Методическая работа с молодыми специалистами
методическая разработка
Создание условий для самореализации, для приобретения ими практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепление молодых специалистов в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rabota_s_molodymi_spetsialistami.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая работа с молодыми специалистами
Цель работы с молодыми специалистами: создание условий для самореализации, для приобретения ими практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепление молодых специалистов в коллективе.
Задачи: формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании. Помочь воспитателю, опираясь на передовой педагогический опыт, творчески внедрять идеи на практике. Создать условия для профессиональной адаптации молодого воспитателя в коллективе. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности.
Этапы педагогической деятельности молодого специалиста:
1-й этап педагогической деятельности – диагностический (первый год);
2-й этап педагогической деятельности – самостоятельный творческий поиск (второй год);
3-й этап педагогической деятельности – оценочно-рефлексивный (третий год).
Ожидаемые результаты:
- адаптация и подготовка к профессиональной деятельности молодого специалиста;
- совершенствование системы методической работы с молодыми специалистами дошкольного учреждения;
- повышение качества образования, уровня аналитической культуры всех участников образовательных отношений;
- умение проектировать образовательную деятельность, на основе творческого поиска через самообразование;
- умение индивидуально работать с воспитанниками;
- становление молодого педагога как профессионала;
- повышение методической, интеллектуальной культуры педагога.
1-й год работы – диагностический этап
«Знания и умения педагога – залог творчества и успеха воспитанников»
№ | Сроки | Тема | Мероприятия |
1. | Август | Знакомство с молодым специалистом | 1. Организационные мероприятия: - собеседование с молодым специалистом; - знакомство с традициями ДОУ; - выбор и назначение наставников. 2. Диагностика умений и навыков молодого педагога. 3. Заполнение информационной карточки. 4. Общая характеристика основных проблем начинающего педагога. 5. Разработка и утверждение плана работы с молодыми специалистами |
2. | Сентябрь | Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации | 1. Изучение: - «Закон об образовании в РФ»; - документы Министерства образования; - локальные акты ДОУ; - Устав ДОУ. 2. Коррекция планов образовательной деятельности, планов молодых специалистов |
3. | Октябрь, ноябрь | Современные педагогические технологии | 1. Семинар-практикум «Современные педагогические технологии, влияющие на качество образования». 2. Практикум «Оптимизация выбора методов и средств образования при организации разных видов детской деятельности» |
4. | Декабрь | Анализ педагогического мероприятия | 1. Подготовка к анализу педагогического мероприятия. 2. Критерии эффективности планирования педагогических мероприятий. 3. Планирование педагогического мероприятия. 4. Организация и проведение педагогического мероприятия. 5. Подведение итогов, критерии оценки педагогического мероприятия. 6. Практикум «Алгоритм анализа педагогического мероприятия» |
5. | Февраль | Эмоциональная устойчивость воспитателя. Функция общения | 1. Дискуссия на тему «Педагогическая ситуация и ваш выход из неё». Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций. 2. Анализ различных стилей педагогического общения. Преимущества демократического стиля общения. 3. Изучение методических разработок: «Методика проведения родительского собрания», «Тематика родительских собраний». 4. Психологические тренинги «Учусь строить отношения», «Анализ педагогических ситуаций» |
6. | Апрель | Самообразование | 1. Выбор методической темы (планирование работы над темой самообразования (программа саморазвития). 2. Организация работы с начинающими педагогами и уровни компетенции молодого специалиста |
7. | Май | Бенефис молодого воспитателя | 1. Творческий отчёт молодого педагога. 2. Творческий отчёт педагога-наставника. 3. Круглый стол «Педагогическая культура педагога» |
8. | В течение года | 1. Выявление педагогических проблем молодых воспитателей, выработка необходимых рекомендаций. 2. Участие молодых специалистов в мероприятиях, семинарах, совещаниях |
2-й год работы – самостоятельно-творческий
«Самостоятельный творческий поиск»
№ | Сроки | Тема | Мероприятия |
1. | Август | Реализация деятельности молодого специалиста | Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами |
2. | Сентябрь | Ведение документации | Анализ изменений в рабочих программах, в планах образовательной деятельности, других документах к началу учебного года |
3. | Октябрь | Современные педагогические технологии | Семинар «Современные педагогические технологии, их использование в образовательной деятельности |
4. | Ноябрь декабрь | 1. Круглый стол «Проектная деятельность как модель педагогической технологии». 2. Практикум «Организация проектной деятельности, оформление, подготовка к выступлению и защите проекта» | |
5. | Январь февраль | Основы целеполагания. Самоанализ педагогического мероприятия | 1. Методика целеполагания. Основы самоанализа педагогического мероприятия. Образцы самоанализа педагогического мероприятия. Сравнительный анализ и самоанализ. Памятка для проведения самоанализа педагогического мероприятия. 2. Посещения педагогического мероприятия молодых педагогов воспитателей старшим воспитателем и воспитателями-наставниками с целью оказания методической помощи |
6. | Март | Анализ педагогического мероприятия | 1. Памятка для проведения анализа педагогического мероприятия. 2. Советы молодому воспитателю по подготовке педагогического мероприятия. 3. Совместный анализ педагогического мероприятия педагогом и старшим воспитателем - эффективный способ повышения квалификации |
7. | Апрель май | Методическая выставка достижений молодого педагога | 1. Рост профессионализма молодого специалиста: - открытые мероприятия; - выступления-презентации по теме самообразования; - методическая выставка (систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности); - конкурс профессионального мастерства «Открытие»; - представление молодого воспитателя наставником. 2. Круглый стол «Компетенции и компетентность» |
8. | В течение года | 1. Выявление педагогических проблем молодых специалистов, выработка необходимых рекомендаций. 2. Участие молодых специалистов в мероприятиях ДОУ, семинарах, совещаниях и т.д. |
3-й год работы – оценочно-рефлексивный
«Выбор индивидуальной линии»
№ | Сроки | Тема | Мероприятия |
1. | Август | Реализация деятельности молодого специалиста | Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами |
2. | Сентябрь | Ведение документации | Анализ изменений в рабочих программах, в планах образовательной деятельности, других документах к началу учебного года |
3. | Октябрь ноябрь | Аттестация | 1. Изучение документов по аттестации педагогических работников. 2. Портфолио аттестуемого. Требования к квалификации педагогических работников |
4. | Декабрь | Активные формы мероприятий | 1. Система нестандартных мероприятий, нестандартные мероприятия в планах методической работы, карты экспертной оценки проведения нестандартных мероприятий. 2. Информационные технологии в учебной и воспитательной деятельности. Создание программного продукта |
5. | Февраль, март | Вовлечение молодых специалистов в практическую деятельность | 1. Разнообразие методов и форм образовательной деятельности. 2. Организация проектной деятельности |
6. | Апрель, май | Успешность педагогической деятельности педагога и пути дальнейшего развития | 1. Подведение итогов деятельности молодого специалиста: - портфолио молодого педагога; - анализ перспектив молодого педагога. 2. Практикум «Анализ педагогом особенностей индивидуального стиля своей деятельности». 3. Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других» |
7. | В течение года | 1. Выявление педагогических проблем молодых педагогов, выработка необходимых рекомендаций. 2. Участие молодых специалистов в мероприятиях ДОУ, семинарах, совещаниях |
Заключение
Процесс адаптации молодых специалистов в системе образования характеризуется способностями молодых специалистов к выполнению данного вида педагогической деятельности, присвоением им определённых общественных отношений, которые раскрываются в их практической преобразующей деятельности. О социально-профессиональном потенциале молодого специалиста следует судить о выраженности у него педагогических способностей.
В процессе социальной адаптации молодыми специалистами происходит развитие его личности, путём качественных изменений, ведущих к новому уровню её целостности. Оно предполагает изменение мировоззрения личности педагога; преобразование сложившихся установок, ориентации, потребностей, интересов, мотивов поведения под влиянием изменяющихся общественных отношений, приобретаемых личностью.
Внешние факторы, включающие в себя социально-экономические факторы, играют значительную роль в мотивации молодых специалистов по развитию и ускорению адаптационного процесса, но всё, же на первом месте респондентов стоят личностно-ориентированные факторы.
Для повышения качества адаптационного процесса молодых специалистов играет роль несколько факторов: фактор культуры, фактор мотивации, фактор коммуникации, фактор стресса, факторы, которые формируют межличностные отношения, комфортность и тому подобное или наоборот могут играть негативную роль в формировании адаптационного процесса
Работа с молодыми специалистами в системе образования может послужить ресурсом для реализации одной из целей государственной молодежной политики: формировании и создании условий, способных не только улучшить качество жизни молодых людей, но и активизировать саму молодежь на подготовку её ко «взрослой жизни» через активную трудовую деятельность. При освоении молодым специалистом новой профессионально-статусной роли, на этапе организационной, социально-психологической адаптации, необходимо учесть все особенности, проблемы и факторы, рассмотренные в работе, для создания необходимых условий для полноценной реализации молодым человеком своего потенциала на рабочем месте.
Организация работы старшего воспитателя с молодыми специалистами позволит начинающим педагогам успешно влиться в профессиональное сообщество педагогов и квалифицированно выполнять свои профессиональные обязанности, а организация в свою очередь сможет пополнить педагогические кадры молодыми специалистами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация методического проекта по работе с молодыми специалистами "Ступени педагогического мастерства"
презентация представляет проект по работе дошкольного учреждения с молодыми специалистами...
Учебно-методическое пособие по работе с молодым специалистом в ДОУ
Памятка для молодых специалистов «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»Анкета молодого специалистаТест для молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивос...
методическая разработка "Сопровождение молодых специалистов в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования"
В качестве аннотации предлагаю вводную часть методичесской разработки.Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис.Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работни...
"Методическая работа с молодыми специалистами в дошкольных образовательных организациях".
quot;Методическая работа с молодыми специалистами в дошкольных образовательных организациях"....
Приказ об утверждении программы "Наставник" и назначении ответственных за обеспечение индивидуальной методической работы с молодыми специалистами.
О назначении наставников и утверждение программы...
Наставничество как форма методической работы с молодыми специалистами (из опыта работы ДОУ № 4 «Сказка»)
Данная методическая разработка представляет собой опыт работы ДОУ № 4 "Сказка" по организации наставничества в дошкольной организации. Может быть полезна старшим воспитателям, методистам ДОО...