Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы тема «Город Добра»
план-конспект занятия (старшая группа)

Яковлева Светлана Валерьевна

 Город  Добра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dnv_st._gr.docx167.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы тема:  ТЕМА: «ГОРОД ДОБРА»

Цель: Дать детям понятие, что такое доброта. Формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отмечать плохое от хорошего; поощрять стремление детей совершать добрые поступки. Воспитывать у детей любовь и доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям.
Дать представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность.
Совершенствовать умения работать с тканью и нитью, выполняя простейшие манипуляции.

Материалы:

Свеча, зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка.

Ход занятия:

Дети заходят в группу под музыку. «Если добрый ты…»

Воспитатель:

Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце.

Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «ДОБРОЕ Утро!»

«Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Ну что ребята вы согласны отправиться город   Добра? Тогда в путь! (Звучит Музыка).

В-ль: Вот мы с вами и оказались на улице «Доброй».  (УЛИЦА ДОБРАЯ)

Какое удивительное, волшебное слово! А как вы ребята понимаете, что такое доброта?

Ответы детей.

В-ль: Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово-доброта. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко - доброта. Добро тебе – добро от тебя, как это верно! Ребята подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?

Ответы детей: О человеке, поступке, пути, встрече и т.д.

В-ль: Добрый человек добрый, значит он еще какой?

Дети: Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.

В-ль: Я думаю на этой улице живут только люди с доброй душой –добродушные, и сердца у них добрые –добросердечные, дела они делают добрые-добродеятельные.

-Как приятно жить на такой улице?

-Как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус?

Дети: Нет.

В-ль: Ребята доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека. Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам.
Ответы детей.

В-ль: Легко ли быть добрым? (Ответы детей). А сейчас я попрошу прочесть стихотворение.

Даша: Быть добрым – значит отдавать 

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней, 

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

В-ль: Прекрасное стихотворение. А теперь вы нам расскажите, как проявляется это удивительное качество в другом стихотворении.

Руслан: Я слабым помогать готов
Попавшим вдруг в беду.
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
Не жадничаю никогда
Жалею я других,
Ошибки всем прощу всегда,
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.

Воспитатель: Молодцы ребятки! Теперь немного поиграем.

 Игра «Замени добрыми словами»

Злой – добрый

Невежливый – вежливый

Грубый – ласковый

Отнять – отдать, подарить

Поругать – похвалить

Ленивый – трудолюбивый

Жадный – щедрый

Обидеть – защитить

Огорчить – обрадовать

Грустный – весёлый

Равнодушный – заботливый

Неряшливый – аккуратный

Сломать – починить

Порвать – заклеить

Крикливый – молчаливый

Развязный – скромный

Трусливый - храбрый

 

В-ль: А мы продолжаем путешествие по улицам волшебного города. Пришли на улицу (УЛИЦА ТРУДОВАЯ)

В-ль: Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов- зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чаша. Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?

Дети: Зернышками накормить птичек, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть.

В-ль: Молодцы ребята!

Ксюша: А как нам добрые слова нужны!

             Не раз мы в этом убедились сами,

             А может не слова — дела важны?

             Дела — делами, а слова — словами.

             Они живут у каждого из нас,

             На дне души до времени хранимы,

             Чтоб их произнести в тот самый час,

             Когда они другим необходимы.

В-ль: Мы продолжаем путешествие и попадаем на улицу

(Улица ВЕЖЛИВАЯ) Вежливые люди знают много вежливых слов. Сейчас мы узнаем, какие слова знаете вы. Послушайте стихи и доскажите вежливые слова.

Если встретился знакомый,

        Хоть на улице хоть дома-

        Не стесняйся не лукавствуй,

        А скажи погромче ...  (здравствуй)

Если просишь что - нибудь,

        То сначала не забудь

        Разомкнуть свои уста

        И сказать … (пожалуйста)

Если невежей прослыть не хотите,

        Очень прошу вас - будьте мудры,

        Вежливым словом просьбу начните:

        Будьте … (любезны)

        Будьте … (добры)

Порвал воробей

        Паутинные нити.

        Чирикнул смущенно:

        Ну … (извините)

Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите …(до свидания)

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить… (спасибо)

В-ль: Да ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.
Игра «Моя семья»

1,2,3,4, кто живёт в моей квартире?

1,2,3,4,5-всех могу пересчитать-

мама, папа, брат, сестрёнка,

кошка Мурка, два котёнка,

попугай, щенок и я

вот и вся моя семья.

Несколько пословиц и поговорок посвященных добру и доброте.

— Про доброе дело говори смело.

— Жизнь дана на добрые дела.

— Худо жить без ласкового слова.

— Доброе слово лечит, а злое калечит.

— Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Оля: Не стой в стороне равнодушно,

        Когда, у кого то беда.

        Рвануться на выручку нужно

        В любую минуту, всегда

        И если кому — то, кому — то поможет

        Твоя доброта, улыбка твоя,

        Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

        Что годы живешь ты не зря.

В-ль: Я хочу предложить сделать вам из ткани АНГЕЛОВ-ХРАНИТЕЛЕЙ, которые защитили и помогли всем людям на земле которые заболели или находятся в трудной ситуации и подарили их с добрыми словами и добрым сердцем.

Звучит песня «Песня о Доброте».

план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Рябкова Наталья Витальевна

Опубликовано 24.01.2016 - 17:17 - Рябкова Наталья Витальевна

Цель:  формировать представления детей о духовных ценностях русского народа, расширить знания о колоколах и колокольных звонах, воспитывать чувства патриотизма и уважения к символам Русской православной церкви.

 

Предварительная работа

 

1.     Рассматривание иллюстраций православных храмов и колоколен.

2.     Фотовыставка «Храмы Нижнего Новгорода».

3.     Совместно с родителями посещение храма.

4.     Сбор коллекции колокольчиков разных размеров и из разного материала.

 

 

Материалы к занятию

 

1.     Музыкальный центр, диски с записями колокольных звонов.

2.     Альбом с иллюстрациями храмов и колоколов.

3.     Схема колокола, разрезные части колокола.

4.     Металлофоны: деревянный и металлический с молоточком.

5.     Карточки с изображением колоколов разного размера.

6.     Колокольчики для детей.

7.     Для украшения колоколов: краски, фломастеры, цветная бумага, бросовый материал, клей, кисточки.

 

 

Ход занятия

 

Звучит колокольный звон. Воспитатель вносит шкатулку и загадывает загадку:

               « Из земли взяли, на огне грели,

               Опять в землю положили:

               А как вынули – стали бить,

               Чтобы мог он говорить.»

 

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что это?

 

Дети: (ответы детей)

 

Воспитатель: Мы сейчас с вами откроем шкатулку, в ней ответ на загадку и узнаем правильно ли вы её отгадали.

 

Открываем шкатулку, достаём колокольчики и дети в них звонят.

 

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о колоколах. Скажите, а где их можно увидеть и услышать?

 

Дети: (предполагаемые ответы: в храмах, в церквях).

 

Иллюстрации православных храмов.

    

Воспитатель: Правильно, в Храмах на колокольнях. Посмотрите на иллюстрации, это православные Храмы, очень красивые, они отличаются от домов в которых мы живём. У входа в Храм есть высокая башня – колокольня. Чем выше колокольня, тем дальше слышен звон колоколов. Храмы строят люди из любви к Богу, чтобы приходить в них и разговаривать с Богом, а зовут людей в Храмы колокола. А как вы думаете, дети, могут колокола звонить сами?

 

Дети: (предполагаемые ответы: нет, должен звонить человек)

 

Воспитатель: Человека называют звонарь, а слово «колокол» означает - зов, шум. Хотите узнать историю появления колокола?

 

Дети: Да.

 

Воспитатель: Давным-давно у нас на Руси не было ни радио, ни телевизора, ни телефона, но случались разные беды: пожары, войны и было необходимо созвать народ, поэтому начинали бить в деревянные или металлические доски колотушками. Этот инструмент называли «било», с ним ходил священник и созывал людей в церковь. Затем придумали «клепало» - металлическая доска или дуга, которую вешали на столбе и били колотушкой.

 

Предложить детям ударять по деревянной и металлической доске молоточком.

 

Воспитатель: Колокола появились более 1000 лет назад. Существует легенда, что священнику приснился сон, где он видел ангелов с цветами колокольчиков, цветы звенели от ветра. Проснувшись, священник приказал сделать такой цветок из металла и использовать его в церкви во время богослужения. С тех пор колокола отливают металлические, но есть и серебряные и позолоченные и даже глиняные.

 

Предложить рассмотреть коллекцию колокольчиков.

 

Физкультминутка: подвижная игра «Бег с колокольчиком вокруг стульев».

Воспитатель: Посмотрите, ребята, все колокола у меня на картинках одинаковые? (Иллюстрации)

 

Дети: (предполагаемые ответы: нет, есть большие и маленькие).

 

Воспитатель: Маленькие – это колокольчики, как они звонят?

 

Дети: Динь-динь.

 

Воспитатель: Большие – это колокола, а они как звонят?

 

Дети: Бом – бом.

 

Игра: «Большие и маленькие колокола».

(Мальчики звонят, как большие колокола, девочки – как колокольчики. Воспитатель показывает карточки, дети изображают звон.)

 

Воспитатель: Дети, колокол – это единственный музыкальный инструмент, который используют в Храмах.

Загадка: «Нет головы, есть уши, нет рта, а есть язык».

 

Дети: (дают предполагаемые отгадки).

 

Воспитатель: Это колокол. У него, как у человека, есть уши, язык, тело.

 

Внести схему колокола.

 

Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот тело – это сам колокол, пояс – это самое широкое место, его край. Есть уши, за которые подвешивают колокол, язык – металлическая палка с верёвкой, за которую звонарь раскачивает язык, ударяя о пояс и получается звон.

 

Игра: «Сложи колокол» (2 команды).

 

Воспитатель: Мы сейчас с вами послушаем различные виды колокольных звонов (включить аудиозапись).

Благовест – праздничный звон, рассказывает о доброй вести.

Набат – звон тревоги и беды.

Малиновый звон – оповещает о радости.

 

Воспитатель: Над приготовлением колоколов трудится много мастеров: художники, литейщики, резчики. Хотите и вы стать мастерами? Я вам предлагаю сделать свой колокол и поместить его на выставку.

 

Дети выбирают материал и украшают свои колокола.

Во время работы звучит музыка «Одинокий пастух» Г. Замфира.

Готовые работы помещаются на выставку для родителей.

Литература :

 

 

1.     Л. Яхнин «Фарфоровые колокола ».Издательство «Эксмо»2013.

2.     Журнал «Дошкольная педагогика», сентябрь 2012г.

3.     «Колокольные звоны России», сборник составил В.С. Мартышин, М. Россия 2006г.

4.      Е.Рувинская «Прогулки с бабушкой».Н.Новгород,издательство «Кварц»2011

«Светло солнышко взошло в Рождество Христово».

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию.

Цель: приобщение детей к обычаям и традициям русского народа.

Обучающая;

  • Знакомить детей с традицией празднования Рождества.
  • Познакомить детей с изображением на иконе Рождества Христова
  • Расширение знаний детей о народных традициях во время святок с использованием игры.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умения работать и играть в парах и коллективе.

Развивающая;

  • Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления и воображения.
  • Развитие личностных качеств: любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
  • Развивать умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • Развивать связную речьупражнять в умении отвечать на вопросы полным ответом, выразительно читать колядки.

Воспитательная:

  • Воспитание патриотических чувств через приобщение детей к русским народным традициям, обрядам, играм.
  • Воспитывать чувство благодарности воспитателям за доставленные праздничные радости,
  • Воспитывать устойчивый интерес к занятию, стремление к активной деятельности, умение выслушивать ответы товарищей до конца.
  • Создавать положительный эмоциональный настрой.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Предварительная работа: наблюдения за погодой, зимние игры, беседы, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов к Рождеству Христову, колядок, чтение стихов, рассказов и русских народных сказок, просмотр мультипликационных фильмов.

Планируемые результаты:

  • Знания детей о зиме, зимних явлениях, праздниках, забавах, празднике  Рождество Христово и о его значении.
  • Обогащение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков, уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима»«Зимние забавы»«Рождество Христово»: (зима, снег, снежинка, метель, вьюга, снегопад, искристый, искрящийся, сверкающий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, замерзать, выпадать, сыпать, Вифлеемская звезда, вертеп, колядки).
  • Наличие и практическая реализация навыков совместного творчества.
  • Рассуждает и делает адекватные объяснения, отвечая на вопросы по содержанию стихотворения.
  • Активно участвует в игровой деятельности, сопровождая её выразительными движениями.

Словарная работа:  Вести в активный словарь новые слова, уточнить понятие новых слов - Рождество Христово, Святки, колядки, Вифлеемская звезда.

Оборудование:

 

Ход занятия

Организационный момент. Настрой на работу.

Цель.

- Ребята, я знаю, что вы очень любите разгадывать загадки. Хотите я вам загадаю загадку.

Наступили холода

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой.)

- Правильно.

- Давайте вспомним, какие характерные признаки зимы вы знаете? (Напомнить, что отвечать надо полным ответом)

- А зима какая? А снег какой? (мороз, ветер, дни, деревья, снежинки)

- А назовите мне все зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

Воспитатель: Правильно.

А зима-то холодна,

А чем же нравится вам она?

Дети: Зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снеговиков и т.п.

Обобщить ответы детей: На дворе зима. Деревья стоят голые (укрытые снегом). Не слышно пения птиц. Природа отдыхает. 

Воспитатель.  Каждый год приходит зимняя пораЗима покрывает землю снегом, чтобы можно было кататься на санках, лепить снеговиков. Первому снегу рады все: и дети, и взрослые, и даже животные.

Зимой на крышах домов часто появляются сосульки. На дорогах может быть гололедица, а на деревьях образуется пушистая снежная бахрома иней.

 – Ребята, а как называется природное явление, когда падает снег? (снегопад)

- Часто во время снегопада дует ветер, наметая большие сугробы. Как называется это явление?  (метель).

- Молодцы, ребята, зимние явления вы знаете хорошо. А без чего не бывает зимы? 

Ответы детей.

Воспитатель.  А теперь словесная игра: «Назови действие».

- Что делает мороз? (трещит, щиплет, звенит, кусает, морозит, скрипит, холодит).

- Что делает метель? (вьется, воет, метёт, завывает, шумит, свистит, бушует, кружит, уносит, срывает).

- Что делает снег? (идёт, летит, падает, кружится, холодит, морозит, липнет, тает, искрится, сверкает, блестит, переливается, валит).

- Что делают дети? (гуляют, катаются, веселятся, играют, бегают, падают, радуются,  развлекаются)

Воспитатель:

Хорошо зимой:

Работы никакой.

Сидишь себе в избе, чаёк попиваешь,

Про былое вспоминаешь.

Всю работу летом да осенью переделаешь,

А зимой можно отдохнуть да повеселиться.

Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. В народном календаре зима – самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения?

Дети: Катались на санках, на коньках, ходили в гости друг к другу.

- А январь-то богат на праздники!

- А какие зимние праздники вы знаете?

Дети: Новый год, Рождество, Крещение, «старый» новый год.

Ведущая: У каждого праздника есть своё определенное число. Кто мне может назвать эти числа? (31 декабря, ночь с 6 на 7 января, с 13 на 14 января, 19 января - Крещение)

- Что многие люди делают на Крещение? (Окунаются в прорубь.)

- Для чего они это делают?

ВоспитательВсе эти зимние праздники весёлые, с гуляньями, песнями и плясками. На Руси новогодние праздники длились две недели. Новый год и Рождество - это семейные праздники, которые отмечаются многими людьми по всей Земле. Самый важный праздник - Рождество Христово - он начинал святочные недели.

- Что означает само слово «Рождество»?

- Слово «Рождество» связано со словом «родиться». Значит, это день, когда кто-то родился. То есть  - день рождения!

- Кто же родился? (Господь, Бог, Боженька, Иисус Христос)

- Правильно.

- Ночь накануне Рождества 6 января считается волшебной. Это особая ночь примирения, когда желают друг другу добра. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения?

 

Рассказ о рождении Христа сопровождается показом презентации.

…Давным-давно император Август захотел узнать, сколько людей живёт в его государстве. Он приказал каждому жителю явиться в город, откуда он родом, и пройти перепись. Дева Мария, так звали мать Христа, и её муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Иосиф шёл пешком и вёл за собой ослика, на котором ехала Мария. Они пришли в Вифлеем поздним вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы и все дома оказались переполненными, ведь в городе собралось очень много людей. И лишь одна пещера на краю города, куда пастухи загоняли овец в непогоду, дала им приют.

Этой ночью у Марии родился сын Иисус Христос. Мать спеленала Младенца и положила в ясли на солому. Не было у неё другой колыбели для ребенка.

В ту чудесную ночь зажглась на небесах новая яркая звезда. Она остановилась над пещерой и возвестила людям о рождении Христа. Первыми увидели Рождественскую звезду пастухи. Когда они пасли овец в долине возле реки, им явился светлый ангел в белоснежных одеждах. Ангел рассказал пастухам, что в пещере этой ночью родился Христос, Спаситель мира.

Мудрецы Востока – волхвы знали из древних книг, что на земле должен родиться Христос. По звезде они нашли к нему дорогу и принесли Божественному Младенцу дары: золото, ладан и смирну.

-Какие дары принесли мудрецы?

Ответы детей. Волхвы принесли в дар золото, ладан и смирну.

Воспитатель: Правильно. Золото они принесли Ему как Царю в виде земного подарка; ладан как Богу Небесному; смирну (благовонное масло) как простому человеку, пришедшему на страдание.

Когда родился Иисус Христос, обрадовались и люди, и звери, и птицы, и растения. В тех странах, где стояла зима, деревья зазеленели и зацвели. А ёлочка ведь и зимой и летом остаётся зелёной. Вот она и загрустила, что нечем ей порадовать Младенца. Но тут с небес упала яркая звезда, рассыпалась на осколки, и они заблестели у ёлочки на ветвях, как дорогое украшение.

Вот такая чудесная легенда! Вам понравилось?

 

Воспитатель берет икону Рождества Христова.

https://mega-talant.com/uploads/files/217114/85455/90443_html/images/85455.001.jpg

- Ребята, что у меня в руках? (Икона)

 Правильно, это икона. Вот на этой иконе изображено Рождество Христово. Давайте на неё посмотрим. Я буду вам задавать вопросы, а вы, глядя на изображение, мне на них ответите.

- Когда родился Иисус Христос, днём или ночью? (Ночью) Как вы догадались? (звёзды на небе)

- Где он родился: дома, во дворце…?  (Если дети затрудняются, показать изображения гор, скалы, ночующих животных (пусть дети назовут их)). 

Да, Иисус Христос родился не во дворце, а в обычном хлеву, куда на ночь заводили скот. Его отец Иосиф и мать Мария пришли в Иерусалим, но все гостиницы были заняты, поэтому им пришлось остановиться в пещере. Здесь и родился Христос. И положили младенца не в кроватку, а в ясли – место, куда кладут сено, корм для животных.

- Покажите мне на иконе маму Христа – Богородицу. А теперь его отца Иосифа (показывают желающие дети).

- Как вы догадались, что это именно Иосиф, ведь на иконе изображены и другие мужчины. (Если дети ошиблись, показывая Иосифа или не смоли объяснить, почему это именно он, объяснить, что и у Богородицы Марии, и  у  Иосифа над головой нарисован нимб, как у всех святых).

- Посмотрите, с какой любовью смотрят на маленького Иисуса его родители. Почему? А ещё от младенца исходит свет, и этот свет освещает лица родителей.

- А кто другие мужчины, изображенные на иконе?

- Это пастухи. Они первые узнали о том, что родился Иисус – Спаситель мира. Сообщили им об этом Ангелы, а путь указала загоревшаяся на небе яркая Вифлеемская звезда. Где она? Покажите мне. Правильно.

 

Праздник этот самый длинный,

Он весёлый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели

От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье.

Пели разные колядки,

По дворам ходили в Святки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. Назывался этот обычай «колядование». Дети ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки, щедровки. В них обязательно желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством. А хозяин одаривал детей конфетами, пряниками, мелкими монетами.

-А хотите и вы поколядовать - Христа Бога прославлять?

Дети встают со своих  мест,  им  воспитатель  раздает  заранее приготовленные рождественские звёзды.

Колядки:
 


1 Коляда, коляда
Отворяй ворота
Подавай пирога
Хлеба кусочек,
Сметаны горшочек,
Не подашь пирогов
Напустим клопов
Тараканов усатых
Зверей полосатых

2 Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Она в дверь к вам идёт
Да поклон всем шлёт!

3 Я маленький мальчик,
На дудке играю,
Вас всех забавляю.
А вы, люди, знайте,
Конфетку дайте.

4 Я маленький мальчик,
Залез на чуланчик,
Надел красный колпачок,
Пожалуйте пятачок

5 Всем людям добрым желаем добра,
Золота и серебра!
Пышных пирогов,
Медовых блинов!
Чтоб здоровые все были,
Чтобы много лет прожили!


- Вот вам гости дорогие, пряники, конфетки. Кушайте, детки! (угощает детей)

- Хороши ваши колядки, но давайте поиграем. Ни одни Святки не обходились без русских народных игр и катаний на горке.

А теперь пришла пора

Поиграть нам, детвора.

Давайте поиграем в русскую народную игру! Называется игра «Колечко, колечко».

Подвижная русская народная игра «Колечко, колечко».

Цель. Снятие мышечного напряжения. Развитие внимания, быстроты, ловкости, коммуникативных качеств.

Воспитатель. Садитесь на стулья поудобнее, выберем ведущего считалкой. И ещё один из вас останется с ведущим. У ведущего в ладошках спрятано колечко. Вы тоже все складываете ладошки вместе и произносите слова «Колечко, колечко, катись на крылечко, через поле, через луг, возвращайся, сделав круг!».Водящий с колечком в ладошках подходит поочередно к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает в ладошки колечко. Второй ведущий должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, то садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги!». Тот, у кого колечко, убегает, а угадывающий бросается вдогонку.

Дети играют в игру «Колечко, колечко» 2 – 3 раза

 

Русская народная игра "Золотые ворота». 

Цель. Снятие мышечного напряжения. Развитие внимания, быстроты, ловкости, коммуникативных качеств.

Ход игры. Двое детей загадывают слова и образуют ворота. Остальные дети берутся за руки и цепочкой идут в  «ворота» приговаривая:

Золотые ворота открывают не всегда.

Первый раз прощается, второй - запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Через ворота дети проходят с песней. На слова: “ А на третий раз не пропустим вас!”, ворота закрываются. «Воротики» ловят детей, опуская руки. Кого поймали, выбирает из загаданных слово и присоединяется к водящим. Когда все дети пойманы, можно устроить перетягивание каната.

 

Игра «Валенки».
Для игры нужны двое детей. Перед ёлкой ставят валенки большого размера. По сигналу игроки обегают ёлку с разных сторон одевают валенки и бегут обратно. Выигрывает тот, кто прибежит первым.
 

Воспитатель: Ребята а теперь отгадайте загадки:

  • Среди зимы – большое торжество.
    Великий праздник – … (Рождество)!
  • И, распушив зеленые иголочки,
    красуются рождественские …(ёлочки).
  • Чтобы с молитвою прошёл сегодня вечер,
    Все люди в храме зажигают …(свечи).
  • И службе праздничной все радостно внимают,
    а после с Рождеством друг друга …(поздравляют).
  • Здесь торжеством и тайной веет отовсюду,
    И, сердце замирает в ожидании …(чуда).
  • Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
    На земле родился …(Иисус Христос).

Воспитатель:

Вот как славно поиграли

И ни сколько не устали.

Воспитатель:

Ещё на Святки было принято гадать,

Да судьбу свою узнавать.

Считалось, что святочные гадания,

Предсказывают жизни ход

На весь предстоящий год.

Давайте и мы с вами погадаем,

В волшебный мешок заглянем.

Достает мешок с картинками, на которых написаны профессии.

Воспитатель: Давайте погадаем, кем же вы станете, когда вырастите.

Расписной мешок,

Скажи нам, дружок,

Что же ребяток ждёт,

И кто какую профессию найдёт?

Гадание-игра «Профессии».

Дети достают записки и называют профессии и рассказывают, кем они станут.

Вот и славно погадали

да про будущее узнали.

Воспитатель: Ну, и, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки связан с преданиями о дарах волхвов. Давайте вспомним, что они подарили Иисусу?

Ответы детей. Золото, ладан и смирну.

Воспитатель: Но это не значит, что мы должны тоже дарить золото и прочие дорогие подарки. Главное – чтобы подарок был сделан от чистого сердца. Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, красивые открытки, книги. Главным символом Рождества является ангел. Он всегда приносит людям хорошие вести.

- Вы знаете, сегодня и к нам прилетел маленький ангелочек. Хотите я вам его покажу?

- Подставляйте все свои ладошки. Сейчас я его посажу каждому на ладошки, и вы можете его подержать и загадать самое заветное желание, которое он обязательно исполнит.

- Загадали все желание?

- Ребята, а вам нравятся Ангелы?

Практическая работа.

Цель. Сделать ёлочное украшение – Ангел, ведь именно Ангелы сообщили о рождении Христа пастухам.

- Я предлагаю вам сделать таких же и оставить их себе как обереги на весь предстоящий год.

А хотите, чтобы у вас дома или у ваших друзей появился тоже такой ангелок? Тогда давайте сядем за столы, и каждый из вас сделает своего ангелочка, а потом подарите их кому захотите. Ведь рождественские подарки самые лучшие, самые ценные и дорогие, ведь к ним прилагается ваша любовь и доброта.

Дети садятся за столы, выполняют  фигурки ангелов. Воспитатель  объясняет, помогает, если нужно.

Подвеска "Ангел"

1. Рассмотри фотографию "Ангел".

2. Из прямоугольных заготовок сделай гармошки.

3. Приклей крылья и голову к туловищу.

C:\Users\Пользователь\Desktop\занятия декабрь черновик\16 декабря украшения для елки\Рисунок12.jpg 

 

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, а что вам запомнилось на нашей встрече больше всего? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, а как же мы отмечаем Рождество? Как мы готовимся к празднику? (украшаем ёлку, готовим подарки, праздничный стол, идём в гости или зовём гостей к себе, идём на праздничную службу в храм…)

Вы правильно всё сказали. И молодцы, что не забыли про службу и про подарки другим людям.

-Что делали люди? А дети?

-Понравилось вам занятие? А чем?

Вечно свято, вечно ново

Рождество для нас Христа.

Много лет из года в год,

Праздник этот радость льёт

-  Я надеюсь, что вы много интересного и полезного узнали из нашего занятия.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Когда звонят колокола»

Нравственное воспитаение

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию  для детей старшего дошкольного возраста  «Когда звонят колокола»

Цель:
•    познакомить детей с историей возникновения колоколов и их назначением;
•    познакомить с основными колокольными звонами;
•    уточнить знания о строении колокола;
•    расширить духовный мир детей;
•    воспитывать уважение к народным традициям.

Оборудование:
- колокольчики для всех детей,
- колокольчик, изготовленный способом оригами,
- картинки с изображением било, колокола, колокольни;

- деревянная доска, деревянная колотушка, металлическая доска, металлическая колотушка;
- металлофон,
- разрезные картинки колокола для всех детей,
- разрезная картинка колокола для показа детям,
- фонограмма колокольных звонов (Благовест, Набат, Красный),
- макет киноленты, картинки к ней.

 Дети заходят в группу, на столе стоит волшебный сундучок.
Воспитатель. Ребята, посмотрите,  какой красивый сундучок.  Интересно, что в нем находится, как вы думаете?
Ответы детей.
Давайте я вам немного подскажу. Там находятся музыкальные инструменты, а какие, вы сами догадаетесь, когда послушаете музыку (включает фонограмму колокольного звона).
Воспитатель. Давайте откроем сундучок и проверим, правильно вы ответили или нет. Открывает сундучок и раздает детям колокольчики. Что это? Ответы детей. Рассмотрите их, что можно ими делать?
Дети. Звонить, звенеть.
Воспитатель. Давайте позвоним. Дети звонят в колокольчики.

Сегодня я хочу поговорить с вами о колоколах. Ведь ко всему, что связано с колоколами, на Руси всегда относились с особой любовью и почитанием.  Колокола появились не сразу. В древние времена на Руси не было   радио и рупоров, ни тем более телевидения. Но случались разные беды, несчастья: приближались враги или возникал пожар, и нужно было срочно  созвать народ. И для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии,  использовались деревянные или металлические доски, по которым ударяли особой колотушкой.
Сначала появилось било – это деревянная доска. Священник ее держал в руках, ходил с нею по селу и бил по ней деревянной колотушкой (демонстрация картинки). Селяне слышали звук било и собирались возле церкви. Затем придумали клепало – это металлическая доска или дуга. Их вешали на башне или на столбах и так же били по ним колотушкой (демонстрация картинки). В российских селениях, где дома находились далеко друг от друга, звон  клепало был слышен на большом расстоянии.

Предложить детям ударить по деревянной и металлической доске молоточком.
Воспитатель. Как же появились колокола? Существует легенда,  что давным-давно одному Епископу приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки. Динь-дан-дон! Динь-дан-дон! (сыграть на металлофоне). Проснувшись, Епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Так появились колокола.
А сейчас мы с вами рассмотрим, из каких частей состоит колокол (демонстрация картинки). Строение колокола похоже на строение людей. У него есть «уши», «плечи», туловище, которое называют «тулово», «язык»; на туловище располагаются «верхний пояс»,  «нижний пояс» с орнаментом. Чтобы вы запомнили строение колокола, сейчас мы с вами поиграем в игру «Составь колокол» (детям раздаются на каждого разрезные картинки, их составляющие: «уши», «плечи», «верхний пояс с орнаментом», «нижний пояс с орнаментом», «тулово», «язык». Воспитатель еще раз показывает на магнитной доске, как составить колокол с проговариванием названий его частей. Затем предлагает детям самостоятельно выложить из составных частей  целое).

Воспитатель. Ребята, колокол – это ударный музыкальный инструмент.
А как вы думаете, когда и почему звонят колокола в наше время?                                Ответы детей.  В современной жизни звон колоколов призывает православных христиан в церковь на утреннюю или вечернюю службу, провожает умерших людей в последний путь; звонят колокола на большие праздники. 
Сейчас мы с вами послушаем различные звоны колоколов. А вы возьмите колокольчики и тоже будете звонить. Сейчас мы услышим Благовест – это праздничный церковный колокольный звон, совершается одним колоколом. Он звонит так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары (звучит в записи Благовест, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания).
Теперь послушаем Набат. Этот звон является символом тревоги, извещает о приближении бедствия – совершаются частые удары в большой колокол ((звучит в записи Набат, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания). 
И последним послушаем Красный звон – он звучит по поводу радостных и торжественных событий и производится во все колокола ((звучит в записи Красный звон,, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания).
Воспитатель. Ребята, колокола отличались особым мастерством, изяществом орнамента, благозвучием. Орнамент и надписи – неизменный атрибут колоколов. Традиционными мотивами орнамента были: виноградная лоза, деревья, звери и волнообразный жгут с фантастическими зверями. Орнаменты на колоколах придумывались и создавались мастерами (демонстрация и рассматривание картинок).


А вы хотите побыть мастерами? Тогда садитесь за столы и украсьте свои колокола. Вы можете выбрать любой цвет для украшения или создать новый (детям раздают силуэты бумажных колоколов, трафареты для рисования орнамента, кусочки поролона, краски, кисточки и палитры для смешивания красок, стаканчики с водой). Во время работы звучит церковная музыка. Педагог рассматривает работы, хвалит детей.
Воспитатель. Что же мы узнали нового сегодня? Чтобы вы лучше запомнили, о чем мы сегодня с вами говорили, я предлагаю смонтировать фильм о колоколах. Вот перед вами кинолента и кадры нашего будущего фильма (перед детьми ставится макет кинопленки с карманами, раскладываются картинки). 1-й кадр – появление на Руси била и клепала; 2-й кадр – появление колоколов, 3-й кадр – современные колокола; 4-й кадр – украшение колоколов орнаментом; 5-й кадр - звон колоколов). 

Воспитатель. Вот какой у нас получился интересный фильм.  Понравилось вам сегодня наше занятие? Ответы детей. Какое у вас настроение? Давайте передадим наше хорошее, светлое настроение друг-другу, позвоним для всех в колокольчики. Звучит фонограмма колокольного звона, дети звонят в колокольчики.
Дили-дили-дили-дон!
Дили-дили-дили-дон!
Слышится со всех сторон.
Весело играем мы -
Звонче колокол звени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию для детей старшей группы "постройки нашего города"

Познакомить с разными видами городских зданий, их назначением, познакомить с сооружениями культуры и досуга....

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы "С чего начинается Родина?"

Формировать у детей представление о России как о родной стране, ее государственных символах....

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы тема «Город добра».

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы тема «Город добра» и слайды к зянятию....

Конспект занятия по духовно-православному воспитанию для детей старшей группы

Цель: Дать детям понять, что такое «отчий дом». Формировать у детей представление о доме, семье, семейных праздниках и традициях. Совершенствовать умения работать с тканью и нитью, выполня...

Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей старшей группы. Тема: "Понятие труда".

Формировать у детей первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе....