Проектная деятельность : конструирование с использованием природных материалов
методическая разработка (старшая группа)

Природный материал может быть использован в качестве строительного материала для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Дети знакомятся со свойствами материалов. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д.

Из сырого песка выполняют постройки, например, дорогу, домик, мосты, с помощью специальных форм - пирожки и др.

В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают разные постройки, снеговика, фигурки зверей и др.

Конструирование из природного материала в большинстве образовательных программ вводится со средней группы. Дети делают игрушки, поделки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д. Важно так выбирать материал, чтобы в разных возрастных группах он дополнялся и был доступным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Пехно Л.А., воспитатель

ГБОУ СОШ № 569 Невского района

Санкт – Петербурга

Проектная деятельность : конструирование с использованием природных материалов

Природный материал может быть использован в качестве строительного материала для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Дети знакомятся со свойствами материалов. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д.

Из сырого песка выполняют постройки, например, дорогу, домик, мосты, с помощью специальных форм - пирожки и др.

В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают разные постройки, снеговика, фигурки зверей и др.

Конструирование из природного материала в большинстве образовательных программ вводится со средней группы. Дети делают игрушки, поделки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д. Важно так выбирать материал, чтобы в разных возрастных группах он дополнялся и был доступным.

Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Задача педагога научить создавать разнообразные художественные образы, в основе которых лежит овладение обобщенными способами создания образа с опорой на наглядность. (сделать поделку а на доске только схемы изготовления с использованием разных материалов).

Важно научить чувствовать специфику природного материала, его окраску, фактуру.

Сформировать умение подмечать в природном материале сходство с предметами действительности.

Основные этапы обучения: 1 этап- научить анализировать природный материал, как основу будущей поделки. Показать приемы изготовления новых образов такие как- достраивание или дополнение, убирание лишнего, изменение пространственного положения. Создать сам образ предмета и его части, простейшие движения.(рыбка, ежик) .Важно что бы ребенок рассуждал, находил название, пытался сказать кого напоминает.(Что на что похоже) .Можно предлагать задания проблемного характера. (например. Кусочки древесной коры разной формы и величины и надо придумать, что будет. Есть материал, но нет названия работы). Интересный прием, это выполнение поделки с продолжением- на занятии ребенок придумал предмет, (из куска коры сделал лесовика), на следующем занятии объединить поделки в композиции. (3-4 разные работы соединяют в единый сюжет).

2 этап- формирование умения выполнять поделку дополняя ее различными деталями. (лягушка) (Лесовичку в руки дать корзинку, тросточку, колокольчик, друга дать -зайку, собачку.). важно научить сначала сформировать замысел своей поделки. Усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов, соединение деталей (пластилин, клей, вставление друг друга).

3 этап- должно преобладать сюжетное конструирование  .Важно при проведении занятий выбор методов, таких как использование вариативных образцов. Создание проблемных ситуаций. …

Т.о. при обучении конструированию из природного материала должно быть правильное руководство взрослого: индивидуальный подход, выбор мотивации, сотрудничество, Важно что бы обучение конструирование способствовало развитию творческого воображения.

Проект «Конструирование из природного и бросового материала»

Описание проекта: Художественное творчество детей из бросового материала позволяет развить не только художественный вкус, творческое воображение, но и формирует основы экологической культуры. Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Это - пластиковые бутылки, пробки, футляры, коробки, пуговицы, бусы и т. д. Мы взрослые стараемся побыстрее избавиться от этого и выбросить, но оказывается этим предметам можно дать вторую жизнь, если вложить фантазию и воображение и научить этому детей. Уже использованный предмет-бутылку не выбрасывается, а превращается в полезную вещь или поделку. Задача взрослого, раскрыть потенциал творческих возможностей каждого ребенка, научить испытывать чувство удовлетворения от результата своей работы. От поделки до произведения искусства один шаг. Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности. Конструирование в процессе обучения - средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательных интересов. Само слово конструирование (от лат. construo - строю, создаю) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника.

Актуальность проекта: Актуальностью данной темы является разностороннее развитие ребёнка через реализацию его потенциальных возможностей.

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Работа с природным и бросовым материалом помогает развивать фантазию, воображение, прививает любовь к прекрасному, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие. Занимаясь конструированием из природного и бросового материала, ребёнок ближе знакомится с растительным миром, вовлекается в наблюдение за природными явлениями, учиться бережно относится к предметам, сделанным своими руками. Любая работа с природным и бросовым материалом: поделки из шишек, орехов или листьев, губок для посуды или пластиковых ложек – не только увлекательна, но и познавательна. Это даёт возможность ребёнку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию. Объект проекта: Детская творческая деятельность через использование природного и бросового материала.

Предмет проекта: Совокупность методов и приемов и средств, направленных на развитие творческой инициативности и самостоятельности в процессе изготовления поделок из природного и бросового материала.

Цель проекта: Развитие творческой инициативности и самостоятельности у детей в процессе создания поделок из различных материалов.

Задачи проекта:

- разработать перспективный план на 1 год;

- провести цикл занятий и мероприятий по теме;

- ознакомить детей с безопасным применением использованием инструментов;

- подготовить совместными усилиями детей и родителей выставку;

- систематизировать материал по теме «Конструирование из природного и бросового материала».

- Формировать интерес к работе с природным, и бросовым материалом и положительные эмоции у детей от совместной творческой деятельности.

- Обучать способам конструирования из природного материала. Учить детей самостоятельно задумывать тему для поделок.

- Оформить обобщенный материал и представить в методическом кабинете ДОО.

Время выполнения: 12 месяцев

тип проекта: познавательно – творческий

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Необходимые материалы: Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон, шишки, листья, палочки, клей, ткань, бумага, краски, ножницы, нитки, иголка, бумага, клей, ножницы, поролон, ножницы, шнурки, маркеры, цветной картон и бумага, упаковочная бумага, клей, ножницы, коробочки, бутылочки Кожа, ножницы, нитки, бусинки, бумага, клей, губки для мытья посуды, ватные диски,

Предполагаемый продукт проекта:

- выставка творческих работ детей;

- презентация по теме проекта;

- разработанные рекомендации для педагогов с критериями качества освоения ребенком конструктивно – модельной деятельности.

- разработанные рекомендации для родителей.

- Педагогический мониторинг детей по конструктивно – модельной деятельности.

Список литературы: Список литературы

1. Андреева Р. П., “Расписные самоделки”, Издательский дом “Литера”, Санкт - Петербург, 2000 г. ;

2. Брыкина Е. К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г. ;

3. Кошелев В. М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г. ;

4. Корчинова О. В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.

5. Куцакова Л. В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г. ;

6. Машинистов В. Г., Романина В. И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г. ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка дидактических игр с использование природных материалов для детей дошкольного возраста

В работе представлены несколько вариантов игр с природным материалом, которые помогут разнообразить жизнь ребенка....

Нетрадиционное использование природных материалов на занятиях по художествен-ному творчеству

консультация на тему:«Нетрадиционное использование природных материалов на  занятиях по художественному творчеству»...

Мастер-класс с использованием природных материалов «Совушка»

Мастер-класс по изготовлению поделки с использованием природных материалов «Совушка»...

Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи с ребенком 6 лет с использованием природных материалов

Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи с ребенком 6 лет с использованием природных материаловТема:  Звук «С»Цель: Постановка звука « С»Задачи:Раз...

« ЕЖИК» Конспект открытого занятия по аппликации с использование природных материалов в подготовительной группе.

Цели:1.Образовательная: -расширять знания детей о диких обитателях леса; -учить создавать композицию, используя всю площадь листа, гармонично размещать детали аппликации.-продолжать учить сочетат...

План-конспект непосредственно - образовательной деятельности по конструированию с использованием природного материала «Волшебная мастерская» в первой младшей группе.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по конструированию с использованием природного материала "Волшебная мастерская" в первой младшей группе....