщаясь к великому чуду театра, ребенок начинает понимать, что он не одинок, он принят в дружескую компанию единомышленников, которые живут не бытовыми ценностями, а чем-то более высоким, важным и удивительным

Я считаю, что театральная деятельность является хорошим «курсом актерского мастерства» для воспитания у детей ОВЗ строгой, внутренней психоэмоциональной самодисциплины. Театр учит владеть собой, своими мыслями, чувствами, телом, настроением.

Практическая значимость работы отмечается в том, что дети становятся более эмоциональными, приобретают уверенность в своих движениях и поступках.

Соответственно, организация такой деятельности решает не только проблему эмоционально-волевой сферы ребенка, вопросы нравственного воспитания и социализации, но и, что особенно важно, повышает уровень познавательной активности,  что помогает детям с ОВЗ достигнуть лучшей результативности в обучении в школе.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

 

                                      Литература:

  1. Артемова Л.B. «Театрализованные игры». -М.: Просвещение, 1986 г. 67 с.
  2. Маханева М. «Театрализованная деятельность дошкольников// Дошкольное воспитание». 1999, №11-с6-14.
  3. Сорокина Н. «Кукольный театр в детском саду// Дошкольное воспитание». 1997, № 6, с. 61-63.
  4. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». -М.: Владос, 2001. 159 с.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В статье указаны данные диагностического исследования  творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на примере МКДОУ № 4 "Колосок", приведён  систематизированный и апробированный комп...

Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей.

Игра! Как много она значит для ребенка — дошкольника.  Без увлекательной игры не может быть страны детства. «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром....

Презентация "Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей раннего возраста"

В презентации показан опыт использования традиционных и нетрадиционных видов театра для детей раннего возраста с 2 до 3 лет.Внимание! Полная версия находится на Яндекс.Диск.  //yadi.sk/i/FIZUVn0K...

«Театрализованная игра как средство развития творческих способностей у детей подготовительной группы через ТРИЗ»

развитие творческих способностей детей  подготовительной группы через ТРИЗ в театрализованной игре...

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у детей».

Развитие интеллектуальных способностей детей – одна из самых актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче...

Консультация "Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей у детей"

Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние  человека по мимике, жестам, умение ставить себя на его место в различны...

Консультация "Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей у детей"

Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние  человека по мимике, жестам, умение ставить себя на его место в различны...