Экологический проект "Зеленый мир детского сада"
проект (подготовительная группа)

Нурсалканова Галия Жуматаевна

Использование проектной деятельности помогает мне выбирать более эффективные средства воспитания и обучения. Основываясь на личностно-ориентированном подхо­де к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, фор­мирует навыки сотрудничества, практические умения в данном случае в области экологического воспитания.Использование проектной деятельности помогает мне выбирать более эффективные средства воспитания и обучения. Основываясь на личностно-ориентированном подхо­де к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, фор­мирует навыки сотрудничества, практические умения в данном случае в области экологического воспитания.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический проект

 «Зеленый мир детского сада»

                                                                Группа№5«Любознайки».

Воспитатели: Нурсалканова Г.Ж

Машновская А.В

«Речку, лес, в ромашках луг

                                                                      Получай в наследство

                                                                          Охраняй их, юный друг,

                                                                     Береги их с детства!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

ТЕМА: «Зеленый мир детского сада»

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Для детей: Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство- это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Для родителей: Возможность общаться со своими детьми «на равных», обсуждать предложенные темы, спорить, высказывать своё мнение, выслушать мнение ребёнка. Вместе наблюдать, экспериментировать, ходить в походы, бывать на природе, чаще проводить время в кругу семьи. Возможность приобрести новые знания о деревьях об их разнообразии, о пользе для оздоровления детей, повышении их иммунитета.

Для педагога: Использование проектной деятельности помогает мне выбирать более эффективные средства воспитания и обучения. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения в данном случае в области экологического воспитания.

В процессе выполнения проекта формируются способность генерирования идей, эмпатии, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, предвидения, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма), ощущение стройности организации идей и др.

Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. При отборе содержания проекта опора идёт на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей в субъектов деятельности. Продумывается мотивация, заранее моделируются проблемные ситуации, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по инструкции, данной воспитателем, а на основе самостоятельно принятого решения.

ПРОБЛЕМА:

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев , но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа . 
Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов. 
Мы  начали эту серьезную работу с ближайшего зеленого окружения - с территории детского сада. Как правило, среди зеленых насаждений на территории детского сада, можно встретить многих представителей флоры данной местности. Необходимо помнить и о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Данный проект раскрывает ценность деревьев при выполнении ими санитарно-гигиенических функций через доступные дошкольному восприятию игровые формы работы.

Продуктом проекта является Карта зеленых насаждений детского сада, красная книга – изготовленная совместно с родителями, сбор овощей для передачи животным СЮНа, экскурсии по достопримечательностям города..

Цель проекта  1

1. Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер - семьи и детского сада;

Детская цель проекта: (самостоятельно сформулированная детьми ):

  • «открыть» царство зеленого мира и стать заботливыми хозяевами

нашей «маленькой планеты» - детского сада, города.

заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой.

Задачи:

 - приобщение детей и родителей к празднованию 65-ти летия города;

- выращивание овощей на опытническом участке;

- воспитывать чувства взаимопомощи к животным;

- знакомство с достопримечательностями города Железногорска;

- социальное взаимодействие с учреждениями города.

Основная идея проекта «Зеленый мир детского сада» представляется как часть программы сотрудничества семьи и детского сада в экологическом воспитании детей среднего и  старшего дошкольного возраста. Проект носит комплексный характер, нацеленный на решение ряда педагогических задач. Проект ориентирован на практическую деятельность детей на территории детского сада и рядом расположенной лесой зоне.

Карта проекта «Зеленый мир детского сада»

Проект создавали и принимали участие:

  • Воспитанники детского сада
  • Родители
  • Воспитатели
  • Специалисты

Продолжительность: долгосрочный.

Данный проект осуществлялся в течение трех месяцев (июль, август, сентябрь).

Ожидаемый результат:

В результате работы педагогического коллектива дети усвоили нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; испытывают потребность в приобретении экологических знаний, ориентируются на практическое их применение; испытывают потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживают им, проявляют доброту и чуткость, бережное отношение ко всему окружающему; проявляют эстетические чувства- умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности; проявляют инициативу в решении экологических проблем ближайшего окружения. 

Дети знакомы с растениями, растущими на территории детского сада и их функциями; знакомы с некоторыми целебными свойствами деревьев для здоровья человека; имеют первоначальные навыки "чтения" карты детского сада, уход за овощами на опытническом участке детского сада и помощь животным обитающим в СЮНе;  -имеют представление о природе родного города и достопримечательностях. 

 Родители:

 -активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность;  -знают и применяют целебные свойства растений для оздоровления детей;

- создание красной книги деревьев. 

Адресная направленность:

Представленный педагогический опыт в области исследуемой проблемы может быть использован специалистами дошкольного профиля в решении конкретных воспитательно-образовательных задач.

Содержание проекта:

I ЭТАП Подготовительный

Задачи:

мероприятия

Выявление проблемы. Заинтересовать проблемой, выяснить представления детей о деревьях. Определение готовности ребёнка помогать и:
заботиться о природе

Совместно с детьми продумать продукт проекта. 
2.Составить план мероприятий по реализации проекта. 
3.Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории; детской литературы о деревьях, художественного слова, физминуток и т.д.

4. Коллективная разработка карты "Зеленый наряд детского сада"

Ⅱ этап – основной – практический

В течение лета

Физическое развитие

«Рано солнышко встает - на зарядку всех зовет! »

Задачи

Мероприятия

- Продолжение работы по укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости) ;

-Формирование у детей потребности в ежедневной двигательной активности;

- Знакомство с доступными для детей дошкольного возраста способами укрепления здоровья.

Закаливание: это воздушные и солнечные ванны, хождение босиком, игры с водой, купание в бассейне (по погодным условиям).

Беседы: « Правила поведения в лесу», «Болезни грязных рук»; «Ядовитые грибы и растения»; «Закаляйся, если хочешь быть здоров»; «Чистота – залог здоровья», «Лето красное – для здоровья время прекрасное! », «Полезные и вредные привычки», Факторы опасности при лесных пожарах».

Подвижные игры с элементами имитации: «К названному дереву беги», «Что мы видели, не скажем », «Воробушки»,  «Деревья качаются», «Догонялки», «Зайцы и волк», «Перепрыгни через ручеёк», «полоса препятствий» ,«У медведя во бору», «Мы веселые ребята».

Игровое упражнение «Вдыхаем запахи леса».

Познавательно – речевое развитие

«Как прекрасен этот мир - посмотри! »

Задачи

Мероприятия

-Развитие речи и речевого общения дошкольников;

-Развитие у детей способности слушать литературные произведения различных жанров, принимать участие в рассказывании знакомых произведений; - Стимулирование интереса детей к познанию окружающего мира посредством представлений о природе и человеке;

- Воспитание у детей интереса, внимания и доброжелательного отношения к окружающему, желание беречь и защищать природу.

Рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы о лесе. Прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи «голоса природы»,

Чтение сказок об охране природы « Серая Шапочка и Красный Волк», «Жила – была река»,

 

Целевые экскурсии по территории детского сада.

Беседы с детьми:
« В чем отличие деревьев от других растений», 
«Какие деревья растут на территории детского сада»,  
«Как на территории детского сада появились деревья»,
«Кто сажает деревья в лесу», 
«Какую пользу приносят деревья», 

"Для чего нужны деревья", «Если исчезнут леса».

Чтение летних экологических сказок, о деревьях.

Придумывание загадок, знакомство с пословицами, поговорками о природе

Наблюдение за цветником и огородом

Игры эксперименты: «Где легче дышать?», «Условия для созревания урожая».

Логоритмическое упражнение «Ветер дунул нам в лицо», «эхо».

Сбор листьев и веточек для гербария.

"Прогулка в ельник», составление рассказа о целебных свойствах ели. 
"Белоствольная красавица". Беседа о пользе березки для человека.
"Защитим наши деревья" -  придумать знаки охраны деревьев.
-"Вкусные деревья" - найти на участке посадки вишни, черемухи. 
"Столовая для птиц" - найти на карте деревья, которые кормят птиц,
-"Расставим знаки" - определить соответствующим знаком основную санитарно-гигиеническую ценность каждого дерева.    
Развлечение:

«Путешествие в волшебный лес!»; 

«Люблю березку русскую».              

Социально-личностное развитие

«В семейке дружной нашей мы весело живём! »

Задачи

Мероприятия

-Развивать у детей умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию;

- Расширять представления об окружающем мире;

- Формировать умение ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.

Дидактические игры: «Я садовником родился», «Съедобное не съедобное»,  «Узнай по описанию», «когда это бывает?», «Что растет в лесу».

«Кто летает?»,  Вкус и запах» .Найди свое дерево»,.»Зоопарк», «Что такое хорошо  что такое плохо», «Кому что нужно», «Эхо», «Вершки – корешки». «Узнай чей лист», «Лесник», «Когда это бывает», «Отгадайте, что за  растение»,  «Что будет если….».

Сюжетно – ролевые игры:

«Игра-путешествие на зелёную поляну», «Команда спасателей», » Большая стирка», « Магазин»,  «Скорая помощь», «Аптека»,  «Фотоателье», «Библиотека», «Дочки – матери», «Поездка в лес за грибами», «Семья», »Ветеринарная аптека», «Собираемся в поход», «Кругосветное путешествие», «Наши дружрые соседи», « Юный друг природы», « Ветеринар»,   « Цветочный магазин», « Лесничий».

Развлечение: «В лес за грибами».

Строительные игры: «Пароход», ««Многоэтажный лес».

Строительство», Строим стадион»,

 «Детский сад», «Зоопарк»

Кукольные спектакли: «Мы друзья природы», «Как Маша в лес за калиной ходила", Лесной Детский сад".   
Игры с песком

Лаборатория «Юные мичуринцы»,

Эксперимент: «Удивительные свойства дерева».

Работа в цветнике и на огороде

Развлечение «Школа юных пожарных». 

 

Художественно-эстетическое развитие

«Мы рисуем, танцуем, поем - очень весело живем! »

Задачи

Мероприятия

- Развитие творческих способностей детей в различных видах художественно - эстетической деятельности;

- формирование у детей запаса музыкальных впечатлений, использование их в разных видах деятельности;

- Создание условий для развития мелкой моторики и навыков овладения коллективным творчеством

Развлечение «Здравствуй лето»

Коллективная разработка карты "Зеленый наряд детского сада"
Хороводные, музыкальные игры: Игра-фантазирование «Слушаем шелест листвы»,

Слушание и пение песен о лете

Зарисовка деревьев

«Угадай настроение музыки»

Конкурс рисунков на асфальте «Счастливое детство»

Рисование на песке.

Рисование « Береги природу», « Мое любимое дерево».

Ручной труд и конструирование: «Изготовление книги леса».

Лепка и аппликация: «Портрет березки», лепка «Чудо-дерево».

Оттиск параллоном «Дерево»

Отпечатки листьев.

Рельефная лепка «Бабочка на цветке»

Аппликация путём обрывания бумаги «Березовая роща».

Рисование ладошкой «Лес», Аппликация «Деревья». «Развесистое дерево».

Работа с родителями, детско-родительские проекты

«Вместе с семьёй»

Задачи

Мероприятия

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Консультации: «Детский травматизм и его предупреждение», «Предупреждение солнечных ударов», «Первая помощь при ушибах, ранах, укусах насекомых»,

Привлечение родителей к проведению праздников и развлечений в ДОУ

Конкурс презентаций «Папа, мама, я и лето»;

Изготовление поделок из природного материала;

Засушивание гербария;

Акция: «Посади деревце, кустик».

 Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье» 

Подборка лучших рецептов по оздоровлению детей с помощью целебных сил деревьев.

Выставка рисунков на тему: «Вот оно какое наше лето» (совместная деятельность с детьми) .

Детско-родительский проект «Изготовление книги леса».

Детско - родительский проект «Плодовые деревья и кустарники». Оформление альбомов вместе с родителями по одному из выбранных плодовых деревьев  

План работы на июнь

мероприятия

Работа с родителями

Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье».

 « Правила поведения в лесу».

 Акция: «Посади цветочек».

Привлечение родителей к проведению праздников и развлечений в ДОУ

Детско-родительский проект «Изготовление книги леса».

Работа с детьми в рамках летне – оздоровительного проетка ДОУ

Развлечение «Здравствуй лето»

Конкурс рисунков на асфальте «Счастливое детство.

 Беседы с детьми: «Какие деревья растут на территории детского сада»,  
«Как на территории детского сада появились деревья», « Правила поведения в лесу».

Аппликация путём обрывания бумаги «Березовая роща».

Игра-фантазирование «Слушаем шелест листвы».

Подвижные игры с элементами имитации: «К названному дереву беги», «Что мы видели, не скажем », «Воробушки», «Деревья качаются».

Рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы о лесе.

Целевые экскурсии по территории детского сада.

"Прогулка в ельник», составление рассказа о целебных свойствах ели. 

«Какие деревья растут на территории детского сада»,

Дидактические игры: «Я садовником родился», «Съедобное не съедобное»,  «Узнай по описанию», «когда это бывает?».

Чтение сказок об охране природы « Серая Шапочка и Красный Волк», «Жила – была река»,

Сюжетно - ролевые игры: «Игра-путешествие на зелёную поляну», «Команда спасателей». Собираемся в поход», «Семья»,

Строительные игры: «Пароход», «Строительство».

Логоритмическое упражнение «Ветер дунул нам в лицо».

Кукольный спектакль: «Мы друзья природы».

Игры с песком, лаборатория «Юные мичуринцы».

      План работы на июль

мероприятия

Работа с родителями:

Консультации: «Детский травматизм и его предупреждение».

«Первая помощь при ушибах, ранах, укусах насекомых».

Подборка лучших рецептов по оздоровлению детей с помощью целебных сил деревьев.

Изготовление поделок из природного материала;

Детско - родительский проект «Плодовые деревья и кустарники». Оформление альбомов вместе с родителями по одному из выбранных плодовых деревьев. 

Работа с детьми в рамках летне-оздоровительного проекта ДОУ

Развлечение «Школа юных пожарных».

Беседы с детьми:
« В чем отличие деревьев от других растений», «Кто сажает деревья в лесу», 
«Закаляйся, если хочешь быть здоров»; «Чистота – залог здоровья».

Коллективная разработка карты "Зеленый наряд детского сада".

Слушание и пение песен о лете, Прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи, прослушивание аудиозаписи «голоса природы».

"Белоствольная красавица". Беседа о пользе березки для человека.

"Защитим наши деревья" -  придумать знаки охраны деревьев.
-"Вкусные деревья" - найти на участке посадки вишни, черемухи. 

Зарисовка деревьев, рисование « Береги природу», « Мое любимое дерево».

«Угадай настроение музыки»

Лепка и аппликация: «Портрет березки», лепка «Чудо-дерево».

Оттиск параллоном «Дерево»

Логоритмическое упражнение «эхо».

Ручной труд и конструирование: «Изготовление книги леса».

Дидактические игры:«Что растет в лесу».

«Кто летает?»,  Вкус и запах» .Найди свое дерево»,.»Зоопарк», »,  «Что будет если….».

 Подвижные игры: «Догонялки», «Зайцы и волк», «Перепрыгни через ручеёк», «полоса препятствий»

 Сюжетно-ролевые игры:  Большая стирка», « Магазин»,  «Скорая помощь», «Аптека»,  «Фотоателье», «Библиотека», «Дочки – матери»,

Строительные игры:  « Строим стадион», «Многоэтажный лес».

Кукольный спектакль: «Как Маша в лес за калиной ходила".

Эксперимент: «Удивительные свойства дерева», «Условия для созревания урожая».

План работы на август - сентябрь

мероприятия

Работа с родителями

 Выставка рисунков на тему: «Вот оно какое наше лето» (совместная деятельность с детьми).

Конкурс фото презентаций «Папа, мама, я и лето»;

Засушивание гербария.

Работа с детьми в рамках летне-оздоровительного проекта

Развлечение: «Путешествие в волшебный лес!»; 

Беседы с детьми: «Какую пользу приносят деревья», 

"Для чего нужны деревья", «Если исчезнут леса».

Чтение летних экологических сказок, о деревьях.

"Столовая для птиц" - найти на карте деревья, которые кормят птиц,
-"Расставим знаки" - определить соответствующим знаком основную санитарно-гигиеническую ценность каждого дерева.    

Придумывание загадок, знакомство с пословицами, поговорками о природе.

Отпечатки листьев.

Рельефная лепка «Бабочка на цветке»

Рисование ладошкой «Лес», Аппликация «Деревья». «Развесистое дерево».

 Дидактические игры: «Что такое хорошо  что такое плохо», «Кому что нужно», «Эхо», «Вершки – корешки». «Узнай чей лист», «Лесник», «Когда это бывает», «Отгадайте, что за  растение.

 Подвижные игры: «У медведя во бору», «Мы веселые ребята».

Игровое упражнение «Вдыхаем запахи леса».

 Сюжетно – ролевые  и гры: «Поездка в лес за грибами», «Семья», »Ветеринарная аптека», «Кругосветное путешествие», «Наши дружрые соседи», « Юный друг природы»,   « Цветочный магазин», « Лесничий».

Строительные игры: «Детский сад», «Зоопарк».

 Кукольный спектакль: «Лесной Детский сад".

  Работа в цветнике и на огороде.

Игры эксперименты: «Где легче дышать?»

Сбор урожая и передача животным СЮНа.

 этап – итоговый

1.Презентация проекта на II образовательном форуме г.Железногорска.

2. Продукт проекта

- Карта зеленых насаждений детского сада. (август)

На карте размечена территория детского сада и соответствующими карточками обозначены места произрастания деревьев. Эта работа выполнялась совместно с детьми.

3. Книга леса. Совместная работа детей и родителей.

4. Социальное взаимодействие с СЮН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме "Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду"....

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.

В презентации раскрывается  понятие " Экологическое пространство",виды  пространств и т.д...