"Методическая работа с молодыми специалистами в дошкольных образовательных организациях".
методическая разработка на тему

Белых Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:

Методическая работа с молодыми специалистами в дошкольных            образовательных организациях.

Автор: Белых Татьяна Александровна

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида№72» г. Воронеж

 «Со мной работали десятки молодых педагогов.

Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз,

как бы он не был талантлив,

а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,

 я сам учился у более старых педагогов…»

А.С. Макаренко

   В настоящее время дошкольному образованию уделяется  большое  внимание. Вступил в полную силу федеральный государственный образовательный стандарт. Реформируется система дошкольного образования. С  целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях, строятся новые детские сады.

Обеспечение педагогическими кадрами становится главной задачей. Зачастую в детские сады приходят специалисты, имеющие педагогическое образование,  но редко дошкольное, без опыта, к тому же часто меняется  педагогический состав.   В настоящее время в нашем детском саду работает пять  молодых педагогов.

   Молодые педагоги испытывают затруднения в организации образовательной деятельности, написании планов, конспектов, наблюдаются трудности в грамотном применении знаний в практической деятельности, сталкиваются с проблемами адаптации в новом коллективе, проблемой «незнания» нормативных документов: какие документы являются обязательными для исполнения, а какие являются рекомендательными, наблюдаются трудности в грамотном применении знаний в практической деятельности. Поэтому методическое сопровождение молодых педагогов, приобретает первостепенное значение. В нашем детском саду к этой группе относим и педагогов, вышедших из отпуска по уходу за ребенком, а также не  имеющих педагогического образования. Особую роль в организации методической работы в ДОУ играет целенаправленная деятельность по поддержке молодых педагогов. Работа с ними в значительной степени отличается от организации работы с педагогами, долгое время успешно работающими в детском саду.

Целью наставничества является оказание помощи молодому специалисту в освоении профессии и скорейшем овладении в полном объеме трудовыми обязанностями за счет ознакомлен существующими в учреждении методами и приемами труда, передачи наставниками личного опыта, принципов корпоративной культуры и профессиональной этики.

Основные задачи:

  • Оказание моральной и психологической поддержки молодым специалистам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей;
  • Адаптация молодых специалистов к условиям осуществления трудовой деятельности;
  • Создание условий для становления квалифицированного и компетентного работника.

Ожидаемый результат от работы наставничества:

  • Легкая адаптация молодого педагога в дошкольной среде;
  • Овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой;
  • Повышение уровня знаний начинающих воспитателей в вопросах развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ;
  • Создание индивидуального стиля в работе;
  • Развитие творческих способностей в самостоятельной педагогической деятельности;
  • Формирование профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов и приемов работы с детьми;
  • Потребность в непрерывном самообразовании;
  • Овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой;
  • Снижение процента текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с работодателем.

В нашем детском саду сложилась своя система работы с молодыми педагогическими кадрами. Выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. За каждым стажером закрепляют наставника. Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются приказом заведующего с указанием срока наставничества и регламентируются следующими локальными документами:

  • Положение о наставничестве;
  • План работы с молодым специалистом;
  • Индивидуальный план прохождения образовательного маршрута молодого воспитателя.

Наставником может являться опытный педагогический работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. Также очень важна и психологическая совместимость наставника и стажёра.

Всю систему методической работы с молодыми специалистами мы разделили на три этапа: диагностический, реализационный, аналитический.

На первом этапе идет изучение личности молодого педагога, знакомство с его личностными и профессиональными качествами, к которым относятся: педагогическое образование, теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников), наличие опыта практической работы с детьми, ожидаемый результат педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных черт характера. Диагностика проводится в форме анкетирования, тестирования, собеседования и наблюдения за организацией воспитательно - образовательного процесса в группе.

Нами используются методики:

  1. Определение педагогической стрессоустойчивости и эффективности работы педагога стажиста;
  2. Определение совместимости педагогов для кадрового подбора в группу;
  3. Выявления типологии личности. 

Итоги диагностики заносятся в индивидуальный план прохождения образовательного маршрута молодого воспитателя.

Таким образом, диагностический этап позволяет нам определить стратегию и тактику деятельности по отношению к работе молодого специалиста.

Для каждого молодого специалиста наставником разрабатывается индивидуальный план, в котором отображаются содержание деятельности, сроки проведения и форма отчетности согласно годовым задачам.

Второй - реализационный, включающий в себя оказание помощи в профессиональном совершенствовании и коррекции затруднений, которые так же затрагивает знания, умения и личностные компоненты.

По итогам проведения диагностического этапа нами выбираются и применяются разнообразные формы и методы работы с молодыми специалистами, способствующие повышению их профессиональной компетенции.

Также в нашем детском саду используются такие формы работы с молодыми специалистами, как:

  • Педагогические советы, которые позволяют расширить информационное поле педагогических работников в области технологий и их использования в образовательном процессе.
  • На семинарах - практикумах молодые специалисты вовлекаются в обсуждение и осмысление своих профессиональных проблем, обмениваются опытом, рассказывают о своих «педагогических находках».
  • «Банк идей» нацелен на формирование накопительного центра педагогических, творческих и научных идей, их обработки и применения в практике педагогов.
  • Составление «Портфолио» – позволяет накапливать индивидуальные образовательные достижения, стимулирует к саморазвитию, помогает освоить технологию работы с портфолио.
  • В ходе «круглых столов» обсуждаются вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением разнообразных приемов: решение педагогических ситуаций, метод имитации рабочего дня воспитателя, «мозговой штурм», решение кроссвордов. Все это позволяет уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор.
  • дискуссии, в рамках которых обсуждаются спорные вопросы педагогической теории и практики.
  • Деловая игра максимально приближает участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
  • Открытые просмотры образовательной деятельности опытных педагогов с последующим обсуждением увиденного, позволяют увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты, научиться проводить анализ образовательного процесса.
  • Индивидуальные консультации проводятся по актуальным проблемам, по заявкам молодых педагогов, в форме обсуждения сложных педагогических ситуаций, которые у них вызывают затруднения.
  • Самообразование позволяет молодому специалисту самостоятельно систематизировать приобретённые знания из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека.
  • В мастер-классе теоретический материал подкрепляется примером из практики, отрабатываются отдельные приемы и способы работы.
  • Наглядная педагогическая пропаганда позволяет показать воспитательно-образовательную работу, передовые методы работы, доступно и убедительно донести до новичков необходимую педагогическую информацию.

Таким образом, выбранные формы и методы наставничества помогают нам в реализации поставленных задач.

Третий этап – аналитический.На данном этапе производится сбор и анализ результатов работы молодого педагога. Для отслеживания динамики и результативности использованных форм и методов мы применяем те же диагностические приемы и задания, которые были выбраны на первом этапе. Результаты так - же фиксируются в индивидуальном плане прохождения образовательного маршрута молодого воспитателя. По завершению третьего этапа производится самоанализ и рефлексия деятельности наставника за прошедший год, подводятся итоги и зачитываются на педагогическом совете. А молодой педагог подтверждает свою педагогическую компетентность через показ открытых занятий, участие в методических мероприятиях, как в детском саду, так и на муниципальном уровне.

Подводя итоги, мы можем отметить, что работа с молодыми специалистами помогает нашему коллективу педагогов согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи между коллегами, делает молодого педагога владельцем секретов мастерства, накопленного педагогами нашего дошкольного учреждения.

Вместе с тем, мы сделали для себя открытие, что начинающие педагоги способны привнести новые взгляды на воспитание и развитие детей, а также стимулировать наставников к повышению уровня педагогической компетентности. Тем самым, в тесном сотрудничестве решаются задачи по наставничеству и по совершенствованию молодых педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа: "Легло ли молодому специалисту в современной образовательной организации. Советы студенту педагогических ВУЗов."

Я, как молодой специалист-воспитатель, хотела бы дать несколько советов студентам педагогических ВУЗов и поделиться своими впечатлениями о работе в образовательной организации....

Новые подходы к организации методической работы с педагогическими кадрами в дошкольном образовательном учреждении

Использование нетрадиционных форм взаимодействия с педагогами способствует повышению уровня их мастерства. Таким образом данные формы занимают приоритетное направление деятельности методической работы...

"Адаптация молодого специалиста к условиям образовательной организации"

В современной психологии проблемы адаптации человека к различным условиям жизнедеятельности являются достаточно актуальными. Службами управления персоналом ведущих фирм мира при найме на работу огром...

Методическая работа с молодыми специалистами

 Создание условий для самореализации, для приобретения ими практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепление молодых специалистов в коллективе....

Наставничество как форма методической работы с молодыми специалистами (из опыта работы ДОУ № 4 «Сказка»)

Данная методическая разработка представляет собой опыт работы ДОУ № 4 "Сказка" по организации наставничества в дошкольной организации. Может быть полезна старшим воспитателям, методистам ДОО...

Взаимодействие специалистов сопровождения дошкольной образовательной организации при реализации ООП ДО для детей с ОВЗ

Взаимодействие специалистов сопровождения дошкольной образовательной организации при реализации ООП ДО для детей с ОВЗ...