«Веселая логоритмика» Планирование работы творческой группы с детьми старшей группы
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)

Полозова Александра Викторовна

Планирование работы творческой группы

«Веселая логоритмика»

с детьми старшей группы

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных и оздоровительных задач.

Цель логопедической ритмики – профилактика речевых нарушений или их коррекция, развитие актуальных речевых умений и навыков средствами движения, музыки и слова. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolaya_logoritmika.docx41.09 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование работы творческой группы

«Веселая логоритмика»

с детьми старшей группы

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных и оздоровительных задач.

Цель логопедической ритмики – профилактика речевых нарушений или их коррекция, развитие актуальных речевых умений и навыков средствами движения, музыки и слова.  

Занятия по логоритмике ориентированы на развитие речевых и моторных способностей детей в различных областях деятельности (познавательной, коммуникативной, творческой), на передачу духовного и культурного опыта человечества и воспитание творческой гармонично развитой личности.

Логоритмика (логопедическая ритмика) предполагает применение различных форм движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека в качестве развивающего и/или коррекционного фактора. Логопедическая ритмика – это обобщённое понятие, представляющее собой своеобразный вид двигательной терапии. Даная терапия основывается на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом, порождающим положительные изменения в психо-моторной сфере, выступает ритм (двигательный, музыкальный, речевой).

Основными формами работы при этом является собственно ритмика, то есть система физических упражнений, построенная на связи движения с музыкой, и речедвигательная ритмика – система  физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с одновременным проговариванием различных речевых единиц, в выполнении которых участвует общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Актуальность применения методики обуславливается необходимостью интегрированного подхода к решению педагогических задач, а также особенностями современных дошкольников:

  • невысокий уровень общих показателей здоровья  детей (нарушения осанки, плоскостопие, слабость дыхательной системы, нарушения зрения и др.);
  • недостаточный уровень физического развития относительно биологического возраста (общая моторная неловкость, задержанное формирование основных навыков и др.);
  • особенности высших психических функций (низкий уровень слухового внимания, трудности установления межанализаторных связей, плохо развитое воображение и др.);
  • специфика речевого развития (формирование речевых навыков с задержкой и в меньшем объёме, неразвитое фонематическое восприятие, низкий уровень понимания предложно-падежных конструкций и др.);
  •  эмоционально-личностное своеобразие (трудности установления партнёрских отношений внутри группы, недостаточность саморегуляции, самоконтроля и др.).

Таким образом, актуальность логоритмики обусловлена необходимостью внедрения всестороннего подхода к решению важнейших проблем дошкольного образования через использование здоровьесберегающих технологий на занятиях.

Цель программы – сформировать навык активного речевого восприятия и речевой экспрессии через осознание структурно-ритмических особенностей речевых единиц, воспитать интерес и желание к передаче речевых образов разнообразными двигательно-речевыми, музыкальноречевыми и собственно речевыми средствами.

Задачи:

Обучающие:

• учить воспринимать образность и структуру речевых единиц и передавать их в движениях;

• учить понимать и единицы высказывания (звук, слог, слово, предложение, текст), формы речи (стихотворная, прозаическая) и простейшие ритмические понятия (высокие/низкие звуки, быстрый/медленный темпы и т.д.);

• учить двигательно-пространственно-речевому моделированию характеристик речевых единиц (темп, ритм, динамика, форма и др.).

Развивающие:

• развивать ритмичность и речевые способности через воспитание эмоциональной восприимчивости и потребности отображать свои чувства с помощью двигательно-речевой экспрессии;

• способствовать физическому и психическом развитию (формировать красивую осанку, правильное дыхание, выразительность и пластику движений, развивать память, мышление, воображение, речь);

 • способствовать раскрытию творческого потенциала, предлагая игры и упражнения на импровизацию.

Воспитательные:

• воспитывать интерес и любовь к речи, родному языку, творчеству в самых разнообразных формах;

• способствовать формированию представлений о себе и других как самостоятельных творческих личностях;

• воспитывать безусловное уважение к другим людям вне зависимости от их возраста, расовых, национальных и культурных особенностей, способностей и/или ограничений здоровья.

Планируемые результаты освоения программы

Возможности личностного развития и усвоения материала у всех детей происходит неравномерно, в разных темпах. Однако можно выделить следующие целевые ориентиры усвоения программы:

  • ребенок владеет достаточным словарным запасом по лексическим темам;
  • обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата, способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать звуки русского языка;
  • умеет выражать свои желания средствами речевой и неречевой экспрессии, строить простую распространённую фразу;
  • знает схему собственного тела, основные параметры ритма, основные общеразвивающие, образные и плясовые движения;
  • может  по показу играть на шумовых инструментах, импровизировать при озвучивании речевого материала, прохлопать ритмический рисунок песни или мелодии, воспроизводить несложный ритмический рисунок в заданном темпе.

В результате освоения программы  дошкольники смогут использовать речь в качестве основного средства познания, коммуникации и выражения своих эмоций, будут понимать важность и необходимость дальнейшего изучения языка на следующей ступени образования, будут проявлять интерес к творчеству (двигательному, речевому, музыкальному), освоят навыки продуктивного взаимодействия ос сверстниками и взрослыми.

Используемая литература

  1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» - СПб.: Аничков мост, 2022;
  2. Буренина А,И. Коммуникативные танцы-игры для детей. Учебное пособие. СПб.: Музыкальная палитра. 2004;
  3. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. (I часть) – М.: ТЦ Сфера, 2016;
  4. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. (II часть) – М.: ТЦ Сфера, 2016;
  5. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М.: - ТЦ Сфера, 2006;  
  6. Кишиневская М.А., Кузнецова Е.В. Здраствуй, мир! – М.: Эдитус, 2018;
  7. Кишиневская М.А. Логоритмические упражнения (I полугодие) – Издательские решения, 2019;
  8. Кишиневская М.А. Логоритмические упражнения  (II полугодие) – Издательские решения, 2019;
  9. Коротаева С. Игровая методика музыкального воспитания дошкольников, - 2022
  10. Е.Косинова. Большой логопедический учебник, - Эксмо, 2011г. Сборник артикуляционных сказок

Музыкальный материал:

Марина Фёдорова сборники «Логоритмика» (по сезонам),  «Сказочки-игралочки»;

А. Галямова сборник «Паровозик»;

И.Бармина сборник «Умные пальчики»

Тематическое планирование работы творческой группы «Весёлая логоритмика»

Месяц

Тема

Содержание деятельности

Название

Сентябрь

«Здравствуй, мир!»

Логоритмические упражнения

«Маленькое солнышко» (7;10)

«Я мячом круги катаю»» (6;120)

Арикуляционная гимнастика

«У бабушки с дедушкой»,

«Как язычок отдыхал на море» (10;15,17)

Пальчиковая гимнастика

«Умные пальчики» (И.Бармина)

Танцевально-двигательная разминка

 «Солнце (М.Фёдорова)

Коммуникативные игры

«Здравствуй, друг!»

«Раз, два, три, другу улыбнись»

Музыкально-ритмические игры

  С бумажными стаканчиками

Подвижные игры

«Бабочка», «Кукушка»

Дыхательная гимнастика

«Утро в саду»

Оркестр

«По малину сад пойдём»

Транспорт

Логоритмические упражнения

«Едем на машине» (7;52)

«На лошадке ехали» (7;53)

Упражнение на развитие мимических мышц

«Пассажиры» (5;17)

Артикуляционная гимнастика

«Заведи мотор»

Пальчиковая гимнастика

«Самолёт»,

«Кораблик»,

Танцевально-двигательная разминка

«Самолёты» (М. Фёдорова)

«Я весёлый паровозик»

Коммуникативные игры

«Осенний дождик»

Подвижные игры

«Воробышки и автомобили»

Дыхательная гимнастика

«Крылья носа»

Октябрь

Осень

Логоритмические упражнения

«Разбросала осень листья» (7;31)

Упражнение на развитие мимических мышц

«Ну-ка повтори»

(пиктограммы)

Пальчиковая гимнастика

«Осень»,

«Листья (М. Фёдорова),

«Шишка» (И.Бармина)

Танцевально-двигательная разминка

«Лужи»

Коммуникативные игры

«Дождик» (логоритмика М.Федорова)

Ритмические игры

«Эхо», «Тук-тук-тук»

Подвижные игры

«Совушка-сова»

Упражнение на ралексацию

«Дождь» (3;28)

Оркестр

«Во саду ли, в огороде»

«Урожай»

Логоритмические упражнения

«Мы пришли на огород» (7;17)

Артикуляционная гимнастика

«Заяц-огородник»

Пальчиковая гимнастика

«Грибы»

Танцевально-двигательная разминка

«Осенние хлопоты» (М.Фёдорова)

«Огород» (М.Фёдорова)

Коммуникативные игры

Ты шагай» (9;6)

Ритмические игры

«Грибная полянка» (И. Бармина)

Подвижные игры

«Игра со стулом»

Дыхательная гимнастика

«Звуковое дыхание» (5;31)

Оркестр

«Осень песенки поёт»

Ноябрь

«Животные в лесу»

Логоритмические упражнения

«У зверей четыре лапы», «Три бельчонка – вот потеха» (7;73)

Артикуляционная гимнастика

«Как язычок гулял в лесу» (10;27)

Пальчиковая гимнастика

«У Мишутки День рождения» (7;70)

Танцевально-двигательная разминка

«Осенние хлопоты» (М.Фёдорова)

Коммуникативные игры

«Ёж с ежихой танцевал» (7;71)

Ритмические игры

«Дятел» (М.Фёдорова)

«С барабаном ходит ёжик»

Подвижные игры

«Скворушки»

Дыхательная гимнастика

«Лисичка принюхивается»

Оркестр

«Лесной оркестр»

«Я и моё тело»

Логоритмические упражнения

«Мы едем, едем, едем на большом велосипеде»

Артикуляционная гимнастика

«Как язычок работал в саду» (10;22)

Пальчиковая гимнастика

«Раз, два, три, четыре, пять» (7;42)

Танцевально-двигательная разминка

«Ну-ка ручки поднимите»,

«Да-да-да»,-  сказала голова»

Коммуникативные игры

«Вот у нас игра какая» (7;40)

«У тебя есть голова» (7;43)

Ритмические игры

«Тук, тук, ложечки»

Подвижные игры

«Хвостики» (А. Галямова)

Дыхательная гимнастика

«Носом я вдыхаю»

Оркестр

«Полька-полечка»

Декабрь

«Зима»

Логоритмические упражнения

«Ночью ветер волком выл» (7;86)

Артикуляционная гимнастика

«Кто спит зимой»

Пальчиковая гимнастика

«Стою и снежинку в ладошку ловлю» 7;87)

Танцевально-двигательная разминка

«Почему медведь зимою спит»

«Шапку наденем» (М.Федорова)

Коммуникативные игры

«Здравствуй, вежливо сказали!» (9;12)

Ритмические игры

«Снежный ком»

Подвижные игры

«Зайцы и лиса»

Дыхательная гимнастика

«Вьюга»

Фонопедическое упражнение

«Снежинка» (5;99)

Оркестр

«Дружный оркестр»

«Новый год»

Логоритмические упражнения

«Дед Мороз! Дед Мороз!»

Артикуляционная гимнастика

«Сказка о язычке»

Пальчиковая гимнастика

«Подарки» (М. Фёдорова)

Танцевально-двигательная разминка

«Снеговик», «Новый год в зоопарке»

Коммуникативные игры

«Игра с мандаринкой»

Ритмические игры

Игра с колокольчиками

«Мороз (5,72)

Подвижные игры

«Снежки»

Дыхательная гимнастика

«Снежинки-пушинки»

Оркестр

«Валенки»

Январь

Моя семья

Логоритмические упражнения

«Раз, два, три, четыре» (7;45)

«Бабушка кисель варила» (6;87)

Артикуляционная гимнастика

«Язычок» (9;25)

Пальчиковая гимнастика

«У мамы на кухне»,

«Ну-ка, братцы» (6;106)

Танцевально-двигательная разминка

«Эй, бабушки и дедушки»

Коммуникативные игры

«Ты шагай» (5;70),

«Тропинка»

Ритмические игры

«Повтори ритм»

Подвижные игры

«Золотые ворота»

Фонопедическое упражнение

«Морозята» (5;89)

Дыхательная гимнастика

«Надуй шарик»

Сказки

Логоритмические упражнения

«Баба-Яга, костяная нога!» (7;85)

«Кто живет под потолком?» (7;77)

Артикуляционная гимнастика

«Как язычок лепил снеговика»

Пальчиковая гимнастика

«Жил да был весёлый гном» (6;93)

Танцевально-двигательная разминка

«Частушки бабок Ёжек»

Коммуникативные игры

«Шел козел по лесу»

Ритмические игры

«Три медведя»

Подвижные игры

«Гуси-лебеди»

Дыхательная гимнастика

«Петушок»

Оркестр

«Два весёлых гуся»

Февраль

Профессии

Логоритмические упражнения

«Много есть профессий знатных» (8;15), «Профессии разные есть» (5;108)

Артикуляционная гимнастика

«Раскатываем тесто», «Блинчик», «Пирожки» (5;101)

Пальчиковая гимнастика

«Умелые руки» (5;94)

Танцевально-двигательная разминка

«Помогатор»

Коммуникативные игры

«Тропинка-торопинка» (А. Усачёв»

Оркестр

«Строительный оркстр»

Подвижные игры

«Цветные автомобили»

Дыхательная гимнастика

«Печка пыхтит», «Стеклодув»

Защитники отчества

Логоритмические упражнения

«Мы-отважные пилоты» (6;101)

«Мы построим самолёт» (6;103)

Артикуляционная гимнастика

«Как язычок пил чай с друзьями»

Пальчиковая гимнастика

«Пальцы эти – все бойцы»,

«Наша армия»

Танцевально-двигательная разминка

«Мальчишка – будущий солдат»

Коммуникативные игры

«В нашей Армии» (8;18)

Ритмические игры

«Барабанщики»

Подвижные игры

«Самолёты и корабли»» (М. Фёдорова)

Оркестр

«Военный марш»

Дыхательная гимнастика

«Самолётик»

Март

8 марта

Логоритмические упражнения

«Раз – весна» (6;109)

Артикуляционная гимнастика

«Весёлый язычок»

Пальчиковая гимнастика

«Бабушка» (М.Фёдорова)

Танцевально-двигательная разминка

«Мамопомогалочка»

Коммуникативные игры

«Мамочка на праздник ждала себе гостей» (6;100)

Ритмические игры

«Наряд для мамы» (с клавесами)

Подвижные игры

«Иголка и нитка» (5;125)

Оркестр

«Ускорялочка» (М. Фёдорова)

Весна

Птицы

Логоритмические упражнения

«К нам весна шагает быстрыми шагами» (8;29),

«Наша ласточка» (6;105)

Артикуляционная гимнастика

«Весёлая прогулка» (10)

Пальчиковая гимнастика

«Птички» (М.Фёдорова),

«Под самым карнизом» (8;31)

Танцевально-двигательная разминка

«Птичья зарядка»

Коммуникативные игры

«Весёлое облачко и грустное»,

«Мы откроем все окошки» (7;35)

Ритмические игры

«Дятел» (А.Галямова)

Подвижные игры

«Северный и южный ветер»

Дыхательная гимнастика

«Весенний ветерок»

Оркестр

«Перелётные птицы»

Апрель

Спорт

Логоритмические упражнения

«Любим спортом заниматься» (8;42)

Артикуляционная гимнастика

«Путешествие язычка с друзьями» (10)

Пальчиковая гимнастика

«Раз-два-три-четыре-пять,

Спортом заняты опять» (8;41)

Танцевально-двигательная разминка

«Мы едем, едем едем»

Коммуникативные игры

«Давайте все делать как я»

Ритмические игры

С бумажными стаканчиками

Подвижные игры

«Мы – весёлые ребята»

Дыхательная гимнастика

«Весенний ветерок»

Оркестр

«Спортивный марш»

Космос

Логоритмические упражнения

«Мы летим к другим планетам» (8;36)

Артикуляционная гимнастика

сказка «Планета»

Пальчиковая гимнастика

«На ракете, ну и ну!»

Танцевально-двигательная разминка

«Лунатики»

Коммуникативные игры

«Метеоры и метеориты»

Ритмические игры

«Повтори ритм»

Подвижные игры

«Мы идем на космодром» (8;37)

«Ждут нас быстрые ракеты»

Дыхательная гимнастика

«Спутник»

Май

День Победы

Логоритмические упражнения

«Майский праздник» (8;62)

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

«На параде»,

«Бойцы-молодцы»

Танцевально-двигательная разминка

«Яблочко»

Коммуникативные игры

«Как живёшь?», «Ровным кругом»

Ритмические игры

«Разведчики-радисты»

Подвижные игры

«Переправа»

Оркестр

«Победная весна»

Насекомые

Логоритмические упражнения

«На полянке я сижу» (8; 68),

«Шла сороконожка» (8;71)

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

«Этот странный дом без окон» (8; 70)

Танцевально-двигательная разминка

«Бабочки»

Коммуникативные игры

«Парочки»

Ритмические игры

«Пчёлки»

Подвижные игры

«Бабочки, гусеницы, кузнечики» (М.Фёдорова)

Дыхательная гимнастика

«Жук», «Комарик»

Фонопедическое упражнение

«Колокольчики будили» (5;164)

Оркестр

«На весеннем лугу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного развлечения «Вместе весело шагать» с детьми старшей группы.

В гости к ребятам пришли Ябеда и Задира, которые не знали что такое физкультура, но очень хотели с ней познакомиться. Ребята рассказывали им, как стать спортивными, сильными и ловкими. А также играли ...

Творческая работа с детьми старшей группы "Пускай снежинка не растает, пока часы 12 бьют".

Презентация творческой работы с детьми старшей группы "Солнышко" по изготавлению новогодних снежинок и украшению ими логопедического кабинета....

Мастер-класс по художественно - эстетическому развитию "Инновационные формы и методы работы деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности"

laquo;Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.&ra...

Годовой отчет о проделанной работе воспитателей с детьми старшей группы

Годовой отчет о проделанной работе воспитателей...

Творческие проекты в работе с детьми старшей группы

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий-проектов...

ЦИКЛОГРАММА планирования воспитательно-образовательной работы педагогов с детьми старшей группы на 2022-23 учебный год

ЦИКЛОГРАММА планирования  воспитательно-образовательной работыпедагогов с детьми старшей группы на 2022-23 учебный год...