«Роль невербального контакта в социально-эмоциональном развитии ребенка. Музыкальные игры без слов»
методическая разработка на тему

Суханова Наталья Николаевна

Для полноценного качественного развития ребенка ему необходим хороший жизненный невербальный контакт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_igry_bez_slov.doc61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка семинара –практикума для воспитателей:

«Роль невербального контакта в социально-эмоциональном развитии ребенка.

 Музыкальные игры  без слов»

Законы роста и развития ребенка.

Для полноценного, качественного роста и развития ребенку важен хороший жизненный невербальный контакт, чувство соединенности.

Когда ребенок находится еще в чреве матери, он пребывает в теснейшем контакте и растет и развивается так быстро, как никогда (от крохотной молекулы до младенца).Достаточно быстрый рост наблюдается и в первый год его жизни, в дальнейшем ребенок так быстро не растет никогда.

  1. – Ребенку необходимо ощущение границ безопасности, но без перетяжек. Это не только запреты и ограничения, но и гепер- опека, гипер- забота! Маленькому человечку важно свободно двигаться и самостоятельно функционировать.
  2. Ребенку необходимо активное движение в пространстве( в идеале – в созданной специальной безопасной среде для свободного движения, без ограничений и одергиваний)
  3. Необходимо принимать участие в социальных детских играх, в которых формируется и отрабатывается механизм биохимического стресса. ( Али-баба, Стенка на стенку и пр)
  4. Не менее важна и продуктивная деятельность. Нечто сотворенное своими руками. ( те же « Секретики»  - внутреннее ощущение эстетики и красоты . Красота в человеке – должна быть нормой жизни).

В процессе развития ребенок многими двигательными навыками и умениями овладевает самостоятельно, с помощью личного практического опыта, этот путь развития Барбара Хаззельбах, профессор Орф института, называет креативным. От латинского креатио – созидание, порождение).

Задача педагогов не учить, но показывать возможные модели , не навязывая из. Наряду с педагогичсескиами приемами , обращенными к фантазии ребенка, пробуждающими в нем состояие креативности, в работе используются иммитативный, подражательный методы обучения.

Оба эти способа освоения мира биологически присущи человеку и проявляются уже на самых ранних ступенях его развития.

При выполнении любого упражнения очень важно, чтобы у ребенка не было зажатости, страха за то, что упражнения сложны, недоступны. Важно, чтобы ребенок не растерялся. Иногда, правда, можно сказать « Эта игра очень трудная, ее могут освоить лишь старшие дети», хотя мы знаем, что дети вполне справятся с ней. Путем подобных приемов мы организуем чувство успеха, которое поможет усваивать более сложные игры.

Принцип организации успеха – один из важных компонентов педагогики.

Музыкально-коммуникативные игры « Без слов»

« Имена»

Дети стоят друг за другом по кругу. Основное движение – 6 шагов направо и прыжок ( отвернись из круга и придумай , как показать свое имя жестами), после хлопка  - разворот в круг и первый ребенок показывает свое имя. Сигнальный хлопок и игра повторяется сначала – в следующий раз свое имя показывает другой ребенок.

Таким образом движение « Наигрывается» и становится согласованным без замечаний взрослого, дети учатся чувствовать группу и само движение. Понятие « вместе»  - зарождается изнутри.

Принцип работы – естественное повторение на основе мотивации.

Возможные варианты:

Темы для показа руками могут меняться – к примеру, птицы, звери, цветы и прочее.

« Приглашение»

Игра прогрессия.

Дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга.

Под музыку ведущий из одной шеренги делает 6 шагов по направлению к противоположной шеренге и , остановившись возле любого ребенка из шеренги напротив, делает прыжок. Теперь возвращаются и приглашают детей из первой шеренги они уже вдвоем. ( сохраняется основное движение  - 6 шагов и прыжок). Далее вчетвером, ввосьмером и т.д.

Вариант:

Ведущий делает 6 шагов, приглашение –прыжок и встает на место приглашаемого. Происходит смена ведущего. И т.д.

« Контрасты»

Варианты:

1 – двигаться свободно, изменяя характер движения в зависимости с изменением характера музыки

2 – Двигаться только под выбранный образ, когда звучит противоположный по характеру музыкальный фрагмент – стоять , не двигаясь.

3 – Дети выбирают понравившийся музыкальный образ. Встают каждый в свою команду –шеренгу. Под музыку начинают двигаться на встречу друг другу и замирают, когда заканчивается их музыкальный фрагмент.

Можно выбирать конкретные образы – к примеру « Бабочки и жуки»

« Тяжело –легко»

Принцип игры « Контрасты», но двигаться нужно в паре. Игра учит взаимодействию. Обязательно на втрое проведение нужно поменяться образами ( пара, которая была трусливыми зайцами, становится грозными волками)

Руки – это мозг наружу. На одном кончике пальцев 1000 нервных окончаний. Руками мы все знаем. Через руки мы пропускаем чувства и ощущения. Руками мы можем даже говорить.

« Куклы и кукловоды»

Команды – 1 кукла и пять кукловодов.

Куколка тряпичная, может самостоятельно только лежать на полу. Кукловоды оживляют куклу. Каждый берет в свои руки одну конечность куклы( рука, рука, нога, нога, голова) и начинает мягко, аккуратно под музыку движение. Кукла закрывает глаза и подчиняется движениям, что задают кукловоды.  Важно!  - каждый из кукловодов может стать куклой.

« Камешки»

Дети берут в каждую руку по камню и в паре с другом танцуют под музыку. НО!  - танцуют камни, играют камни, разговаривают камни, выкрадывают на полу « танцевальный рисунок», ритмично стучат камни, а не дети.

« Прикоснись пальчиками»

Парная игра. У одного из партнеров закрыты глаза, его руки лежат сверху ладоней партнера. Ведущий медленно передвигается в пространстве, опускается, останавливается у предметов.

Важно не хватать и не хвататься! Здесь нужна чуткость – важно, не что делаю, а что чувствую. Нужно позволить себе положить руки и найти естественное ощущение опёртости и контакта.

« Соло и группа»

По желанию выбираются два ведущих. Они под музыку начинают импровизационное движение. Каждый выбирает себе того ведущего в « движениях» которого ему комфортнее и начинает двигаться за ним, повторяя его танцевальные фантазии. И не важно сколько человек будет в каждой группе.  Очень интересно получается, когда группы начинают взаимодействовать друг с другом.

Игры на развитие мелкой и общей моторики

У А.М. Горького есть интересное высказывание: «Процесс социально-культурного роста людей развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».

Известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности. Значительную часть коры головного мозга занимает представительство наших рук. И это естественно – ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим и играем на различных инструментах.

«Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которого мы ощущаем все в себе и вокруг себя. Каждая былиночка в нашем теле имеет своего полномочного представителя в мозгу, который получает от нее сведения-сигналы, передаваемые рецептором по телеграфу - через систему нервных связей.

Пальчиковые игры приносят помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации движений, тонких тактильных ощущений. Неоценимую помощь они могут оказать в занятиях с детьми с заторможенным умственным развитием. Это объясняется тем, что центр речи и центр мелкой моторики в коре головного мозга располагаются рядом. При выполнении мелких моторных движений импульсы, поступающие в центр моторных движений, возбуждают и речевой центр. Существует и обратная связь

Хоровод.

Раз, два, три, четыре, пять        кулачки перед грудью, пальчики поочередно оживают, поднимаясь из кулачков.

Пошли пальчики плясать.                У.п.правой соединяется с б.п. левой руки,        а у.п. левой руки соединяется  с б.п. правой. Соединения происходят поочередно.

Вот такой хоровод                Вместо указательных с большими пальчиками поочередно соединяются остальные пальцы.

Всех ведет наоборот,

Перепутались друзья,

Дальше так плясать нельзя.

Чтобы дальше танцевать                Пальчики ищут себе пару

Надо пару отыскать,

Вот и встретились они,                 Пальцы попарно соединяются, образуя купол.

Ну-ка, колокол, звони!                1, 2, 3, 4, 5 пальцы правой руки входят в промежутки между пальцами левой руки. 3 палец оказывается под ладошкой – язычок колокола звонит.

Учитель.

Детский фольклор.

Дети играют парами. Один из детей вкладывает пальцы одной руки в промежутки между пальцами другой руки и сгибает пальчики.

Другой ребенок переступает любыми закругленными пальчиками по образовавшимся бугоркам, в результате сцепления рук партнера. Переступание пальцев – цепкое.

Шел учитель по ступенькам        Ритмичное переступание пальцев.

И зашел в десятый класс.

Встаньте, дети!                         Пальцы партнера приподнимаются.

Сядьте, дети!                         И опускаются.

Сядьте два ученика.         Ведущий показывает партнеру на те пальцы , которые он должен поднять

И скажите букву А.

При повторении дети меняются местами.

Игры с клавесами.

Данные игры активно развивают метроритмическое чувство, координируют работу мышц, учат свободному, легкому и, одновременно, цепкому владению (манипулированию) с инструментом, подготавливают руки к письму  и усиленно стимулируют биологически активные точки, расположенные на ладонях человека.

«Тише, мыши»

Тише, мыши, кот на крыше.

А котята еще  выше.

Кот пошел за молоком,

А котята – кувырком.

На первую строчку – стучим палочками в ритм стиха. На вторую – поочередно ставим палочку на палочку в вертикальном положении.

Во время третьей – шагаем палочками по коленям. И на четвертой «шуршим» обеими палочками между ладоней.

«Лягушка-хохотушка»

Веселая лягушка

Чечетку танцевала.

И пузыри пускала

По вечерам в реке.

А днем она смеялась

Шутила, кувыркалась

И даже умудрялась

Стоять на голове.

Первые две строчки сопровождаются веселым постукиванием палочек. Затем, пока поются еще две строчки, рисуем в воздухе палочками «пузыри –кружочки».

Следующие – ритмично ставим палочки на колени то одной, то другой стороной среза.

На последнее слово – ставим палочки на собственную голову.

Гвоздь и молоток.

Гвоздь и молоток

Построили мосток.

Мы по мостику пойдем

И друзей себе найдем.

В этой игре палочки будут выполнять две разные роли: одна палочка – будет молотком, другая – гвоздем.

Первые две строчки сопровождаются движениями, изображающими постукивание молотка по гвоздю. После слова «мосток» делается пауза для того, чтобы ребенок мог соединить оба конца палочек в одну линию – мостик. Следующая строчка сопровождается движениями «шагов», а последняя – веселым постукиванием в ритм стиха (песенки) - друзья встретились и целуются.

«Веселые овечки»

  1. Две веселые овечки

Цок-цок, цок-цок.

Разрезвились возле речки

Цок-цок, цок-цок

  1. Скачут белые овечки

Прыг-скок, прыг-скок.

Рано утром возле речки

Прыг-скок, прыг-скок.

  1. Вверх до неба, вниз до травки

Прыг-скок, прыг-скок.

Доскакали до канавки

Прыг-скок, прыг – скок.

  1. А потом они кружились,

Тра-ля-ля, тра-ля-ля,

И в канавку провались

Тра-ля-ля-ля  - бух.

Первое четверостишие сопровождается легкими « шагами» палочек по коленям.

2 куплет – ритмично прыгают 2 палочки «пол – колени».

3 куплет – 1 и 2 строчки – поднимаем и опускаем руки, одновременно стуча палочками друг о дружку, 3 и 4 строчки – качаем палочки в руках

4 куплет – рисуем палочками в воздухе кружочки, а на последнее слово палочки падают, « проваливаются» между ножек детей.

Игры для чувства тела и массажа.

Заяц

Ребенок стоит на корточках, мама стоит позади ребенка, мягко ставит на головку ребенка свои руки от локтя, изображая заячьи ушки.

Был у зайца огород        Ребенок сидит на корточках.

Ровненьких две грядки,                Ребенок встает, руки в стороны.

Там играл зимой в снежки        Мама постукивает кулачками по

рукам - «грядкам» в ритме слов.
Ну, а летом - в прятки!        Мама прячет свои руки под

подмышки ребенка, ребенок руки

опускает

А весною в огород           Ребенок прыгает в ритме слов мягко

Заяц весело идет         - 2 р.        и легко, как заяц, мама поддерживает

его сзади своими руками.
Но вначале все вскопает - 2 р.        Мама мягко массирует спинку

ребенка кулачками.

Все вскопает, прировняет.        Поглаживание ладошками.

Семена посеет ловко,        Мама берет руки ребенка за кисти и

легко потряхивает ими.

И пойдет сажать морковку - 2 р.        Прыжки

Ямка - семя - 4 р.        По спинке с мягким нажимом

круговые движения пальцами правой

руки по часовой стрелке - на слово

«ямка», указательным пальцем левой

руки точка в центр «ямки» - на

слово «семя».

Закопает,        Кулачками

Прировняет,        Ладошками

И, глядишь, на грядке вновь        Потягушки

Вырастет горох, морковь.
А как осень подойдет - 2 р.        Мама берет ребенка за плечи и мягко

покачивает их поочередно.
Урожай весь соберет - 2 р.        Массажные движения от бочков к

позвоночнику ребрами ладоней.

Все собрал, и как раз        Шлеп по попке!

Наш закончился рассказ!

Капуста

Мы капусту рубим, рубим.        Ребрышком ладоней.

Мы морковку трем, трем.        Пальчиками плотно.

Мы капусту солим, солим.        Пальчиками слегка.

Мы капусту жмем, жмем.        Мягко ладонями.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей по изучению социально-эмоциональной сферы личности ребенка

Данная анкета разработана с целью выявить настроение ребенка до и после посещения детского сада, его работоспособность дома. Данный материал может быть полезен педагогам-психологам, воспитателям ДОУ, ...

«Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии младших дошкольников» (консультация для воспитателей)

Специфика игры состоит в том, что ребенок в игре одновременно находится на двух планах – реальном и условном. При нарушении одного из планов игра расстраивается. Суть игры состоит в способности ...

Роль театрализованной деятельности в социально-эмоциональном развитии дошкольника.Методы и приёмы коммуникативных и игровых технологий в работе с детьми.

Полноценное участие детей в театрализованной игре, как одной из форм организации педагогического процесса, требует особой подготовленности. Проявляется это в умении вслушиваться в текст, улавливать ин...

Консультация для педагогов «Роль театрализованной деятельности в социально- эмоциональном развитии младших дошкольников»

Консультация для педагогов«Роль театрализованной деятельности в социально- эмоциональном развитии младших дошкольников»...

Анкета для родителей по изучению социально-эмоциональной сферы личности ребенка

Анкетирование- одна из форм получения о обмена информацией по разным вопросам работы группы и детского сада. Анкетирование помогает нам получить наиболее полную информацию по определенным вопросам, пр...