Педагогический опыт построения работы в группе с детьми ЗПР
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Малиновская Галина Юрьевна

Статья о построении работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ С ДЕТЬМИ ЗПР

Для получения образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приведены специальные условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся. Под специальными условиями для получения образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ФЗ, понимаются условия, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия.

Перечисленные условия должны обеспечивать полноценное развитие детей во всех образовательных областях, на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям, в том числе к детям с ЗПР.

При создании развивающей предметно – пространственной среды для работы с детьми ЗПР мы решаем следующие задачи:

  • социальная адаптация детей в коллективе;
  • формирование коммуникативных способностей;
  • формирование умения сотрудничать;
  • осуществление необходимой коррекции различных видов нарушений детей;
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения развития детей;
  • создание развивающей предметно – пространственной среды и условий для разнообразной деятельности детей.

Как нужно построить работу воспитателя при работе с детьми с ЗПР? Образование воспитанников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по адаптированным образовательным программам.

Для обеспечения полноценного развития детей необходима слаженная и взаимосвязанная работа специалистов и воспитателей, работающих с детьми с ЗПР, а также родителей. Такая работа должна быть не стихийной, а целенаправленной и планомерной. Тесная работа всех участников образовательного процесса дает свои результаты.

В нашей группе у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, мелкой (тонкой) моторики рук. В связи с этим у таких детей страдает техника движений и двигательные качеств такие как, быстрота, ловкость, сила, точность, координация, выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании, такие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.

В рамках коррекционной работы с такими детьми используются специфические методы:

  • Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
  • Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
  • Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
  • Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.

Наши правила работы с детьми с ЗПР

  • Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
  • Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.
  • Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
  • Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
  • Проводить дополнительную индивидуальную работу по закреплению материала.
  • Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
  • Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце НОД.
  • Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
  • Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.
  • Моя речь должна служить образцом: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание моей речи детьми.
  • Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
  • Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
  • Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
  • Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.
  • Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
  • Установить доверительные партнерские отношения с родителями ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договариваться о совместных действиях,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт оздоровительной работы в группе детского сада

Здоровье - это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития ребенка. В последние годы число детей, у которых выявлены отклонения в состоянии здоровья, в разных возрас...

Педагогический проект по работе с родителями и детьми «Народная игрушка»

Педагогический проект по работе с родителями и детьми «Народная игрушка» Тема: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»   Под...

Передовой педагогический опыт - показатель работы детского сада

Статья адресована старшим воспитателям, а также в помощь педагогам  по организации и оформлению передового педагогического опыта...

Преодоление общего недоразвития речи. Работа в группе с детьми старшего дошкольного возраста.

Занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи,  Формирование фонетико-фонематических компетенций. Формирование графо моторных навыков. Работв на фронтальных, подгрупповых и индивиду...

Консультация для воспитателей "Организация индивидуальной работы в группе с детьми с ОВЗ"

В консультации предлагается методика работы с детьми с расстройством аутистического спектра, особенности этих детей, приемы работы с ними....

«Веселая логоритмика» Планирование работы творческой группы с детьми старшей группы

Планирование работы творческой группы«Веселая логоритмика»с детьми старшей группыЛогоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки, слова и...