Проекта «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»
проект

Кузнецова Надежда Николаевна

 

       Проект  Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в  сюжетно-ролевой игре

Актуальность проекта.

         Основная задача работы воспитателя - развитие коммуникативных способностей, речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря речи, происходит первоначальное становление коммуникативных способностей ребенка. Полноценная реализация данной цели - формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окружают. Дошкольник должен без затруднений разговаривать  с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.

          Актуальность проблемы развития коммуникативных способностей всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка, потому, что овладение коммуникацией, родным языком – жизненная потребность.

Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развитие.

Известные отечественные психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леоньтев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и другие утверждают, что развитие ребёнка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую). В качестве одного из методов развития коммуникативных способностей применяются сюжетно - ролевые игры. В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста со сверстниками. Организация сюжетно - ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще игра организуется, тем больше возникает желание поиграть еще и еще. Таким образом, организуя сюжетно - ролевую игру, педагог вовлекает детей в прямое общение.

         В данном проекте развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста со сверстниками проходит посредством сюжетно – ролевых игр, подобрана система сюжетно - ролевых игр, разработаны мероприятия по  обогащению предметно-развивающей среды и запланирована работа с родителями по теме «Развитие коммуникативных способностей детей   дошкольного возраста со сверстниками  посредством  сюжетно-ролевой игры».

 Теоритическим обоснованием проекта является примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под.ред. Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kom_sri.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование педагогической деятельности с использованием метода проектов

         Тема проекта «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста со сверстниками  посредством  сюжетно-ролевой игры»

Актуальность проекта.

         Основная задача работы воспитателя - развитие коммуникативных способностей, речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря речи, происходит первоначальное становление коммуникативных способностей ребенка. Полноценная реализация данной цели - формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окружают. Дошкольник должен без затруднений разговаривать  с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.

          Актуальность проблемы развития коммуникативных способностей всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка, потому, что овладение коммуникацией, родным языком – жизненная потребность.

Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развитие.

Известные отечественные психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леоньтев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и другие утверждают, что развитие ребёнка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую). В качестве одного из методов развития коммуникативных способностей применяются сюжетно - ролевые игры. В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста со сверстниками. Организация сюжетно - ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще игра организуется, тем больше возникает желание поиграть еще и еще. Таким образом, организуя сюжетно - ролевую игру, педагог вовлекает детей в прямое общение.

         В данном проекте развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста со сверстниками проходит посредством сюжетно – ролевых игр, подобрана система сюжетно - ролевых игр, разработаны мероприятия по  обогащению предметно-развивающей среды и запланирована работа с родителями по теме «Развитие коммуникативных способностей детей   дошкольного возраста со сверстниками  посредством  сюжетно-ролевой игры».

 Теоритическим обоснованием проекта является примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под.ред. Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

Цель проекта: Систематизация работы воспитателя по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста со сверстниками  посредством  сюжетно-ролевой игры.

Задачи проекта:

1. Изучить методический материал и литературу по проблеме актуальности развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредствами сюжетно – ролевой игры

2. Составить перспективный план по развитию коммуникативных способностей  у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредствами сюжетно – ролевой игры

3.Обогатить предметно-развивающую среду, костюмами, атрибутами и игрушками для сюжетно - ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

4.Взаимодействовать с родителями в процессе развития коммуникативных способностей  у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством сюжетно – ролевой игры

Стратегия реализации проекта:

- Цель педагогической деятельности:

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры.

- Воспитательно – образовательные задачи : 

Формировать умение активно вести диалог со сверстниками и педагогом в сюжетно-ролевой игре

      Развивать  умение детей выслушивать друг друга до конца в сюжетно – ролевой игре

      Развивать умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

Закреплять умение пользоваться формами речевого этикета (употребление слов спасибо, пожалуйста, здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, до свидания, извините, пожалуйста, скажите, пожалуйста и т.п.) в сюжетно-ролевой игре.

Подготовительный этап работы над проектом

     Во время подготовительного этапа работы над проектом была изучена следующая литература:

1.Определение актуальных проблем развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Эти материалы отражены в работах А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, A.B. Запорожца и др.

2.Особенности развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста со сверстниками посредством сюжетно – ролевых игр (Л.Г.Соловьёва, А.К. Бондаренко, С.Е. Максимова, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.);

3.Программы

 Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под.ред. Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

        На основании изученной литературы был разработан перспективный план, подобрана педагогическая диагностика и разработаны сюжетно – ролевые игры. Проведена диагностика детей .

Ожидаемые результаты.

Сформируются умения: 

 -  вести диалог с педагогом и сверстниками в сюжетно – ролевой игре

      -  выслушивать друг друга до конца в ходе сюжетно - ролевой игры

- входить в контакт с детьми и педагогом в сюжетно – ролевой игре

- согласовывать свои действия с действиями других участников в ходе       сюжетно -  ролевой игры.

- пользоваться формами речевого этикета (употребление слов спасибо, пожалуйста, здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, до свидания, извините, пожалуйста, скажите, пожалуйста и т.п.) в сюжетно-ролевой игре

Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды:

        В групповой комнате созданы оптимальные условия для развития игровой деятельности, для формирования психических процессов, творческой активности детей, освоения детьми социальных норм и культурных ценностей. Для этого выделено пространство, обеспеченное как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков, имеются атрибуты и игрушки, предметы-заместители для различных игр. Собран естественный, природный, бросовый материал. Приобретены современные игровые модули. Сюжетно-ролевые игры должны отличаться большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий.

Оборудование:  Куклы – «мальчики» и «девочки»; куклы в одежде представителей разных профессий.

       Комплекты одежды для кукол по сезонам, комплекты постельных принадлежностей для кукол, кукольная мебель. Набор для кухни (плита, мойка, стиральная машина), кукольные сервизы (кухонный, столовый, чайный). Атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Семья», «Кафе», «Парикмахерская», «Детский сад», «В поликлинике», «Почта», «В магазине», «Строим дом», «Шоферы» и т.д)

 Предметы-заместители. Атрибуты для ряженья.  

 Подбор наглядного материала, подбор аудио материала, внесение изобразительных материалов для самостоятельной творческой деятельности детей.

Планирование и организация деятельности воспитателя, детей и родителей по этапам педагогического  проекта на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/Под.ред. Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

                

Этапы работы

Сроки проведения

 Воспитательно – образовательные задачи

Виды деятельности

воспитателя с детьми

Формы организации  и методы работы воспитателя

Работа с

 родителями

I этап подготовительный

с сентября по октябрь

Изучить методический материал и литературу по проблеме актуальности развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Составить перспективный план по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством сюжетно – ролевой игры

Составить перспективный план работы с родителями

Самообразование

Педагогическая диагностика

Планирование

Наблюдение

Индивидуальная работа в игровой форме (педагог  с ребёнком)

Подобрать сюжетно – ролевые игры на развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

II этап

Основной

 С ноября по март

Обогатить предметно-развивающую среду, костюмами, атрибутами и игрушками для сюжетно - ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных способностей посредством сюжетно – ролевой игры со сверстниками

Работа по перспективному плану по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством сюжетно – ролевой игры.

        

Консультации по развитию  коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

III этап Заключительный

Апрель

Систематизировать работу воспитателя по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры. Систематизировать работу воспитателя по работе с родителями.

Педагогическая диагностика

Индивидуальная работа в игровой форме (педагог с ребёнком)

Ресурсы.

Виды ресурсов

Составляющие компоненты  

Материально-техническое оснащение

Атрибуты, костюмы, игрушки для сюжетно-ролевых игр («Семья», «Кафе», «Парикмахерская», «Детский сад», «В поликлинике», «Почта», «В магазине», «Строим дом», «Шоферы» и т.д)

Методические материалы и средства обучения и воспитания

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под.ред. Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

Информационное обеспечение (документы);

Картотека сюжетно – ролевых игр; памятка, советы родителям, консультации.

Организация развивающей предметно-пространственной среды;

Предметно – развивающая среда группы, Центр сюжетно – ролевых игр.


Заключительный этап

                

            В ходе работы над проектом были систематизированы сюжетно -ролевые игры, разработана картотека сюжетно – ролевых игр, способствующая развитию коммуникативных способностей детей со сверстниками.        

         Разработанная картотека  сюжетно - ролевых игр может использоваться воспитателями, как в комбинированных, так и в общеразвивающих группах.

        Проведенные консультации способствовали повышению осведомлённости родителей о важности развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, как фундамента для дальнейшего развития.

Продуктами проекта является:

Картотека сюжетно – ролевых игр по развитию коммуникативных способностей детей со сверстниками.

Рекомендации для родителей.

Оценка результативности  реализации проекта.

В результате работы над проектом у детей были сформированы умения:      

- умение активно вести диалог с педагогом и сверстниками в сюжетно – ролевой игре

- умение выслушивать друг друга до конца в ходе сюжетно - ролевой игры

- умение  легко входить в контакт с детьми и педагогом.

- умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

- умение пользоваться формами речевого этикета (употребление слов спасибо, пожалуйста, здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, до свидания, извините, пожалуйста, скажите, пожалуйста и т.п.) в сюжетно-ролевой игре.


Приложение

Перспективное планирование системы сюжетно - ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками на основе

примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/Под.ред. Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

Месяц

Сюжетно – ролевые игры,

направленные на развитие коммуникативных способностей.

Задачи

ОКТЯБРЬ

  1. «Магазин»

Развивать коммуникативные способности на основе общих игровых интересов.

2. «Парикмахерская»

Развивать эмоции, воспитывать гуманные чувства к окружающим.

НОЯБРЬ

1 «Детский сад»

 Совершенствовать умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

2 «Кафе»

Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативные способности.

ДЕКАБРЬ

1 «Школа»

Совершенствовать умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог,

выслушивать друг друга до конца.

2 «Строим дом»

  Формировать умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

ЯНВАРЬ

1 «Почта»

 Совершенствовать умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

2 «Автобус»

Совершенствовать умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

ФЕВРАЛЬ

1.«Поликлиника »

 Совершенствовать коммуникативные способности на основе общих игровых интересов.

2. «Семья»

Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативные способности.

МАРТ

1.«Автобус»        

Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативные способности.

2. «Аптека»

 Формировать умение расширять игровой сюжет путем объединения нескольких сюжетных линий.

АПРЕЛЬ

1. «Почта»

Совершенствовать умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

2 «Строим дом»

Формировать умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

Приложение

Перспективный план работы с родителями.

Форма работы

Содержание

Дата проведения

1.

Групповое родительские собрания

 «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста или учим детей общению»

Сентябрь

2.

Педагогические беседы с родителями

Рекомендации для родителей

Октябрь

3.

Консультации

«Роль сюжетной игры в развитии детей  старшего дошкольного возраста»

«Речевая культура ребёнка рождается в семье»

Ноябрь

Февраль

4.

Совместная  творческая деятельность детей и родителей

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Март

5.

Памятка для родителей

«Как научить ребёнка общаться»

Январь

6.

рекомендации родителям

Посещение совместно с ребенком парикмахерской,   магазина, кафе, почты и пр.

Октябрь - март


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Развитие коммуникативных способностей дошкольников 6-7 лет с ОНР третьего уровня в игровой деятельности на логопункте в условиях реализации ФГТ»

Автор проекта: учитель-логопед МБДОУ детского сада № 359 Хапина Ольга Михайловна.Направление деятельности:        познавательно-речевое.Интеграция образователь...

Дидактическая игра как метод развития коммуникативных способностей у дошкольников

Игровое общение очень важно для ребенка!Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельност...

Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через музыкальные игры

Игра является неотъемлемой частью развития дошкольников...

«Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через музыкальные игры»

Музыкальная деятельность даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства....

Проект "Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников по средством социо-игровой технологии"

Проект " Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников по средством социо - игровой технологии"...

Педагогический проект "Развитие творческих способностей старших дошкольников в театрализованной игре"

Представлен проект по развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной игре. Рассмотрены теоретические основы театрализованной деятельности дшокльников, а также анализ авторсик...