"Учимся петь и любить музыку"
проект (старшая группа)

Миронова Алевтина Михайловна

Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением. Формирование певческих навыков – сложный и важный раздел.  Обучая малышей вокалу, важно знать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, учитывать физиологические и вокальные особенности каждого, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуализацию подхода к способностям каждого ребёнка. Этого от нас требует и ФГОС ДО.  Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.  Так родился проект «Учимся петь и любить музыку»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_pet_i_lyubit_muzyku.docx22.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учимся петь и любить музыку

Миронова Алевтина Михайловна,

музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида «Дюймовочка»

Чистопольского муниципального района РТ

За годы работы музыкальным руководителем, какую, кажется, проблему не рассматривала и не решала: и развитие двигательных навыков, театрализованная деятельность детей, кукловождение в рамках кружковой работы, здоровьесберегающие технологии. А проведя мониторинг музыкальной деятельности воспитанников по развитию певческих навыков  в конце 2016 года, увидев не удовлетворяющий меня результат в пении, решила. Вот над чем надо поработать серьезно и скрупулезно. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Тем более дошколята очень любят петь. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.  Так родился проект «Учимся петь и любить музыку»

Часто приходится слышать от родителей: «А есть ли у моего ребенка музыкальный слух?», «Ну как, пел сегодня мой на занятии?».  Увидеть, есть ли у ребенка эти способности можно лишь в процессе обучения, более того, именно в процессе обучения происходит их развитие. И вот здесь - то музыкальным руководителям отводится особая роль, научить воспитанников, по возможности, любви к пению и грамотному исполнению.

Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением. Формирование певческих навыков – сложный и важный раздел.  Обучая малышей вокалу, важно знать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, учитывать физиологические и вокальные особенности каждого, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуализацию подхода к способностям каждого ребёнка. Этого от нас требует и ФГОС ДО.

Технологий по развитию певческих навыков великое множество. Задача была выбрать простые и понятные  мне и детям упражнения. Важно было донести их до каждого ребёнка, научиться самой и научить детей. Были изучены и адаптированы  вокальные упражнения  М. Картушиной, О. В. Кацер, фонематические упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова и упражнения на развитие напевности Д. Огороднова.

Определены источники, формы и методы организации вокальной деятельности с дошкольниками в детском саду и дома.

Как правило, пению детей 5–7 лет присуще форсирование, нарушение мелодичности и напевности звучания, нечеткая дикция. Причины отсутствия должного вокального развития ребенка кроются в недостатке музыкальной культуры семьи, в издержках сложившейся практики музыкальных занятий.

Эффективными источниками полноценного развития певческого голоса ребенка, на мой  взгляд, выступают формирование понятий  о голосе, приобщение к эталону пения, самостоятельная певческая деятельность. Основной формой организации детей является   освоение вокальных приемов в игровой форме. Как же началась и продолжает идти работа по реализации проекта.    

Проект решался в три этапа.

Первый этап. Легко и незаметно подготовить голоса детей к пению. «Разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух. Подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков. Сделать обучение пению более лёгким, понятным и привлекательным занятием.

Второй этап. Направлен на развитие певческой интонации, и теперь уже певческого голоса. Основная цель: формирование координации слуха и певческого голоса, при котором возможна точность воспроизведения музыкальных звуков.

Третий этап. Научиться петь, т.е. пользоваться своим музыкальным инструментом – голосом. Накопить музыкальные впечатления, слуховой опыт, развить музыкальный слух.

Проектные технологии. Через фонопедический метод Емельянова, через его доступные упражнения мы учились с детьми  управлять своим голосовым аппаратом, познавать возможности звукоизвлечения через вокальные упражнения М.Ю.Картушиной  учились певческой установке, дыханию, звукообразованию. Технология Картушиной помогает в работе над интонацией, расширению диапазона, развитию ритма, ладового чувства. Игровая методика О.Кацер помогла непосредственно при работе над песнями. Дети  инсценировали песни,  танцевали под их звучание, рисовали под собственное исполнение.

Важно было не только научить детей способам певческого исполнения, но и привлечь к проблеме  и взять в союзники родителей.В рамках проекта велась работа среди родителей по охране детского  голоса  через ознакомление с методами и технологиями здоровьесбережения. Создана инициативная  группа родителей для совместных мероприятий и выступлений.

Основным продуктом проектной деятельности я считаю то, что гораздо большее количество детей стало петь чисто. При этом, понимая и чувствуя, что и о чем поют, могут исполнять песни не только в ансамбле, но и солировать индивидуально. Открытое занятие в рамках недели педагогического мастерства «Чтобы песенка звучала», победа на «Педагогическом триумфе» с песенкой «Выходной», выступления на разных уровнях и площадках, вокальный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Поющий соловей ДОУ «Дюймовочка» это тоже продукты проекта.

Обучение детей пению – одна из самых сложных задач, требующих от музыкальных руководителей высокого профессионализма. К сожалению, в последние годы в детских садах развитию детского голоса уделяется мало внимания.Затрагиваемая проблема важна ещё и потому, что связана с поиском новых путей эстетического воспитания ребёнка средствами музыки через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение. Необходимостьформирования качественного звучания детского голоса во время пения в дошкольном возрасте привело меня и к образованию платного кружка «Камертон». Использование дополнительно программ и технологий О.П. Радыновой, О.В. Кацер, Т.А. Боровик, В.В. Емельянова обогатило мой собственный педагогический опыт и явилось эффективным средством развития, как певческих способностей детей, так и здоровьесбережения. Наблюдая за результатами своей работы, анализируя их, прихожу к выводу, что не зря выбрала эту тему. Итоги подводить ещё рано. Но уже сейчас можно сказать, что дети стали лучше петь, они с большим удовольствием и желанием занимаются, им очень нравится выступать на всех праздниках. Не собираюсь останавливаться на достигнутом. Считаю внедряемую работу необходимой составляющей  в музыкальном воспитании дошкольников.

Где то в уголке сердца ребенка есть своя волшебная нотка, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось, нужно правильно настроиться на тон этой нотки.

Приложение 1

Диагностика

 по методике Анисимова В.П. для выявления уровня певческих навыков.

Задание 1. Сначала дети  находят вокальные интонации: поют, называя свое имя или различные переклички. "Таня, где ты?" - "Я здесь". - "Как тебя зовут?" - "Марина" и т.д.

Задание 2. Спеть несколько знакомых песен (2-3) в сопровождении инструмента. При этом отмечается качество пения, характер звучания, чистота вокальной интонации.

Задание 3. Уровень индивидуального певческого развития каждого ребенка проверяют путем пения по музыкальным фразам («цепочкой»), кроме того, этот прием способствует формированию у детей правильного дыхания.

Задание 4. Спеть несложную песню без сопровождения, чтобы выяснить, может ли ребенок правильно петь без поддержки взрослого.

Задание 5. Спеть распевку в двух разных тональностях; проследить, умеет ли ребенок "настроиться".

Задание 6. Сочинить музыкальный "ответ" (педагог поет: "Как тебя зовут?" Ребенок отвечает: "Свет-ла-на").

Задание 7. Определить исполненные поочередно высокие и низкие звуки (в пределах квинты).

Задание 8. Ответить, - кто спел правильно.

Задание 9. Выяснить, какие песни из пройденного репертуара ребенок помнит и может их петь с сопровождением и без сопровождения инструмента.

Задание 10. Петь звукоподражания (поет маленькая и большая кукушка, мяукает котенок и кошка).

Приложение 2.

Блоки упражнений по методике В.В. Емельянова

Первый блок. Дыхательная гимнастика

Для развития навыков правильного певческого дыхания полезно провести упражнения для работы диафрагмы во время вдоха и выдоха («Затяни ремешок», «Надуваем шины», «Месим тесто», «Мячик»). Важно научить ребенка выполнять задержание воздуха в проговаривании скороговорок, выполняя вдох через нос, а выдох через рот, ощущая как работает диафрагма.

Комплекс дыхательной гимнастики

Насос

Поставить руки замком на область диафрагмы, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть:

  • медленно – «большой насос»;
  • резко коротко – «маленький насос», ощутить сжатие диафрагмы (повторить 4 раза)

Нюхаем цветок

Вдох носом, задержать дыхание и медленно выдыхать (повторить 4 раза)

Греем руки

Подставить ладони к лицу, выполнить глубокий вдох носом, широко открыть рот и выдыхать медленно на ладони теплым воздухом.

Ремешок

Поставить руки на пояс, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть, ощутить сжатие диафрагмы.

Мячик

Выполнить вдох носом, рассмотреть растягивание диафрагмы, выдыхать ритмично, регулируя взглядом работу мышцы до 8 раз за выдох.

Змея

Вдох носом, челюсти сжать, издавать шипение на долгом выдохе.

Свечи

Вдох носом, широко открыть рот, сделать 4 резких выдоха на звуке «Х», как будто тушим свечи (повторить 4 раза).

Путешествие кислородика

  1. Зажать правую ноздрю указательным пальцем, сделать вдох левой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза).
  2. Зажать левую ноздрю, сделать вдох правой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза).
  3. Вдох носом – выдох ртом.
  4. Вдох через рот – выдох через нос

Тридцать три Егорки

Руки на пояс, вдох носом, на выдохе проговорить скороговорку, у кого сколько Егорок? Кто больше? С каждым разом постепенно увеличивать объем текста и скорость.

Второй блок. Артикуляционная гимнастика

Взрослому необходимо отслеживать правильно открытый рот, свободно опускающуюся челюсть, активные губы и язык, четко артикулирующие звук. Педагог сам активно участвует в показе упражнений, которые проводятся не менее четырех раз в разном темпе по схеме: язык – губы – челюсти. Исполнение упражнений обязательно контролируются зеркалом.

Третий блок. Массаж мышц лица и шеи

Массаж способствует разогреву мышц для пения. Все движения выполняются пальцами рук сверху вниз по четыре раза в одном темпе в последовательности: лоб скулы – гортань.

Четвертый блок. Интонационно-фонетические упражнения

Для развития голоса все приемы строятся в следующей последовательности:

  1. атака гласных звуков (А-О-У-Э-Ы-И), согласных (шипящие, сонорные, глухие);
  2. пение в разных регистрах (фальцетный, грудной-шумовой, свистковый);
  3. преодоление межрегистрового порога (ведение звука вниз-вверх).

Начинать разучивать каждый последующий прием можно только после хорошо освоенного предыдущего и в медленном темпе, объясняя при этом ребенку механизм вокально-речевого действия.

Пятый блок. Голосовые сигналы до речевой коммуникации

Для того чтобы ребенок контролировал собственное пение, мог развивать певческие способности и силу голоса, можно
предложить ему издавать звуки неречевого характера, спонтанно организуемые во времени и по высоте: «Крик чаек»,
«Крик радости в считалке», визг, «Огни самолета».

Шестой блок. Вокализы

Пение простых мотивов и песенок со словами и без слов развивает голос в физиологическом и эстетическом отношении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся петь и любить музыку

В статье описана игровая технология постановки певческого голоса у дошкольников на основе фонопедического метода В.В. Емельянова. Автор делится также опытом взаимодействия детского сада и музыкальной ...

Учимся петь. Рекомендации для родителей

Материал содержит рекомендации для родителей, как нужно прививать любовь к пению у малыша, даны игровые приёмы....

"Учимся петь"

Статья "Учимся петь". На основе опыта музыкального руководителя раскрыты "секреты"  для снятия зажима у детей при пении....

Консультация для музыкальных руководителей Учимся петь играя.

Консультация для музыкальных руководителей...

Музыкально - речевое занятие "Учимся петь правильно"

В конспекте представлены упражнения на развитие дыхания, дикции, звукообразовния, интонационной выразительности....

Консультация « Учите любить музыку»

Информация в родительский уголок...

Всех ли детей можно научить петь? У всех ли детей есть талант к музыке? Как правильно выбрать педагога для своего ребенка? Как правильно подготовить ребенка к занятиям и сформировать у него мотивацию к обучению? Если ваш малыш любит музыку как

Не все заканчивали музыкальную школу, не все мы поем и играем на музыкальных инструментах. Но все мы хотим, чтобы наш малыш был музыкально развит. И не случайно. Музыкальные способности связаны с эсте...