Методы организации поисково-исследовательской деятельности с дошкольниками
методическая разработка

Самоделкина Раиса Алексеевна

Поисковая деятельность – это совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в ходе познавательной деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, то есть в процессе познания окружающего мира. 

Чтобы у детей возник интерес к исследуемому явлению, существует ряд методов организации поисково-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_eksperimentirovaniya.doc 79 КБ

Предварительный просмотр:

«Детское экспериментирование как особая форма поисковой деятельности ребенка»

                         «Начало познаний… всегда вытекает из ощущений…

                         А потому следовало бы начинать обучение не словесного

                         толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними».

                                                                                                         Я.А.Коменский

Ребенок-дошкольник как никто другой настроен на процесс познания, он хочет понять окружающий мир. Именно это внутреннее стремление к исследованию может порождать исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы общее развитие изначально происходило в процессе элементарной исследовательской деятельности.

Что же такое поисковая деятельность?

Поисковая деятельность – это совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в ходе познавательной деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, то есть в процессе познания окружающего мира. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций, возникающих в  деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, в процессе познания мира. Эта деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей в процессе разрешения познавательных задач. В результате происходит не только открытие детьми новых знаний об окружающем мире, но и способов познания. Исследовательская практика ребенка – дошкольника – это один  из основных путей познания окружающего мира.

Увидеть проблему можно путем наблюдения и элементарного анализа действительности. Проблемами для исследований могут стать такие вопросы, как «Почему качаются ветви деревьев?», «Почему светит солнце?», «Почему осенью растения увядают, теряют листья, желтеют?». По мнению Ф. Ницше, великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока наконец один не поднимет его. Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу ее дети решить не могут. Чтобы устранить проблему, требуются определенные умственные действия, исследование всего, что связано с данной проблемой. Познавательная задача всегда содержит вопрос. Она включает некоторые известные и неизвестные данные. Дети выдвигают свои предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Таким образом, у детей возникает интерес к исследуемому явлению.

Существует ряд методов организации поисково-исследовательской деятельности: наблюдение, эвристическая беседа, опыты или эксперименты, учебные исследования, проектная деятельность.

Наблюдение является непременной частью любого из способов проведения исследований, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Опыты или эксперименты используются для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Например, с помощью следующего поставленного опыта можно решить познавательную задачу: прорастут ли семена без воды? По мнению академика Н.Н.Поддьякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Проведение элементарных опытов с ними пробуждает любознательность, позволяет познать их свойства, качества, возможности, приобщить к красоте окружающего мира. Дети овладевают такими понятиями, как явление, причинно-следственная связь, обусловленность, зависимость, сходство, различие и т. д.

Рассмотрим динамику становления навыков детского экспериментирования, предложенную А.И. Ивановой. Как известно, самые ранние зачатки экспериментирования проявляются в раннем возрасте. Исходной формой экспериментирования, из которой развились все остальные, является манипулирование предметами. Получаемые сведения от действий с предметами вносятся в память и сохраняются на всю жизнь. В последующие два-три года манипулирование предметами усложняется. У ребенка появляется любопытство, и он активно проявляет желание что-то сделать с любым попавшим в его руки предметом. Ребенок старается обследовать каждый предмет. Взрослый создает необходимые условия для развития его любознательности, самостоятельности – обогащает среду более сложными объектами. Желание действовать выражается словами: «Я хочу сделать то-то». Ребенок охотно выполняет простейшие поручения взрослых. Однако взрослый должен быть рядом. Организуемые наблюдения являются кратковременными, поэтому взрослый старается поддержать интерес к исследуемому объекту.

В пять лет ребенок все чаще начинает задавать взрослому вопросы и пытается самостоятельно искать на них ответы. В этом возрасте впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему летом и весной идет дождь, а зимой снег?» С детьми среднего дошкольного возраста можно проводить длительные наблюдения за исследуемыми объектами. При регистрации наблюдений используются схематические зарисовки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также педагог позволяет делать зарисовки тем детям, у которых соответствующие навыки развиты достаточно хорошо. Давая словесный отчет, дети составляют короткие рассказы об увиденном. Педагог наводящими вопросами учит детей выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу.

Дети старшего дошкольного возраста имеют ярко выраженную потребность спрашивать обо всем, что неизвестно, все чаще обращаются к воспитателю с просьбами: «Давайте посмотрим, что будет, если...» Дети осваивают разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование). Дети шести лет приобретают способность прогнозировать результат, умеют сравнивать объекты между собой, находить не только различия, но и сходство. Они видят два-три звена причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «почему?». В старшем дошкольном возрасте вводятся длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. При анализе результатов нужна постоянная поддержка педагога, при которой дети формулируют выводы, составляют развернутый рассказ.

При организации опытов или экспериментов необходимо уделять большое внимание соблюдению правил безопасности детьми и взрослыми.

Правила проведения опытов и экспериментов

Объяснять правила проведения опытов нужно начиная с самого младшего возраста, тогда в будущем у детей будут сформированы устойчивые навыки безопасного поведения во время экспериментирования.

Во-первых, все они должны быть безопасными для детей и представлять то или иное явление окружающего мира наглядно и ярко.

Во-вторых, хорошо продумайте организацию опыта и прежде всего участие дошкольников. Для этого заранее дайте им инструкцию, познакомьте с последовательностью всех действий, покажите, как контролировать ход проведения опыта.

В-третьих, перед началом эксперимента обсудите с детьми его предполагаемый результат, предложите высказать различные гипотезы.

Организация среды для детского экспериментирования.

Цели и задачи:

• развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию;

• формирование бережного эмоционально-окрашенного отношения к природе и обучение основам грамотного поведения в ней.

 С целью модернизации экспериментальных уголков необходимо обновить оборудование, выбрать направления, которые наиболее интересны и предпочтительны для детей каждой группы.

Примерные направления и содержание работы по возрастам:

1. В экспериментальном уголке «Кладовая гномика-самоцветика» (дети 4-5 лет) созданы все условия для проведения первых опытов и экспериментов. Воспитанники группы с удовольствием создают из камушков различные композиции, украшения, строят сказочные дворцы, изучая при этом свойства камней и их разнообразие.

 2. В уголке «Юный почвовед» (дети 6-7 лет) дошкольники становятся настоящими исследователями почвы. Они изучают, для чего почва нужна человеку и растениям, как ее сделать мягкой и плодородной. Они с любопытством заглядывают в специальный стеклянный домик в надежде увидеть там дождевого червя, жующего листья.

 3.  Мини-лаборатория «Ветерок» (дети 5-6 лет). Здесь дошкольники изучают воздух: учатся надувать пузыри и ловить их в пакеты, исследуют его свойства.

 4. В студии «Капелька» дети 4-5 лет с удовольствием экспериментируют с водой. Им особенно нравится менять ее цвет, вкус, проводить опыты со снегом и льдом.

 5. Экспериментальная лаборатория «Юный географ» (дети 6-7 лет). Дошкольники учатся ориентироваться по карте, измерять расстояние с помощью курвиметра, пользоваться компасом.

 6. В лаборатории «Юный геолог» (дети 5-6 лет) большое внимание уделяется экспериментам с камнями. Здесь в свободное время дошкольники превращаются в настоящих геологов. Они с большим интересом рассматривают коллекции камней и минералов, проводят эксперименты, изучают их свойства и значение в жизни человека.

 7. Лаборатория «Цветик-семицветик» (дети 3-4 года) Здесь все эксперименты связаны с растениями. Воспитатель прививает малышам любовь к ним, учит правильно ухаживать, видеть красоту и неповторимость каждого цветка.

В вышеперечисленных лабораториях созданы все условия для детского экспериментирования. Они предоставляют возможность дошкольникам знакомиться с окружающим миром, дают детям не только знания, но и доставляют огромную радость. Опыты вместе с детьми проводят воспитатели в группах на занятиях и в свободное от занятий время.

Исследовательскую деятельность с дошкольниками следует начинать с демонстрационных опытов, когда эксперимент проводит воспитатель. Вначале задается проблема, воспитатель спрашивает у детей, какие результаты могут получиться в итоге выполнения опыта.

Дошкольники высказывают предположения, объясняют свои догадки, выдвигают любопытные гипотезы и приводят доказательства. Очень важно выслушать всех желающих, высказать свое мнение.

Проведение опыта, последовательность всех действий воспитатель должен обязательно сопровождать словами. Подводя итоги, можно еще раз поинтересоваться у детей, как получился результат и что на это повлияло. Возможно, во время наблюдения за происходящим у воспитанников возникли новые варианты ответов. Выводы следует делать совместно, задавая наводящие вопросы. В конце занятия нужно поблагодарить всех за участие в эксперименте.

Практически всегда опыты вызывают живой интерес у детей, и они сразу же хотят их повторить. Воспитатель должен быть готов к такой ситуации и заранее подобрать все необходимые материалы в соответствующем количестве. В зависимости от имеющегося времени и устойчивости интереса можно повторить опыт несколько раз, предоставляя детям возможность совершать определенные действия самостоятельно. Таким образом, дошкольники знакомятся с различными свойствами веществ, получают элементарные знания об основных физических и химических явлениях.

Если в младшем возрасте дети только начинают экспериментировать, то в старшем — уже могут выполнять многие опыты самостоятельно. Для этого в группе необходимо подобрать карточки-схемы, на которых с помощью картинок и символов нарисована последовательность действий каждого эксперимента. Для читающих детей может быть напечатано название опыта и подписаны картинки с изображением необходимого оборудования.

Во всех возрастных группах необходимо составить буклеты с описанием опытов.

Эксперименты могут быть самыми разными, но главное — интересными и привлекательными для дошкольников, они должны также соответствовать их возрасту. Не стоит забывать и о технике безопасности. В лаборатории в свободном для детей доступе могут быть только те вещества и материалы, которые безопасны для их жизни. Например, соду, лимонную кислоту, уксус и др. необходимо использовать с большой осторожностью и только непосредственно самим воспитателем после тщательного продумывания всех возможных нюансов, которые могут возникнуть во время проведения опыта. По окончании занятия вся лабораторная посуда должна быть сразу вымыта.

Опыты в младшей группе:

• «Тонет - не тонет»;

• «Окрашивание воды»;

• «Разноцветные льдинки» (таяние льда в воде теплой и холодной);

• «Красивые цветочки» (распускание бумажных цветов под воздействием воды);

• «Фигурки из песка» (опыты с влажным и сухим песком);

• «Снежные шарики» (опыты со снегом).

Опыты в старшей группе:

• «Как квадрат превращается в круг» (при быстром вращении);

• «Научи яйцо плавать» (вода должна быть соленой);

• «Наживка для льда» (приморозить к кубику льда нитку с помощью соли);

• «Чудо-хризантема» (окрашивание цветка от цветной жидкости);

• «Как из соленой воды добыть питьевую» (выпаривание на солнце).

Исследования, предложенные А.И. Савенковым.

Исследования, предложенные А.И. Савенковым, проводятся с детьми старшего дошкольного возраста через получение информации из различных источников. Можно предложить детям, например, «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «понаблюдать», «провести эксперимент», «найти информацию в Интернете», «связаться со специалистом», дети обучаются умениям и навыкам проведения учебных исследований. Ученый считает, что стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

А.И. Савенков выделяет основные этапы проведения учебных исследований со старшими дошкольниками:

– выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

– выработка гипотез, предположений;

– поиск и предложение возможных вариантов решения;

– сбор материала;

– обобщение полученных данных;

– подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет, рассказ);

– защита.

На всех этапах этой работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним «результатом», а по крайней мере – с двумя. Первым можно считать тот, что создает ребенок «своей головой» и руками – макет, проект, отчет и т. п. Второй – самый важный, назовем его педагогическим. Для педагога главный результат этой работы не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребенком сообщение, «технический рисунок» или даже склеенный из бумаги проект.

Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Методика проведения учебного исследования со старшими дошкольниками.

Подготовка исследования. Выбрав тему исследования, каждый ребенок получает «папку исследователя» и карточки – темы исследования. Папка исследователя представляет собой лист картона с наклеенными кармашками, на которых зафиксированы методы исследования. Перед ребенком стоит задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить собственный доклад. Дети работают самостоятельно. Педагог в данном случае должен выполнять обязанности консультанта, вовремя оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, помогать детям управлять процессом усвоения знаний: прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; учиться анализу и синтезированию и на их основе – классификации, обобщению информации.

1 этап – тренировочные занятия.

Например, дети выбрали тему – «Попугай». Объясним исследователям, что их задача – подготовить сообщение, доклад. Но чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию о попугае и обработать ее. Как это можно сделать?

Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Надо рассказать им о том, что существует много способов сбора информации – «методов исследования». Естественно, что мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Поэтому на этом этапе очень важно, чтобы воспитатель подвел детей к тому, чтобы они сами их назвали.

Начнем с обычных проблемных вопросов, например: что мы должны сделать вначале? Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый? Естественно, что это вопросы не только к тем, кто специально выделен для проведения исследования, но и ко всем детям. Дети начнут предлагать самые разные варианты. «Подведите» их к идее, что сначала надо подумать.

Если в предлагаемых детьми вариантах этого предложения нет, его придется подсказать. Как только с этим все согласились, кладем на ковер перед исследователями карточку с символом, обозначающим действие – «подумать».

Следующий вопрос: где еще мы можем узнать что-то новое о попугае? Отвечая на него вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «провести эксперимент», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору» (имеется в виду видеофильм).

Можно предложить и другие методы, например получить информацию у компьютера, позвонить по телефону другу или просто маме, папе или бабушке. Следует понимать, что набор методов зависит от реальных возможностей.

Подумать. Например, подумав, приходим к выводу – «попугай живет в дикой природе, в джунглях, в жарких странах». Чтобы это зафиксировать, нарисуем на листочке пальму и солнце. «Пальма» будет служить напоминанием о джунглях, «солнце» – о теплом климате.

Следующая идея, например,– «попугаи бывают большие и маленькие». Отмечаем все это на наших листочках. Большого попугая можно изобразить большим овалом, с пририсованными к нему линиями-перьями, обозначающими хохолок и хвост, а также клюв; рядом на основе маленького овала можно нарисовать такого же схематического маленького попугая.

Затем, подумав, дети отмечают, что у попугая яркое оперение. Черкнув на листочке несколько ярких линий цветными фломастерами, ребенок может закрепить идею «о ярком оперении».

Как показывает наш экспериментальный опыт, этих несложных значков оказывается вполне достаточно для фиксации такой несложной информации на короткий срок.

Спросить у другого человека. Теперь попробуем настроить наших исследователей на то, чтобы расспросить других людей. Вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым. Это на первых порах вызывает большие трудности. Дети, объективно, в силу особенностей возрастного развития, эгоцентричны (Ж. Пиаже и др.), им трудно спрашивать, им трудно услышать и воспринять ответ другого человека. Эта способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться нами как одна из важнейших целей педагогической работы.

Все мы по собственному опыту знаем, что нередко встречаются даже взрослые, которые не умеют спрашивать, не умеют слушать и, самое главное, слышать других людей. И если специально развивая ребенка, мы можем преодолеть его эгоцентризм, то для взрослого это уже практически непреодолимая, серьезная личностная проблема. Преодоление, смягчение детского эгоцентризма является важным этапом подготовки ребенка к школе. Учителя начальной школы часто говорят о том, что дети не умеют слушать учителя и друг друга.

Узнать из книг. Сложности возникают и с другими источниками информации. Например, можно обратиться к книге, но как не умеющему читать узнать из нее что-то новое? Можно посмотреть иллюстрации и попросить помощи у того, кто может прочитать. В ходе занятия, кроме воспитателя, ребенку в этом никто не поможет. Поэтому надо заранее подобрать литературу. И быть готовым.

Нужно учитывать, что в настоящее время издается большое количество детских справочников и энциклопедий, они посвящены разной тематике, прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты. Для проведения учебных исследований это прекрасный источник. Прочитайте нужный текст вслух исследователям. И помогите также зафиксировать новые идеи.

2 этап – самостоятельные учебные исследования старших дошкольников.

Подготовка

Нам понадобятся карточки с изображениями тем будущих исследований. Из новых средств каждому ребенку потребуется только специальная «папка исследователя». Сделать ее нетрудно. На лист картона наклеим небольшие кармашки из плотной белой бумаги. На каждом кармашке – изображение «метода исследования». Кроме того, каждый ребенок должен получить достаточное количество маленьких листочков для фиксации информации и ручку (карандаш или фломастеры).

Проведение исследования

На этом этапе в исследовательский поиск вовлекается вся группа. Начинается занятие с выбора тем исследователями. Карточки с изображениями тем будущих исследований раскладываем на столе. И каждый ребенок выбирает себе то, что хочет. Мы уже отмечали, что это занятие может идти автономно от обычных учебных занятий. Но вместе с тем саму эту игровую технологию можно использовать на занятиях по развитию речи, природоведению и другим предметным сферам. В этом случае заготовленные карточки с изображениями тем должны быть связаны с кругом изучаемых проблем.

Выбрав тему, каждый ребенок получает специальную «папку исследователя» и листочки для сбора информации. План исследования с ним в данном случае проговаривать необязательно. Этот план изложен и зафиксирован на кармашках нашей папки.

Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок (либо пара, группа детей) начинает действовать самостоятельно. Задача – собрать нужную информацию, использовав возможности всех доступных источников. Обобщить ее и подготовить собственный доклад. Все это нужно сделать, не затягивая время – в рамках одного занятия.

Дети работают самостоятельно, они сами изучают все, что связано с выбранной ими темой. Задача педагога – выполнять обязанности консультанта исследователей. Помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.

Сообщения

Как только подготовлены первые сообщения, детей можно собрать и усадить для прослушивания докладов. Наши доклады следует рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Докладчик вынужден структурировать информацию, выделить главное, дать определения основным понятиям и не просто рассказать, а обучить этим сведениям других. Не важно, что содержательный материал, на котором работают дети, выглядит простым и даже может показаться примитивным с точки зрения взрослого; для нас важно в данном случае то, что за этим внешне простым делом формируются ценнейшие качества творческой личности.

Обучающиеся обычно настроены по отношению к докладчику критически, ведь к его словам они относятся иначе, чем к словам педагога. Дети в этих условиях, как показывают наши исследования, легко и естественно включаются в спор, задают вопросы, делают поправки, если не согласны. Эти моменты очень важны, мы старались «акцентировать» на них собственное внимание и внимание детей. Вряд ли существует более эффективное средство для развития критического мышления, чем этот способ.

Заслушать все доклады на одном занятии сложно. Ведь надо дать ребенку возможность не только высказаться, но и ответить на вопросы. Поэтому, во-первых, надо учить детей говорить кратко и точно и, во-вторых, гибко использовать время (какие-то доклады можно выслушать сразу, а какие-то послушать в другое время).

По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и – в особенности – тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Для ребенка характерна жажда познания, обогащенная яркими образами окружающего мира. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. В разработке проекта могут принимать участие педагог, дети и их родители.

В основе проекта лежит творческое решение проблемы как результата исследовательского поиска, итог которого представляет собой одно целое. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от одного занятия до одного дня) и длительными (от одной недели до трех месяцев).

Целостный процесс разработки проекта включает в себя несколько этапов:

  • выявление проблемы, определение цели и задач;
  • поиск форм реализации проекта;
  • разработка содержания образовательного процесса и предметно-развивающей среды;
  • организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
  • работа над частями проекта;
  • презентация проекта.

Список литературы:

Веракса Н.Е. О.В.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». «Мозаика-Синтез» Москва 2012г.

Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». Москва «Просвещение» 2002г.

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения.

Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

Златопольский Д.С. «Удивительные превращения», «Вентана-Граф», 2007г

Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 г.

А.И. Савенков «Методика проведения учебного исследования в детском саду». Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников

Задача педагога активно помогать ребенку находить решение проблемной ситуации....

Педагогический опыт работы по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Цель моей работы: познакомить педагогов с организацией  поисково-исследовательской  деятельности дошкольников....

Мастер-класс «Использование различных приемов мотивации при организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Цель мастер-классаПовышение уровня компетенции педагогов в вопросе создания  мотивации детей при организации поисково-исследовательской деятельности.Задачи:Систематизировать знания педагогов о ме...

Формы и методы организации театрально-игровой деятельности старших дошкольников

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развив...