«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
статья

Алексеева Ирина Валерьевна

Игра ИгрИгра является одним из ведущих видов деятельности дошкольника. В течении всего периода дошкольного детства вся деятельность построена на системном подходе через игру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игра как  средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Я представляю вашему вниманию свой опыт по использованию игровых образовательных технологий во всех образовательных областях.

А начать хочу со слов неизвестного поэта, который написал:

«Я пытался достичь сердца ребенка словами,

они часто проходили мимо него неуслышанными.

Я пытался достичь его сердца книгами,

он бросал на меня озадаченные взгляды.

В отчаянии я отвернулся от него,

«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - закричал я.

Он прошептал мне на ухо : «Приди, - сказал он, - поиграй со мной».

Игра является одним из ведущих видов деятельности дошкольника. В течении всего периода дошкольного детства вся деятельность построена на системном подходе через игру.

И как бы ни были важна организованная деятельность, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализацию потребности в игре. Изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать ее особенности в педагогическом процессе. Для развития ребенка игра дает:

1.Способность действовать в плане представлений, благодаря которому происходит развитие продуктивного воображения.

2. Ориентироваться в сфере человеческих отношений;

3.Координировать свои действия с другими, постоянно изменяющаяся обстановка игры требует согласования усилий ее участников, что способствует развитию сотрудничества, общения между детьми;

4.Умение находить выходы из разнообразных жизненных ситуаций, гибкость, развитие психологической устойчивости, радостный и доброжелательный эмоциональный фон.

 Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

         Главное условие реализации ФГОС - обучение детей в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует волю и ум и ребенка, затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос жизнерадостным, здоровым и крепким. Наиболее углубленное изучение данной темы и обобщение изучаемого материала переросло в тематический модуль по самообразованию :«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС».

 При изучении и исследовании которой были поставлены следующие цели и задачи:

 Цель: раскрытие личности ребенка и  развитие его творческого потенциала посредством освоения игровой деятельности.

Задачи:

•Обеспечить развитие у детей разносторонних представлений о действительности и умение использовать эти представления для создания новых сюжетов игр.

•Способствовать возникновению в игре дружеских партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам, приучать детей самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли и самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты.

•Обогащать речь детей, содействуя развертыванию ролевого диалога в играх;

•Создать условия для совместной игровой деятельности детей и взрослых .

• Развивать самостоятельность, инициативность, воображение и творчество в играх;

 Свою работу я начала с создания условий для игровой деятельности ,то есть с предметно – пространственной среды, соответствующей требованиям ФГОС. Ведь создание условий для реализации данного направления является побуждающим фактором к игровой деятельности с целью овладения игровыми умениями, обогащение жизненного опыта.

Предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей, быть содержательно-насыщенной, методически обеспеченной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Пересмотрев предметно-пространственную среду в группе, для ее улучшения , были приобретены шкафы с ящиками на колесах для удобства их использования, удобная мебель для кукольного уголка, парикмахерской, кукольного театра, изготовлена ширма.

(«В группе дети играют в различных центрах активности, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-коммуникативным, познавательным, речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей и помечены маркером»).

Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста являются творческие игры.

Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр.

При организации и систематизации материала в центре сюжетно-ролевых игр ( таких, как «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Автопарк»)дало возможность детям при возникновении игрового сюжета отображать свои знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздавать социальные отношения. Все оборудование  находится в контейнерах с маркерами, что делает его удобным для игр в любом месте по выбору детей.

 С помощью родителей сделана ширма трансформер «Машина-Корабль». Эту многофункциональную ширму мы используем как для сюжетно - ролевых игр, так и на занятиях. Например, на машине совершаем поездку в лес или на дачу, а на корабле отправляемся в плавание на остров камней, в подводный мир рыб и ракушек или в круиз в разные страны.

 В уголке ряженья можно нарядиться по своему желанию и обыграть любой образ.

 В центре труда «Мастерская» ребята с удовольствием собирают и разбирают машины, умело орудуют пилой  отверткой, молотком, что способствует развитию мелкой моторики рук и мышления, формированию трудовых умений и навыков, основ безопасности в различных видах труда. Игра во всех этих центрах способствует реализации социально-коммуникативного направления развития детей.

 С целью художественно-эстетического развития детей есть мастерская для творчества в которой дети пробуют себя в роли скульпторов и художников,. А в музыкально- театрализованной деятельности они артисты и музыканты. Театрализованная деятельность помогает сплотить детей, объединить интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся активными и уверенным. Свои музыкальные способности дети проявляют, играя в музыкально-дидактические игры сделанные руками воспитателей и родителей. Все это является гарантом поддержания и развития у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной или художественной деятельности, воспитанию эстетических чувств.

Для речевого развития оборудован « Книжный мир» в котором дети по желанию могут посмотреть книги, иллюстрации, соответствующие темам недели, составить рассказ по картинкам.

 Для всестороннего развития  имеется центр развивающих игр, где находятся игры, направленные на развитие восприятия, мелкой моторики, воображения. Дети очень любят поиграть в «Цветные колпачки», «Бусы», «Пуговицы», шнуровки, разные виды мозаик, застежки.  А возле сенсорной доски выстраивается очередь из желающих пощелкать выключателем, открыть и закрыть замок, покрутить диск телефона.

 Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

 В экспериментальном уголке дети, играя в овощеводов, сеют семена,  наблюдают за ростом рассады, что помогает узнать, как растут и развиваются растения, находить сходства и различия между ними, замечать интересные особенности внешнего вида. Здесь дошкольники играют в дидактические экологические игры , а также рассматривают ракушки, камни, фантазируют, делают собственные открытия.

 Особое место отведено для патриотического воспитания. Время, которое ребенок проводит в нем не проходит даром:

Играя в игры «Наш город», «Памятники Зимы», «Микрорайон 2 -Строитель», «Мой дом» , дети знакомятся с достопримечательностями своего города, микрорайона. Собирая паззлы «Государственные символы России» узнают о гербе, флаге. Мальчики любят изучать военную технику, сделанную руками родителей и играть в солдатиков ведь они будущие защитники нашей Родины.

  Для реализации физического развития детей, есть свой уголок. Здесь все направлено на удовлетворение потребностей детей в двигательной активности, формирования навыка выполнения правил безопасности. С помощью различных подвижных игр дети знакомятся со спортивным инвентарем и усовершенствуют его. Это такие игры как «Кольцеброс», «Городки» , «Летающие тарелки», «Гольф». Проводятся они на утренней прогулке и после дневного сна.

В своей работе особое внимание уделяю народным играм. В качестве одного из эффективных видов игра- терапевтических средств использую народные игры с потешками, хороводами, играми-шутками. Например «Водяной», «Ручеек», «Горелки», «Ремешок». Используя народные игры, реализую не только развивающие и обучающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они приобщают детей к народной культуре.

 Во всех центрах дети играют по желанию небольшими подгруппами и индивидуально , выбирая себе занятие по душе.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Итог:

 В конце года по итогам мониторинга наблюдается положительная динамика во всех образовательных  областях. Дети стали более коммуникабельными, активными, самостоятельными. Поэтому можно сделать вывод, что использование игровых технологий в образовательном процессе благотворно влияет на всестороннее развитие детей. Сами того не замечая дети получают новые знания играя в разнообразные игры.

В перспективе своей работы планирую пополнить предметно - развивающую среду новыми интересными играми и пособиями , привлекая родителей к их изготовлению.

 В целях программы профориентации  мы заключили договор с коллективом профессионального училища № 36 в Ц. Хазане о сотрудничестве. В ходе сотрудничества думаю, что знания полученные в беседах и на экскурсиях помогут побольше узнать о профессиях и в организации новых сюжетно- ролевых игр: «Овощевод», «Плотник».

 В заключении хочу сказать, что при всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия.

Список литературы:

1. Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.//Дошкольное воспитание 2007, №3

2.Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

3.Бабенкова Е.А. Подвижные игры на прогулке. – М.: ТЦ Сфера,2012.

4.Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры для формирования и развития музыкального слуха детей,Ростов на/Дону, Феникс,2010

5.Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4.

5..Печерога А.В. Развивающие игры дошкольников. – М: Вако, 2008.

6.Хромова С.А. Игровые уроки общения для детей. – Москва: ООО ИД Рипол классик, 2007

7. Шевелев К.В. Дошкольная математика в играх. – Москва: Мозаика-Синтез, 2005.

8.Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей в 3 -5 лет в игре. - Москва.: Просвещение, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Воспитать ребёнка успешным – это ли не мечта любого родителя? Отсюда и желание вмесить в детскую голову как можно больше знаний, ставка на раннее (как можно более раннее) развитие. И соответствующие т...

«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»...

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализаций ФГОС.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста....

«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо д...

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е.А. Покровский...

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е.А. Покровский...