Занятие для педагогов по отработке навыков эффективного взаимодействия
методическая разработка

Важной частью работы педагога-психолога является психологическая поддержка педагогов ДОУ. В данном занятии отражены упражнения и игры на сплочение коллектива.

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no4.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимопонимание между коллегами

 Цель:  сплочение коллектива

Задачи:

  1. Тренировать умение настраиваться на другого.
  2.  Актуализировать художественные способности участников.
  3. Формировать взаимопонимание между коллегами.
  4. Способствовать психоэмоциональному расслаблению.

Материалы: спортивная одежда, коврики, большие листы бумаги по числу участников, мелки, фломастеры, запись спокойной мелодии, листы А4, карандаши и ластики

Ход занятия

Вступительная часть

  • Приветствие
  • Разогрев
  • Упражнение «Отражение» 15 мин

Эта игра дает возможность потренировать умение настраиваться на другого. Упражнение требует высокого уровня концентрации

1. Участники разбиваются на пары и. встают на расстоянии вытянутой руки друг перед другом. Они протягивают руки на высоте груди, ладони находятся на расстоянии 2–3 см от ладоней партнера. Для этого упражнения важно, чтобы ладони не соприкасались.

 2. Сначала более высокий игрок становится „ведущим“ и начинает медленно двигать обеими руками, при этом руки партнера должны следовать за этими движениями настолько синхронно как будто они — отражение. На выполнение задания отводится 2 минуты.

3. Затем „ведущим“ становится второй участник и выполняет то же упражнение, стараясь действовать так, чтобы партнер мог точно следовать за его движениями (2 минуты).

4. На следующем этапе инициатива в движении рук должна поочередно переходить от одного партнера к другому. В этом раунде особенно полезно установить зрительный контакт и действовать очень осторожно и медленно. На выполнение задания отводится 2 минуты.

5. В течение следующих 5 минут игроки обмениваются впечатлениями о совместной работе (обсуждают, насколько успешно им удавалось взаимодействовать).

6. В конце игры все члены группы собираются вместе, и каждый, основываясь на совместном выполнении упражнения, пытается как можно более детально описать личность партнера.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  • Упражнение «С головы до пят» ( К. Фоппель) 25 минут.

     1. Каждому игроку предстоит работать самостоятельно и нарисовать автопортрет в полный рост. Картина не должна содержать указаний на авторство. Игрокам не разрешается подсматривать друг за другом. На выполнение задания отводится 10 минут.

 2. Соберите готовые рисунки и развесьте их на стенах.

 3. Теперь участникам предстоит угадать, кто изображен на каждой картине. Начните с первого портрета и предложите своему соседу слева догадаться, кто художник. Участник подходит к предполагаемому живописцу и подводит его к картине. Если догадка оказалась верной, автор подписывает картину своим именем и возвращается на место.

 4. Если игрок ошибся, то и он, и художник садятся на свои места, а Вы предлагаете следующему участнику попытать счастья.

  • Упражнение «Комплименты звезде» (Г.Б.Монина, Е.К.Лютова-Робертс)

1-й этап. Группа разбивается на тройки. Каждая тройка получает карточку с комплиментами. Психолог сообщает участникам, что не все комплименты сделаны удачно, и просит найти те из них, которые не хотелось бы слышать. После того как одна из троек прочтет один комплимент, психолог спрашивает, почему этот комплимент не понравился, и вместе с группой выводит первое правило: «Как делать комплименты». 3атем психолого просит остальных участников найти комплименты с нарушением подобного правила. Потом следующая тройка читает один из неудачных комплиментов, а психолог с группой выводит следующее правило и просит остальных участников прочитать комплименты с нарушением этого правила и т.д. (правила «Как делать комплименты» находятся в теоретическом разделе).

После того как все правила составлены, участники в свободной форме отвечают на вопрос: «Какие правила чаще всего нарушаются в педагогической практике?»

2-й этап. Группа делится на подгруппы по 3—5 человек в каждой и выбирает человека, которого обязательно знают все, например заведующую, старшего воспитателя, главного бухгалтера. После этого участники каждой подгруппы пишут список комплиментов «звезде»: 4 комплимента удачных и 2 — с нарушением правил. Когда комплименты придуманы, представители групп по очереди зачитывает каждый комплимент из списка, а остальные участники решают, удачный это комплимент или нет. Если комплимент неудачный, участники сообщают, какое правило нарушено. После того как все подгруппы зачитают свои списки, группа выбирает лучший комплимент - «комплимент дня».

Правила комплиментов

Правила

Описание

Образцы комплиментов с нарушением данного правила

Без гипербол

Гипербола - это очень большое преувеличение, которое может сделать комплимент неискренним, неубедительным, фальшивым

«Вы сегодня так хорошо выступали на педсовете. Ваша речь звучала как речь президента». (Если этот комплимент адресовать человеку, который  выступил на педсовете первый раз за три года и сказал всего несколько слов неуверенным голосом он может воспринять это как сарказм)

Без «приправ»

В некоторых случаях мы добавляем к комплименту фразу, которая противопоставляет заслуги человека его недостаткам. В этом случае комплимент может звучать как порицание

«Вы очень вежливы, а вот скромным вас не назовешь!» «У вас хорошая память! Вот бы ее да в интересах дела!» »У вас поразительная наблюдательность, а вот память плохая!», «Вы обладаете хорошей силой воли! Вот бы направить ее в нужное русло!»                                        

Без дидактики

Иногда мы делаем комплимент и в заключение добавляем какое-либо поучение, например: «Всегда будь таким!» В этом случае комплимент может восприниматься как напутствие

«Тебе всегда следует быть такой активной, как сегодня!», «Твердость убеждений украшает тебя! Умей отстаивать свои позиции!», «Ты сегодня прекрасна! Завтра будь еще лучше!»

Без двойного смысла

Некоторые комплименты, сформулированные не совсем четко, могут носить двойной смысл. В этом случае комплимент может быть воспринят и как угроза, и как насмешка, и как порицание и т. д.

«Верно говорят: никто так не умеет льстить, как вы!», «Вашей болтливости можно позавидовать!», «Слушая ваши беседы с людьми, я каждый раз удивляюсь вашей способности так тонко уходить от ответа!»

Без непонятных слов

Использование непонятных слов в комплименте может привести человека в замешательство, смутить его

«Вы обладаете эмпатией!», «Вы второй Диаманди Иноди!»

  • Упражнение «Рисуем по подсказке». 20 минут.

  Подготовка:

 Отставьте столы и стулья в сторону, чтобы участники могли усесться на полу. Подготовьте два простых рисунка, состоящих, например, из квадрата, нескольких треугольников и пары кругов. Рисунки должны отличаться друг от друга. Сделайте достаточное количество экземпляров. Половина группы получает рисунок А, другая — вариант Б. Если Вы хотите, чтобы игра была достаточно сложной, то можете заготовить и не такие простые рисунки. Сложите листы бумаги так, чтобы до начала выполнения упражнения игроки не видели изображения.

 1. Игроки делятся на пары и садятся спиной к спине так, чтобы не видеть друг друга. Пусть партнеры решат, кто из них будет „тик“, а кто — „так“.

 2. Выдайте всем „тикам“ сложенные листы с одним из подготовленных рисунков, а всем „такам“ — по белому листу бумаги и карандашу. Потом объясните задание: в каждой „тик-так-команде“ игрок „так“ должен воспроизвести тот рисунок, который находится у „тика“. При этом „тик“ может только говорить, а „так“ — слушать и рисовать (он не должен говорить, задавать вопросы или комментировать услышанное). Кроме того, „так“ не имеет права даже взглянуть на оригинал.

 3. Скажите „тикам“, что они должны описывать рисунок предельно точно, например: „Нарисуй один круг около 2 см в диаметре в правом верхнем углу вертикально расположенного листа, отступив примерно 4 см от каждого края. Точно по середине листа должен быть квадрат, площадь которого составляет приблизительно 4 кв. см“.

 4. Проследите за тем, чтобы игроки в парах сидели спиной к спине. Потом „тики“ могут развернуть свои оригиналы и описывать то, что они видят. В зависимости от сложности рисунка на выполнение этого задания отводится от 3 до 5 минут.

 5. После этого игроки должны сравнить оригинал и копию. При этом мнениями относительно точности получившегося рисунка обмениваться нельзя.

 6. Игроки меняются ролями: вариант Б раздается „такам“, и дальше игра идет по описанному выше сценарию.

 7. Теперь партнеры могут поговорить о том, как они чувствовали себя во время этого эксперимента и насколько достигли понимания между собой.

 8. В конце игры, безусловно, следует устроить общее обсуждение и подвести итоги.

Рефлексия.

- Какие указания помогали, а какие — запутывали и затрудняли работу?

 - Чувствовали ли партнеры невербальные сигналы друг друга? (Позиция „спиной к спине“ дает возможность следить за телодвижениями, частотой дыхания и т. п.)

 - В какой роли вы чувствовали себя лучше?

  • Упражнение «Я дарю тебе звезды»

Каждый участник подгруппы делает какой-либо воображаемый подарок соседу справа (по кругу, в течение 1-2 минут). Например, это может быть остров в Индийском океане, букет полевых цветов, новая квартира и т. д. Так как этот подарок воображаемый, необходимо подробно его описать. При этом можно еще сделать комплимент или сказать что-то приятное партнеру. Обладатель подарка высказывает свое мнение о том, насколько он доволен «приобретением», и подчеркивает детали, что особенно его поразило и порадовало, используя любую форму высказывания, например: «Мне понравился твой подарок, особенно...», «Твой подарок очень неожиданный, я никогда не получал ничего подобного...» и т. д.

Рефлексия.

- Что  было приятнее — дарить или получать подарок?

- Что  именно приятно получить в подарок?

- Какие слова приятно слышать, получая подарок?

- Легко ли было ответить, не критикуя себя и не делая себе антикомплименты?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  • Рефлексия.
  • Заполнение анкеты удовлетворенности семинаром.

КОМПЛИМЕНТЫ К УПРАЖНЕНИЮ  «КОМПЛИМЕНТЫ ЗВЕЗДЕ»

1.  Как вам удается выдерживать моду и скромность одновременно?

2.  Верно говорят! Никто так не умеет льстить, как вы!

3. Я поражаюсь вашей воле!

4.  Слушать вас — одно удовольствие!

5.  Вы очень вежливы, а вот скромным вас не назовешь!

6. Тебе следует всегда быть такой активной, как сегодня!

7.  Я раньше не знал, что вы так тонко и хорошо разбираетесь в людях!

8.  У вас хорошая память. Вот бы ее — в интересах дела!

--------------------------------------------------------------

1.  Как вам удается так располагать людей к себе?

2.  Общаясь с вами, можно многому научиться.

3. Твердость убеждений украшает мужчину! Умей отстаивать свои позиции!

4. Всегда бы иметь такого приятного собеседника!

5.  Вы обладаете эмпатией!

6. У Вас поразительная наблюдательность, а вот память — плохая!

7.  Знаете ли вы, что ваша энергия просто заряжает других?

8.  Вашей болтливости можно позавидовать!

--------------------------------------------------------------

1. До чего же приятно с вами общаться!

2.  Меня подкупает ваша отзывчивость!

3.  Слушая ваши беседы с людьми, я каждый раз удивляюсь вашей способности так тонко уходить от ответа!

4.  Верно говорят — у вас действительно «золотые руки».

5.  Ты сегодня прекрасна. Завтра будь еще лучше!

6.  Вы обладаете хорошей силой воли. Вот бы направить ее в нужное русло!

7.  Я поражаюсь вашему трудолюбию!

8.  Вы — второй Диаманди Иноди!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-тренинг с педагогами «Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия»

Семинар-тренинг направлен на формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере «ребенок – взрослый», «взрослый – взрослый» и необходимость создания толерантной среды в образовател...

Семинар-практикум для педагогов "Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия"

Данный семинар-практикум подразумевает создание в нашем учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей. Данное мероприятие состоит из игр и упражнений, просмотра презент...

Тренинг для педагогов ДОУ по построению эффективного взаимодействия с родителями «Я хороший педагог»

Тренинг для  педагогов ДОУ по построению эффективного взаимодействия с родителями«Я хороший педагог»...

« Взаимопонимающий диалог. Навыки эффективного взаимодействия»

Компетентность в общении одна из главных составляющих высокого  проффесионального мастерства педагога ....

« Взаимопонимающий диалог. Навыки эффективного взаимодействия»

Умение общаться с окружающими, это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и успешной карьеры....

Мастер класс с молодыми педагогами: «Навыки эффективного взаимодействия с дошкольниками»

Игро-практическое мероприятие, направленное на получение знаний, умений и навыков молодыми педагогами в ходе взаимодействия с дошкольниками (посредством использования игрового эмоционального тренажера...