проект "БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА"
проект (подготовительная группа)

ВЕРЕВЧЕНКОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_blokada_lenigrada.docx23.66 КБ
Файл nod_rechevoe_razvitie_list_fikusa.docx33.05 КБ
Файл list_fikusa.docx183.57 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно – творческий проект.

«Блокада Ленинграда»

 «У того, кто не помнит своей истории - нет будущего»

А. С. Пушкин

Очень важно приобщать ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, знание его истории и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. Мы, взрослые, должны использовать эту особенность при ознакомлении дошкольников с фактами истории нашей Родины, в частности, с подвигом народа во время Великой Отечественной Войны, во время Блокады Ленинграда. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения

 Актуальность:

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в детском саду является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм предполагает, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. 27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? Считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Предполагаемый результат: Предлагаемый проект поможет в сохранении и развитии чувства гордости за свою Родину, за свой город, в сопричастности поколений к истории Отечеств; в воспитании уважения к подвигам жителей и защитников нашего города в тяжелые дни Блокады. Чтобы священная память о блокаде и дальше хранила, удерживая Россию в истории. Чтобы наши дети росли настоящими Людьми, Гражданами, Патриотами России.

Цель проекта: 

Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Задачи проекта:

  • Расширить представление детей о блокадном Ленинграде.
  • Познакомить детей с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.
  • Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями посвящёнными Блокаде Ленинграда.
  • Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать нравственные идеалы и нравственные ценности на примерах героического прошлого военной истории России;
  • Формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца.        

Прогнозируемые результаты:

  • Пробуждение в детях интереса и уважения к истории России.

  • Привлечение к совместной работе родителей.
  • Расширение и систематизирование знаний о Великой Отечественной войне.

  • Формирование уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (боевые награды, письма, грамоты и др.).

  • Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.

  • Оформление выставки детского творчества ко Дню снятия Блокады
  • Литературно-музыкальный досуг, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда

Основные формы реализации проекта:   Виртуальные экскурсии, беседы, организация НОД, мини-выставки, составление рассказов, просмотр презентаций и фильмов о подвиге Советского народа в годы ВОВ и  блокады Ленинграда, посещение военно-исторических реконструкций, реконструкция прорыва Блокадного кольца для детей с использованием игрового материала, постановочные танцы, посвященные военной тематике, проведение праздника, консультации для родителей.

Участники проекта:  Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: творческий – информационный

Сроки реализации проекта: 20.01.2020 – 24.01.2020

Ход работы над проектом.

1-й этап.

Подготовительный

Предварительная работа педагога:

  • Разработка проекта и подбор материала по теме «Война», «Блокада»
  • Пополнение картотеки стихов: о блокаде, о городе, о героях.
  • Подбор видеоматериала по теме

Работа с родителями:

  • Консультация «Расскажите детям о Блокаде Ленинграда»

2-ой этап.

Основной 

Работа с детьми

        Реализация проекта по этапам

 Подготовительный этап:

Определение цели и задачи проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями.

Заинтересовать, вовлечь детей в проектную деятельность:  Именно Ленинград первым в Европе не сдался без боя гитлеровской армии. Он сдержал натиск немцев и остался непокоренным и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны. Хотите об этом узнать?

Основной этап:

Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, НОД, презентации, дидактические игры, чтение  художественной литературы).

  Заключительный этап:

  •  Подведение итогов
  •  Литературно-музыкальный досуг, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда
  • Выставка детских  работ по теме

Реализация проекта с детьми

Художественно эстетическое развитие:

Рисование «Блокадный хлеб», «Дорога жизни»

Лепка/аппликация

Цель: Систематизировать знание детей о великом подвиге защитников блокадного Ленинграда через изобразительное творчество, художественную литературу.

Литературно-музыкальный досуг, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда

Познавательное развитие

 «Блокада Ленинграда», «Ленинградский зоопарк во время блокады», «Маленькие герои Ленинграда»

Виртуальные экскурсии по местам боевой славы, просмотр видеоматериала о блокаде Ленинграда

Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду.

Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций «Дорога жизни», ознакомление с художественной литературой по данной теме : Ю. Герман. «Вот как это было»

В.  Дубровин «Мальчишки в сорок первом», Г. Черкашин «Кукла», В. Семенцова «Лист фикуса», пересказ произведений

Цель: Обогащение словаря по заданной теме, умение детей грамматически правильно строить предложение, составлять небольшой рассказ по иллюстрации.

Работа с родителями: 

Консультация  для родителей

Заключительный этап:

Анализ проделанной работы

Заключение

В результате работы над проектом были расширены и систематизированы  знания детей о Великой Отечественной войне. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (боевые награды, письма, грамоты и др.) Оформлена выставка детского творчества ко Дню снятия Блокады

Проведен литературно-музыкальный досуг, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА

Ознакомление с  рассказом В.Н. Семенцевой «Лист фикуса»

Цель: Познакомить детей с рассказом Валентины Николаевны Семенцевой «Лист фикуса»

Задачи:

  1. Развивать слуховое  внимание, мышление, речевой слух
  2. Расширять  и активизировать словарь.
  3. Учить  отвечать на вопросы по содержанию
  4. Развивать логическое мышление, память, зрительное внимание
  5. Воспитывать интерес  к произведениям художественной литературы.
  6. Воспитывать эмоциональный отклик, любовь к своей родине, городу, уважение к истории своей страны.

 Материалы и оборудование:  фикус, письмо, текст рассказа, иллюстрации

Ход НОД:

1. Организационный момент.

-Здравствуйте  ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их (дети встают, здороваются)

- Сегодня утром я пришла на работу и обнаружила вот этот цветок, а рядом с ним лежал вот этот конверт, я решила, что мы вместе с вами его откроем и узнаем, что в нем….

2. Подготовка к восприятию текста.

Давайте поскорее  что же тут написано?

«Дорогие ребята, если  вам интересно узнать, как жили дети в блокадном Ленинграде, прочитайте эту книгу. Это воспоминания девочки Вали, которой шёл четвёртый год, когда началась война. Её папа ушёл на фронт сражаться с фашистами, был зенитчиком. Семья не смогла уехать, потому что у старенькой бабушки была сломана нога. Мама устроилась работать на Кировский завод, ремонтировала танки, делала снаряды. Осенью бабушка умерла.

Валя оставалась дома одна на целый день, пока мама была на работе.»

- Автор книги Валентина Николаевна Семенцева, принадлежит к тому, уже не многочисленному поколению людей, которых называют "Детьми блокады". В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникамм, живущим  ныне и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и ее мамы в блокадном Ленинграде.

- Мы с вами знаем, что раньше наш город Санкт-Петербург назывался Ленинград. Наш город за свою  историю видел и великосветскую жизнь царственных особ, и страшные военные будни.  

- Невозможно без слез и содрогания вспоминать о событиях Великой Отечественной войны, которые стали победной, героической и трагичной страницей истории нашего народа. Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 872 дня ,с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.. И каждый из них был днём подвига, мужества и стойкости. Ленинград, как никакой другой город, достоин звания героя, потому что героями были все - дети, старики, женщины, мужчины, все его жители.

показ иллюстраций блокадного Ленинграда

- в этом конверте  несколько рассказов из жизни Вали, но сегодня я вам прочту  рассказ, который  называется  «Лист фикуса» , усаживайтесь поудобнее

3. Чтение адаптированного текста.

Вот такой рассказ….

4. Разбор новых, незнакомых слов

 - Наверное, вы заметили, что в тексте встретились новые или незнакомые  слова, сейчас мы их разберем.  А  может кто-то  из вас знает и может объяснить?

Кадка -  Деревянная цилиндрическая посудина, прямая бочка, сделанная из досок, стянутых обручами.

Многоквартирный дом  - дом, в котором много квартир

Эвакуировали  в тыл – вывезли в безопасное место

Бомбоубежище – защитное сооружение, объект гражданской обороны, предназначалось для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия авиабомб и снарядов

Кожистый – Имеющий толстую, плотную кожу, похожий на кожу.

Черешок - часть листа, соединяющая листовую пластинку со стеблем

Схватила в охапку -  обхватив, обняв руками

Биолог занимается исследованиями растительного и животного мира Земли.

Книга рекордов Гиннеса - сборник мировых рекордов, как достижений человека, животных, природных явлений

5. Беседа  по содержанию. 

  • Как вы думаете, это сказка или рассказ? Объясните  (Рассказ)
  • когда происходили события, описанные в рассказе? (в начале войны, во время блокады)
  • как звали девочку?  (ВАЛЯ)
  • где был ее папа? (на фронте)
  • почему она оставалась дома одна? (мама работала, папа на фронте, бабушка умерла)
  • куда уходила мама? (на работу)
  • кем работала мама? (ремонтировала танки, делала снаряды)
  • что росло дома у девочки? (фикус)
  • что дела девочка, пока мама была на работе? (играла в игрушки, ела)
  • что однажды произошло? (лист фикуса упал….)
  • почему мама не заметила, что фикус оборван? (очень уставала на работе)
  • что сделала мама, когда узнала, что девочка ела листья фикуса? (испугалась, побежала к врачу)
  • что ответил врач? (что девочка здорова)
  • кем стала эта девочка после войны? (биологом)
  • что говорит нам эта девочка сегодня? ( Вы, ребята, моему примеру не следуйте, ведь тогда была война, голод)

- Как вы думаете, нужны ли нам книги о войне, блокаде, зачем?

Мы должны знать и помнить нашу историю. Только она соединяет прошлое и будущее. Мы живы пока нас помнят….

Помимо воспоминаний, книг, созданы фильмы о блокаде, в городе много мемориалов, памятников,  посвящённых жизни непокорённого города в годы войны. Все это напоминает  нам о великом подвиге осажденного города — блокадного Ленинграда, где героями были все - дети, старики, женщины, мужчины, все его жители.

  1. Рефлексия.

- Какой рассказ мы сегодня читали?

- Понравился ли он вам, какие чувства вы испытываете после прочтения рассказа? 

 Как хорошо, что мы живём в мирное время, такого ужаса не должно повторится.

ЛИСТ ФИКУСА.

Вступление

Жителям блокадного Ленинграда, моим племянницам и крестницам

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашисты быстро подошли к Ленинграду (Санкт-Петербургу) и окружили его. Большую часть заводов и людей эвакуировали в тыл, то есть вывезли вглубь страны. Часть людей не смогла  или не захотела покинуть город.

Немецкая артиллерия каждый день обстреливала город. С самолётов сбрасывали бомбы, которые вызывали разрушения и пожары. По радио объявляли: «Воздушная тревога!» Люди прятались в подвалы или специальные бомбоубежища до отбоя воздушной тревоги. Но это не всегда спасало. Было очень много убитых и раненых.

Я почему-то помню одну из первых воздушных тревог. Бомбоубежище, куда мы побежали с мамой, было вырыто в земле. Из досок был сделан пол, скамейки стояли по бокам, у стенок. Мы долго сидели на скамейке, поджав ноги, так как внизу была вода.

Нельзя было двигаться, и мне это быстро надоело. Утешением были две наволочки, одна с кусочками сахара, другая с сушками, которые мама захватила из дома. Накануне войны родители собирались в отпуск и купили заранее сахар и сушки, чтобы вечером пить чай из самовара.

Больше мы в это бомбоубежище не ходили, потому что было жалко оставлять дома одну больную бабушку, а немцы были так близко, что снаряды перелетали через наш дом и разрывались дальше. Последнюю тревогу объявили, когда я уже училась в первом классе, осенью 1944 года.

Мы с учительницей спустились в подвал школы. Она что-то рассказывала. Но вскоре стало тихо, и нам разрешили вернуться в класс и продолжить занятия.

Осенью 1941 года сгорели склады с запасами продовольствия, и над окружённым фашистами городом нависла опасность голода. Продукты стали продаваться только по карточкам, то есть талончикам, в строго ограниченном количестве. Норма отпуска продуктов постоянно сокращалась.

Люди стали умирать от голода. 900 дней продолжалась блокада Ленинграда.

Лист фикуса

Вы едите листья растений? Конечно, ответите вы. Листья салата, капусты, укропа и другие, вкусные и полезные. Но не все листья можно есть. Некоторые листья ядовиты, другие просто невкусные. Откуда же такое название первого рассказа?

В начале войны мы жили в двухэтажном многоквартирном доме в Огородном переулке около Кировского завода. У нас в комнате рос в кадке большой фикус. Мама закрывала меня в комнате и уходила на работу. У меня было много игрушек, я целый день играла с ними. Немного еды, что оставляла мне мама, я быстро съедала. А есть потом снова хотелось.

Однажды с фикуса упал лист. Он был большой, кожистый, зелёный. На его черешке появилась белая капелька, как молоко. Я лизнула её, но она оказалась горькой. Я стала играть с листом, но от него исходил такой вкусный запах зелени…

Вы видели, как грызут корм хомяки, кролики. Передними зубами они откусывают маленькие кусочки и не жуют их. Вот так и я сгрызла лист фикуса и почти наелась. Через некоторое время я уже сама оторвала лист и тоже сгрызла его. Усталая мама, вернувшись вечером с работы, ничего не заметила. А я ничего ей не рассказала, побоялась, что меня накажут.

Как вы догадываетесь, на следующий день я сгрызла ещё два листа, потом ещё… Наконец наступил день, когда листья остались только на верхушке фикуса, достать их я никак не могла. Это меня очень огорчило.

Как-то мама, видно отдохнув немного, обратила внимание на голый фикус. Никаких листьев внизу не было. Я ей честно призналась, что съела их.

Мама перепугалась, схватила меня в охапку и побежала к врачу в поликлинику. Там меня осмотрели, послушали, никаких болячек не обнаружили и решили, что всё обошлось для меня благополучно.

Может быть, потому я и стала потом биологом, что съела фикус? Вы, ребята, моему примеру не следуйте, ведь тогда была война, голод.

А, может, мне написать в «Книгу рекордов Гиннесса»? Наверное, я единственная в мире девочка, съевшая фикус. Хотя свидетелей уже не осталось.



Предварительный просмотр:

ЛИСТ ФИКУСА.

Вступление

Жителям блокадного Ленинграда, моим племянницам и крестницам

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашисты быстро подошли к Ленинграду (Санкт-Петербургу) и окружили его. Большую часть заводов и людей эвакуировали в тыл, то есть вывезли вглубь страны. Часть людей не смогла  или не захотела покинуть город.

Немецкая артиллерия каждый день обстреливала город. С самолётов сбрасывали бомбы, которые вызывали разрушения и пожары. По радио объявляли: «Воздушная тревога!» Люди прятались в подвалы или специальные бомбоубежища до отбоя воздушной тревоги. Но это не всегда спасало. Было очень много убитых и раненых.

Я почему-то помню одну из первых воздушных тревог. Бомбоубежище, куда мы побежали с мамой, было вырыто в земле. Из досок был сделан пол, скамейки стояли по бокам, у стенок. Мы долго сидели на скамейке, поджав ноги, так как внизу была вода.

Нельзя было двигаться, и мне это быстро надоело. Утешением были две наволочки, одна с кусочками сахара, другая с сушками, которые мама захватила из дома. Накануне войны родители собирались в отпуск и купили заранее сахар и сушки, чтобы вечером пить чай из самовара.

Больше мы в это бомбоубежище не ходили, потому что было жалко оставлять дома одну больную бабушку, а немцы были так близко, что снаряды перелетали через наш дом и разрывались дальше. Последнюю тревогу объявили, когда я уже училась в первом классе, осенью 1944 года.

Мы с учительницей спустились в подвал школы. Она что-то рассказывала. Но вскоре стало тихо, и нам разрешили вернуться в класс и продолжить занятия.

Осенью 1941 года сгорели склады с запасами продовольствия, и над окружённым фашистами городом нависла опасность голода. Продукты стали продаваться только по карточкам, то есть талончикам, в строго ограниченном количестве. Норма отпуска продуктов постоянно сокращалась.

Люди стали умирать от голода. 900 дней продолжалась блокада Ленинграда.

Лист фикуса

Вы едите листья растений? Конечно, ответите вы. Листья салата, капусты, укропа и другие, вкусные и полезные. Но не все листья можно есть. Некоторые листья ядовиты, другие просто невкусные. Откуда же такое название первого рассказа?

В начале войны мы жили в двухэтажном многоквартирном доме в Огородном переулке около Кировского завода. У нас в комнате рос в кадке большой фикус. Мама закрывала меня в комнате и уходила на работу. У меня было много игрушек, я целый день играла с ними. Немного еды, что оставляла мне мама, я быстро съедала. А есть потом снова хотелось.

Однажды с фикуса упал лист. Он был большой, кожистый, зелёный. На его черешке появилась белая капелька, как молоко. Я лизнула её, но она оказалась горькой. Я стала играть с листом, но от него исходил такой вкусный запах зелени…

Вы видели, как грызут корм хомяки, кролики. Передними зубами они откусывают маленькие кусочки и не жуют их. Вот так и я сгрызла лист фикуса и почти наелась. Через некоторое время я уже сама оторвала лист и тоже сгрызла его. Усталая мама, вернувшись вечером с работы, ничего не заметила. А я ничего ей не рассказала, побоялась, что меня накажут.

Как вы догадываетесь, на следующий день я сгрызла ещё два листа, потом ещё… Наконец наступил день, когда листья остались только на верхушке фикуса, достать их я никак не могла. Это меня очень огорчило.

Как-то мама, видно отдохнув немного, обратила внимание на голый фикус. Никаких листьев внизу не было. Я ей честно призналась, что съела их.

Мама перепугалась, схватила меня в охапку и побежала к врачу в поликлинику. Там меня осмотрели, послушали, никаких болячек не обнаружили и решили, что всё обошлось для меня благополучно.

Может быть, потому я и стала потом биологом, что съела фикус? Вы, ребята, моему примеру не следуйте, ведь тогда была война, голод.

А, может, мне написать в «Книгу рекордов Гиннесса»? Наверное, я единственная в мире девочка, съевшая фикус. Хотя свидетелей уже не осталось.

https://rbook.me/pic/b/1/3/?src=24336963


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блокадный Ленинград (вечер памяти посвященный 70-летнему юбилею со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады) февраль 2014года

Цель: Формировать у детей представление о будничных и праздничных дняхАктуальность проблемыПриобщение детей к истории нашей страныЗадачиРасширить представления детей о государственных праздникахПоддер...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т

Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"

Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...

Познавательный информационный подгрупповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 74 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг. "Дети блокадного Ленинграда"

Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...