« Взаимопонимающий диалог. Навыки эффективного взаимодействия»
статья (младшая группа)

Галина Геннадьевна Сорокина

Умение общаться с окружающими, это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и успешной карьеры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 « Взаимопонимающий диалог. Навыки эффективного взаимодействия»           

Умение общаться с окружающими, это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и успешной карьеры.

Одна из первостепенных задач в работе современного педагога — формирование навыков эффективной коммуникации у ребенка, не допускающей грубости, бестактности, умение предотвратить проявление агрессии слова.   Компетентность в общении стала одной из главных составляющих высокого профессионального мастерства педагога.

Приемы взаимодействия с ребенком должны быть психологически эффективными:

  • слушать и понимать ребенка;
  • взаимодействовать с ребенком без борьбы;
  • научиться самому и научить ребенка справляться со своими чувствами;
  • побудить его на положительные поступки.

Инструментом, с помощью которого воспитатель разрабатывает оптимальную стратегию и тактику общения с конкретным ребенком, является «Воспитательный план действий».

Воспитательный план действий

«Воспитательный план действий» — это индивидуальная исследовательско-коррекционная программа работы воспитателя с конкретным ребенком, имеющим проблемы с поведением. «Воспитательный план действий» — ВПД — это план действий педагога в интересах ребенка, взрослый составляет его для себя.

Пять шагов ВПД:

  1. Наблюдение и описание поведения проблемных детей.
  2. Обнаружение скрытой цели нарушения поведения.
  3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки».
  4. Разработка стратегии и тактики поддержки ребенка для повышения его самоуважения и развития самости.
  5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию ВПД.

     

ВПД — это диагностический, коррекционный и воспитывающий инструмент, обучающий воспитателя находить ответы на проступки ребенка, ответы научно обоснованные, а не спонтанные, «естественные». Каждый из пяти шагов приближает педагога к правильному выбору.

   Шаг 1: учимся выполнять диагностику — наблюдаем и описываем поведение детей.

         Собираем и точно формулируем факты. Избегаем субъективных оценок. Составляем конкретные, а не общие описания: «где, когда, как часто и что конкретно делал ребёнок»; без слов «всегда», «никогда», «ничего», «все время» и т.п.

Шаг 2: определяем истинную цель (мотив) нарушения дисциплины.

      Этих целей четыре: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи. Воспитателю необходимо это знать, чтобы правильно выбирать свое поведение. Знать мотив поведения нужно не только для выбора ответа, но и для понимания реакции ребенка на педагогическое воздействие. (См. таблицу в приложении 1)

Шаг 3: выбираем технику экстренного вмешательства в момент нарушения дисциплины.

          В результате первых двух шагов воспитатель получает достаточно информации, чтобы корректировать свой ВПД, Выбирая педагогическое вмешательство, нужно помнить, что педагогическое воздействие — не наказание. Оно преследует две цели: остановить неприемлемое поведение в тот момент, когда оно имеет место, и повлиять на дальнейший выбор ребенком более правильного поведения в будущем.

Чтобы достичь эффекта, воздействие должно быть:

а)        быстрым (здесь и сейчас, когда налицо недопустимое поведение);

    б)        верным, то есть соответствующим этому проступку. 

         Шаг 4: разрабатываем стратегию поддержки для формирования самоуважения.

Применение приемов экстренного педагогического вмешательства не гарантирует, что завтра или послезавтра, или через неделю ребенок не повторит свои выходки. Изменить характер поведения в целом может только стратегия поддержки для повышения самоуважения.

      Стратегия повышения самоценности строится на принципе замены неприемлемых способов поведения на более приемлемыми.        

Понимающая и поддерживающая стратегия для формирования самоценности не требует специального времени. Ее реализация занимает у воспитателя не больше сил и времени, чем традиционные воспитательные беседы, обличительные речи и выяснения отношений. Это единственный способ улучшить отношения с воспитанниками, которые по какой-либо причине нас не любят или боятся.              

      Заменив свое традиционное поведение на поддержку, мы изменяем установку. Теперь мы ожидаем от ребенка хороших поступков и замечаем хорошие поступки. Поскольку наше отношение становится позитивным, меняется и отношение ребенка. Ребенок станет получать то, что ему необходимо, приемлемыми способами.

Шаг 5: предложите родителям стать вашими партнерами в реализации ВПД. Здесь возможна и индивидуальная работа, когда необходимо рассказать родителям о постоянно повторяющихся проблемах в поведении ребенка, о том, какой ВПД вами разработан и какие получены результаты. Можно попросить родителей обратить внимание на поведение ребенка дома. Показывайте мамам и папам ваш партнерский стиль, не осуждая, не обвиняя. Если это возможно, создайте библиотеку для родителей с книгами по педагогике, психологии и воспитанию, организуйте родительский клуб или группы тренингов для родителей.

Стратегии воспитательного воздействия

Стратегия 1. Минимизация внимания

Происходит парадоксальная вещь: естественным образом реагируя на выходки детей, целью которых является привлечение внимания, мы как будто даем им положительное подкрепление в виде нашего внимания, закрепляя их плохое поведение. Они начинают чувствовать себя увиденными (не «пустым местом») только когда получают много замечаний, а наши гневные проповеди и угрозы они воспринимают как вид особого внимания к себе. Стратегия минимизации внимания содержит множество приемов, призванных уменьшить демонстративное поведение, поскольку оно будет оставаться незамеченным.

  • Игнорируйте такое поведение.
  • Контакт глазами.
  • Встаньте рядом.
  • Используйте имя ребенка.

 

Сильная сторона поведения, направленного на привлечение внимания:

Дети, демонстрирующие поведение, направленное на привлечение внимания, просто показывают, что они хотят взаимодействовать со взрослым, но не знают, как общаться в позитивной манере. Большинство педагогов скорее предпочтут иметь дело с такими воспитанниками, чем с теми, кому нет дела ни до чего и ни до кого. Если об этом помнить все время, возможно, наше раздражение и возмущение угаснут. 

Договоритесь о «секретном сигнале».

 Вы можете использовать какие-то жесты, смысл которых известен детям. Например, приложить палец к губам и сказать: «Тсс».

Формулируйте «Я-высказывания». Это словесное утверждение дает в специфической форме информацию о нарушении поведения и о том, какое оно производит на вас впечатление. «Я-высказывание» состоит из четырех частей:

первая — содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас; вторая — называет чувства взрослого в этот момент; третья — описывает эффект от плохого поведения; четвертая — содержит просьбу: например, «…пожалуйста, перестань так делать».

Стратегия 2. Разрешающее поведение

Запретный плод всегда сладок. Это свойство человеческой натуры известно со времен Адама и Евы. Поэтому вторая стратегия заключается не в том, чтобы запретить есть яблоко, а в том, чтобы уничтожить всю прелесть содеянного, объявив яблоко не запретным.

Стратегия 3. Делайте неожиданности!

Прекратить поведение НПВ мы можем, действуя неожиданно.

Издайте музыкальный звук. Преподаватели музыки часто исполняют аккорд или несколько аккордов на пианино в момент нарушения поведения. Вместо пианино может быть использован любой музыкальный инструмент, и не только на занятиях по музыке.

Начните говорить тихим голосом. Когда мы начинаем говорить тише, дети начинают прислушиваться и обращают на нас внимание, а это отвлекает их от нарушения поведения. Когда мы говорим спокойно, они тоже говорят спокойно.

Измените ваш голос. Используйте необычную манеру говорить, звуки, произношение, ударения или другой язык, может быть, даже бессмысленную речь.

Стратегия 4. Отвлеките ребенка

Никто долго не может делать два дела одновременно. А именно это и происходит, когда ребенок нарушает поведение. Поэтому вы можете просто отвлечь его, сфокусировав его внимание на чем-либо другом. Как это сделать практически?

Задавайте прямые вопросы. В момент, когда ребенок нарушает поведение, полезно задать ему прямой вопрос: «Роман, какое задание я только что дала?» или «Миша, что ты думаешь о том, чем сейчас будет заниматься вся группа?». Такие вопросы и отвлекают от плохого поведения, и направляют внимание ребенка на то, чем он сейчас должен заниматься.

Попросите об одолжении. «Саша, собери, пожалуйста, рисунки ребят!», «Маша, не могла бы ты отнести этот список нашей заведующей, Марии Ивановне, прямо сейчас?», «Гриша, сходи к Татьяне Петровне в младшую группу и спроси, не могла бы она дать нам цветной мел?». Только не используйте этот прием часто, так как ученики с поведением НПВ могут решить, что именно такое их поведение награждается особыми поручениями. Но как единовременная мера он работает очень хорошо.

Стратегия 5. Обращайте внимание детей на примеры хорошего поведения

Полезнее не говорить ребенку-нарушителю о его плохом поведении, а уделить внимание кому-то из группы, кто, может быть, сидит рядом и ведет себя хорошо. Так вы подчеркнете, что хорошее, а не плохое поведение заслуживает внимания взрослого и его уважения.

Благодарите детей. Благодарите и отмечайте тех детей, которые делают то, что вы просили сделать.

Стратегия 6. Меняйте детей местами

Дети, которые нуждаются во внимании, как правило, нуждаются в аудитории. Когда вы убираете таких детей от их зрителей, вы лишаете их главной награды, и это заставляет их успокаиваться.

Если вы чувствуете

Как реагирует ребенок на ваше замечание

Что говорит ребенок своим поведением

Цель

Как исправить такое поведение

Научите ребенка

Раздражение. Желая напомнить ребенку, что вы заняты, уговорить его не мешать вам. Восхищение «примерным» ребенком.

Добившись вашего внимания к себе, ребенок временно перестает мешать вам.

Со мной будут считаться, когда заметят или попросят что-либо сделать. Быть любимым — пользоваться вниманием.

Внимание

Не заглядывайте в глаза. Ничего не говорите. Молча дайте понять ребенку, что вы его принимаете, относитесь к нему хорошо. Приступайте к действию, как только ребенок начнет раздражать вас.

Привлекать к себе внимание должным образом.

Подстрекательство. Потребность употребить свою «власть», возмущение. Вам брошен вызов — «Я заставлю тебя сделать это!» «Все равно ты не сможешь превзойти меня в этом!»

Продолжайте настаивать на своем. Ребенок хочет превзойти вас, стать хозяином положения.

Со мной будут считаться лишь тогда, когда я буду иметь влияние на кого-нибудь; вы сделаете так, как хочу я; я докажу, что вы не сможете помыкать мной.

Влияние

Дайте право на выбор, не приказывайте. Не состязайтесь в «перетягивании каната». Ласково загляните в глаза. Не ввязывайтесь в ссору, но и не уступайте. Разумным образом дайте ребенку почувствовать свою самостоятельность.

Достигать желаемого так, чтобы обе стороны конфликта оставались довольными.

Обида. Разъяренность. Вы хотите «свести счеты». «Как ты мог поступить так со мной?»

Хочет «отплатить вам тем же». Вызывает неприязнь к себе.

Пусть меня не любят, и я ничего не могу поделать, но со мной будут считаться лишь тогда, когда я отомщу обидчику.

Месть

Не вымещайте свою обиду. Восстановите взаимоотношения. Воспользуйтесь естественными последствиями, от которых ребенок получит удовольствие. Установите с ним более тесный дружеский контакт.

Достойно сдерживать свое чувство обиды, не вымещать ее на других.

Отчаяние. «Что мне делать?» Жалость.

Никак не реагирует. Чувствует, что бесполезно даже пытаться сделать что-либо. Пассивен.

У меня ничего не получается так, как надо, поэтому я вообще ничего не буду делать. Я бездарен и глуп. Оставьте меня в покое.

Уклонение

Не уговаривайте и не показывайте, что вы жалеете ребенка. Ведите к успеху постепенно. Не делайте ничего за ребенка сами. Найдите такую ситуацию, в которой ребенок ощутит свое достоинство.

Доводить дело до конца и преодолевать трудности. Ощущать свои истинные способности.

Приложение 1

Таблица скрытых целей (мотивов) ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка эффективности взаимодействия педагогов и родителей по формированию у воспитанников навыков здорового образа жизни в ГБОУ Школа лицей № 1420 корпус 10

Оценка эффективности взаимодействия педагогов и родителей  по формированию у воспитанников навыков здорового образа жизнив ГБОУ Школа лицей  № 1420 корпус 10...

Консультация для родителей «Построение эффективного взаимодействия педагога с родителями. Переход к эффективному взаимодействию д/с и семьи.»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями....

Занятие для педагогов по отработке навыков эффективного взаимодействия

Важной частью работы педагога-психолога является психологическая поддержка педагогов ДОУ. В данном занятии отражены упражнения и игры на сплочение коллектива..[[{"type":"media","view_mode":"media_larg...

« Взаимопонимающий диалог. Навыки эффективного взаимодействия»

Компетентность в общении одна из главных составляющих высокого  проффесионального мастерства педагога ....

Мастер класс с молодыми педагогами: «Навыки эффективного взаимодействия с дошкольниками»

Игро-практическое мероприятие, направленное на получение знаний, умений и навыков молодыми педагогами в ходе взаимодействия с дошкольниками (посредством использования игрового эмоционального тренажера...

"Формирование навыков эффективного взаимодействия со сверстниками у детей дошкольного возраста в ДОУ"

В настоящее время педагоги всё чаще стали сталкиваться с трудностями у детей в сфере общения, а также с недостаточным развитием социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Поэтому ...