Методическая разработка
методическая разработка (младшая группа)

Полина Ивановна Кляйн

Организация окружающей предметно-пространственной образовательной среды для сенсорного развития детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11metodich._rekom_po_rpps_sensorike.docx122.2 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\вита\Desktop\Строгие рамки\1306900_photoshop.png

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Гармония» комбинированного видадетский сад №1 для детей раннего возраста

Методические  рекомендации

для педагогов групп раннего возраста

на тему:

«Организация развивающей

предметно-пространственной образовательной

 среды для сенсорного развития детей раннего возраста»

 

Аннотация к методическим рекомендациям:

   Вопрос оснащения развивающей среды в группах раннего дошкольного возраста рассмотрен недостаточным образом. Практика последних лет со всей очевидностью показала, особую значимость для детей раннего возраста социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. Об особенностях  построения среды для сенсорного развития детей раннего возраста и пойдет речь в методических рекомендациях.

«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств.

Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь.

Мир тогда не существует для сознания».

 Плейер  Вильгельм Тьерри

Теоретический подход к созданию условий по сенсорному развитию.

Исследования восприятия дошкольников, проводившиеся А.В. Запорожцем и его последователями А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддьяковым показали, что сенсорное воспитание предполагает, прежде всего, правильную организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, которая является одним из условий сенсорного развития детей.

Проблема организации развивающей среды в целом рассматривалась, в той или иной степени, многими исследователями в различные исторические периоды. Особую роль предметной среды в становления личности ребёнка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, А.В. Петровский. Н.А. Рауцкая, В.С. Мухина и др.

Широкова Г.А. указала, что вопрос оснащения развивающей среды в группах раннего дошкольного возраста рассмотрен недостаточным образом. Практика последних лет со всей очевидностью показала, особую значимость для детей раннего возраста социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной развивающей образовательной среды.

В разнообразной предметной среде ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он - образец для подражания, через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил.

Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

По Г.А. Широковой условиями, обеспечивающими наибольшую эффективность в сенсорном развитии детей раннего возраста являются:

-создание предметно развивающей среды, способствующей развитию сенсорного воспитания детей через игру;

- систематизация дидактических игр в планировании;

-индивидуально дифференцированный подход;

-формирование сенсорного восприятия в каждом виде деятельности через игровую форму, психологическая комфортность детей, обеспечивающая эмоциональное благополучие.

Результативностью работы являются повышение уровня развития сенсорного воспитания детей, формирование положительно - эмоционального настроя, умение общаться со сверстниками и взрослыми, различать основные геометрические фигуры и их варианты, а так же основные цвета спектра.

Специально созданные условия - в процессе проведения занятий и в повседневной жизни - позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений. Также формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой - маленький), формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п. Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия.

В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений. Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития. Использование «опредмеченных» слов-названий обусловлено тем, что ребёнку бесполезно говорить о прямоугольнике, квадрате, овале, круге и треугольнике, хотя они их различают уже впервые 2-3 месяца. На втором году жизни дети усваивают форму как признак предметов: они легко выбирают необходимые детали для строительного набора для «крыши» и т.д.

Словарный запас весьма ограничен и очень сильно отстаёт от развития восприятия, поэтому наряду с «опредмеченными» словами-названиями форм дети легко усваивают слова, способствующие развитию восприятия типа «такой», «разные», «не такой». Запоминание и правильное употребление слов, обозначающих цвет, - очень сложный и трудный процесс, формирование его заканчивается только к пяти годам.

При подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и оранжевый, жёлтый, и зелёный и другие цвета. В противном случае ребёнок с нарушением цветового восприятия может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность.

Постепенность, последовательность в усложнении заданий, направленных на сенсорное развитие, значима как для детей указанного возраста, так и для более старших. В течение второго года жизни при целенаправленном сенсорном воспитании у ребёнка наблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной величины, формы, цвета. Он подолгу манипулирует ими, рассматривает, ощупывает, перекладывает их с места на место, обнаруживая новые параметры предметного мира.

Для детей третьего года жизни - при создании необходимых для этого условий - характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе.

В связи с этим необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удалённости предметов и явлений как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными. После 3-х лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их потребления. Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению - вслед за взрослым - слов-названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению.

На втором году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку, достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения. Сенсорное воспитание в этот период - основной вид деятельности. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для развития нормального общего физического и психического развития ребенка.

На 2-3 году жизни ребенок еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него еще только начинают накапливаться представление о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, а накопление этих представлений проходит через игру, через игровые ситуации, в которые вносятся  те цели, те задачи, те умения, которые необходимо усвоить детям. Благодаря заинтересованности детей в развитии сюжета сопереживания его героям, дети в активной познавательной деятельности осваивают приемы группировки и классификации, явления отношений и зависимостей между предметами по их размеру, форме, цвету, расположению в пространстве, определяют последовательность и результативность своих действий, познают начало логики. Это в результате помогает им перейти от простого восприятия предметов, чисел, явлений к осознанию их значения и необходимости использования в жизни.

Таким образом, создавая специальные условий в воспитательно-образовательном процессе мы обеспечиваем накопление детьми разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений. И за счет этих условий у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия, что облегчает дальнейшее обучение детей.

Практический аспект создания среды для сенсорного развития.    

Одна из главных задач сенсорного воспитания в детском учреждении – создать условия для получения ребенком как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира. Без целенаправленного сенсорного воспитания усвоение происходит стихийно, и оно нередко оказывается неполноценным. Поэтому, в современных условиях ДОУ необходима организация предметно-развивающей среды по развитию и обогащению чувственного  опыта детей, которая будет способствовать формированию их представлений о свойствах и качествах предметов.   Другими словами, чтобы развивался мозг ребенка, необходимо создать пространство в групповом помещении для детей раннего возраста, отражающее яркое, насыщенное впечатление об окружающем его мире, вызывающее у маленького ребенка эмоциональный отклик, активизирующее зрение и слух, тактильную чувствительность, координацию движений рук, то есть все виды восприятия. И только в таких условиях характерен ускоренный темп сенсорного развития, который позволит обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых впечатлений, а также, формирование элементарных представлений об основных разновидностях величины, формы и цвета.

        Создавая такую среду надо помнить, что ребенку  необходима только та среда, которую он воспринимает в определенный момент своего развития для удовлетворения своих потребностей. Поэтому, именно мы, педагоги, берем на себя ответственность создать такие условия в группе раннего возраста, которые способствовали бы наиболее полной реализации сенсорного развития детей.

        Предметно-развивающую среду по сенсорному воспитанию, можно рассматривать  как поисковое поле ребенка, в котором он ставит собственные цели, выбирает средства и способы её достижения, делает собственные умозаключения, личные открытия. Такая среда привлекает детей, дает им творческую энергию, пробуждает интерес и  желание что-то изменить, сделать своими руками.

        Малыши очень восприимчивы к ярким цветам. Для окраски группового помещения, где находятся дети раннего возраста,  рекомендуют очень светлые теплые тона.  А вот  зоны, отведенные для игр, педагоги рекомендуют выделить  более яркими, насыщенными тонами. По мнению Печора К.Л., Пантюхиной Г.В., Голубевой Л.Г. в практике дошкольного воспитания еще встречается устаревшая тенденция знакомить детей раннего возраста с основными цветами, простейшими формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий.

        Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия. Считается, что в современных условиях опыт организации сенсорного воспитания детей раннего возраста  утрачен.  Педагоги ДОУ, практикующие работу  по сенсорному развитию  маленьких детей,  предлагают не ограничиваться четырьмя или шестью основными цветами, а использовать все цвета спектра, а также употреблять в речи все названия форм и величин предметов.

        В помещении любой группы раннего возраста должно быть специальное отведенное место для игр с сенсорными материалами – сенсорный центр. Здесь, все предметы, игры и  игрушки хранятся на полках или шкафчиках, к которым ребенок имеет свободный доступ. Он может брать их в любое время, отведенное для самостоятельных игр и в свободной деятельности.  В таком уголке выставлены пирамидки пластмассовые и деревянные из пяти – семи элементов, напольные пирамидки из десяти и более элементов, пирамидки-башни из разноцветных элементов-стаканчиков, вкладыши, стержни для нанизывания геометрических форм, желобки для прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур разной формы, деревянные двухсторонние игрушки с втулками и молоточками для забивания и другие предметы.

        Но, сенсорный центр не ограничивается специально отведенной зоной в групповом помещении.    Геометрия пространства сенсорного центра плавно переходит во все пространство группового помещения, где позволяет каждому ребенку изменить среду согласно своим интересам, исследовательской деятельности, способствуя накоплению сенсорного опыта.

        Для развития сенсорных способностей, прежде всего, необходимо обеспечить детей соответствующими дидактическими пособиями и играми различных по цвету, форме, величине и материалу. Такое разнообразие свойств не только привлекает внимание детей, подчеркивая различие и сходство предметов, но и способствует развитию сенсорного восприятия ребенка. Чаще всего такие пособия и игры являются выносным оборудованием, которое хранится в специально отведенном месте для воспитателя и используется систематически в работе с детьми, а не от случая к случаю. Это не только покупные дидактические игры и пособия.  Педагоги изготовляют их и своими руками из бросового материала, привлекая родителей. К ним относятся: веселые шнурки, забавные прищепки, игры с цветными пробками и капсулами киндер-сюрприз, а также игры с закручивающимися предметами, липучками и другие.

Игровая бытовая среда должна быть наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Игрушки должны быть эстетичны и привлекательны, вызывая эмоциональный отклик у детей, доставляя им радость и удовольствие, формируя верные представления об окружающем мире, побуждая к активной игровой деятельности.  В игровой зоне дети с удовольствием кормят куклы из разноцветной посуды,  играют яркими игрушками из различных текстурных материалов, пользуются элементами образного декора, костюмерной. Как утверждают ведущие педагоги, игрушка располагает большими возможностями для ознакомления детей с разнообразными свойствами предметов: величиной, формой, цветом, что очень важно для сенсорного развития малыша.    

Развитию сенсорных эталонов способствует использование на физкультурных занятиях и в подвижных играх яркого, цветного, нестандартного и различной фактуры оборудования: ленты, мягкие мячи, султанчики, платочки и многое другое.

        Интерес детей к сенсорике формируется и в уголке  конструирования. Детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами. Многообразие  конструкторов  различных по цвету и  строительной формы, а также из нетрадиционного материала замечательно воздействуют на развитие сенсорных эталонов.

        Необходимо также создать условия для экспериментирования ребенка со звуками в музыкальной зоне. Это различные озвученные игрушки, предметы-погремушки, музыкальные инструменты.

        К экспериментированию относится и работа с детьми в уголках: «Природа» и «Песок и вода».  Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомясь со свойствами различных предметов и материалов, развивая мелкую моторику, тактильность кончиков пальцев рук, цветовое восприятие.

Уголок «Изобразительной деятельности» наполнен бумагой различной текстуры и формата, красками, карандашами, баночками для воды, поролоновыми губками, тонкими и толстыми  кисточками.

        Издательства детской литературы предлагают маленьким читателям большое разнообразие детских книг: большеформатные и малышки, прямоугольные и фигурные, в виде альбомов и ширмочек, с большим количеством картинок и без них, настольные и напольные. Для самых маленьких детей педагоги-новаторы придумали книги из мягких, бархатных, цветных тканей с различными заданиями из кнопок, пуговиц, липучек, шнуровок, застежек. Такие книги стали уютным предметом развивающей среды. Они радуют и восхищают, удивляют и заставляют задуматься, а еще и потрудиться.

В развитии сенсорной культуры большое значение имеет речь. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребёнком сенсорный опыт, обобщает его. Введение в словарь ребёнка названий разных признаков, помогает развить способность к важнейшей мысленной операции - сравнение. Словесные обозначения признаков, качеств и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию.

Проблема сенсорного воспитания  детей раннего возраста на современном этапе является приоритетной, и имеет огромное значение в развитии ребенка. Организуя  работу по сенсорному развитию детей в пространстве группы, педагог обязан:

  • создать условия для развития самостоятельной познавательной активности;
  • разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедряя инновации;
  • расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, то есть в созданной сенсорно-предметно-развивающей среде в условиях группы раннего возраста;
  • упражнять и систематизировать работу с детьми для успешного усвоения сенсорных эталонов и сенсомоторного развития.

        Умело организованная сенсорная среда  в предметно-развивающем пространстве группы раннего возраста  снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, синдром тревожности в отсутствие близкого родного человека. У детей возникает интерес к детскому саду, желание быть в детском сообществе. Активная позиция малыша и радость освоения являются показателями правильного направления в работе педагога. Важно, чтобы деятельность педагога по обогащению сенсорной среды проходила в присутствии малышей, комментировалась взрослым, так как сенсорная среда, организованная наилучшим образом, не может эффективно воздействовать на ребенка без участия взрослого. Взрослый должен открыть ее для ребенка, подарить ее ребенку и  учить детей с предельным комфортом жить в организованном для них сенсорном предметно-развивающем пространстве.

      Для развития тактильной чувствительности предметно-пространственная развивающая среда должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Необходимо использовать  различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей.

      Хороший эффект дает использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно.

     «Шариковые» ванны» представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения.

      По аналогии можно изготовить «Осязательные ванны» — в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.

      Игровые тактильные панно «Морское дно» и «Веселые человечки» (сенсорная панель для рук) представляет собой панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих части предметов, из которых ребенок собирает целое по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.

«Сенсорная тропа для ног» — это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.

«Колючий» коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить.

      Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесиковогомассажера, массажного валика для ног и др.

По возможности необходимо использовать  естественные условия природной среды:  игры с водой (причем разной температуры), мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.

Вся  работа по развитию тактильной чувствительности у детей  проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.

Перечислены  основные из них:

  • ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;
  • нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов);
  • нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3—4 предметов);
  • определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;
  • нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

      Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности.

Оформление сенсорного центра для детей младшего дошкольного возраста может быть сюжетным. Здесь организуется самостоятельная деятельность (различные игры по желанию детей). Время игр в сенсорном центре не регламентируется.

Сенсорный центр условно имеет несколько станций. Например, станция "Облачко" (развитие зрительного восприятия), где находятся: пособия для развития восприятия цвета, формы и размера, наблюдательности, зрительной памяти, внимания, концентрации взгляда, зрительномоторной координации; игры-экспериментирования со светом, водой, стеклом; создаются коллекции типа "Гора самоцветов".

На станции "Колокольчик" (развитие слухового восприятия) размещены пособия для развития слухового анализатора, слуховых ощущений, слухового внимания, пространственного слуха: музыкальные инструменты, аудиозаписи с детскими, женскими, мужскими голосами, звучащие коробочки с разными наполнителями, предметы из материалов, издающими различные шумы

Станция "Любознайка" (развитие осязательного восприятия) – это пособия для развития тактильных анализаторов, тактильных ощущений, наблюдательности, осязательной памяти, внимания, мелкой моторики; игры и упражнения "Сухие и липкие материалы", "Разные поверхности", массажные мячики, бусинки, спички, крупы, конструкторы и мозаики различных видов и т. п.; коллекции " Мир бумаги", "Мир ткани" и т. п.

На станции "Цветочная" (развитие обонятельного восприятия) представлены: пособия для развития обонятельной чувствительности, дифференциации запахов; "Коллекция природных запахов", "Коллекция кулинарных запахов"; игры "Чем пахнут ремесла", "Что за фрукт", "Сухие духи" (высушенные лепестки любимых цветов, листьев, семян в марлевых мешочках).

Станция "Яблочко" (развитие вкусового восприятия) включает в себя пособия для развития вкусового анализатора, дифференциации, сравнения и запоминания вкуса продуктов; игры "Сладкое – соленое", "Какой на вкус?", "Хлебные загадки" и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...