Главные вкладки

    доклад "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРИВИТИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ"
    статья (старшая группа)

    Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Спицына О. Н. воспитатель

                           МБДОУ – детский сад №28 «Жемчужинка»  г. Саяногорск                                                                           

    ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРИВИТИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ        

        Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей о родном крае, об окружающем мире, обществе и культуре. Знакомство с родным краем питают детский ум, формирует устойчивый интерес к поискам нового, обогащает духовный мир ребёнка.

        Мы часто задумываемся о том, какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом и гордостью? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это воспитатель должен и может передать детям, это чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

        В настоящее время, когда совершается много безнравственных поступков. Дети стали более агрессивными и замкнутыми, родители уделяют мало внимания развитию эмоций и чувств детей. Эта работа требует большого такта и терпения, потому что во многих семьях вопросы патриотизма вызывают недоумение. Нам не безразлично, какими станут наши воспитанники в будущем, ведь слова, заложенные им в душу, пройдут с ними через всю жизнь, и мы надеемся, научат уважать законы природы и страны. В процессе работы была выявлена проблема: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через привитие любви к родному краю». Данная тема направлена на формирование духовно-нравственных качеств через привитие любви к родному краю, у детей дошкольного возраста.

        Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому всю свою работу мы проводим, через экологическое образование, сущность которого заключается в сформированности человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой.  Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.

        Начиная работу по пробуждению любви к родному краю, мы отбираем, систематизируем знания о ней, рассказываем то, что характерно для нашего города, республики, показываем связь родного края со всей страной. Во всех видах деятельности учим детей, не причинять зла и страдания живым существам, которые слабея их, рассказываем, как о них заботится. При общении с природой, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе.

       Для воспитания чувств патриотизма, нравственных качеств, формирования представлений о природе, гуманного отношения ко всему живому мы используем разнообразные формы и методы: тематические занятия, беседы, наблюдения окружающего мира, уход за растениями, целевые прогулки, опытническую деятельность, экологические игры, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин, слушанье звуков природы, викторины, создание проблемных ситуаций.

        Самым важным воздействием на детей являются наблюдения и целевая прогулка, впечатление о которых вызывает изумление и восхищение, проходит через детские сердца. Проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. В процессе чтения художественной литературы мы учим замечать и сравнивать особенности поведения животных в сказках и повадки животных в природе, делать вводы и делиться своими впечатлениями от общения с миром природы. С помощью дидактических игр развиваем у детей все познавательные процессы: наблюдательность, речь, внимание, формируем мыслительную деятельность. Особая роль отводится опытнической работе. Наблюдаем, как появляются ростки картофеля, корешки отростков герани; прорастают семена огурцов, фасоли, пшеницы; как растёт рассада. С интересом следим за жизнью цветов в темноте и на свету, что случается с листьями, если их закрыть бумагой. А сколько радости и изумления доставляют длительные наблюдения за ростом лука, овса, гороха и т.д.  Трудовое обучение способствует расширению знаний детей о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества. Дети выполняют, роль дежурных по уголку природы, по занятию, обращаем внимание, чтобы трудовые поручения доводились до конца, чтобы дети несли ответственность за их выполнение. Привлекая родителей, проводим различные экологические акции по охране природы: «Покормите птиц», «Неделя добра», «Чистый дворик» и др., которые помогают в формировании навыков экологически грамотного поведения в природе.

       Работу по знакомству с природными явлениями мы организуем на территории детского сада. Радует, что дети могут называть и показывать разные деревья и кустарники. Во время прогулки предлагаем детям, прислониться к дереву спиной, щекой, обхватить его руками, потрогать, понюхать, погладить. Обращаем внимание на ствол, ветки, листья, почки, корни. У детей возникает  много разных вопросов: как залечить ранку берёзке? Почему нельзя трогать гнёзда? и др. Воспитывая у детей сочувствие и сострадание к окружающей природе, мы тем самым ненавязчиво учим любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за родной дом, семью, народ.

       Систематически подчёркиваем, что от отношения человека к природе, зависит, каким будет мир вокруг нас. Объясняем  детям, что в природе всё взаимосвязано, поэтому надо сохранять всё живое, чтобы не пришлось жить без растений, насекомых, птиц, животных. Закрепляем правила поведения в природе, чего нельзя делать, а что можно.  

       Формирование нравственно-патриотических чувств, проходит в тесном контакте с семьёй. Именно родители помогают нам закрепить знания о влиянии природы на человека, учат детей беречь природу. Мамы и папы понимают важность этого вопроса и стремятся помочь нам, родители окапывают и высаживают деревья, кустарники, приносят семена и рассаду цветов для озеленения территории детского сада. Дети совместно с родителями мастерят разнообразные кормушки, приносят в детский сад, развешивают их, подкармливают птиц зёрнами, крупой принесёнными из дома. Благодаря таким начинаниям рождается гражданская ответственность защищать природу.

       Воспитывая уважительных и любознательных детей, мы воспитываем будущих патриотов Родины, народа, природы. Нынешние дети растут в совершенно другое время, имеют другой уклад жизни, для нас важно, чтобы детство каждого нашего воспитанника было запоминающимся началом его жизненного пути, чтобы каждый дошкольник стал развитой личностью, умеющей жить в гармонии с природой. Мы считаем, что благодаря такой целенаправленной работе, наши дети уже в дошкольном возрасте чувствуют личную ответственность за родную землю.

    Литература:

    1. Николаева С.Н. «Юный эколог» - М., 2004г.
    2. Герасимова З.И. «Родной свой край люби и знай», Дошкольное воспитание 2001г., №2
    3. Голицына Н.С. «Экологическое воспитание дошкольников», М., 2004г.
    4. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.Н. «Родной край» - М., 1985г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

    Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

    «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»

    В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила  перед педагогам...

    Воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотизма и любви к родному краю через знакомство их с местными народными промыслами.Михайловское кружево.

    Известно, что заложено с детства, наиболее эффективно. Знания о родном крае, любовь к Родине, своему народу – это фундамент в сознании человека на котором впоследствии формируется его этические ...