Игры для эмоционального развития ребенка
картотека на тему

Танжарыкова Асия Турсуновна

Картотека игр для эмоционального развития ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для эмоционального развития ребенка.    

В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение недоступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха и от голода.

     В дошкольном возрасте ребенок усваивает “язык чувств” – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонация голоса и тому подобное.

     С другой стороны ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличии от двухлетнего уже может не только показывать страх или слезы. Он обучается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.

     Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.

    Учеными справедливо отмечено, что дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сам сопереживает другим людям. Практическое овладение нормами поведения так же является источником развития нравственных чувств. Переживания вызываются общественной санкцией, лишением детского общества. Опыт таких переживаний обобщается в форме нравственных чувств. Если младшие дошкольники дают оценку поступка с точки зрения его непосредственного значения для окружающих людей, то старшие – обобщенную. В этом возрасте нравственные оценки поступков из внешних требований становятся собственными оценками ребенка и включаются в переживания им отношений к определенным поступкам или действиям.

     Частично справиться с этой проблемой помогут игры, направленные на развитие эмоциональной сферы. Эти игры можно проводить с детьми в любое свободное время по одной или несколько за один раз.

     Игры можно использовать для систематических занятий с подгруппой детей (7-10 человек). Занятия рекомендуется проводить 1-2 раза в неделю продолжительностью в среднем 30 минут. Необходимый минимум для достижения ощутимых результатов — 11-14 занятий.

Этапы игровых занятий:

1 этап. 3-4 занятия по 3-4 игры в каждом.

2 этап. 6-7 занятий по 3 игры в каждом. Одна игра, предложенная детьми из уже известных, другая — придуманная детьми, третья — предложенная воспитателем.

3 этап. 2-3 занятия по 3-4 игры, предложенные детьми.

На 4-5-ом занятии у детей обычно появляется желание самим придумывать игры. Этим и обусловлено использование таких игр на втором этапе работы. Придуманные детьми игры способствуют развитию воображения, творчества. Они помогают в решении коррекционных задач, так как дети включают в содержание игр проблемы, которые их волнуют.

МАМА И ДЕТЕНЫШ

Цель: развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений и речи.

Описание игры. Дети разбиваются на пары. Один в паре выполняет роль мамы, другой — детеныша. Затем меняются ролями. Воспитатель говорит, что мамы могут ласкать, отчитывать, наказывать, жалеть, спасать детенышей, а детеныши — реагировать на эти действия. Животных называет воспитатель. Это может быть семья кошек, обезьян, лошадей, ворон, собак, кур и т.п.

Я И ЖИВОТНОЕ

Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи.

Описание игры. Дети представляют, что рядом с ними названное воспитателем животное, и эмоционально реагируют на него. Это могут быть кошка, собака, змея, медведь, еж, крыса, хомяк и т.п.

БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений и речи.

Описание игры. Дети, по заданию воспитателя, изображают детеныша животного, а затем — самого взрослого животного.

ШКОЛА ЗВЕРЕЙ

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, выразительности движений, чувства единения.

Описание игры. На уроке учитель (выбранный ребенок) отгадывает животных, которых изображали дети на перемене. Учитель должен отгадать всех животных. В случае затруднения учитель может попросить ученика продемонстрировать, как его животное ест, пьет, ходит, бегает, т.е. одно из названных или подобных им действий.

Каждый следующий урок ведет новый учитель, и на каждой перемене дети изображают новое животное.

ДЖУНГЛИ

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений, сплоченности.

Описание игры.

1-й вариант. Дети изображают стадо животных, которые живут в джунглях, выполняя различные действия. Животные гуляют по джунглям, едят, отдыхают, ухаживают за детенышами, ходят на водопой и т.п.

2-й вариант. Дети выбирают любое животное, которое живет в джунглях, и изображают его, гуляя по воображаемым джунглям. Затем дети рассказывают, какие животные им встретились и как они догадались, что это именно те животные, которых они назвали.

ОЖИВИ КАМЕШКИ!

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений.

Описание игры. На берегу воображаемой реки лежат "камешки" (силуэты животных). Их можно оживить, если дети точно покажут выразительными движениями, кого символизирует выбранный ими "камешек", а остальные дети отгадают это животное.

ХОРОВОД

Цель: развитие чувства общности, выразительности движений, снятие напряжения.

Описание игры. Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.

ОБЛАКА

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Описание игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

По небу плыли облака,image006.jpg

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас.

Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

— Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

— Мне весело с тобой!

И долго-долго облачкуimage008.jpg

Махал я вслед рукой.

А вот другое облачко

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно...

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

И вдруг по небу грозноеimage010.jpg

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

— Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой,

Такой мохнатый, мягенький?

Летим, летим со мной!

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

Н.А. Екимова.

НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА

Цель: развитие выразительности движений и речи, раскованности, воображения, произвольности, групповой сплоченности.

Описание игры. Дети присаживаются на корточки лицом в круг, наклонив голову и прижав руки, согнутые в локтях, к телу. В центре сидит воспитатель, изображая наседку. Воспитатель говорит:

— Долго сидела наседка на яйцах. И вот пришла пора появиться цыплятам на свет.

Первый цыпленок (к нему прикасается воспитатель) появился на свет и удивился: "Как просторно вокруг, а в скорлупке было так тесно!".

(Ребенок поднимается и изображает этого цыпленка.)

Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови: он так хотел родиться первым, но его опередили.

(Ребенок, на которого указывает воспитатель, передает состояние этого цыпленка.)

Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в яичной скорлупе, а тут так много места и всюду опасности.

(Этот ребенок и следующие, выбранные дети изображают то настроение цыплят, которое описывает воспитатель.)

Четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: "Какой чудесный, какой яркий мир вокруг!"

Пятому цыпленку, как только он родился, все было интересно, и он сразу же стал рассматривать своих братьев и сестер, заглядывать им в глаза, дотрагиваться до них.

Шестой цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало стыдно, что он всех задерживал. Далее воспитатель-"наседка" предлагает деткам поискать червячка.

МАСКИ

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.

Описание игры. На одного ребенка, который стоит перед остальными детьми, надевают маску животного, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья эта маска, ребенок предлагает кому-либо из детей изобразить это животное. Если животное будет угадано, водящим становится тот ребенок, который его изображал.

ЗООПАРК

Цель: развитие воображения, выразительности движений, сообразительности.

Описание игры. Дети делятся на две группы: первая группа — дети, изображающие животных в зоопарке; вторая группа — дети, гуляющие по зоопарку и отгадывающие, какое животное перед ними.

После того, как все животные будут угаданы, дети меняются ролями.

САДОВНИК

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Описание игры. Воспитатель или ребенок играет роль садовника, который сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изображают цветы, которые растут от хорошего ухода садовника и тянутся к солнышку. Дети могут изображать конкретные цветы, которые они выберут.

ДОКТОР АЙБОЛИТ

Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, эмпатии, снятие напряжения.

Описание игры. Воспитатель или ребенок выполняет роль доктора Айболита. Остальные изображают больных обезьян.

Доктор подходит к каждой обезьянке лечит ее, жалеет. После того, как доктор Айболит обойдет всех, обезьянки выздоравливают и радуются, что у них ничего больше не болит.

БАБОЧКИ И СЛОНЫ

Цель: развитие воображения, выразительности движений, коммуникативных навыков.

Описание игры. Воспитатель предлагает детям превратиться в слонов. Дети ходят по комнате, изображая слонов, при встрече общаются друг с другом.

Затем воспитатель предлагает детям стать бабочками. Дети, изображая бабочек, легко порхают по комнате и общаются.

ДОЖДИ

Цель: развитие выразительности движений, пластики, воображения.

Описание игры. Дети встают в круг и, двигаясь друг за другом, по заданию воспитателя, изображают дождь. Он может быть веселым, с солнышком, страшным ливнем с грозой, грустным, бесконечно моросящим и т.п.

БЕРЕЗКИ

Цель: развитие выразительности движений, наблюдательности, воображения.

Описание игры. Дети изображают деревья в разное время года, следуя словам воспитателя:

"Лето. Березки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками.

Осень. Облетают листья на березах. Все чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сторону.

Зима. Веточки на березах дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.

Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются нежные листочки

ХОРОВОД СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

Цель: развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности.

Описание игры. Дети, двигаясь по кругу, подражают ребенку, который находится в центре и изображает какого-либо сказочного героя, выбранного им по собственному желанию или по подсказке педагога (например, Буратино).

СКАЗОЧНЫЕ ЗАЙЦЫ

Цель: развитие воображения, наблюдательности, выразительности движений и речи.

Описание игры. Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки, в которых есть зайцы. Желающие рассказывают, какие это зайцы, или изображают, как они себя ведут, не называя сказки. Остальные дети отгадывают, из какой сказки заяц.

Дети должны быть знакомы со сказками: "Лиса, заяц и петух", "Заяц-хваста", "Сказка про храброго зайца", "Колобок", "Теремок", "Заяц и еж" и др.

ВЫБЕРИ ДЕВОЧКУ

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения.

Описание игры. Дети выбирают из предложенных карточек с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто.

1. Зайку бросила хозяйка, — Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок.

— Какая девочка бросила зайку? — задает вопрос воспитатель после чтения стихотворения.

2. Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!

— Какая девочка испугалась за бычка?

3. Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу — Потому что он хороший.

— Какая девочка пожалела мишку?

4. Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.

— Какая девочка любит свою лошадку?

КОЛОБОК

Цель: развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи.

Описание игры. Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч-"Колобок". Тот, к кому попадет "Колобок", должен сказать ему несколько слов или задать вопрос. Например:

— Как тебя зовут?

— Колобок, я знаю, из какой ты сказки.

— Колобок, давай с тобой дружить.

— Приходи ко мне в гости, колобок.

После сказанной фразы ребенок передает "Колобка" соседу или кому захочет.

Как вариант можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, и дети должны обращаться к "Колобку" в этой роли.

ДЖИНН

Цель: развитие выразительных движений, групповой сплоченности.

Описание игры. Дети встают в круг с поднятыми вверх и направленными к центру руками и изображают бутылку, в которой живет Джинн. Ребенок, выбранный на роль Джинна, находится в центре круга. После волшебных слов "Крибле! Крабле! Буме!", которые произносят все дети хором, они расступаются и выпускают Джинна. Он выбегает и просит, чтобы дети загадали три желания, которые он должен выполнить. Желания должны заключать в себе выражение конкретных эмоциональных состояний с использованием выразительных движений и фраз, подтверждающих данное состояние.

ФАНТАЗИИ

Цель: развитие коммуникативных способностей, эмпатии, воображения.

Описание игры. Воспитатель говорит детям: "Представьте себе, что вы включаете телевизор, а там ваша мама отвечает на вопросы журналиста".

Далее воспитатель исполняет роль журналиста, а ребенок, кто пожелает, — роль мамы. Журналист может попросить маму рассказать о сыне (дочери), о том, что ей больше всего нравится в ее ребенке и чем она не довольна, об увлечениях ее ребенка и о том, как она относится к ним и т.п.

ПРОФЕССИИ

Цель: развитие воображения, наблюдательности, эмпатии, выразительности движений.

Описание игры. Дети, разбившись на пары, показывают выразительными движениями друг другу, по заданию воспитателя, веселого и грустного художника, танцора, дирижера, воспитателя, дворника, строителя, имитируя движения, характерные для людей данной профессии. Один ребенок в паре показывает грустного человека, другой — веселого, и каждый раз при смене ролей дети меняются по эмоциональному предъявлению.

НА РЫБАЛКЕ

Цель: развитие произвольности, воображения, выразительности движений и речи.

Описание игры. Все дети изображают рыбаков, сосредоточенно глядя на воображаемый поплавок. Периодически дети вытаскивают удочку и эмоционально реагируют на улов. Это может быть большая или маленькая рыбка, которой дети распоряжаются по своему усмотрению (кладут в ведро с водой, отдают кошке, отпускают на свободу и т.п.), пустая банка или крючок без червяка.

ЦИРК

Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, произвольности.

Описание игры. Воспитатель объявляет, кто выходит на арену. Дети играют роль тех, кто был объявлен. Все организационные вопросы, от которых зависит выступление, дети решают сами.

На арену могут выходить клоуны, дрессировщики, фокусники, канатоходцы и др.

ЛЮБЛЮ — НЕ ЛЮБЛЮ

Цель: развитие воображения и мимических движений.

Описание игры. Воспитатель, а затем дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.

ПОВТОРИ ФРАЗУ

Цель: развитие выразительности речи.

Описание игры. Воспитатель называет фразу (например: "У меня есть котенок"), которую дети должны повторить с интересом, с радостью, с удивлением, с отвращением, со страхом, с грустью.

ЗЕРКАЛО

Цель: развитие выразительности движений, внимания, наблюдательности, произвольности.

Описание игры.

1-й вариант. Воспитатель, стоя перед детьми, изображает разные эмоциональные состояния, а дети их повторяют.

2-й вариант. "Кривые зеркала".

Воспитатель изображает одно эмоциональное состояние, а дети — любое другое.

3-й вариант. Дети показывают и отражают эмоциональные состояния, предварительно разбившись на пары.

ПАНТОМИМА

Цель: развитие произвольности, воображения, выразительности движения.

Описание игры. Водящий произносит фразу, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние говорящего.

Фразы могут быть такими:

— О горе мне, горе...

— Ах, какой счастливый день!

— Бедная я, несчастная!

— Ура! Я еду на море!

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Цель: развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения.

Описание игры. Воспитатель или ребенок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полет этих пузырей.

Дети свободно двигаются. После команды "Лопнули!" дети ложатся на пол.

СНЕГОВИК

Цель: развитие выразительности движений, воображения, снятие напряжения.

Описание игры. Все дети изображают снеговиков. По команде воспитателя "Наступила весна!" снеговики начинают таять. Дети расслабляют свое тело и постепенно опускаются на пол.

ВОЛШЕБНЫЙ КАРМАН

Цель: развитие воображения, выразительности движений, сообразительности, произвольности.

Описание игры. Водящий достает из кармана воображаемый предмет и выполняет с ним какие-либо, характерные для этого предмета действия. Остальные дети отгадывают, какой это предмет, но только после того как водящий закончит все действия. Ребенок, который назвал предмет правильно, становится водящим.

ОБУВЬ

Цель: развитие воображения, выразительности движений, чувства юмора.

Описание игры.

1-й вариант. Воспитатель называет обувь и предлагает кому-либо из детей "пройтись" в этой воображаемой обуви.

Обувь может быть разной: туфли на высоком каблуке, валенки, балетные тапочки, калоши большого размера и т.п.

2-й вариант. Воспитатель называет обувь, и дети все вместе демонстрируют ее.

3-й вариант. Воспитатель раздает детям карточки с изображением обуви (каждому свою). Каждый ребенок должен "пройтись" в той обуви, которая изображена на карточке, а остальные дети отгадать, что это за обувь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Музыкальная предметно-развивающая среда как средство эмоционального развития ребенка"

   Из опыта работы музыкального руководителя. Развитие эмоциональной сферы особенно важно в период дошкольного возраста. Музыка, слово, развивают духовные силы, создают основу для раз...

«Роль игры в эмоциональном развитии и социализации личности ребенка раннего возраста». ( с слайдовой презентацией)

Игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах людях....

«Роль невербального контакта в социально-эмоциональном развитии ребенка. Музыкальные игры без слов»

Для полноценного качественного развития ребенка ему необходим хороший жизненный невербальный контакт....

Театрализованные игры направленные на социально-эмоциональное развитие ребенка. Младший дошкольный возраст.

Театрализованные игры направленные насоциально-эмоциональное развитие ребенка.Младший дошкольный возраст.  Побуждать детей эмоционально от­кликаться на воспринимаемое содер­жание, включаться в ра...

Роль эмоционального развития ребенка воспитывающегося в условиях дома ребенка

Роль эмоционального развития ребенка воспитывающегося в условиях дома ребенка...

ИГРА В ТЕАТР ДЛЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно,  ...