Анализ предметно-развивающей среды
план-конспект занятия

Карасева Евгения Викторовна

кон-ты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_predmetno-razvivayushchey_sredy.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ предметно- развивающей среды ДОО

Развивающая предметно-пространственная среда – неотъемлемая часть образовательного пространства детского сада. От того, насколько грамотно она организована, зависит эмоциональное благополучие детей, их развитие, содержание и качество образовательной деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО понятие «развивающая предметно-пространственная среда» (далее – РППС) трактуется шире, чем просто игровое оборудование. Это и активная роль воспитателя, который организует целенаправленное взаимодействие детей с предметным окружением. Это и умение направлять деятельность воспитанников, создавать условия, в которых они свободно выбирают материалы, виды активности, участников для совместной деятельности и общения. РППС способствует и профессиональному развитию самого педагога.

Какие требования к развивающей среде предъявляет ФГОС ДО

Согласно ФГОС ДО предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной – соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы дошкольного образования. Для этого группы ДОО оснащаются материалами, оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают разные виды детской деятельности.

В зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей педагог должен трансформировать пространство группы.

Среди требований ФГОС ДО к предметно-пространственной среде – полифункциональность материалов. Она предполагает:

  • разнообразное использование составляющих предметной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.);
  • наличие в группе полифункциональных (без жестко закрепленного способа употребления) предметов, в т. ч. природных материалов.

РППС должна быть вариативной. С этой целью педагог организует в группе различные пространства для игры, конструирования, уединения, подбирает материалы, игры, игрушки и оборудование. Их разнообразие должно обеспечить детям свободный выбор вида деятельности.

Чтобы стимулировать игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность воспитанников, педагог регулярно меняет игровой материал, вносит в предметно-пространственную среду группы новые предметы.

Помещение, в котором осуществляется образовательная деятельность, должно быть доступно для воспитанников, в т. ч. для детей с ОВЗ. Требование к доступности РППС предполагает также свободный доступ детей к играм, игрушкам, пособиям, исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность РППС – одно из самых важных требований. Все элементы группового помещения должны быть надежными и безопасными в использовании.

На какие недостатки развивающей среды обратить внимание?

– Качество игрушек и оборудования не соответствует психолого-педагогическим требованиям.

– Стационарное игровое оборудование занимает большую площадь и препятствует трансформируемости РППС.

.– Преобладают традиционные игровые уголки.

– Отсутствует уголок уединения.

– Недостаточное разнообразие игр и игрушек, что препятствует свободному выбору детей вида деятельности.

– Отсутствуют предметы-заместители.

– Новые красивые игрушки стоят на верхних полках, используются для украшения помещения.

– Доступ детей к играм и игрушкам, орудиям для рисования, лепки, конструирования организован плохо.

– В самостоятельной деятельности детей и на занятиях используются неисправные игрушки и неполноценные комплекты.

Таблица для фиксации результатов тематического контроля по теме «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды группы требованиям ФГОС ДО»

Вопросы контроля

Критерии оценки (реализуются или не реализуются требования ФГОС ДО)

Примечание

рекомендации

да

нет

1. Развивающая предметно-пространственная среда группы (РППС) учитывает возрастные, индивидуальные, психологические и физиологические особенности детей и соответствует задачам образовательной программы ДОО

 +

 

 

2. В группе учтены национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность

 +

 

 

3. В группе созданы условия для общения и совместной деятельности детей (в т. ч. разного возраста) и взрослых, двигательной активности дошкольников

 +

 

 

4. Дети имеют возможность для уединения (оформлен стационарный или мобильный уголок уединения с учетом пространственных возможностей конкретной группы)

 +

 

 

5. В группе созданы условия для развития и образования детей в пяти образовательных областях: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития

 +

 

 

6. РППС группы способствует личностному развитию, развитию инициативы и творческих способностей детей

 +

 

 

7. РППС группы способствует социализации и индивидуализации детей

 +

 

 

8. РППС группы обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие

 +

 

 

9. Воспитанники свободно выбирают материалы, виды активности, участников для совместной деятельности и общения

 +

 

 

10. Педагог организует в пространстве группы разные виды детской деятельности:
– игровую, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и другие виды игр

 +

 

 

– коммуникативную (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

 +

 

 

– познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

 +

 

 

– восприятие художественной литературы и фольклора

 

 

– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)

 

 

– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материалы

 +

 

 

– изобразительную (рисование, лепка, аппликация)

 +

 

 

– музыкальную (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах)

 

 

двигательную (овладение основными движениями)

+

 

 

11. Группа оснащена средствами обучения и воспитания, различными материалами (в т. ч. расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем) в соответствии со спецификой образовательной программы

 +

 

 

12. В группе присутствуют полифункциональные (без жестко закрепленного способа употребления) предметы, в т. ч. природные материалы, которые воспитанники используют в разных видах детской активности

 +

 

 

13. В группе имеются дидактические и игровые материалы, которые педагог использует для развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств детей

 +

 

 

14. В группе имеются наглядно-дидактические материалы для формирования общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни

 +

 

 

15. Воспитатель в достаточной мере использует игровые, наглядно-дидактические материалы в ходе образовательной деятельности с детьми

 +

 

 

16. Дети, в т. ч. воспитанники с ОВЗ, имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям

 +

 

 

17. Игровое оборудование в группе исправно, используется детьми без функциональных ограничений

 +

 

 

18. Воспитатель группы обеспечивает сменяемость объектов РППС в соответствии с задачами образовательной деятельности в течение дня

 +

 

 

19. Воспитатель регулярно (в течение недели, месяца) вносит изменения в РППС (использует новый иллюстративный материал; знакомит с новыми произведениями художественной литературы; проводит разные дидактические, театрализованные и ролевые игры; собирает вместе с детьми коллекции разных предметов и материалов)

 +

 

 

20. Воспитатель следит за содержанием и актуальностью информации в уголке для родителей (обновляет ее не менее 2 раз в месяц)

 +

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ предметно-развивающей среды педагога-психолога ДОУ

Представлен самоанализ наполняемости предметно-развивающей среды педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении: в кабинете педагога-психолога, а также на группах....

Анализ предметно-развивающей среды

Учитывая требования к развивающей предметно - пространственной среде ФГОС ДО и обеспечение максимальной реализации образовательного пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития дет...

Карта анализа предметно-развивающей среды в группе ДОУ

Карта анализа предметно-развивающей среды в группах ДОУ с точки зрения создания условий для обеспечения эмоционального комфорта (авторская разработка С.А.Медведевой)...

анализ предметно- развивающей среды в ДОУ

Предметно-развивающая среда в средней группе организована таким образом, чтобы ребенок с самого начала располагал необходимыми «степенями свободы» не только в проявлении уже сложившихся у него духовно...

Анализ предметно - развивающей среды для развития коммуникативных навыков детей раннего возраста.

Анализ предметно - развивающей среды  для  развития коммуникативных  навыков  детей раннего возраста. В помощь воспитателям....

Анализ предметно-развивающей среды в дошкольных группах.

Анализ предметно-развивающей среды в дошкольных группах....