Конспект нод по познавательному развитию "Волшебница бумага"
план-конспект занятия (старшая группа)

Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель: Формировать  и обобщить  у детей знания и представления о разнообразие бумаги в нашей жизни,  и  ее свойствах через опытно-познавательную деятельность.

           Задачи:

Обучающие:

  1. познакомить детей с историей возникновения бумаги;
  2. уточнить и расширить представления детей о бумаге, некоторых ее свойствах;
  3. способствовать развитию творческого мышления, познавательного интереса, воображения и творчества;
  4. продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом: при помощи смятой бумаги.

Развивающие:

  1. развивать обследовательские действия и умение устанавливать причинно- следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду);
  2. развивать мелкую моторику рук;
  3. развивать активный и пассивный словарь по теме. Упражнять в подборе слов-антонимов, подборе определений, в отгадывание загадок, в умение анализировать и делать выводы, обобщения.
  4. развивать диалогическую речь;
  5. развивать память, мышление, внимание;
  6. расширять зону ближайшего развития детей.

 

Воспитывающие:

  1. воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость;
  2. воспитывать аккуратность при работе с красками.

На занятии использовались следующие виды интеграции

образовательных областей:

Познавательное развитие: знакомство детей с историей возникновения бумаги,  расширение представлений детей о бумаге, о некоторых ее свойствах.

 Речевое развитие: развитие активного  и пассивного словаря по теме, формирование лексико-грамматического строя языка, связной речи. В ходе непосредственной образовательной деятельности учились анализировать, делать выводы, делиться впечатлениями, развивали навыки общения и публичных выступлений, формирование доброжелательных отношений между детьми, воспитание эмоциональной отзывчивости, волевых навыков.

Социально-коммуникативное развитие: формирование элементарных представлений о способах взаимодействия с окружающим миром.

Физическое развитие: обеспечение в помещении оптимального температурного режима, смена различных поз детей, использование здоровьесберегающих технологий (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, физкультминутка), контроль за правильной осанкой детей.

Художественно-эстетическое развитие: развитие детского творчества в изодеятельности с помощью новой нетрадиционной изобразительной техники «оттиск сжатой бумаги».

Предварительная работа:

Были проведены   беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги; рассматривание предметов, изготовленных из бумаги. Проведена беседа с детьми о жанрах живописи, рассматривание иллюстраций, картин. Подготовка столов для практической части.

Формы организации: коллективная деятельность  (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельная деятельности детей.

Виды детской деятельности: отгадывание загадок, слушание рассказа воспитателя об истории возникновения бумаги; проведение совместной опытно – экспериментальной деятельности с воспитателями по определению основных свойств бумаги (мнется, рвется, намокает, выполнение творческих работ по изо деятельности).

Методы и приемы: словесный метод (художественное слово, беседа, объяснение, пояснение, отгадывание загадок), наглядный метод (оперирование детьми непосредственно объектом опыта в различных видах деятельности детей), практический метод (самостоятельная работа детей по изодеятельности в нетрадиционной технике: рисование мятой бумагой), информационно – рецептивный метод (включение зрительных, тактильных рецепторов), проблемный метод (постановка проблемных вопросов), игровой метод (игровые упражнения, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика), аналитический метод (анализ работы детьми).

Материалы и оборудование:  ноутбук, сундучок, лист бумаги, квадратные листочки бумаги разных видов (цветная, ватман, картон), емкости с водой, полотенце. Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картинка, раскраска, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации и т. п.). Листы бумаги с нарисованным деревом – формат А-5; гуашь в тарелочках (белого цвета), клеенки; бумажные салфетки, листы бумаги для рисования.

 

ХОД НОД

1. Вводная часть – организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро, 
При встрече здороваться: "Доброе утро!" 
"Доброе утро!" – солнцу и птицам. 
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

Артикуляционная гимнастика.

Бублик мы изобразили,
Плавно губы округлили,
Их теперь нельзя  смыкать,
Бублик нужно удержать.
А  теперь мы как лягушки,
Растянули губы к ушкам.
 

Воспитатель:

– Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:

Я белая как снег 
Дружу с карандашом 
Где он пройдет –
Заметочку на мне  кладет.
 (Бумага)

 

– Правильно ребята, это бумага. В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете, читаете книги. А оказывается, бумага была не всегда.

Послушайте небольшую историю о создании бумаги

Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. 
 Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. 
 Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу,   а делали китайцы бумагу вручную.
СЛАЙД  -  Посмотрите дети, как отличалась древняя бумага от  той, которую мы привыкли видеть, а старинные книги от  современных. 
В наше время бумагу делают машины.  А управляют этими машинами люди.  Бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно её расходовать.

 

2.Основная часть.

Воспитатель:

– Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Посмотрите вокруг  и назовите, какие вы видите предметы, сделанные из бумаги. (Ответы детей: тетради, книги, фотографии. альбомы, коробки).

– А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей: нет, не могут). Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (ответы детей)
– Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим. 
– Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой. 
– Вы, хотите там побывать? Тогда закройте глаза и скажем все вместе: Раз, два, три, в мастерскую заходи. (Дети заходят в мастерскую, обращаю внимание детей на тарелочки, где лежат листочки разной бумаги).

- Обратите внимание на листочки разной  бумаги, лежащие перед вами.

- Какого цвета бумага?

- Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, шероховатая)

 - Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? {ответы детей)

Опыт 1.

– А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (Дети мнут бумагу) 
– У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей). Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче. Сделаем вывод и выставляем: "Бумага мнется".

Опыт 2.

– А теперь проверим, у кого бумага порвется? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась? 
– Сделаем вывод и выставляем: "Бумага рвется".

Опыт 3.

– Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода. 
– Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени. Сделаем вывод и выставляем: "Бумага намокает ".

Воспитатель: Опасное свойство бумаги. Ребята, что произойдет, если бумагу поднести к огню? (Бумага загорится) Надо быть осторожными с огнем и не подходить к нему с бумагой.

Воспитатель: Ребята посмотрите и вспомните, какие свойства бумаги вы узнали. Бумага мнется, рвется, намокает, опасное свойство –  бумага горит.
– Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому ребята надо бережно относится  к вещам, сделанным из бумаги. 
– А сейчас поиграем в игру: "Бывает, не бывает". Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

Воспитатель: Вы сегодня  много узнали о бумаге и ее свойстве. А вы знаете, что с помощью бумаги можно  создавать красивые вещи, даже произведении искусства? (Ответы детей).

­­- Ребята сегодня мы будем  рисовать. А вы знаете, что  рисовать можно не только на бумаге, но и с помощью бумаги?

Воспитатель: Чтобы это выяснить, нам с  вами надо провести эксперимент. Для этого у меня есть листочек бумаги, я его сжимаю и катаю между ладошек. У меня получилась сжатая бумага. Какая у меня получилась бумага? (Дети: Сжатая)

Воспитатель: Я беру сжатую бумагу в правую руку и макаю её в краску, левой рукой я придерживаю листок и оставляю оттиск. Что я оставляю? (Дети: Оттиск)

Воспитатель:- Молодцы! Теперь я предлагаю проделать то же самое вам. Но сначала подготовим наши руки.

Пальчиковая гимнастика:

Лист бумаги мы сжимаем, 
И ладошки разминаем. 
Мы стараемся, катаем, 
Дружно в шарик превращаем, 
Не дадим ему скучать, 
Будем им мы рисовать.

 

Воспитатель А рисовать мы сегодня будем красивое зимнее дерево.

Воспитатель: Приступайте к работе: Придвиньте к себе элемент вашего будущего ресунка и разукрасьте его с помощью сжатой бумаги.

– Приступайте. Не забывайте, что работать надо аккуратно, вытирать руки о влажную салфетку. Когда вы закончите, поднимите руку,  и мы с вами прикрепим вашу работу к доске.

 

3. Заключительная часть

– Ваши работы будут украшать группу. Молодцы!

 

–Ребята, мы сегодня познакомились с новой техникой рисования. Кто скажет, как она называется? (Оттиск сжатой бумаги).
- Ну, что ж, пора возвращаться из мастерской. Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три, снова в группу заходи. Мы снова очутились в группе.

 Рефлексия

– Интересно было в мастерской?
– А что нового вы узнали про бумагу?

– А как надо обращаться с бумагой и книгами?

 Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.

Молодцы! Занятие наше окончено!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa_bumaga.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Ново-Девяткинский детский сад комбинированного вида № 1»

 

Конспект непрерывной образовательной деятельности

 по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

на тему  «Волшебница бумага»

Составила: Воспитатель

Старшей группы №1

 Бурилова М. А.

Санкт-Петербург

2020

Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель: Формировать  и обобщить  у детей знания и представления о разнообразие бумаги в нашей жизни,  и  ее свойствах через опытно-познавательную деятельность.

           Задачи:

Обучающие:

  1. познакомить детей с историей возникновения бумаги;
  2. уточнить и расширить представления детей о бумаге, некоторых ее свойствах;
  3. способствовать развитию творческого мышления, познавательного интереса, воображения и творчества;
  4. продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом: при помощи смятой бумаги.

Развивающие:

  1. развивать обследовательские действия и умение устанавливать причинно- следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду);
  2. развивать мелкую моторику рук;
  3. развивать активный и пассивный словарь по теме. Упражнять в подборе слов-антонимов, подборе определений, в отгадывание загадок, в умение анализировать и делать выводы, обобщения.
  4. развивать диалогическую речь;
  5. развивать память, мышление, внимание;
  6. расширять зону ближайшего развития детей.

Воспитывающие:

  1. воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость;
  2. воспитывать аккуратность при работе с красками.

На занятии использовались следующие виды интеграции

образовательных областей:

Познавательное развитие: знакомство детей с историей возникновения бумаги,  расширение представлений детей о бумаге, о некоторых ее свойствах.

 Речевое развитие: развитие активного  и пассивного словаря по теме, формирование лексико-грамматического строя языка, связной речи. В ходе непосредственной образовательной деятельности учились анализировать, делать выводы, делиться впечатлениями, развивали навыки общения и публичных выступлений, формирование доброжелательных отношений между детьми, воспитание эмоциональной отзывчивости, волевых навыков.

Социально-коммуникативное развитие: формирование элементарных представлений о способах взаимодействия с окружающим миром.

Физическое развитие: обеспечение в помещении оптимального температурного режима, смена различных поз детей, использование здоровьесберегающих технологий (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, физкультминутка), контроль за правильной осанкой детей.

Художественно-эстетическое развитие: развитие детского творчества в изодеятельности с помощью новой нетрадиционной изобразительной техники «оттиск сжатой бумаги». 

Предварительная работа:

Были проведены   беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги; рассматривание предметов, изготовленных из бумаги. Проведена беседа с детьми о жанрах живописи, рассматривание иллюстраций, картин. Подготовка столов для практической части.

Формы организации: коллективная деятельность  (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельная деятельности детей.

Виды детской деятельности: отгадывание загадок, слушание рассказа воспитателя об истории возникновения бумаги; проведение совместной опытно – экспериментальной деятельности с воспитателями по определению основных свойств бумаги (мнется, рвется, намокает, выполнение творческих работ по изо деятельности).

Методы и приемы: словесный метод (художественное слово, беседа, объяснение, пояснение, отгадывание загадок), наглядный метод (оперирование детьми непосредственно объектом опыта в различных видах деятельности детей), практический метод (самостоятельная работа детей по изодеятельности в нетрадиционной технике: рисование мятой бумагой), информационно – рецептивный метод (включение зрительных, тактильных рецепторов), проблемный метод (постановка проблемных вопросов), игровой метод (игровые упражнения, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика), аналитический метод (анализ работы детьми).

Материалы и оборудование:  ноутбук, сундучок, лист бумаги, квадратные листочки бумаги разных видов (цветная, ватман, картон), емкости с водой, полотенце. Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картинка, раскраска, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации и т. п.). Листы бумаги с нарисованным деревом – формат А-5; гуашь в тарелочках (белого цвета), клеенки; бумажные салфетки, листы бумаги для рисования.

ХОД НОД

1. Вводная часть – организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро, 
При встрече здороваться: "Доброе утро!" 
"Доброе утро!" – солнцу и птицам. 
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

Артикуляционная гимнастика.

Бублик мы изобразили,
Плавно губы округлили,
Их теперь нельзя  смыкать,
Бублик нужно удержать.
А  теперь мы как лягушки,
Растянули губы к ушкам.

Воспитатель:

– Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:

Я белая как снег 
Дружу с карандашом 
Где он пройдет –
Заметочку на мне  кладет.
 (Бумага)

– Правильно ребята, это бумага. В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете, читаете книги. А оказывается, бумага была не всегда.

Послушайте небольшую историю о создании бумаги

Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. 
Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. 
 Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу,   а делали китайцы бумагу вручную.
СЛАЙД  -  Посмотрите дети, как отличалась древняя бумага от  той, которую мы привыкли видеть, а старинные книги от  современных. 
В наше время бумагу делают машины.  А управляют этими машинами люди.  Бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно её расходовать.

2.Основная часть.

Воспитатель:

– Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Посмотрите вокруг  и назовите, какие вы видите предметы, сделанные из бумаги. (Ответы детей: тетради, книги, фотографии. альбомы, коробки).

– А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей: нет, не могут). Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (ответы детей)
– Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим. 
– Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой. 
– Вы, хотите там побывать? Тогда закройте глаза и скажем все вместе: Раз, два, три, в мастерскую заходи. 
(Дети заходят в мастерскую, обращаю внимание детей на тарелочки, где лежат листочки разной бумаги).

- Обратите внимание на листочки разной  бумаги, лежащие перед вами.

- Какого цвета бумага?

- Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, шероховатая)

 - Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? {ответы детей)

Опыт 1.

– А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (Дети мнут бумагу) 
– У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей). Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче. Сделаем вывод и выставляем: "Бумага мнется".

Опыт 2.

– А теперь проверим, у кого бумага порвется? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась? 
– Сделаем вывод и выставляем: "
Бумага рвется".

Опыт 3.

– Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода. 
– Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени. Сделаем вывод и выставляем: "
Бумага намокает ".

Воспитатель: Опасное свойство бумаги. Ребята, что произойдет, если бумагу поднести к огню? (Бумага загорится) Надо быть осторожными с огнем и не подходить к нему с бумагой.

Воспитатель: Ребята посмотрите и вспомните, какие свойства бумаги вы узнали. Бумага мнется, рвется, намокает, опасное свойство –  бумага горит.
– Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому ребята надо 
бережно относится  к вещам, сделанным из бумаги. 
– А сейчас поиграем в 
игру: "Бывает, не бывает". Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

Воспитатель: Вы сегодня  много узнали о бумаге и ее свойстве. А вы знаете, что с помощью бумаги можно  создавать красивые вещи, даже произведении искусства? (Ответы детей).

- Ребята сегодня мы будем  рисовать. А вы знаете, что  рисовать можно не только на бумаге, но и с помощью бумаги?

Воспитатель: Чтобы это выяснить, нам с  вами надо провести эксперимент. Для этого у меня есть листочек бумаги, я его сжимаю и катаю между ладошек. У меня получилась сжатая бумага. Какая у меня получилась бумага? (Дети: Сжатая)

Воспитатель: Я беру сжатую бумагу в правую руку и макаю её в краску, левой рукой я придерживаю листок и оставляю оттиск. Что я оставляю? (Дети: Оттиск)

Воспитатель:- Молодцы! Теперь я предлагаю проделать то же самое вам. Но сначала подготовим наши руки.

Пальчиковая гимнастика:

Лист бумаги мы сжимаем, 
И ладошки разминаем. 
Мы стараемся, катаем, 
Дружно в шарик превращаем, 
Не дадим ему скучать, 
Будем им мы рисовать.

Воспитатель А рисовать мы сегодня будем красивое зимнее дерево.

Воспитатель: Приступайте к работе: Придвиньте к себе элемент вашего будущего ресунка и разукрасьте его с помощью сжатой бумаги.

– Приступайте. Не забывайте, что работать надо аккуратно, вытирать руки о влажную салфетку. Когда вы закончите, поднимите руку,  и мы с вами прикрепим вашу работу к доске.

3. Заключительная часть

– Ваши работы будут украшать группу. Молодцы!

–Ребята, мы сегодня познакомились с новой техникой рисования. Кто скажет, как она называется? (Оттиск сжатой бумаги).
- Ну, что ж, пора возвращаться из мастерской. Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три, снова в группу заходи. Мы снова очутились в группе.

 Рефлексия

– Интересно было в мастерской?
– А что нового вы узнали про бумагу?

– А как надо обращаться с бумагой и книгами?

 Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.

Молодцы! Занятие наше окончено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность. Конспект занятия на тему: «Свойства бумаги». Старшая группа

Цель: Продолжать формировать представление детей о свойствах  бумаги опытно-экспериментальным путем.Задачи:• Формировать представление детей о свойствах бумаги: гладкая, непрозрачная, мнется, пла...

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группыЦель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.Задачи: развивать ...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) "Что лучше бумага и ткань?"

Конспект НОД по познавательному развитию "Что лучше бумага или ткань". Ход НОД....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебница бумага»

дать первоначальное представление об изобретении бумаги. Создать условия для формирования умения работать с бумагой. Развивать способность с помощью разнообразных приемов определять свойства бумаги. П...