ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО ДНЯ «ЧУТКИЙ НОСИК» ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Сторчевая Надежда Юрьевна

В современных условиях снижения иммунитета детей, роста простудных и инфекционных заболеваний, валеологические темы занимают важное место в программе педагогической деятельности в детском саду. Изучение темы "чуткий носик" во второй младшей группе актуально не только потому, что помогает детям закрепить культурно-гигиенические навыки, но и позволяет им сформировать представление о разумном (и интересном!) устройстве собственного организма, на работу которого он может повлиять, и тем самым укрепляет уверенность в себе, самостоятельность и эмоциональное благополучие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тематический день "чуткий носик"26.75 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО ДНЯ «ЧУТКИЙ НОСИК» ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА

В современных условиях снижения иммунитета детей, роста простудных и инфекционных заболеваний, валеологические темы занимают важное место в программе педагогической деятельности в детском саду. Изучение выбранной мною темы во второй младшей группе актуально не только потому, что помогает детям закрепить культурно-гигиенические навыки, но и позволяет им сформировать представление о разумном (и интересном!) устройстве собственного организма, на работу которого он может повлиять, и тем самым укрепляет уверенность в себе, самостоятельность и эмоциональное благополучие. Согласно ФГОС ДО задача “охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия” вынесена на первое место (п. 1.6). Кроме того, сравнение носа человека и животных может натолкнуть на размышления о родстве мира животных и мира человека.

Целью организации описанного ниже тематического дня является создание таких условий для каждого ребенка, чтобы он мог проявить и частично удовлетворить (частично, так как вопросы должны продолжать появляться!) интерес к устройству и возможностям собственного организма, а также к вопросам здорового образа жизни.

Для достижения этой цели в рамках тематического дня планируется решить следующие задачи:

  1. закрепить культурно-гигиенические навыки, сязаные с носом;
  2. познакомить детей с устройством и функциями органа обоняния, способами дыхания;
  3. поощрить желание заботиться о своём здоровье;
  4. расширить словарный запас по теме «нос», повысить речевую активность;
  5. укрепить положительное отношение к себе и окружающему миру;

Дидактическое содержание, технологии и логика развертывание совместной педагогической деятельности в ходе тематического дня.

В ходе тематического дня дети осваивают начальные представления о назначении, особенностях устройства и функционирования носа человека, и некоторых других животных, а также об основах правильного дыхания и гигиенического ухода за носом.

Для решения поставленных задач в основном планируется использовать следующие педагогические технологии: исследовательские, игровые, здоровьесберегающие.

Совместной педагогической деятельности в ходе тематического дня развертывается следующим образом.

НОД : Представляем нового героя – это Лунтик. Бабушка Пчела разрешила ему поесть апельсины, но у нее на полке оказалось много банок, закрытых белыми платочками. Придумываем с детьми, как найти аппельсины не открывая все банки, затем расклеиваем этикетки с изображением продуктов. Хвалим наши носики, говорим, что они чуткие. Обсуждаем, что чуткий нос может не только помочь насладиться приятным запахом, но и предупредить об опасности. Читаем стихотворение Э. Мошковской:

Я ничего не знаю

И, вдруг, мой нос говорит:

Что где-то у кого-то

Что то сейчас горит.

Я ничего не знаю,

Это мой нос доложил:

Кто-то купил апельсины

И вон туда положил.

Я ничего не знаю,

Я в духоте сижу.

Нос говорит: «Погуляем,

Очень тебя прошу?»

Ходишь с ним и гуляешь,

Он говорит со мной.

Он говорит: «А знаешь?

Пахнет уже весной!?»

Лунтик предлагает вспомнить, чем нужно дышать на улице.  Пробуем дышать ртом и понимаем, что ртом дышать холоднее. Коротко рассказываем о том, что  воздух, который мы вдыхаем носом, прежде чем попасть в наш организм, путешествует по длинным коридорам, где он согревается и очищается, а если в нос попадает что-то стишком тяжелое, мы чихаем. Вместе с детьми и Лунтиком вспоминаем о том, как нужно беречь свой нос (на прогулке дышать носом, промывать нос и сморкаться при насморке, заботиться о том, чтобы он не бился и не царапался и др.) Лунтик прощается и напоследок исполняет песенку о носе, предлагая детям подвигаться. Включаем запись песни о носе (см. http://allforchildren.ru/songs/kid67.php) :

У всех людей, 
У всех зверей
Имеются носы.
Носы нужны,
Носы нужны
Не только для красы!
И ни вздохнуть,
И ни чихнуть
Без носа нам нельзя!
Скажу вам я:
Носы не зря
Придуманы, друзья! […]

Во время физкультминутки тренируем плавный вдох и выдох носом, например, при хотьбе или в упражнениях на плечевой пояс. Затем переходим на произвольное дыхание.

Во время одевания на прогулку: можем поинтересоваться, что говорят носики, не пора ли им на свежий воздух.

На прогулке: повторяем дыхательную гимнастику (медленный вдох и выдох носом на фоне движения); обращаем внимание на запахи, рисуем сложные коридоры на земле, асфальте, снегу, бегаем по ним, согреваемся.  

Перед сном: читаем рассказы, сказки про животных.

Перед полдником: угадываем фрукты (яблоки, бананы груши, мандарины) по запаху с закрытыми глазами. Пробуем их, если позволяют требования, связанные с возможной аллергией.

Режимные моменты второй половины дня: 1) Дидактическая игра: узнаем животное на картинке по открытому носу, попутно беседуем о том, что может с помощью своего носа конкретное животное (почуять опасность, найти еду, использовать как руку и т. п).  2) Дополнением заготовки лиц людей, мордочек животных (с ушами и волосами) глазами, ртами и носами. Предоставляем широкий выбор материалов: пластилин, заготовки рта, носа, и глаз из цветной бумаги, цветная бумага и картон разной фактуры, фломастеры, карандаши, мелки. В ходе работы обсуждаем какое настроение получилось в итоге в работе (веселое, задумчивое ).

Ведущие методы и приемы

Для поддержания интереса к достаточно сложной теме, приоритет был отдан игровым и исследовательским методам, как наиболее естественным для ребенка дошкольного возраста.  Таким образом, в качестве ведущих были использованы следующие методы и приемы:

  1. мотивационные: проблемная ситуация, сюрпризный момент, известный герой;
  2. исследовательские действия: наблюдения, экспериментирование;
  3. игровые: дидактические, подвижные, исследование-игра («узнай по запаху»);
  4. обращение к произведениям искусства: чтение стихов, рассказов, сказок, прослушивание песни, рассматривание репродукций;
  5. здоровьесберегающие (дыхательная гимнастика).

Оборудование и материалы

Для проведения тематического дня потребуется:

  • пластиковые непрозрачные банки с пахнущими продуктами (лук, апельсин, корица и др.), закрытые бумажными платочками с резинкой, наклейки с изображением продуктов,
  • картинки животных (собака, лошадь, слон и др.), закрывающиеся листом с окошком,
  • заготовки лиц, мордочек животных, глаз, носов, ртов (http://miryarche.ru/razvivayushhie-igry/detskaya-nastolnaya-poznavatelnaya-igra-portret.html),
  • клей, пластилин, фломастеры, цветные карандаши, цветные мелки, краски,
  • аудио-техника для проигрывания музыки, книги для чтения

Прогнозируемые результаты:

Организацию тематического дня можно считать успешной, если:

1) дети проявляют интерес к запахам (спрашивают “что это за запах?”, говорят “я чувствую запах чего-то”);

2) дети демонстрируют заботу о своем носе: умываются, сморкаются при необходимости, стараются дышать носом на прогулке;

3) дети по собственному желанию воспроизводят элементы дыхательной гимнастики и радуются, когда ее проводит воспитатель;

4) дети интересуется наличием, устройством и/или назначением носов разных животных;

5) дети обращают внимание на формы носа, например, на иллюстрациях книг.

План работы с родителями:

Цель работы с родителями – поддержание в детях интереса и эмоционально-положительного отношения к теме, благодаря ее развитию во взаимодействии с близкими людьми.  

В рамка такой работы предполагается разместить информационный листок (в раздевалке, интернет-ресурсе группы), а также лично предложить родителям: 1) поощрять развитие обоняния (обращать внимание на запах в цветочном магазине, минипекарне и т. п., поиграть в “угадай, что готовится на ужин”); 2) сделать и принести фотографию того места или предмета, запах которого особенно нравится ребенку. Фотографии помещаются в общий альбом “Наши любимые запахи”, и остается в доступе детей, обогащая предметно-материальную среду. По завершению работы публикуется благодарность за участие с фотографией детей рассматривающих альбом.

В результате такой работы ожидается, что родители получат удовольствие от совместной деятельности с детьми, станут более осведомлены о педагогическом процессе, а также более заинтересованы и активны во взаимодействии с педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация сюжетно - ролевой игры во второй младшей группе детского сада по сказке"Теремок"

Задачи: способствовать возникновению игры по мотивам знакомой сказки; формированию у детей умения взаимодействовать и ладить в совместной игре; пользоваться салфеткой во время еды; развивать у детей у...

Комплексно-тематическое планирование во второй младшей группе детского сада (3-4 г.)

Здесь подобран материал по темам проектов (занятия, игры, беседы с детьми второй младшей группы....

Организация индивидуальной работы в первой и второй младших группах детского сада.

Все дети неповторимы. Но чтобы помочь каждому малышу раскрыть свои способности, научиться находить общий язык со взрослыми, сверстниками или избежать пробелов в процессе познания мира, следует должное...

Комплексно - тематический план образовательной работы во второй младшей группе детского сада

Комплексно - тематический план во второй младшей "В" группе  детского сада по теме "Осень"...

Тематическое планирование на неделю по теме "Наша группа" во второй младшей группе детского сада

Тематическое планирование на неделю по теме "Наша группа" во второй младшей группе детского сада...

Тематическое планирование на неделю по теме "Наша группа" во второй младшей группе детского сада

Тематическое планирование на неделю по теме "Наша группа" во второй младшей группе детского сада...

Организация индивидуальной работы в первой и второй младших группах детского сада

Все дети неповторимы. Но чтобы помочь каждому малышу раскрыть свои способности, научиться находить общий язык со взрослыми, сверстниками или избежать пробелов в процессе познания мира, следует должное...