НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Свет"
опыты и эксперименты (средняя группа)

Мартынова Анна Алексндровна

НОД

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_svetu.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе

 «Опыты со светом»

Цель: расширить знания детей об окружающем мире.

Задачи:

1) дать понятие о возникновении света и тени;

2) развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

3)познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него;

4) способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.

5)воспитывать самостоятельность, активность.

Активизация словаря:

проникает, яркий, тусклый, тень, отражается, рассеивается.

Оборудование:

фонарики, настольная лампа, свеча, экран, цветные стёкла, прозрачные стекла, картон, белая писчая бумага, ткани разного цвета и разного свойства, дощечки, пластмассовые тарелочки, расческа, экран теневого театра, фигурки теневого театра, коробка с отверстием сбоку. Картинки с изображением солнца, луны, звезд, настольная лампа, фонарики, свеча, лампочка и др.

Ход:

Ребята к нам сегодня пришли гости ,давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки.Я предлагаю отправится в лабораторию и поиграть со светом.А кто мне скажет :»Что такое лаборатория ?»Ответы детей:»Лаборатория-это место ,где проводят опыты и делают выводы»В лаборатории все работают в белых халатах и шапочках.

Дети одеваются. Но прежде чем играть нам надо вспомнить правила игры и  поведения в лаборатории. Дети вспоминают правила.На мольберте висят правила.Дети называют.

И так мы отправляемся в  зал №1В этом зале  на столе стоит закрытая  коробка белого цвета, дети рассматривают коробку и она не простая. Посмотрите, в ней есть отверстие, давайте посмотрим в это отверстие. Что лежит в коробке.

Смотрят дети, ничего не видят.

- Почему ничего не видно? (потому, что в коробке темно).

Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает коробку, туда попал свет.

А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло? Ответы детей:»Зажигает фонарик, опускает его в коробку. «Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

В коробке картинка: звездное небо, луна.

- Почему мы теперь увидели картинку? (в коробке стало светло)

Воспитатель сообщает детям: Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается с нами. Это потому, что свет не имеет цвета, для нас он невидимый.

- Что является главным источником света для нас днем? (Солнце). А ночью? (Луна).

А что помогает видеть нам вечером? (Лампы, которые у нас в люстрах, электрические лампы на столбах, фонари на столбах).

- Правильно, значит: свет бывает естественным (солнце, луна, месяц, звезды, костер) и искусственным, т. е. что изобрели люди, то, что испускает свет – электрические лампочки, лампы дневного света, свечи, фонарики. Свет помогает нам видеть окружающие вещи.

 Воспитатель предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет, т.е. изготовленный людьми.

Вначале нашей игры вы мне сказали,что ученые делают выводы ,давайте и мы сделаем вывод по первому залу лаборатории.Вывод: : свет бывает естественным (солнце, луна, месяц, звезды, костер) и искусственным, т. е. что изобрели люди, то, что испускает свет – электрические лампочки, лампы дневного света, свечи, фонарики. Свет помогает нам видеть окружающие вещи.

Отправляемся во второй зал лаборатории.На столе стоит настольная лампа,фонарик и свеча.Воспитатель:»Как работает лампа?»Ответы детей:»Она работант от света,включается в розетку.»А как ток попадает в дома. Существуют  электроподстанции  откуда свет попадает в трасформаторные будки ,а по проводам  к нам в помещения. А как работает фонарик? Фонарики работают от батарейки и есть которые работают когда их заряжают .Если в фонарике села батарейка ее надо поменять. Воспитатель :»А старую надо выкинуть в ведро мусорное»Дети:»Нет ,только в специальный комтейнер, иначе батарейки загрязняют окружающую среду»А как работает свеча? Дети: ее надо спичкой зажечь, но это делать должен только взрослый»

Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

Вывод: чем больше источник, тем ярче свет. Надо закрепить слова посмотрите на схему.

Это три разных предмета ,а что у них общее? Ответы :они все дают нам свет. Молодцы .

 Пройдем в третий  зал лаборатории. На столе лежат ткани, цветные стёкла, дощечки, картон, бумага писчая, пластмассовые тарелочки, книги. дети прикладывают к фонарику предметы с подносов, проверяют – проходит свет или нет.

-Давайте попробуем, что получится? (Свет не проникает).

-А почему?

Аналогичная работа проводится с цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.

-Через какие предметы свет проходит?

-А через какие предметы свет не проходит?

Вывод:свет может проникать через прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы – не проходит.

Воспитатель:»Уважаемые гости, а вы не хотите поиграть с нами?»

Пройдемти в зал №4,на столе лежат разного размера фонарики.Давайте вспомним когда мы включаем фонарики?Ответы:

Путешествие продолжается. Возможно, мы будем двигаться при свете, а возможно, и в темноте. А что нам поможет двигаться в темноте? (Фонарики). Давайте возьмем с собой фонари.

Давайте вспомним правила пользования фонариком. : включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять, т. к. могут разбиться.

В. А теперь возьмите в руки фонарики, проверьте, как они работают.

Как светят фонарики при свете?Ответ:тускло.

В путь мои друзья (вдруг гаснет свет).

-Ой! Наступила темнота, но нам не страшно.

Дети включают фонарики и направляют луч света вверх, вниз (держат фонарик на вытянутой руке).

-Что нам дают фонарики? Как светят фонарики в темноте? (Ярко).

-Если фонарики направим вверх, что произойдёт? (Наверху будет свет).

-А если направим фонарики вниз. Где будет светло?

-Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт? (Свет уменьшится)

-А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (Дети поднимают руку с фонариком вверх – света становится больше).

-Свет рассеивается. Давайте повторим слово: рассеивается.

-Продолжаем наше путешествие (идём в темноте с фонариками, и загорается свет).Воспитатель направляет свет на экран телевизора и спрашивает:»На что похож свет ?Ответы: На солнце.А солнышко хочет поиграть с вами.Проводится физминутка на глаза «Солнышко прячется» и вы гости делайте гимнастику. Надо вспомнить ,что голова не поварачивается,наблюдаем только глазками..

Опыт «Расческа»

Воспитатель выключает свет, включает настольную лампу, ставит расческу ребром (между листом бумаги и лампой).

- Что видите на листе бумаги? (Тень от расчески).

- На что она похожа? (На палочки, деревья, забор и др.)

. Что видим ? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены). Воспитатель закрывает свет от прожектора.

-Ребята, а сейчас есть тень? (Нет).

-А почему не стало тени? (Нет света).

-Значит, бывает тень без света? (Нет).

Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют, делают свои фигурки, играют с тенью.

-Ребята, на основе игры света и тени люди придумали теневой театр.

«Теневой театр».Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с воспитателем рассматривают фигурки животных и показывают их тени.

Игра «Угадай сказку» (по тени).

Показ сказки «Теремок».

Наше путешествие закончено, спасибо всем за активное участие в экспериментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выступление на методическом часе на тему:«ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Пример составления техкарты к НОД по формированию познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементов опытно-экспериментальной технологии. Для детей средней группы. "Живые краски."

Данный материал поможет педагогам правильно, в виде технологической карты, оформить конспект НОД и предоставит возможность познакомится с использованием нестандартного подхода  к организации иссл...