ИГРА В ТЕАТР ДЛЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
статья

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно,  чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_v_teatr.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА В ТЕАТР ДЛЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно,  чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление и фантазию, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительней речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные  (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства [1].

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает занятие по театрализованной деятельности, которую я провожу с детьми в театральном кружке. На занятиях кружка я пытаюсь раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитать творческую направленность личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажей. У них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Б.М. Теплов отметил «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место».

На занятиях кружка я включаю театральные игры, этюды, драматические постановки на развитие у детей эмпатии, т.е. способности распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умении ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.  

Играя  с детьми на занятии,  необходимо вести с ними диалог. Например, вначале игры можно задать такие  вопросы:

- Если бы все люди не могли говорить, но знали слова, как бы они понимали друг друга?  (С помощью жестов, мимики, позы туловища).

- Меняется ли голос человека в зависимости от его настроения? Как?

- Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лица?  Как? (По позе, жестам.)

- Можем ли мы назвать интонацию, мимику, пантомимику (жесты, поза человека) «волшебными» средствами понимания?

- Вспомните, какие  жесты вы знаете и используете при общении? (Приветствие, прощание и др.)

          Игра «Узнай по голосу»

Водящий в центре круга с закрытыми глазами.  Все движутся по кругу со словами:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай.

Кто назвал тебя – узнай!

Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»

          Игра «Иностранец»

Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.

          Упражнения

1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.

2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет).

     

   

       Игры со скороговорками

Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз).Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

          Варианты скороговорок:

Мамаша Ромаше  дала сыворотку из-под простокваши.

Король – орел, орел- король.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

          Испорченный телефон

Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух. (Играют две команды)

          Пальчиковые игры со словами

Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.

Два щенка             Кулаки правой и левой руки поочередно    

                               становятся на стол ребром

Щека к щеке         Кулачки трутся друг о друга.

Щиплют щетку   Правая ладонь обхватывает кончики

                               пальцев левой, и наоборот.

В уголке.

          Пантомимические этюды и упражнения

Понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.

Покажите, как:

-вратарь ловит мяч;

-зоолог ловит бабочку;

-рыбак ловит большую рыбу;

-ребенок ловит муху.

Попробуйте изобразить:

-парикмахера;

-пожарника;

-строителя;

-космонавта.

Особое место театрализованная деятельность занимает в эмоциональном развитии ребенка. Дети старшего дошкольного возраста по выражению лица, позе, жестам уже могут понять эмоциональные состояния других людей. По внешним признакам они могут распознавать гнев, удивление, радость, спокойствие и устанавливать связь между разными эмоциями и соответствующими событиями, которые их вызывают. Кроме того, дети начинают осознавать, что одни и те же события, поступки, действия могут восприниматься людьми по-разному и вызывать разное настроение. Это позволяет в работе с детьми в театрализованной деятельности значительно расширить палитру средств выразительности для передачи того или иного образа.

Не менее важным для ребенка старшего дошкольного возраста является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребенок обменивается информацией и учится координировать функции, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними [2].

Так в поставленном мною драматическом спектакле по Е. Шварцу «Снежная королева» дети сумели ярко представить характеры персонажей сказки. Точно передав сущность героев в их интонациях, жестах, движениях, выражениях лиц, дети в полной мере раскрыли образы действующих лиц сказки. Работая над этим спектаклем, дети проживали свои роли, рельефно выражая отрицательные и положительные стороны характеров героев сказки.

В процессе работы над спектаклем дети стали постепенно осознавать свою ответственность, критически относиться к своим действиям, делать соответствующие выводы, различать добро и зло в сказке. Таким образом, дети постепенно приобретали личностную самооценку.        

К ребенку с завышенной самооценкой предъявлялись повышенные требования. Тактично и доброжелательно отмечались недостатки в выполнении тех или иных действий, ставились новые сложные задачи.  

Ребенка с пониженной самооценкой, не уверенного в себе и своих возможностях, наоборот, я и родители постоянно подбадривали, помогали работать не только над ролью, но и над собой. Предлагалось ребёнку в домашних условиях порадовать окружающих своими успехами, исполнив понравившуюся ему роль.

Большую помощь оказывают родители в постановках спектаклей. Поддерживают интерес ребенка к театрализованной деятельности. Родители стараются постоянно присутствовать на детских спектаклях и быть активными участниками представлений.

Регулярно обсуждать с ребенком вначале особенности той роли, которую ему предстоит играть в спектакле, а после спектакля - полученный результат, отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования деятельности ребенка.

В бесхитростном искусстве детского театра дошкольники получают возможность удовлетворения потребности в творческом самовыражении, инициативности, самостоятельности и воплощении художественного замысла. Всем детям, независимо от их способностей, предоставляются равные возможности для участия в инсценировках и создаются условия для реализации художественного образа.

Содержание театрализованной деятельности расширяется за счет постановки спектаклей по собственному замыслу дошкольников.

 

Литература и примечания:

1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990.

2. Акулова О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание , 2006. - N4.

© М.А. Глущенко, 2016

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль невербального контакта в социально-эмоциональном развитии ребенка. Музыкальные игры без слов»

Для полноценного качественного развития ребенка ему необходим хороший жизненный невербальный контакт....

Театрализованные игры направленные на социально-эмоциональное развитие ребенка. Младший дошкольный возраст.

Театрализованные игры направленные насоциально-эмоциональное развитие ребенка.Младший дошкольный возраст.  Побуждать детей эмоционально от­кликаться на воспринимаемое содер­жание, включаться в ра...

Игры для эмоционального развития ребенка

Картотека игр для эмоционального развития ребенка...

Роль эмоционального развития ребенка воспитывающегося в условиях дома ребенка

Роль эмоционального развития ребенка воспитывающегося в условиях дома ребенка...

Дидактические игры -упражнения на обеспечение эмоционального состояния ребенка

Картотека игр на обеспечение эмоционального состояния дошкольника...

Игры с водой. Их значение для эмоционального развития ребенка.

Игры с водой. Их значение для эмоционального развития ребенка....