Организация индивидуальной работы в первой и второй младших группах детского сада.
консультация (младшая группа)

Бороденко Елена Васильевна
Все дети неповторимы. Но чтобы помочь каждому малышу раскрыть свои способности, научиться находить общий язык со взрослыми, сверстниками или избежать пробелов в процессе познания мира, следует должное внимание уделять индивидуальному подходу в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Методика проведения такой работы требует от педагога знания психолого-педагогических и методических особенностей её организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация индивидуальной работы в первой и второй младших группах детского сада.

Все дети неповторимы. Но чтобы помочь каждому малышу раскрыть свои способности, научиться находить общий язык со взрослыми, сверстниками или избежать пробелов в процессе познания мира, следует должное внимание уделять индивидуальному подходу в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Методика проведения такой работы требует от педагога знания психолого-педагогических и методических особенностей её организации.

Значение индивидуальной работы в младших группах ДОУ

Индивидуальная работа в детском саду — это выстроенная система направленного воздействия на познавательную, эмоциональную, чувственную сферы ребёнка, которая учитывает его личностные особенности и позволяет корректировать поведенческую модель. Для младшего дошкольного возраста индивидуальная работа организуется в игровой форме один на один с малышом или в малых группах (до 3 человек), где объединяются ребята со сходными проблемами. Особенно актуально проведение индивидуальных занятий с детьми первой и второй младших групп (1,5–4 года), которые:

  • не посещают детский сад регулярно (например, из-за того, что часто болеют);
  • имеют низкую работоспособность, пассивны на занятиях;
  • отличаются застенчивостью или заторможенностью.

Индивидуальная работа позволяет предотвратить педагогическую запущенность младших дошкольников, то есть нарушения в развитии ребёнка, связанные с недостаточностью воспитания и обучения.

Цели и задачи индивидуальной работы в первой и второй младших группах

Миссия проведения индивидуальных занятий заключается в создании условий для всестороннего развития личности ребёнка и реализации потенциала, заложенного в нём природой. Реализовать поставленную цель позволяет последовательное решение задач, заключающихся в:

  • ежедневном охвате вниманием каждого малыша (это позволяет избежать ситуаций, когда, например, ребёнок-флегматик чувствует себя неуютно в коллективе просто из-за того, что он не успевает проявить себя на прогулке, при выполнении задания, так как его товарищи — более расторопные холерики);
  • детальном изучении личностных и образовательных особенностей каждого ребёнка для целесообразного использования его потенциала в учебно-воспитательном процессе (к примеру, хорошо говорящие малыши могут принимать участие в постановках утренников, несмотря на то, что, как правило, они в таких мероприятиях в силу возраста исполняют роли зрителей);
  • методически грамотном выборе форм и приёмов взаимодействия с ребятами (к примеру, с детьми, испытывающими трудности в общении со сверстниками, подойдут парные формы работы, а с теми, у кого есть пробелы в знаниях, — индивидуальные);
  • своевременной коррекции взаимоотношений с товарищами и взрослыми (например, если ребёнок целый день сидит в одиночестве, отказывается играть, то, возможно, он поссорился с товарищем, с которым обычно проводит время в группе, на прогулке).

Когда проводится индивидуальная работа в младших группах

Занятия, имеющие личностную направленность, в первой и второй младших группах проводятся в основном в первой половине дня. В дообеденное время организуется работа с ребятами:

  • имеющими пробелы в знаниях;
  • нуждающимися в активизации речевых процессов или исправлении их недостатков;
  • отстающими в освоении двигательных навыков;
  • малоактивными, замкнутыми (обычно эта работа имеет характер поручений, к примеру, во второй младшей группе ребёнка можно попросить набрать воды в лейку для полива цветов);
  • недостаточно любознательными (например, в первой младшей группе ребёнку можно поручить понаблюдать во время прогулки за сорокой, прилетевшей на участок).

После обеда и дневного сна индивидуальная работа направлена на:

  • активизацию творческого потенциала (конструирование, рисование, создание аппликаций, поделок);
  • речевую и двигательную коррекцию (если в первой половине дня времени на эту работу не хватило).

На прогулках индивидуальная работа нацелена в основном на коррекцию физического развития, то есть некоторые ребята выполняют задания на удержание равновесия, некоторые — на спрыгивание или бег. А те малыши, которые испытывают трудности в отношениях с товарищами, организуются в игры с мячом

Кроме того, на прогулке в младших группах можно разучивать потешки, отрабатывая сложные для произнесения звуки. К слову, такая работа будет полезна и тем, кто успешно осваивает речь. А также во время досуга на улице можно повторять выученные на музыкальном занятии песенки.

Принципы проведения индивидуальной работы

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены основные требования к осуществлению индивидуального взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста:

  • Учёт личностных особенностей ребёнка в разработке индивидуального образовательного маршрута. Иными словами, если малыш отличается творческим складом, например, любит рисовать, то заполнить пробелы в освоении элементарных математических понятий во второй младшей группе можно с помощью создания образов цифр и геометрических фигур в цвете.
  • Оценка динамики развития ребёнка должна проводиться в сравнении с ним самим, а не со сверстниками. Если личностный рост малышей подводить под общий знаменатель, то сама суть индивидуальной работы будет нивелирована.
  • Уважение личности каждого ребёнка.
  • Поиск наиболее подходящих способов вовлечения всех ребят в разные виды деятельности для определения способностей и личностных качеств каждого.
  • Усложнение заданий в ходе индивидуальной работы. Так, если ребёнок в первой младшей группе плохо различает лево и право, то можно придумывать игры, в которых он сначала будет определять сторону по отношению к себе, а затем по отношению к игрушкам, другим детям.
  • Стимулирование процесса самообучения. Это направление индивидуальной работы имеет огромное значение для воспитания самостоятельности ребёнка. Так, если малыш 3–4 лет имеет проблемы с концентрацией внимания, ему можно давать задания на складывание пазлов. Успешность проведённой методической работы можно оценить по тому факту, что ребёнок с удовольствием собирает картинки из фрагментов и дома, причём даже из большего количества деталей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями для второй младшей группы детского сада.

Перспективный план по работе  с родителями во 2 младшей группе.Сентябрь №Активные формы работыНаглядная информацияИндивидуальная работаЦельПримечания1.Совместная подготовка к учебному году.«...

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО ДНЯ «ЧУТКИЙ НОСИК» ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА

В современных условиях снижения иммунитета детей, роста простудных и инфекционных заболеваний, валеологические темы занимают важное место в программе педагогической деятельности в детском саду. Изучен...

Дыхательная гимнастика в первой и второй младших группах детского сада: методика проведения и картотека

Приведены цели и задачи дыхательных упражнений для младших школьников, правила проведения дыхательной гимнастики, временной план гимнастики, а также картотека дыхательных упражнений, для удобства испо...

Организация и проведение игр в первой и второй младших группах детского сада

Организация и проведение игр в первой младшей группе детского садаОсновной способ познания мира у детей — игровая деятельность. Именно она позволяет малышам быстрее социализироваться, открывает ...

Организация и проведение игр в первой и второй младших группах детского сада

Организация и проведение игр в первой младшей группе детского садаОсновной способ познания мира у детей — игровая деятельность. Именно она позволяет малышам быстрее социализироваться, открывает ...

Дыхательная гимнастика в первой и второй младших группах детского сада: методика проведения и картотека

Правильное дыхание является профилактикой различных болезней, в том числе и простудных, с которыми сталкиваются многие дошкольники, посещающие детский сад. Особенно актуальна эта проблема для малышей ...

Организация индивидуальной работы в первой и второй младших группах детского сада

Все дети неповторимы. Но чтобы помочь каждому малышу раскрыть свои способности, научиться находить общий язык со взрослыми, сверстниками или избежать пробелов в процессе познания мира, следует должное...