ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО ДНЯ «ЧУТКИЙ НОСИК» ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Сторчевая Надежда Юрьевна

В современных условиях снижения иммунитета детей, роста простудных и инфекционных заболеваний, валеологические темы занимают важное место в программе педагогической деятельности в детском саду. Изучение темы "чуткий носик" во второй младшей группе актуально не только потому, что помогает детям закрепить культурно-гигиенические навыки, но и позволяет им сформировать представление о разумном (и интересном!) устройстве собственного организма, на работу которого он может повлиять, и тем самым укрепляет уверенность в себе, самостоятельность и эмоциональное благополучие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тематический день "чуткий носик"26.75 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО ДНЯ «ЧУТКИЙ НОСИК» ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА

В современных условиях снижения иммунитета детей, роста простудных и инфекционных заболеваний, валеологические темы занимают важное место в программе педагогической деятельности в детском саду. Изучение выбранной мною темы во второй младшей группе актуально не только потому, что помогает детям закрепить культурно-гигиенические навыки, но и позволяет им сформировать представление о разумном (и интересном!) устройстве собственного организма, на работу которого он может повлиять, и тем самым укрепляет уверенность в себе, самостоятельность и эмоциональное благополучие. Согласно ФГОС ДО задача “охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия” вынесена на первое место (п. 1.6). Кроме того, сравнение носа человека и животных может натолкнуть на размышления о родстве мира животных и мира человека.

Целью организации описанного ниже тематического дня является создание таких условий для каждого ребенка, чтобы он мог проявить и частично удовлетворить (частично, так как вопросы должны продолжать появляться!) интерес к устройству и возможностям собственного организма, а также к вопросам здорового образа жизни.

Для достижения этой цели в рамках тематического дня планируется решить следующие задачи:

  1. закрепить культурно-гигиенические навыки, сязаные с носом;
  2. познакомить детей с устройством и функциями органа обоняния, способами дыхания;
  3. поощрить желание заботиться о своём здоровье;
  4. расширить словарный запас по теме «нос», повысить речевую активность;
  5. укрепить положительное отношение к себе и окружающему миру;

Дидактическое содержание, технологии и логика развертывание совместной педагогической деятельности в ходе тематического дня.

В ходе тематического дня дети осваивают начальные представления о назначении, особенностях устройства и функционирования носа человека, и некоторых других животных, а также об основах правильного дыхания и гигиенического ухода за носом.

Для решения поставленных задач в основном планируется использовать следующие педагогические технологии: исследовательские, игровые, здоровьесберегающие.

Совместной педагогической деятельности в ходе тематического дня развертывается следующим образом.

НОД : Представляем нового героя – это Лунтик. Бабушка Пчела разрешила ему поесть апельсины, но у нее на полке оказалось много банок, закрытых белыми платочками. Придумываем с детьми, как найти аппельсины не открывая все банки, затем расклеиваем этикетки с изображением продуктов. Хвалим наши носики, говорим, что они чуткие. Обсуждаем, что чуткий нос может не только помочь насладиться приятным запахом, но и предупредить об опасности. Читаем стихотворение Э. Мошковской:

Я ничего не знаю

И, вдруг, мой нос говорит:

Что где-то у кого-то

Что то сейчас горит.

Я ничего не знаю,

Это мой нос доложил:

Кто-то купил апельсины

И вон туда положил.

Я ничего не знаю,

Я в духоте сижу.

Нос говорит: «Погуляем,

Очень тебя прошу?»

Ходишь с ним и гуляешь,

Он говорит со мной.

Он говорит: «А знаешь?

Пахнет уже весной!?»

Лунтик предлагает вспомнить, чем нужно дышать на улице.  Пробуем дышать ртом и понимаем, что ртом дышать холоднее. Коротко рассказываем о том, что  воздух, который мы вдыхаем носом, прежде чем попасть в наш организм, путешествует по длинным коридорам, где он согревается и очищается, а если в нос попадает что-то стишком тяжелое, мы чихаем. Вместе с детьми и Лунтиком вспоминаем о том, как нужно беречь свой нос (на прогулке дышать носом, промывать нос и сморкаться при насморке, заботиться о том, чтобы он не бился и не царапался и др.) Лунтик прощается и напоследок исполняет песенку о носе, предлагая детям подвигаться. Включаем запись песни о носе (см. http://allforchildren.ru/songs/kid67.php) :

У всех людей, 
У всех зверей
Имеются носы.
Носы нужны,
Носы нужны
Не только для красы!
И ни вздохнуть,
И ни чихнуть
Без носа нам нельзя!
Скажу вам я:
Носы не зря
Придуманы, друзья! […]

Во время физкультминутки тренируем плавный вдох и выдох носом, например, при хотьбе или в упражнениях на плечевой пояс. Затем переходим на произвольное дыхание.

Во время одевания на прогулку: можем поинтересоваться, что говорят носики, не пора ли им на свежий воздух.

На прогулке: повторяем дыхательную гимнастику (медленный вдох и выдох носом на фоне движения); обращаем внимание на запахи, рисуем сложные коридоры на земле, асфальте, снегу, бегаем по ним, согреваемся.  

Перед сном: читаем рассказы, сказки про животных.

Перед полдником: угадываем фрукты (яблоки, бананы груши, мандарины) по запаху с закрытыми глазами. Пробуем их, если позволяют требования, связанные с возможной аллергией.

Режимные моменты второй половины дня: 1) Дидактическая игра: узнаем животное на картинке по открытому носу, попутно беседуем о том, что может с помощью своего носа конкретное животное (почуять опасность, найти еду, использовать как руку и т. п).  2) Дополнением заготовки лиц людей, мордочек животных (с ушами и волосами) глазами, ртами и носами. Предоставляем широкий выбор материалов: пластилин, заготовки рта, носа, и глаз из цветной бумаги, цветная бумага и картон разной фактуры, фломастеры, карандаши, мелки. В ходе работы обсуждаем какое настроение получилось в итоге в работе (веселое, задумчивое ).

Ведущие методы и приемы

Для поддержания интереса к достаточно сложной теме, приоритет был отдан игровым и исследовательским методам, как наиболее естественным для ребенка дошкольного возраста.  Таким образом, в качестве ведущих были использованы следующие методы и приемы:

  1. мотивационные: проблемная ситуация, сюрпризный момент, известный герой;
  2. исследовательские действия: наблюдения, экспериментирование;
  3. игровые: дидактические, подвижные, исследование-игра («узнай по запаху»);
  4. обращение к произведениям искусства: чтение стихов, рассказов, сказок, прослушивание песни, рассматривание репродукций;
  5. здоровьесберегающие (дыхательная гимнастика).

Оборудование и материалы

Для проведения тематического дня потребуется:

  • пластиковые непрозрачные банки с пахнущими продуктами (лук, апельсин, корица и др.), закрытые бумажными платочками с резинкой, наклейки с изображением продуктов,
  • картинки животных (собака, лошадь, слон и др.), закрывающиеся листом с окошком,
  • заготовки лиц, мордочек животных, глаз, носов, ртов (http://miryarche.ru/razvivayushhie-igry/detskaya-nastolnaya-poznavatelnaya-igra-portret.html),
  • клей, пластилин, фломастеры, цветные карандаши, цветные мелки, краски,
  • аудио-техника для проигрывания музыки, книги для чтения

Прогнозируемые результаты:

Организацию тематического дня можно считать успешной, если:

1) дети проявляют интерес к запахам (спрашивают “что это за запах?”, говорят “я чувствую запах чего-то”);

2) дети демонстрируют заботу о своем носе: умываются, сморкаются при необходимости, стараются дышать носом на прогулке;

3) дети по собственному желанию воспроизводят элементы дыхательной гимнастики и радуются, когда ее проводит воспитатель;

4) дети интересуется наличием, устройством и/или назначением носов разных животных;

5) дети обращают внимание на формы носа, например, на иллюстрациях книг.

План работы с родителями:

Цель работы с родителями – поддержание в детях интереса и эмоционально-положительного отношения к теме, благодаря ее развитию во взаимодействии с близкими людьми.  

В рамка такой работы предполагается разместить информационный листок (в раздевалке, интернет-ресурсе группы), а также лично предложить родителям: 1) поощрять развитие обоняния (обращать внимание на запах в цветочном магазине, минипекарне и т. п., поиграть в “угадай, что готовится на ужин”); 2) сделать и принести фотографию того места или предмета, запах которого особенно нравится ребенку. Фотографии помещаются в общий альбом “Наши любимые запахи”, и остается в доступе детей, обогащая предметно-материальную среду. По завершению работы публикуется благодарность за участие с фотографией детей рассматривающих альбом.

В результате такой работы ожидается, что родители получат удовольствие от совместной деятельности с детьми, станут более осведомлены о педагогическом процессе, а также более заинтересованы и активны во взаимодействии с педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация сюжетно - ролевой игры во второй младшей группе детского сада по сказке"Теремок"

Задачи: способствовать возникновению игры по мотивам знакомой сказки; формированию у детей умения взаимодействовать и ладить в совместной игре; пользоваться салфеткой во время еды; развивать у детей у...

Комплексно-тематическое планирование во второй младшей группе детского сада (3-4 г.)

Здесь подобран материал по темам проектов (занятия, игры, беседы с детьми второй младшей группы....

Структура организации образовательной деятельности во второй младшей группе детского сада.

Предлагаю использовать "Структуру организации образовательной деятельности во второй младшей группе детского сада", как дополнение к  рабочим программам воспитателям детских дошкольных образовате...

Организация НОД в ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) во второй младшей группе детского сада на тему "Счет до 5, число и цифра 5"

Методическая разработка по организации НОД  по ФЭМП на тему: "Счет до 5, число и цифра 5" Для второй младшей группы....

календарно- тематическое планирование на учебный год для второй младшей группы детского сада

Календарно - тематическое планирование составлено с учетом требований ФГОС, на весь учебный год.  Предназначено для детей второй младшей группы и в помощь воспитателям дошкольный образовательных ...

Тематический день во второй младшей группе детского сада «Новый год у ворот».

Цель: расширение знаний детей о традициями празднования нового года.Задачи:-развить художественно-творческие способности;- развить эстетические чувства;-формировать игровую активность; -акт...

Организация индивидуальной работы в первой и второй младших группах детского сада.

Все дети неповторимы. Но чтобы помочь каждому малышу раскрыть свои способности, научиться находить общий язык со взрослыми, сверстниками или избежать пробелов в процессе познания мира, следует должное...