Методическая работа с молодыми специалистами
методическая разработка

   Создание условий для самореализации, для приобретения ими практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепление молодых специалистов в коллективе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota_s_molodymi_spetsialistami.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа с молодыми специалистами

Цель работы с молодыми специалистами: создание условий для самореализации, для приобретения ими практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепление молодых специалистов в коллективе.

Задачи: формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании. Помочь воспитателю, опираясь на передовой педагогический опыт, творчески внедрять идеи на практике. Создать условия для профессиональной адаптации молодого воспитателя в коллективе. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности.

Этапы педагогической деятельности молодого специалиста:

1-й этап педагогической деятельности – диагностический (первый год);

2-й этап педагогической деятельности – самостоятельный творческий поиск (второй год);

3-й этап педагогической деятельности – оценочно-рефлексивный (третий год).

Ожидаемые результаты:

- адаптация и подготовка к профессиональной деятельности молодого специалиста;

- совершенствование системы методической работы с молодыми специалистами дошкольного учреждения;

- повышение качества образования, уровня аналитической культуры всех участников образовательных отношений;

- умение проектировать образовательную деятельность, на основе творческого поиска через самообразование;

- умение индивидуально работать с воспитанниками;

-  становление молодого педагога как профессионала;

- повышение методической, интеллектуальной культуры педагога.

1-й год работы – диагностический этап

«Знания и умения педагога –  залог творчества и успеха воспитанников»

Сроки

Тема

Мероприятия

1.

Август

Знакомство с молодым специалистом

1. Организационные мероприятия:

- собеседование с молодым специалистом;

- знакомство с традициями ДОУ;

- выбор и назначение наставников.

2. Диагностика умений и навыков молодого педагога.

3. Заполнение информационной карточки.

4. Общая характеристика основных проблем начинающего педагога.

5. Разработка и утверждение плана работы с молодыми специалистами

2.

Сентябрь

Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации

1. Изучение:

- «Закон об образовании в РФ»;

- документы Министерства образования;

- локальные акты ДОУ;

- Устав ДОУ.

2. Коррекция планов образовательной деятельности, планов молодых специалистов

3.

Октябрь, ноябрь

Современные педагогические технологии

1. Семинар-практикум «Современные педагогические технологии, влияющие на качество образования».

2. Практикум «Оптимизация выбора методов и средств образования при организации разных видов детской деятельности»

4.

Декабрь

Анализ педагогического мероприятия

1. Подготовка к анализу педагогического мероприятия.

2. Критерии эффективности планирования педагогических мероприятий.

3. Планирование педагогического мероприятия.

4. Организация и проведение педагогического мероприятия.

5. Подведение итогов, критерии оценки педагогического мероприятия.

6. Практикум «Алгоритм анализа педагогического мероприятия»

5.

Февраль

Эмоциональная устойчивость воспитателя. Функция общения

1. Дискуссия на тему «Педагогическая ситуация и ваш выход из неё». Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций.

2. Анализ различных стилей педагогического общения. Преимущества демократического стиля общения.

3. Изучение методических разработок: «Методика проведения родительского собрания», «Тематика родительских собраний».

4. Психологические тренинги «Учусь строить отношения», «Анализ педагогических ситуаций»

6.

Апрель

Самообразование

1. Выбор методической темы (планирование работы над темой самообразования (программа саморазвития).

2. Организация работы с начинающими педагогами и уровни компетенции молодого специалиста

7.

Май

Бенефис молодого воспитателя

1. Творческий отчёт молодого педагога.

2. Творческий отчёт педагога-наставника.

3. Круглый стол «Педагогическая культура педагога»

8.

В течение года

1. Выявление педагогических проблем молодых воспитателей, выработка необходимых рекомендаций.

2. Участие молодых специалистов в мероприятиях, семинарах, совещаниях

2-й год работы –  самостоятельно-творческий  

«Самостоятельный творческий поиск»

Сроки

Тема

Мероприятия

1.

Август

Реализация деятельности молодого специалиста

Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами

2.

Сентябрь

Ведение документации

Анализ изменений в рабочих программах, в планах образовательной деятельности, других документах к началу учебного года

3.

Октябрь

Современные педагогические технологии

Семинар «Современные педагогические технологии, их использование в образовательной деятельности

4.

Ноябрь декабрь

1. Круглый стол «Проектная деятельность как модель педагогической технологии».

2. Практикум «Организация проектной деятельности, оформление, подготовка к выступлению и защите проекта»

5.

Январь февраль

Основы целеполагания. Самоанализ педагогического мероприятия

1. Методика целеполагания. Основы самоанализа педагогического мероприятия. Образцы самоанализа педагогического мероприятия. Сравнительный анализ и самоанализ. Памятка для проведения самоанализа педагогического мероприятия.

2. Посещения педагогического мероприятия молодых педагогов воспитателей старшим воспитателем и воспитателями-наставниками с целью оказания методической помощи

6.

Март

Анализ педагогического мероприятия

1. Памятка для проведения анализа педагогического мероприятия.

2. Советы молодому воспитателю по подготовке педагогического мероприятия.

3. Совместный анализ педагогического мероприятия педагогом и старшим воспитателем - эффективный способ повышения квалификации

7.

Апрель май

Методическая выставка достижений молодого педагога

1. Рост профессионализма молодого специалиста:

- открытые мероприятия;

- выступления-презентации по теме самообразования;

- методическая выставка (систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности);

- конкурс профессионального мастерства «Открытие»;

- представление молодого воспитателя наставником.

2. Круглый стол «Компетенции и компетентность»

8.

В течение года

1. Выявление педагогических проблем молодых специалистов, выработка необходимых рекомендаций.

2. Участие молодых специалистов в мероприятиях ДОУ, семинарах, совещаниях и т.д.

3-й год работы – оценочно-рефлексивный

«Выбор индивидуальной линии»

Сроки

Тема

Мероприятия

1.

Август

Реализация деятельности молодого специалиста

Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами

2.

Сентябрь

Ведение документации

Анализ изменений в рабочих программах, в планах образовательной деятельности, других документах к началу учебного года

3.

Октябрь ноябрь

Аттестация

1. Изучение документов по аттестации педагогических работников.

2. Портфолио аттестуемого. Требования к квалификации педагогических работников

4.

Декабрь

Активные формы мероприятий

1. Система нестандартных мероприятий, нестандартные мероприятия в планах методической работы, карты экспертной оценки проведения нестандартных мероприятий.

2. Информационные технологии в учебной и воспитательной деятельности. Создание программного продукта

5.

Февраль,     март

Вовлечение молодых специалистов в практическую деятельность

1. Разнообразие методов и форм образовательной деятельности.

2. Организация проектной деятельности

6.

Апрель, май

Успешность педагогической деятельности педагога и пути дальнейшего развития

1. Подведение итогов деятельности молодого специалиста:

- портфолио молодого педагога;

- анализ перспектив молодого педагога.

2. Практикум «Анализ педагогом особенностей индивидуального стиля своей деятельности».

3. Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других»

7.

В течение года

1. Выявление педагогических проблем молодых педагогов, выработка необходимых рекомендаций.

2. Участие молодых специалистов в мероприятиях ДОУ, семинарах, совещаниях

Заключение

Процесс адаптации молодых специалистов в системе образования характеризуется способностями молодых специалистов к выполнению данного вида педагогической деятельности, присвоением им определённых общественных отношений, которые раскрываются в их практической преобразующей деятельности. О социально-профессиональном потенциале молодого специалиста следует судить о выраженности у него педагогических способностей.

 В процессе социальной адаптации молодыми специалистами происходит развитие его личности, путём качественных изменений, ведущих к новому уровню её целостности. Оно предполагает изменение мировоззрения личности педагога; преобразование сложившихся установок, ориентации, потребностей, интересов, мотивов поведения под влиянием изменяющихся общественных отношений, приобретаемых личностью.

Внешние факторы, включающие в себя социально-экономические факторы, играют значительную роль в мотивации молодых специалистов по развитию и ускорению адаптационного процесса, но всё, же на первом месте респондентов стоят личностно-ориентированные факторы.

Для повышения качества адаптационного процесса молодых специалистов играет роль несколько факторов: фактор культуры, фактор мотивации, фактор коммуникации, фактор стресса, факторы, которые формируют межличностные отношения, комфортность и тому подобное или наоборот могут играть негативную роль в формировании адаптационного процесса

Работа с молодыми специалистами в системе образования может послужить ресурсом для реализации одной из целей государственной молодежной политики: формировании и создании условий, способных не только улучшить качество жизни молодых людей, но и активизировать саму молодежь на подготовку её ко «взрослой жизни» через активную трудовую деятельность. При освоении молодым специалистом новой профессионально-статусной роли, на этапе организационной, социально-психологической адаптации, необходимо учесть все особенности, проблемы и факторы, рассмотренные в работе, для создания необходимых условий для полноценной реализации молодым человеком своего потенциала на рабочем месте.

Организация работы старшего воспитателя с молодыми специалистами позволит начинающим педагогам успешно влиться в профессиональное сообщество педагогов и квалифицированно выполнять свои профессиональные обязанности, а организация в свою очередь сможет пополнить педагогические кадры молодыми специалистами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация методического проекта по работе с молодыми специалистами "Ступени педагогического мастерства"

презентация представляет проект по работе дошкольного учреждения с молодыми специалистами...

Учебно-методическое пособие по работе с молодым специалистом в ДОУ

Памятка для молодых специалистов «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»Анкета молодого специалистаТест для молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивос...

методическая разработка "Сопровождение молодых специалистов в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования"

   В качестве аннотации предлагаю вводную часть методичесской разработки.Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис.Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работни...

"Методическая работа с молодыми специалистами в дошкольных образовательных организациях".

quot;Методическая работа с молодыми специалистами в дошкольных образовательных организациях"....

Наставничество как форма методической работы с молодыми специалистами (из опыта работы ДОУ № 4 «Сказка»)

Данная методическая разработка представляет собой опыт работы ДОУ № 4 "Сказка" по организации наставничества в дошкольной организации. Может быть полезна старшим воспитателям, методистам ДОО...