Главные вкладки

    "Методическая работа с молодыми специалистами в дошкольных образовательных организациях".
    методическая разработка на тему

    Белых Татьяна Александровна

    Предварительный просмотр:

    Методическая работа с молодыми специалистами в дошкольных            образовательных организациях.

    Автор: Белых Татьяна Александровна

    МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида№72» г. Воронеж

     «Со мной работали десятки молодых педагогов.

    Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз,

    как бы он не был талантлив,

    а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,

     я сам учился у более старых педагогов…»

    А.С. Макаренко

       В настоящее время дошкольному образованию уделяется  большое  внимание. Вступил в полную силу федеральный государственный образовательный стандарт. Реформируется система дошкольного образования. С  целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях, строятся новые детские сады.

    Обеспечение педагогическими кадрами становится главной задачей. Зачастую в детские сады приходят специалисты, имеющие педагогическое образование,  но редко дошкольное, без опыта, к тому же часто меняется  педагогический состав.   В настоящее время в нашем детском саду работает пять  молодых педагогов.

       Молодые педагоги испытывают затруднения в организации образовательной деятельности, написании планов, конспектов, наблюдаются трудности в грамотном применении знаний в практической деятельности, сталкиваются с проблемами адаптации в новом коллективе, проблемой «незнания» нормативных документов: какие документы являются обязательными для исполнения, а какие являются рекомендательными, наблюдаются трудности в грамотном применении знаний в практической деятельности. Поэтому методическое сопровождение молодых педагогов, приобретает первостепенное значение. В нашем детском саду к этой группе относим и педагогов, вышедших из отпуска по уходу за ребенком, а также не  имеющих педагогического образования. Особую роль в организации методической работы в ДОУ играет целенаправленная деятельность по поддержке молодых педагогов. Работа с ними в значительной степени отличается от организации работы с педагогами, долгое время успешно работающими в детском саду.

    Целью наставничества является оказание помощи молодому специалисту в освоении профессии и скорейшем овладении в полном объеме трудовыми обязанностями за счет ознакомлен существующими в учреждении методами и приемами труда, передачи наставниками личного опыта, принципов корпоративной культуры и профессиональной этики.

    Основные задачи:

    • Оказание моральной и психологической поддержки молодым специалистам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей;
    • Адаптация молодых специалистов к условиям осуществления трудовой деятельности;
    • Создание условий для становления квалифицированного и компетентного работника.

    Ожидаемый результат от работы наставничества:

    • Легкая адаптация молодого педагога в дошкольной среде;
    • Овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой;
    • Повышение уровня знаний начинающих воспитателей в вопросах развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ;
    • Создание индивидуального стиля в работе;
    • Развитие творческих способностей в самостоятельной педагогической деятельности;
    • Формирование профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов и приемов работы с детьми;
    • Потребность в непрерывном самообразовании;
    • Овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой;
    • Снижение процента текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с работодателем.

    В нашем детском саду сложилась своя система работы с молодыми педагогическими кадрами. Выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. За каждым стажером закрепляют наставника. Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются приказом заведующего с указанием срока наставничества и регламентируются следующими локальными документами:

    • Положение о наставничестве;
    • План работы с молодым специалистом;
    • Индивидуальный план прохождения образовательного маршрута молодого воспитателя.

    Наставником может являться опытный педагогический работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. Также очень важна и психологическая совместимость наставника и стажёра.

    Всю систему методической работы с молодыми специалистами мы разделили на три этапа: диагностический, реализационный, аналитический.

    На первом этапе идет изучение личности молодого педагога, знакомство с его личностными и профессиональными качествами, к которым относятся: педагогическое образование, теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников), наличие опыта практической работы с детьми, ожидаемый результат педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных черт характера. Диагностика проводится в форме анкетирования, тестирования, собеседования и наблюдения за организацией воспитательно - образовательного процесса в группе.

    Нами используются методики:

    1. Определение педагогической стрессоустойчивости и эффективности работы педагога стажиста;
    2. Определение совместимости педагогов для кадрового подбора в группу;
    3. Выявления типологии личности. 

    Итоги диагностики заносятся в индивидуальный план прохождения образовательного маршрута молодого воспитателя.

    Таким образом, диагностический этап позволяет нам определить стратегию и тактику деятельности по отношению к работе молодого специалиста.

    Для каждого молодого специалиста наставником разрабатывается индивидуальный план, в котором отображаются содержание деятельности, сроки проведения и форма отчетности согласно годовым задачам.

    Второй - реализационный, включающий в себя оказание помощи в профессиональном совершенствовании и коррекции затруднений, которые так же затрагивает знания, умения и личностные компоненты.

    По итогам проведения диагностического этапа нами выбираются и применяются разнообразные формы и методы работы с молодыми специалистами, способствующие повышению их профессиональной компетенции.

    Также в нашем детском саду используются такие формы работы с молодыми специалистами, как:

    • Педагогические советы, которые позволяют расширить информационное поле педагогических работников в области технологий и их использования в образовательном процессе.
    • На семинарах - практикумах молодые специалисты вовлекаются в обсуждение и осмысление своих профессиональных проблем, обмениваются опытом, рассказывают о своих «педагогических находках».
    • «Банк идей» нацелен на формирование накопительного центра педагогических, творческих и научных идей, их обработки и применения в практике педагогов.
    • Составление «Портфолио» – позволяет накапливать индивидуальные образовательные достижения, стимулирует к саморазвитию, помогает освоить технологию работы с портфолио.
    • В ходе «круглых столов» обсуждаются вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением разнообразных приемов: решение педагогических ситуаций, метод имитации рабочего дня воспитателя, «мозговой штурм», решение кроссвордов. Все это позволяет уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор.
    • дискуссии, в рамках которых обсуждаются спорные вопросы педагогической теории и практики.
    • Деловая игра максимально приближает участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
    • Открытые просмотры образовательной деятельности опытных педагогов с последующим обсуждением увиденного, позволяют увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты, научиться проводить анализ образовательного процесса.
    • Индивидуальные консультации проводятся по актуальным проблемам, по заявкам молодых педагогов, в форме обсуждения сложных педагогических ситуаций, которые у них вызывают затруднения.
    • Самообразование позволяет молодому специалисту самостоятельно систематизировать приобретённые знания из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека.
    • В мастер-классе теоретический материал подкрепляется примером из практики, отрабатываются отдельные приемы и способы работы.
    • Наглядная педагогическая пропаганда позволяет показать воспитательно-образовательную работу, передовые методы работы, доступно и убедительно донести до новичков необходимую педагогическую информацию.

    Таким образом, выбранные формы и методы наставничества помогают нам в реализации поставленных задач.

    Третий этап – аналитический.На данном этапе производится сбор и анализ результатов работы молодого педагога. Для отслеживания динамики и результативности использованных форм и методов мы применяем те же диагностические приемы и задания, которые были выбраны на первом этапе. Результаты так - же фиксируются в индивидуальном плане прохождения образовательного маршрута молодого воспитателя. По завершению третьего этапа производится самоанализ и рефлексия деятельности наставника за прошедший год, подводятся итоги и зачитываются на педагогическом совете. А молодой педагог подтверждает свою педагогическую компетентность через показ открытых занятий, участие в методических мероприятиях, как в детском саду, так и на муниципальном уровне.

    Подводя итоги, мы можем отметить, что работа с молодыми специалистами помогает нашему коллективу педагогов согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи между коллегами, делает молодого педагога владельцем секретов мастерства, накопленного педагогами нашего дошкольного учреждения.

    Вместе с тем, мы сделали для себя открытие, что начинающие педагоги способны привнести новые взгляды на воспитание и развитие детей, а также стимулировать наставников к повышению уровня педагогической компетентности. Тем самым, в тесном сотрудничестве решаются задачи по наставничеству и по совершенствованию молодых педагогов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методический материал по работе с молодым специалистом в ДОУ

    Памятка для молодых специалистов «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»Анкета молодого специалистаТест для молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивости Плюс...

    Работа с молодым специалистом в ДОУ

    Из опыта работы  В сентябре 2012 года наш педагогический коллектив пополнился молодым специалистом.   В современных условиях реформирования национальной системы образова...

    Творческая работа: "Легло ли молодому специалисту в современной образовательной организации. Советы студенту педагогических ВУЗов."

    Я, как молодой специалист-воспитатель, хотела бы дать несколько советов студентам педагогических ВУЗов и поделиться своими впечатлениями о работе в образовательной организации....

    Взаимодействие специалистов в процессе формирования навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в дошкольной образовательной организации

    Статья посвящена актуальной проблеме взаимосвязи специалистов дошкольного образовательного учреждения в обучении пространственному ориентированию детей с нарушением зрения.  Даная тема актуальна,...

    Новые подходы к организации методической работы с педагогическими кадрами в дошкольном образовательном учреждении

    Использование нетрадиционных форм взаимодействия с педагогами способствует повышению уровня их мастерства. Таким образом данные формы занимают приоритетное направление деятельности методической работы...

    Планирование работы с неблагополучными семьями в дошкольной образовательной организации

    В статье отражаются основные направления работы с семьями находящимися в социально- опасном положении. К их числу отнесены профилактики нарушений прав ребенка в семье, создание условий для объединения...