Программа "Право на счастливое детство"
рабочая программа

Минина Лидия Павловна

 Цель Программы "Право на счастливое детство" достигается через решение следующих задач:

  • привлечение внимания к актуальности проблемы насилия в обществе, семьях воспитанников;
  • проведение консультаций с педагогами по определению понятия, видов и механизмов насилия;
  • информационно-просветительская работа с семьями воспитанников с целью профилактики жестокого обращения с детьми.

Основные направления программы:

Диагностическая работа:

  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • опросы.

Информационно-просветительская работа:

  • правовой лекторий для родителей;
  • раздача буклетов семьям воспитанников «Азбука прав ребенка»
  • размещение информации на сайте МАДОУ «Право на счастливое детство».

Профилактическая работа:

Формы и методы работы:

  1. сюжетные игры, проигрывание сказок по ролям, придумывание собственных сказок (Добро и зло. Хочу и надо. Счастье и несчастье. Хорошо и плохо);
  2. рисование (чувств, эмоционально заряженных значимых положительных и отрицательных сюжетов).
  3. подвижные игры;
  4. упражнения в парах и малых группах.

Целевая аудитория:

  • воспитанники
  • педагоги
  • родители (законные представители)

Планируемые результаты освоения программы:

1.Формирование отрицательного отношения ко всем видам жестокого обращения с детьми.

2.Формирование целеустремленности детей, чувства ответственности. Сформированность знаний о праве на здоровый образ жизни.

3.Ответственное  отношение  родителей  (законных  представителей)  к выполнению своих родительских обязанностей.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pravo_na_schastlivoe_detstvo.doc581.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 «Радуга»

ПРОГРАММА

профилактики жестокого обращения и насилия в отношении детей

«ПРАВО НА СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО»

номинация конкурса: программа

Сведения об авторе:

Коренко Нафиса Исламгалиевна, педагог-психолог

Минина Лидия Павловна, воспитатель

Чепкасова Ольга Сергеевна, воспитатель

Калтанский городской округ, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка        3
  2. Планируемые результаты освоения программы        5
  3. Образовательная        деятельность                в                соответствии        с направлениями        развития                ребенка        в                рамках        Программы,

представленная в пяти образовательных областях        6

  1. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы  с  учетом  возрастных  и  индивидуальных  особенностей        8

воспитанников

  1. Основные ступени по защите прав детей        8
  2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива        11

с семьями воспитанников

  1. Организация работы с семьями «группы риска»        12
  2. Оказание помощи семьям с детьми, профилактическая

работа с семьями «группы риска», контрольный рейд        14

  1. Повышение педагогической компетентности        17
  2. Психолого-педагогические условия реализации программы

для воспитанников ДОУ        17

  1. План работы и профилактические мероприятия по

предупреждению нарушения прав детей в семье        18

Список литературы        20

Приложения        21

1. Пояснительная записка

Обеспечение благополучного и защищенного детства, сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение безопасности их жизнедеятельности является одним из основных национальных приоритетов РФ.

Проблема психотравмирующего влияния на ребенка имеет психологический, социальный, медицинский и правовой аспект. Насилие, совершенное по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым травмам. Нарушения, возникающие вследствие насилия, затрагивают все уровни функционирования ребенка. Пережитое в детстве насилие нередко приводит к отдаленным последствиям.

Жестокое обращение с детьми не встречает должного противодействия в обществе и воспринимается значительной частью населения как явление,  не заслуживающее внимания. Так, в большинстве случаев взрослые, проявляющие насильственные действия по отношению к чужим и собственным детям, сами имели неразрешенный опыт насилия в детстве. В российском обществе жестко закреплена установка на то, что «семейные отношения не терпят вмешательства со стороны», родители, использующие физическое наказание, психологический прессинг в воспитании детей, считают, что это форма воспитания, а не жестокость. Зачастую такое обращение носит скрытый характер и выявляется только в крайних случаях,  в том числе при расследовании преступлений, повлекших тяжкий вред здоровью ребенка. Во многом скрытый характер жестокого обращения с ребенком ведет к невозможности оказания ему своевременной помощи и реабилитации.

Активная работа в области правового воспитания, пропаганде здорового образа жизни, социальной некомпетентности, социализация детей должна стать главной задачей современной дошкольного образования.

Программа «Право на счастливое детство» (далее Программа) построена в соответствии:

  • Международная Конвенция ООН о правах детей, принятая от 20 ноября 1989 года резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» Федеральный Закон № 3266 -1 от 10.07.1992года (с последующими изменениями и дополнениями);
  • ФЗ «Об основах системы профилактики        безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,Федеральный Закон№ 120 от 24.06.1999 года;
  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124- Федерального Закона, в ред. от 03.12.2011 года;
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 423 "Об отдельных вопросах исполнения опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" - ред. от 26.07.2010 года;

  • Семейный кодекс Российской Федерации в ред. от 30.11.2011 года № 363-Федерального Закона;
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области науки и образования»;
  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 г., утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761;
  • «Стратегия развития образования в Кемеровской области на период до 2020 г. утвержден постановлением Правительства Кемеровской области № 226 от 03.03.2009 года;
  • «Стратегия действий в интересах детей в Кемеровской области 2012-2017 годов.» утверждѐн постановлением Правительства Кемеровской области от 07.09.2012 года № 1052;
  • Закон Кемеровской области «Об охране семьи, отцовства и детства в Кемеровской  области» в  редакции Закона Кемеровской области  от 29 декабря 2003 г. № 982-ОЗ, в ред. от 27.06.2008 года.

Исходя из этого все в большей степени наблюдаются процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга и отдыха.

Следует отметить, изучая актуальность жестокого отношения к детям, что, жестокие отношения, насилие над ребенком, агрессивное поведение, на сегодня довольно обширно распространены в нашей жизни. Крайне плохо, если это в итоге приведет к выполнению противозаконных действий, к правонарушениям, что за последние годы заметно выросло.

Самой главной проблемой является насилие и  жестокость относительно ребенка. Жестокость над детьми причиняет им физический ущерб, грозит его жизни. Все это впоследствии дает психофизиологические трудности: постоянные опасения стать предметом насилия и жестокости в области непринужденного социального общества переходящее в подавленное состояние, что впоследствии возникают стресс, нервные срывы, падение самооценки, становится вспомогательным ключом конфликтных отношений.

Жестокое отношение к детям причиняет неисправимый вред физическому состоянию детей, травмирует его психическое состояние, замедляет формирование личности, также развивает инфантильность, нетрудоспособность, отсутствие желания создания здоровой семьи, стать примерными родителями. Сегодня это является тяжелым общественным и социальным вопросом.

Насильственное влияние может проявится в любой форме: от прозвища, обидного мнения до убийства. Это может иметь вид психофизиологической и социальной жестокости. Не все виды насилия несут уголовную ответственность, в том числе домашнее насилие. Эта форма жестокости охватывает несколько насильственных действий, это ограниченность доступа к пище, гардеробу, образованию, разным социальным услугам; унижение достоинства; срыв душевной границы

собственных переживаний; пренебрежение нужд и интересов детей и др.

Главной проблемой, связанной с оценкой психолого-педагогических результатов жестокости с детьми, и есть определение понятий, которые используются в изучении по проблеме жестокости. Более устойчиво применяются вытекающие термины:

  • игнорирование, плохое обращение;
  • физическое насилие в виде наказания, надругательство;
  • насилие сексуального характера.

Игнорирование и равнодушие определяется как отсутствие соответствующей родительской заботы и опеки, в то время, когда ребенку это требуется, нахождение в физически трудном и опасном обществе. Более подходящим к этому определению в наших социально-психологических книгах выражается как лишенные дети родительской заботы при живых родителях.

Такая проблема, как жестокое обращение к детям, связана с оценкой тяжести насилия и вида приближенных и отдаленных педагогических результатов. Определяются такие формы, ка частота использования и продолжительности действий насилия и жестокости, возрастной критерий, особенности объекта. Полагается, что предмет жестокого обращения должен содержать:

  • оценка совершенных противодействий (физическая, сексуальная, эмоциональная);
  • длительность их влияния и последствия (психофизиологические и эмоциональные);

К факторам риска безжалостного обращения родителей с ребенком, по взгляду многих исследователей, имеют отношение:

  • пьянство, асоциальное поведение и преступность, психопатия4
  • отсутствие социально-психологической помощи со стороны прародителей;
  • слабая самооценка у родителей, уменьшение терпимости к стрессовым состояниям и проблемам личного характера.

Исходя из этого, отмечается увеличение факторов, значительно повышающих риск жестокого обращения с детьми. При надлежащей подготовке родители (законные представители), совместно с педагогами, работающими в том числе и с воспитателями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, могут и обязаны стать наиболее активными субъектами профилактики.

Цели Программы:

  1. Выявление,        профилактика        насилия        и        жестокого        обращения        в отношении несовершеннолетних;
  2. Создание условий для уменьшения травматических переживаний;
  3. Создание благоприятных условий для развития ребенка, соблюдение его прав.

Цель Программы достигается через решение следующих задач:

  • привлечение внимания к актуальности проблемы насилия в обществе, семьях воспитанников;
  • проведение консультаций с педагогами по определению понятия, видов и механизмов насилия;
  • информационно-просветительская работа с семьями воспитанников с целью профилактики жестокого обращения с детьми.

Основные направления программы:

Диагностическая работа:

  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • опросы.

Информационно-просветительская работа:

  • правовой лекторий для родителей;
  • раздача буклетов семьям воспитанников «Азбука прав ребенка»
  • размещение информации на сайте МАДОУ «Право на счастливое детство».

Профилактическая работа:

Формы и методы работы:

  1. сюжетные игры, проигрывание сказок по ролям, придумывание собственных сказок (Добро и зло. Хочу и надо. Счастье и несчастье. Хорошо и плохо);
  2. рисование (чувств, эмоционально заряженных значимых положительных и отрицательных сюжетов).
  3. подвижные игры;
  4. упражнения в парах и малых группах.

Целевая аудитория:

  • воспитанники
  • педагоги
  • родители (законные представители)
  1. Планируемые результаты освоения программы:

Формирование отрицательного отношения ко всем видам жестокого обращения с детьми.

Формирование целеустремленности детей, чувства ответственности. Сформированность знаний о праве на здоровый образ жизни.

Ответственное  отношение        родителей  (законных  представителей)        к выполнению своих родительских обязанностей.

  1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка в рамках Программы, представленная в пяти образовательных областях[1]

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, формирование знаний, умений и навыков для обеспечения личной безопасности ребѐнка. Несмотря на то, что основная область развития,

включающая формирование безопасного поведения - это социально- коммуникативное развитие, решение задач Программы возможно благодаря интегрированию пяти образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, как о субъектах взаимодействия, имеющих свои права и обязанности, обладающими личностной неприкосновенностью, развитие «дальнозоркости» в определѐнных ситуациях, где можно предугадать процесс развития событий и предотвратить нежелательные последствия.

Речевое развитие в рамках данной Программы предполагает овладение ребенком        культуры        общения,        необходимой                при        взаимодействии        с окружающими людьми в любых жизненных обстоятельствах (как опасных для жизни и здоровья, так и помогающих уйти от непредвиденных ситуаций). Художественно-эстетическое        развитие        даѐт        возможность        выхода эмоций с помощью художественной деятельности, так же необходимо для

возможности сублимировать негативный опыт.

Физическое развитие - развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, формирование знаний о здоровом образе жизни, умения его придерживаться.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка.

Задачи Программы, решаемые с помощью интеграции образовательных областей

4-5 лет

Социально-коммуникативное развитие: Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну).

Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми,

Знакомить с правами ребѐнка (Право на жизнь и здоровое развитие)

5-6 лет

Социально-коммуникативное развитие: Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

Знакомить с правами ребѐнка (Право на защиту от жестокого обращения, на неприкосновенность)

6-7 лет

Социально-коммуникативное развитие: Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.

Знакомить с правами ребѐнка (все дети имеют равные права, никто не может их нарушить). Формировать умение говорить о своих правах и взывать к их соблюдению

Художественно-эстетическое развитие: Творчески реализовывать своѐ отношение к соблюдению/не соблюдению норм и правил по отношению к личности ребѐнка (с помощью рисунков, поделок, и т.д.)

Физическое развитие: Формировать знания о праве на здоровый образ жизни, развивать физическую активность детей.

  1. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей воспитанников

Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям Стандарта и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей).

Таблица 1. Формы, методы и средства реализации Программы

Формы реализации Программы

Методы реализации Программы

Средства реализации Программы

- художественной

- сравнения;

- объекты ближайшего

литературы;

- моделирования ситуаций;

окружения;

-рассматривание плакатов, иллюстраций с

  • повторение;
  • беседы, разбор ситуации;

- художественная литература;

Формы реализации Программы

Методы реализации Программы

Средства реализации Программы

последующим

- чтение художественной

-игра        (дидактическая,

обсуждением;

литературы;

сюжетно-ролевая,

- изобразительная и

- рассматривание

драматизации);

конструктивная

иллюстраций;

-продуктивная

деятельность;

- просмотр мультфильма;

деятельность;

-игры (игры-тренинги,

- задачи на решение

-наблюдение;

сюжетно-ролевые,

коммуникативных

-мультфильмы;

драматизации, подвижные);

ситуаций.

-        плакаты,        наглядный

-просмотр обучающих

-объяснения,        пояснения,

материал

мультфильмов

указания

  1. Основные ступени по защите прав детей[2]

  • Существенные задачи сопровождения ребенка из семьи с характерными признаками неблагополучия;
  • обнаружение неблагополучия семей, желающих осуществить социально-психологическую помощь, и профилактической работы с ними;
  • обнаружение оснований неблагополучия семьи;
  • поддержка создания ДОУ условий психологического удобства и безопасности для воспитанника;
  • поддержка личностных вопросов.

В работе по педагогической поддержке воспитанников группы риска педагог следует определенным нормативным документам:

  • Конвенция о правах ребенка
  • Закон РФ "Об образовании"
  • Письмо Минобразования России от 27 июня 2003 годаN28-51-513/16

«О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»

  • ФЗ от 24 июня 1999 годаN120-Федеральный закон «О основах системы профилактики        безнадзорности        и        правонарушений несовершеннолетних»
  • Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 годаN 124-Федеральный Закон «О основных гарантиях прав ребенка в РФ»
  • Концепция развития системы психологического обеспечения образования в РФ, 2008 года
  • Постановление Правительства РФ от 07 февраля 2011 годаN 61 "О федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 гг.";
  • Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 годаN 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
  • Национальная стратегия влияний в интересах детей на 2012–2017 гг., утв. Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 годаN 761.
  • Важнейшие усилия педагога должны быть обращены на обеспечение успешной адаптации в социуме, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, предотвращение отклонений в их развитии.

Так как решение проблемы детей, требующее разрешения, имеет и духовные, и личностные, и внешние аспекты, действия ведутся по трем направлениям:

  • индивидуальная работа с воспитанником, предполагающая психолого- педагогическую поддержку ребенка;
  • работа с педагогами (консультации для педагогического коллектива, психолого-педагогическая работа). Существенной задачей в работе с педагогическим коллективом является формирование толерантности по отношению к воспитанникам;
  • работа с семьями воспитанников, обращенная на развитие психологической компетентности родителей (законных представителей), и на оптимизацию детско-родительских взаимоотношений. Взаимодействия родителей (законных представителей) основывается на приемах семейных консультаций, которое выступает как развитие у родителей элементов коммуникативной культуры в общении со своим ребенком.

В итоге решить проблему социализации детей из неблагополучных семей вероятно при условии реализации комплекса мероприятий, которые направлены на:

  • преждевременное обнаружение и постановка на учет воспитанника из неблагополучной семьи;
  • определение оснований неблагополучия семьи;
  • реализацию информации и помощи семьям;
  • осуществление профилактических нарушений воспитания в семьях группы риска.

Семья с признаками неблагополучия находится в образовательном учреждении (далее – ОУ) на личном сопровождении.

Существенные источники информации о семье:

  • педагоги ребенка;
  • социальный паспорт группы;
  • беседа с воспитанниками;
  • непринужденные контакты с семьями (визит на дому, приглашение на беседу в ОУ);
  • наблюдения за воспитанником в ДОУ, изучение его социального статуса в группе, рассмотрение особенностей учебной, игровой и поведенческой деятельности.
  1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Важнейшим условием обеспечения развития личности ребенка, формирования необходимых знаний, умений и навыков безопасного поведения является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. В настоящей Программе взаимодействие с семьѐй воспитанников является приоритетным направлением работы.

Взаимодействие с родителями педагоги строят в соответствии с индивидуальными особенностями каждой семьи, их интересами и потребностями.

Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально - педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей в рамках данной Программы:

  • профилактика жестокого обращения с воспитанниками в семье группы риска;
  • повышение родительской компетентности по отношению к правам ребѐнка и обязанностей родителей.

Таблица 2. Формы взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в рамках реализации

образовательных областей

Формы работы

с семьей

Содержание работы

Взаимопонимание        и

взаимоинформирование

Информирование     происходит     при    непосредственном

общении (входе бесед, консультаций,  на  собраниях,  в ходе профилактических  рейдов),  либо  опосредованно, при получении информации из различных источников: газет, журналов (рукописных, электронных), разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов  управления  образованием),  а  также  переписки (в

том числе электронной)

Стенды

На стендах размещается стратегическая (многолетняя),

тактическая (годичная) и оперативная информация. Стендовая информация вызывает у родителей больше интереса если они принимают участие в ее подготовке, а также, если отвечают информационным запросам семьи, хорошо структурирована и эстетически оформлена (используются фотографии и иллюстрации)

Основные        формы

просвещения

Конференции        (в        том        числе        и        онлайн-конференции),

родительские собрания (общие детсадовские, городские)

Совместная деятельность педагогов,        родителей (законных представителей)

Совместная деятельность воспитывающих взрослых организовывается в разнообразных традиционных инновационных формах (акции, собрания, индивидуальные

консультации, родительские собрания с привлечением ПДН, профилактически рейды)

Формы работы

с семьей

Содержание работы

Проектная деятельность

Идеями для проектирования могут стать любые предложения направленные на улучшение отношений педагогов, детей и их семей на развитие ответственности,

инициативности

Общение        в        интернет- сообществах

Создание закрытой группы в интернет ресурсе Viber. Свободное общение между семьями воспитанников, педагогов ДОУ, но только для каждой отдельно взятой

группе детского сада

  1. Организация работы с семьями «группы риска»

В семье ребенок приобретает главный и первый жизненный опыт, поэтому немаловажно, где растет, и кто воспитывает ребенка: в неблагополучной или благополучной.

Установить неблагополучие семьи разрешает присутствие определенных факторов социального риска в семье:

  • Социально-экономический (слабая материальная ступень существования, непостоянные доходы, ухудшенные жилищные условия, большой достаток также является фактором риска);
  • медико-социальные (нетрудоспособность или ОВЗ членов семьи, вредные условия работы родителей — в особенности матери, отсутствие санитарно-гигиенических норм);
  • социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с вторичными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);
  • социально-психологические (семьи, где отношения супругов с эмоциональными конфликтами, родителей и детей);
  • психолого-педагогические (семьи со слабой общеобразовательной степенью, педагогически малограмотные родители);
  • криминал (пьянство, наркомания, безнравственный тип жизни, семейная жестокость, наличие судимости членов семьи, делящих традиции и нормы преступности).

Механизм определения неблагополучных семей

Исходя из указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года

№ 712, в ред. от 05.10.2002 года, о «Основных  направлениях государственной семейной политики» неблагополучия в семьях воспитанников связано с определением факторов социального риска. Выражается социально-бытовая обстановка проживания семей и воспитанников, состав семьи образование родителей, их возрастная категория и вид деятельности. Эти данные дают анализировать путь взаимодействия с семьями воспитанников. С семьями воспитанников применяются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологический и социальный анализ, визит к семьям с целью обнаружения семейного неблагополучия.

Главной информацией располагает педагог в группе, который каждый день наблюдает за детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению определяет признаки неблагополучия.

Понятие «неблагополучная» семья

На основе ФЗ от 24 июня 1999 года № 120 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» семья является неблагополучной, если родители:

  • не        осуществляют        своих        прямых        обязанностей        по        воспитанию, обучению ребенка;
  • не реализовывают свои обязанности по содержанию ребенка (детей);
  • негативно воздействуют на их поведение;
  • жестоко обращаются со своим ребенком;
  • страдают алкоголизмом, используют наркотики, ведут асоциальный образ жизни;
  • образовывают конфликтные ситуации, вовлекая в них ребенка (детей).

Признаки неблагополучия[3]

  • Усталый, сонный вид;
  • санитарно-гигиеническая запущенность;
  • склонность к обморокам, головокружению в результате устойчивого недоедания;
  • неумеренный аппетит;
  • замедленный рост, отставание в речевом, моторном развитии;
  • привлечение внимания всяким способом;
  • чрезмерная надобность в нежности;
  • проявление агрессии и импульсивности, которые меняются апатией и подавленным состоянием;
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудности в обучении.

Признаки физической жестокости в семье[4]

  • Боязнь ребенка;
  • выраженный страх взрослого;
  • проявление тревоги в форме нервных тиков;
  • сосание пальца, раскачивании;
  • боязнь возвращаться домой;
  • жестокое обращение с животными;
  • стремление утаить причину травм.
  1. Оказание помощи семьям с детьми, профилактическая работа с семьями «группы риска», контрольный рейд

Главная цель профилактической работы педагога заключается в обнаружении обстоятельств и условий, приводящих к неправильному поведению, предупреждению и уменьшению возможности появления отклонений с помощью разных мер воздействий. Для педагога в профилактической работе особый смысл имеет верно ориентироваться в любой ситуации, объективно педагогично обобщить факты, хорошо изучив причины определенных обстоятельств и условий, где они стали вероятны.

Исходя из вышесказанного, под профилактической работой определяются вовремя принятые действия, обращенные на:

  • предотвращение, ликвидацию или нейтрализацию существенных обстоятельств и условий, вызвавших отклонения отрицательного характера;
  • защита, сохранение и поддержка обычного уровня жизни и здоровья людей.

Одна из актуальных и важных задач является поиск путей уменьшения роста беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних и роста результативности их профилактики.

В профилактической работе нуждается все общество, особенно те, кто входит в группы повышенного риска: несовершеннолетние дети и их родители (законные представители), ведущие асоциальный образ жизни.

Профилактика это один из перспективных и главных направлений деятельности в работе педагога по преодолению социального сиротства.

Контрольный рейд семей воспитанников «группы риска».

Смысл рейдов заключается в том, чтобы создать и осуществить сотрудничество с семьей, направленное на самопознание ее членов, т.е. сделать все необходимое для организации оптимальных условий, которые позволят членам семьи со временем независимо одолеть жизненные трудности и проблемы и понемногу перейти к полноценной жизни.

Контрольные рейды основываются на состоянии семьи и ребенка, динамику проблем в семье (если контакт с семьей неоднократный); анализ хода мероприятий, и выполнения родителями рекомендаций и пр.

Рейды могут быть установлены по отношению к семье, испытывающей:

  • кризисную обстановку (кончина близкого им человека, развод и т.д.);
  • тяжелую жизненную ситуацию (психологические вопросы, отсутствие работы, хроническая болезнь, нетрудоспособность и т.д.);
  • общественно опасное положение (пьянство, наркомания, жестокое обращение в семье и т.п.).

Проведение количества рейдов определяется степенью выполнения поставленных задач в работе педагога с каждой определенной семьей, получением результата.

Насилие в семьях по отношению к детям

Обращаться в подразделения по охране прав детства, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел Семейного кодекса Российской Федерации (глава 12, статья 77); Федеральный закон № 120; участковые уполномоченные по месту жительства; отдел охраны прав детей управления образования; отделы внутренних дел по месту жительства; территориальные комиссии по защите прав детей.

Организация и ведение рейдов семей детей «группы риска»

  • Исследование статуса семьи и условий проживания воспитанника;
  • определение положительных воспитательных ресурсов семьи воспитанника;
  • проверка жилищно-бытовой обстановки проживания воспитанника с семьей;
  • установление вместе с семьей, ее окружением условий дальнейшей работы;
  • проходящие и итоговые визиты семьи воспитанника (в соответствии условиям, отраженным в соглашении на рейды);
  • Семейный Кодекс Российской Федерации; Федеральный Закон № 120.

Профилактика несоблюдения законов по отношению к детям

  • Работа с семьей (рейд) воспитанника;
  • рост правовой осведомленности родителей (законных представителей) по вопросам ответственности Федеральный Закон № 120 СК РФ.

Основная работа с семьей включает несколько этапов.

  1. Исследование семьи и условий проживания воспитанника.

На первом этапе составляется паспорт группы. Приоритеты работы педагога:

  • Преждевременное обнаружение воспитанников, имеющих разные социальные, психологические или педагогические проблемы;
  • обнаружение характера проблем;
  • исследование оснований неблагополучия воспитанников.

Исследование педагогом семейной проблемы проводится после анализа социального паспорта группы. Социальный паспорт содержит информацию о количестве детей из семьи, по разным причинам оказавшимися в группе риска.

Далее воспитанники группы риска обследуются с использованием подобранных диагностических средств. Такая диагностика проводится совместно с психологом.

Изучение семьи воспитанника, детско-родительских взаимоотношений

  • Паспорт семьи воспитанников
  • Составление портрета семьи воспитанника, для определения вероятных допустимых форм социально-педагогической помощи семье
  • Семья воспитанника
  • Беседа с воспитанником, родителями (законными представителями).
  1. Обследование жилищных условий проживания семьи
  • Осмотр условий проживания неблагополучных семей организуется педагогом во время визита семьи и беседы с ее членами.
  • Главная цель обследования – обнаружение вопросов жизненного пространства ребенка и взрослого с целью уменьшения степени риска отрицательного воздействия условий жизни на детей, их семейные социальные обстоятельства.
  • В ходе осмотра жилья ребенка педагог анализирует санитарно- гигиенические условия, условия организации питания ребенка, присутствие у него места для отдыха и сна, наличие сезонной одежды и обуви.
  • По итогам обследования условий жизни семьи составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи. Настоящий акт оформляется в случаях: если есть информация о условиях проживания неблагоприятных для нормальной жизни ребенка (отсутствие санитарно-гигиенических норм; нет условий для сна, занятий, досуга ребенка; родители и посторонние стабильно употребляют алкоголь в присутствии ребенка; родители не беспокоятся о бытовых обстановках для ребенка); жилье негодно для проживания из-за его состояния (аварийное, ветхое).
  1. Реализация программы сопровождения семьи

Приоритеты действий педагога на данном этапе:

  • Преждевременное обнаружение детей, которым необходимо индивидуальное социально-педагогическое сопровождение;
  • охрана и защита прав детей;
  • работа ДОУ по профилактическим действиям правонарушений среди воспитанников и их родителей (законных представителей);
  • организация благоприятного микроклимата в ДОУ и формирование гуманного отношения к детям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Особенности профилактики и коррекционно-развивающей работы

Существенными принципами персональной профилактики и коррекции:

  • приоритет увлечений воспитанника;
  • постоянность сопровождения.
  1. Оценка результативности работы с семьями

На этом этапе реализуется анализ проделанной работы:

  • определяется проблема о необходимости и вероятности продолжительного психолого-педагогического сопровождения;
  • педагоги разрабатывают рекомендации для родителей (законных представителей) и педагогов по дальнейшей работе с семьей или воспитанником.

Следовательно, в ситуации, когда семья по своему статусу обусловливается как неблагополучная или асоциальная, в деятельности педагога на первый план следует работа по защите детей от неблагоприятных семейных условий. Существенные старания направлены на то, чтоб риск негативного воздействия на него в подобной семье стал наименьшим. С родителями (законными представителями) ближайшим окружением семьи организуется работа, сосредоточенная на изменение поведения, смену установок на развитие детей, содействие семьи. В любом случае работа педагогов и психолога направлена на соблюдение права ребенка жить в семье, сохранность воспитательного ресурса.

  1. Повышение педагогической компетентности

В рамках данной Программы работа осуществляется в трѐх направлениях:

-работа с детьми;

  • работа с родителями;
  • работа с педагогами.

Необходимым условием для благополучного развития ребѐнка в рамках данной Программы является просвещение педагогов о профилактике жестокого обращения с детьми (информировании о правах ребѐнка, об ответственности за их нарушение, о видах жестокого обращения с детьми, о признаках насилия и т.д.)

Таблица 3. Основные формы повышения педагогической компетентности для

профилактики жестокого обращения с детьми:

Формы работы

Содержание работы

Групповые формы

педагогический лекторий, групповые консультации (например, с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних, социальными

педагогами)

Индивидуальные формы

самообразование, индивидуальные консультации (например, с сотрудниками ПДН, социальными

педагогами)

  1. Психолого-педагогические условия реализации программы для воспитанников ДОУ

  • Защита ребенка от любых видов физического насилия.
  • Содействие родителей в развитии и воспитании ребенка, охрана и укрепление здоровья, вовлечение семьи непосредственно в образовательную деятельность для активного участия в жизни образования детей.
  • Консультативный и образовательный труд педагогов и родителей.
  • Развитие психоэмоциональной благоприятной сферы образовательной организации.
  • Развитие и содействие в создании положительной самооценки ребенка, и его уверенности.
  • Организация образовательной деятельности, вследствие, совместной работы взрослых с детьми, направленные на потенциалы и заинтересованности детей, принимая во внимание социальную обстановку всех воспитанников.

  1. План работы и профилактические мероприятия по предупреждению нарушения прав детей в семье.

Таблица 4.

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Участники

1

Профилактические рейды, в том числе с привлечением сотрудниками ПДН по инспектированию семей «социального риска», детей «группы риска»

По согласованию с сотрудниками ПДН в период :

25.10-25.11

Педагоги, семьи воспитанников, сотрудники ПДН

2

Знакомство с семьями воспитанников

Сентябрь

Педагоги

3

Родительские         собрания         для родителей ДОУ «Воспитание без обид и унижений»

25.10-25.11

Педагоги, родители

(законные представители)

4

Заполнение         социального         паспорта группы

Сентябрь, октябрь

Педагоги, психолог

5

Изучение         причин         неблагополучия семьи(собеседование, анкетирование) 

1 раз в неделю

Педагоги, родители

(законные представители)

6

Размещение         информации         о         ходе

акции «Без обид и унижений»

25.10-25.11

Педагоги, родители

(законные представители)

7

Выявление         трудностей         семейного воспитания

В течение года

Педагоги, родители

(законные представители), воспитанники

8

Консультации для родителей и индивидуальные беседы

1 раз в месяц

Педагоги, родители

(законные представители)

9

Разработка и распространение памяток и буклетов для родителей «Без слез», «Азбука прав ребѐнка»

В течение года

Педагоги, родители

(законные представители)

10

Оформление информации на стендах для родителей, папки-передвижки на тему «права детей»

В течение года

Педагоги, родители

(законные представители)

11

Ежедневный         осмотр         и         беседа         с

детьми из неблагополучных семей

Ежедневно

Педагоги, воспитанники

12

Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные

Декабрь-май

Педагоги, родители

(законные представители),

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Участники

праздники, творческие мастерские, досуги) с целью профилактики неблагополучия в семье

воспитанники

13

Просмотр         мультфильмов         «Азбука

прав ребенка»

26-30.10

Педагоги и воспитанники

14

Чтение русских народных сказок «Волк, Лиса и Петух», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и пр., а также авторских сказок с разбором в рамках профилактики жестокого обращения с детьми.  

 

 

В течение года

Педагоги и воспитанники

15

Просмотр тематических плакатов и иллюстраций о защите прав ребѐнка и безопасности

 

В течение года

Педагоги и воспитанники

16

Разыгрывание  ситуаций, связанных с профилактикой жестокого обращения как в семье, так и с посторонними людьми: «С тобой  заговорил незнакомый человек..», «Ты не послушался маму и разбил тарелку..», и т.д.

 

 

В течение года

Педагоги и воспитанники

17

Профессиональный лекторий для педагогов ДОУ  «Жестокое обращение с детьми-виды жестокого обращения, последствия, помощь»

 

14.11

 

Педагоги

18

Индивидуальные и групповые консультации с сотрудниками ПДН, социальными педагогами по поводу работы с семьями «группы риска»

 

 

По мере необходимости

Педагоги,

Сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних, Социальные педагоги

19

Муниципальный интерактивный конкурс  методических разработок «Детство без обид и унижений»

Ноябрь 2019

Педагоги

20

Акция-выставка рисунков воспитанников ДОУ «Счастливое

детство»

12.11-16.11

Педагоги, родители

(законные представители), воспитанники

21

Анализ работы с неблагополучными семьями

Май

Педагоги

Список используемых источников и литературы

  1. Декларация прав ребенка: провозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1959 года // Гарант.- Режим доступа : ссылку
  2. Декларация прав ребенка // Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. М.: Гарант, 1997. С. 16 - 28.
  3. Конвенция ООН «О правах ребенка» // Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. М.: Гарант, 1997. С. 29 - 46.
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
  5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008).
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 04.10.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.10.2010).
  7. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г.,  28 апреля, 3 июня, 17 декабря 2009 г.).
  8. Основная        образовательная        программа        дошкольного образования МАДОУ Детский сад № 2 "Радуга"
  9. Алексеева Л.С. Проблема жестокого обращения с детьми в семье / Л.С.Алексеева // Педагогика. - 2006. - №5. С. 43-52.
  10. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. / Ю.М. Атонян - М.: ИНФРА, 1995. С. 25.

10. https://lubmdoy1.edumsko.ru/activity/educational_program (дата обращения: 4.11.2019г.)

11.https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/09/30/sotsialnyy-pasport-gruppy (дата обращения: 11.11.2019г.)

12. https://www.maam.ru/detskijsad/-metody-vospitanija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 11.11.2019г.)

http://xn--d1aifbdmeb2gxb.xn--p1ai/mamin-ugolok/14518-konspekt-besedy-s-roditelyami-na-temu-mozhno-li-nakazyvat-rebenka.html  (дата обращения: 04.11.2019г.)

13. https://irhidey.eduosa.ru/index.php/informatsiya-dlya-roditelej/zhestokoe-obrashchenie-v-otnoshenii-nesovershennoletnikh (дата обращения: 02.11.2019г.)

14. http://horeyversad.ru/99-bez-kategorii/358-seminar-sotsialno-lichnostnoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta-18-09-2017 (дата обращения: 6.11.2019г.)

15.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-    rabota/2019/01/13/detstvo-bez-obid-i-unizheniy (дата обращения: 04.11.2019г.)

Приложение 1

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ГРУППЫ[5]

МАДОУ Детский сад № 2 «Радуга»

Воспитатели группы Дата заполнения

№ п/п

Сведения об учащихся

Количество

Примечание

1.

Всего воспитанников

2.

Социальное положение воспитанников

2.1.

Всего        воспитанников,        оставшихся        без        попечения родителей

  • на полном гособеспечении
  • имеют опекуна

2.2.

воспитанники из многодетных семей

2.3.

воспитанники из неполных семей

2.4.

воспитанники,  родители которых погибли                во время        прохождения        военной        службы,        службы                в

милиции

2.5.

воспитанники – инвалиды

2.6.

воспитанников, имеющие родителей-инвалидов 1 и 2

группы

2.7.

воспитанников с особенностями в психофизическом

развитии

3.

Всего        воспитанников,        требующих        повышенного педагогического внимания:

3.1.

состоят на учете в ИДН

3.2.

состоят на учете в КДН

3.3.

состоят на внутреннем контроле

3.4.

состоят на учете в наркологическом диспансере

3.5.

неуспевающие воспитанники

4.

воспитанники, занимающиеся в кружках

4.1.

В ДОУ

4.2

Вне ДОУ

6.

Сведения о семьях воспитанников:

6.1.

семьи, пострадавшие от аварии на ЧАЭС

6.2.

семьи, пострадавшие от стихийных бедствий

6.3.

семьи беженцев

6.4.

семьи, в которых безработные родители

6.5.

малообеспеченные семьи

6.6.

семьи повторного брака

6.7.

семьи группы риска

6.8.

неполные семьи:

-        одинокие матери

-        разведенные матери

-        вдовые матери

-        одинокие отцы

-        разведенные отцы

-        вдовые отцы

7.

Другие сведения

Представители редких национальностей

Русские

Прочие

Девочки

Мальчики

Примечание: к семьям группы риска относятся неполные, малообеспеченные, семьи, не имеющие собственного жилья, семьи, в которых один из родителей находится в местах заключения, родители злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный образ жизни, состоят в повторном браке, не уделяют ребенку должного внимания.

8. Не успевают (фамилия учащегося, предмет)          

_9. Выявлены педагогически запущенные воспитанники:          

- воспитанник        -причины беспокойства

  1. Посещают кружки и спортивные секции _

Название кружка        Ф.И.О. воспитанника

  1. Отчислены из группы: Ф.И.О. (полностью), причина          

Приложение 2

Родительское собрание «Без наказаний»[6]

Цель: формирование у родителей культуры воспитания детей.

Вступительное слово педагога.

-Уважаемые родители, все вы желаете добра своим детям и любите их, в этом нет никаких сомнений, но, к сожалению, на сегодняшний день остается актуальной проблема рационального применения наказаний.

На протяжении многих веков отношение людей к различным видам наказаниям менялось. Вы наверняка замечали, что, например, в поговорках и пословицах русского народа отражалась надобность физического наказания.

Давайте попробуем найти ответы на некоторые вопросы!

- Стоит ли наказывать ребѐнка?

  • Можно ли использовать этот метод?
  • Возможно ли обойтись без его применения?
  • Бывают ли допустимые наказания?

Слово педагога.

Для того, чтобы ребѐнок был счастлив, получал всестороннее развитие, ему необходимо расти в кругу семьи, получая помощь и заботу от родителей. Сегодня стало нормой – нарушать права и достоинства детей. Это происходит в результате неграмотного воздействия на ребенка. Например, абсолютно не приемлемы телесные наказания. Поднять руку на ребѐнка – значит нарушить его права.

Разберѐмся, стоит ли наказывать ребѐнка, если он ведѐт себя невыносимо? Для этого попрошу родителей разделиться на две команды. Первая «Против наказаний», ваш девиз – «НИКОГДА». Вторая «За наказания», ваш девиз – «ИНОГДА». Вы должны привести примеры и доказательства, почему надо воспитывать ребѐнка именно так…

1 вопрос. Как вы считаете, стоит ли применять телесные наказания?

Ответ первой команды.

Телесных наказаний не должно быть вообще. Применяя физическую силу, родитель подтверждает неумение грамотно воздействовать на своего ребенка, а главное тем самым унижает его личность, убеждая в своей беспомощности и вызывая ненависть к окружающим. Ребѐнок теряет веру в себя и свои силы. Рукоприкладство родителей учит детей нецивилизованному способу решения своих проблем, так же освобождает его от чувства вины. Ребѐнок думает, что может поступать так, как захочет. Дети с хорошей нервной системой в итоге физических наказаний становятся жестокими и грубыми, дети со слабой нервной системой нерешительными и боязливыми. Впоследствии и у тех и у других появляется отдалѐнность в отношениях с родителями.

Рассмотри пять причин отказа от физических наказаний.

  1. Это удар, достойный осуждения;
  2. Это унизительно. Ребенок чувствует себя недостаточно нужным и любимым, начинает вести себя хуже, получая новые побои. Всѐ это мешает развитию у ребенка самоуважения.
  3. Это делает рукоприкладство обыденностью. Родитель дает понять, что телесное наказание - лишь одно средство решения конфликта.
  4. Это признание своей слабости. Это значит, что отец или мать не могут справиться с собой. Ребѐнок начинает понимать, что, спровоцировав родителей, он может «добиться своего».
  5. Это неэффективно. Если ребенок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины, не получая из этого никакого урока.

Ответ второй команды.

Только в исключительных случаях. Если, например, поступок ребѐнка выходит за рамки установленных семейных устоев (попойка, кража и т.д.).

Телесное наказание можно применить лишь тогда, когда испробованы остальные методы: Метод объяснения, убеждения, объяснение, лишение ребенка каких-либо удовольствий или преимуществ.

К телесному наказанию ребѐнка можно прибегнуть лишь в следующих ситуациях:

  1. Если поведение ребенка представляет угрозу для его здоровья и жизни. Например, зная ПДД, ребѐнок назло родителям перебегает улицу перед проезжающим транспортом.
  2. Если поведение ребенка является угрозой для здоровья и жизни окружающих его людей. Это драки, игры с огнѐм.
  3. Если ребенок осознанно провоцирует членов семьи (Например, младшего брата или сестру), не способных защитить себя самостоятельно.

Педагог. Родители, как вы думаете, осуществляют ли педагогически оправданные физические наказания?

Ответы команд.

К педагогически оправданным наказаниям относятся:

  1. Лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись. Лакомства, просмотр телевизора и т.д., но главное, чтобы он знал и понимал, за что его наказали.
  2. Замечание. Сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка. 3.Выговор. Строго и серьезно поговорить о непозволительности

данного поведения.

Есть ряд воздействий на детей, которые непозволительны, и имеют плохие        последствия для дальнейших взаимоотношений между родителями и ребѐнком.

  1. Телесное наказание детей, которое приносит вред их здоровью.

Нанесение тяжких увечий, удары по голове.

  1. Применение оскорблений, которые ребѐнок не может опротестовать: «Ты бестолочь», «Весь в отца» и др. Из –за этого ребѐнок будет чувствовать себя оскорблѐнным и униженны, а не только наказанным.
  2. Нанесение ребенку страданий, которые он не может вытерпеть без урона для психики. Например, запирание в темной ванной.

В возрасте от3 до 5 лет лишь 40 % случаев удается замедлить реакцию с помощью наказаний. Наказание - самое слабое средство подавления у ребенка плохих поступков. Более сильным средством является поощрение. Взрослые часто грозятся, например, посадить ребенка в мешок, отдать дядьке, и т.д., но, не выполнив обещание, ребенок привыкает к подобным угрозам.

Часто взрослые грозятся отдать ребенка дядьке, посадить в мешок, уйти, сделать укол и т. д., но не выполняют обещанное, и ребенок привыкает к угрозам. В тоже время использование угроз и различных видов запугивания ребенка приводит к появлению тревожности страхов.

Вывод: наказание ребѐнка недопустимо, так как труд должен быть радостью.

Из всего вышесказанного мы делаем вывод: недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью.

В любом воспитательном процессе неминуемы ошибки. Главное в отношениях – любовь и забота. Лишь они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины.

Приложение 3

Рекомендации для родителей и педагогов[7]

Тема: «Проблема насилия»

Что должен уметь и знать педагог для того, чтобы оказать помощь ребѐнку, пострадавшему от жестокого обращения.

  1. Законы о защите прав детей

Изучение юридических документов, гарантирующих права детей на защиту от безжалостного обращения.

При изучении правовых документов основной задачей является выделение прав ребенка, которые требуют обязательного соблюдения.

Главным правовым документом, который защищает детей от жестокого обращения, является Конвенция организации объединѐнных наций о правах ребенка.

Стать 19 Конвенции. Дает определение понятию «жестокое обращение» и назначает критерии защиты.

Статья 6. Провозглашает права детей на жизнь.

Статья 16. Даѐт гарантию о защите детей от незаконного вторжения в личную жизнь, от посягательства на репутацию и честь.

Статья 24. Предусматривает меры по борьбе с голодом и болезнями.

Статья 27. Признаѐт право ребенка на уровень жизни, который обеспечит умственное, духовное, физическое, социальное и нравственное развитие.

Статья 37. Предусматривает защиту детей от различных форм жестокого обращения.

Статья 39. Предусматривает меры помощи детям, которые стали жертвами безжалостного обращения.

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»:

Статья 5. Провозглашает права ребѐнка на уважение его человеческого достоинства, который обучается в любом образовательном учреждении.

  1. Семейный кодекс Российской Федерации.

Глава 11 – 12. Основные обязанности и права родителей по воспитанию и содержанию детей до 18 лет.

Статья 54. Провозглашает о правах детей проживать и получать воспитание в семье.

Статья 56. Право ребенка на защиту.

Статья 69.  Меры о защите ребѐнка от жестокого обращения в семье.

  1. Закон Российской Федерации «О защите прав детей»:

Статья 14. Запрещено психологическое и физическое насилие над ребѐнком, а также жестокое обращение с ним.

  1. Характерные признаки всех видов насилия (а также поведенческое отклонение и физическое повреждение).

Ребѐнок, по отношению к которому применяется насилие, часто ни с кем не делится своими переживаниями.        Но по определѐнным внешним

признакам любой взрослый из окружения ребѐнка, например, педагог, может предположить, что ребѐнок подвергается жестокому обращению.

Это следующие признаки:

  1. Слабое развитие ребѐнка. (Не соответствие возрасту психического и физического развития);
  2. Изменчивое поведение ребѐнка (варьируется от спокойного к крайне возбуждѐнному и наоборот);
  3. Несобранность, усталость, плохая концентрация внимания у ребѐнка, что приводит к проблемам с обучением;
  4. Негативное отношение к своему телу;
  5. Ребѐнок испытывает чувство страха и враждебность по отношению к матери (другим знакомым женщинам) или отцу (другим знакомым мужчинам);
  6. Желая скрыть побои, ребенок отказывается раздеваться;
  7. Ребѐнок избегает конфликтов, тянется к ласке любого взрослого;

6. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку

  1. Отказ давать объяснения, противоречивые в беседе, сбивчивые объяснения причин травм ребенка;
  2. Несвоевременное обращение за медицинской помощью;
  3. Преувеличение или преуменьшение тяжести повреждений у ребѐнка; 4.Грубое обращение к ребѐнку;
  1. Безразличное отношение к судьбе ребѐнка;
  2. Рассказы взрослого о его тяжелом детстве, о том, как его наказывали.
  3. Порядок действия педагога в случае насилия и жестокости:

  1. Установление доверительных отношений с ребѐнком (проявить дружелюбие, теплоту, искренность). Осмотреть побои, если ребѐнок боится возвращаться домой, по возможности устроить на ночлег в безопасное место. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет такой возможности, необходимо обратиться в прокуратуру, милицию.
  2. Обратиться в мед. Учреждение, чтобы зафиксировать повреждения;
  3. Обратиться в органы попечительства и опеки по месту фактического проживания пострадавшего;
  4. Обратиться за помощью к психологу.

Как предупредить жестокое обращение с ребѐнком (Уважаемые, мамы и папы!)

  1. Прислушивайтесь к своему ребѐнку, дайте понять ему, что Вам можно доверять и рассказывать все свои проблемы.
  2. Поинтересуйтесь, с кем общается ваш ребенок, и познакомьтесь с его друзьями.
  3. Удостоверьтесь в адекватности взрослых, которые окружают ваше чадо и        высококвалифицированности персонала детского сада, куда ходит ваш ребѐнок.
  4. Поговорите с ребѐнком о разнице между        дозволенными                и непозволительными        видами прикосновений.

(Рекомендации для вас, Родители!)

Если возникла охота ударить своего ребѐнка, сделайте следующее:

  1. Сделайте пять, десять полных вздохов и постарайтесь взять себя в руки;
  2. Уйдите в другую комнату и переключитесь на что-либо (например, сделайте звонок другу или послушайте спокойную мелодию); 3.Затем вновь сделайте пять, десять полных вздохов;
  1. Примите успокаивающий душ;
  2. Сядьте, закройте глаза и вообразите, что вы в каком-либо хорошем месте.

Ребѐнок, которого обижают, впоследствии становятся взрослыми, который не способен любить!

Дети - самый беззащитный социальный слой общества.

Не бейте детей!

Помните! Вы в них бьѐте сами себя!


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 2 «Радуга»

Право на счастливое детство!

 Любое   насилие   над  детьми   -        это отношение к ребѐнку, которое расстраивает его психофизическое состояние, ставит подвопрос его развитие и самочувствие.

Виды        ответственности        за безжалостное отношение к ребѐнку, установленные                Российским законодательством.

Административная                        ответственность За        несоблюдение                                и        неисполнение ответственности                        по                воспитанию, обучению, охране                        прав                и интересов                несовершеннолетнего ребѐнка,        нарушитель                                получает предупреждение                или                        наложение организационного штрафа ( от ста до пятисот рублей.

Уголовная ответственность

Несѐт поруку за все виды телесного и полового насилия над ребѐнком, за психическое давление                и        за игнорирование        первостепенных нужд        ребѐнка, нехватка попечения и заботы о нѐм.

Гражданско-правовая ответственность

В        соответствии        с                семейным законодательством,                безжалостное отношение к ребенку может стать причиной для привлечения родителей    (лиц,        их заменяющих) к ответственности.

Дисциплинарная ответственность

Ей        подвергаются        должностные                лица, совершившие укрывательство        или оставили        без        внимания        факты безжалостного отношения к ребѐнку.

Свойственная специфика поступков детей, которые подверглись жестокому отношению.

Дети в возрасте до трѐх лет:


  • Страх перед родителями и взрослыми;
  • Не частые выражения        позитивного настроения, слезливость;
  • Возбуждение при виде слѐз других людей;
  • Слабо        сформирован навык общения;
  • Максимализм в поступках (от агрессивности до абсолютного равнодушия).

Дети в возрасте до семи лет:

  • Угодничающие        манеры,        избыточная покладистость;
  • Отсутствие        реакции        на        болевые ощущения;
  • Субъективизм, враждебность, жестокое отношение к животным;
  • неискренность;
  • задержка речевого поведения;
  • Трудное   отношение        к        упрѐкам, порицаниям;
  • Подражание поведению взрослых;

Порядок действий экспертов ОУ при

выявлении показателей безжалостного отношения к детям

  • Оповестить        главу образовательной организации;
  • Отвести ребѐнка к доктору;
  • Потребовать объяснение в письменной форме от родителей или опекунов.
  • Поставить семью на учѐт, в целях предостережения аналогичного насилия над ребѐнком;

  • При непродуктивности данных мероприятий, сведения адресуются

в исполком по образованию.

  • Впоследствии ведутся регулярные проверки за психофизическим состоянием ребѐнка.

Приложение 5

Консультация для педагогов[8]

«Решение проблем социально-нравственного развития воспитанников ДОУ в современном обществе»

Воспитать и верно вырастить своего ребенка, на сегодняшний момент, путь очень сложный и требует много усилий. Современные педагоги в своей естественной работе с воспитанниками в условиях ДОУ встречаются с новыми вопросами решения проблем воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста, которых почти не было около десятилетия назад.

На сегодняшний момент можно обозначить три важнейших проблемы нынешнего общества, которые сказываются на воспитанниках, в их игровой деятельности, общении со сверстниками и с родителями (законными представителями). В наше время, совершающиеся в мире социально- экономические видоизменения актуализировали быстрое развитие информационных технологий, науки и техники в целом. «Техно сфера» – это термин, который чаще всего применяют при описании нынешней цивилизации, степени развития техники и научных методов преобразования реальности, определяющих важнейшей фактор воспитания общества. Можно смело сказать, что в наше время почти каждая семья имеет компьютер, ноутбук, планшет, смартфон, игровые приставки и другие разновидности гаджетов. Отсюда вопрос номер один можно установить, как: отсутствие достаточного времени для общения родителя с ребенком.

Опорой и содействием педагогам, в введение в мир ребенка, должны стать однозначно родители (законные представители). Разрушение и кризисная ситуация семей, низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей. Учащенный ритм нашей жизни, желание зарабатывать достаточно денег, отсутствие свободного времени –это важнейшие основания упадка семейных ценностей. Родители (законные представители) излишне рано хотят видеть своих детей самостоятельными, отсюда дети часто остаются предоставленными сами себе, с ними некому из взрослых пообщаться, поиграть, сходить на прогулку.

Многие родители намеренно предлагают своему ребенку гаджеты.

Основания и цели этого могут быть разные:

  • найти для себя немного свободного времени;
  • для воспитания детей через особые развивающие и обучающие детские игры, и программы;
  • в период ожидания в очередях;
  • пресечения истерик и капризов ребенка.

Близкое общение детей с родителями откладывается на второй план, дети предпочитают проводить время с планшетом или компьютером. Дети не знают, чем себя занять в свободное время, игрушки его мало интересуют, нет влечения общаться со сверстниками. Игры современного ребенка не требуют умения говорить, договариваться и сотрудничать.

Отсюда проблема номер два - как утрата социально-нравственных ориентиров. Это рождено тем, что нынешнее российское общество столкнулось с вопросом бездуховности, циничности, преобладания прагматического в целеполагании подрастающего поколения. От того, что вкладывают родители и педагоги в детей в дошкольном возрасте, будет зависеть, чего добьется он сам в дальнейшем, как будет строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Все чаще невольно доводиться слышать из уст детей и подростков крайне неуважительные и оскорбительные слова в адрес родителей, педагогов, пенсионеров и просто прохожих. Мне кажется, что современная молодежь больше озлоблена, безразлична к окружающим людям, их чувствам. Чтобы не допустить упадка нравственности общества, обращаем внимание на совсем маленьких детей – дошкольников.

Актуальность выше перечисленных проблем можно соединить в одну значительную проблему - проблема социально-нравственного воспитания, что связана с жизнью в современноммире,где человек развивается, окруженный массой многообразных следствий сильного воздействия на него, как положительного, так и отрицательного характера, которые каждый день обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства детей. Предложенные версии решить существующие проблемы узко вплетаются в образовательную программу дошкольного образования согласно ФГОС.

Пути решения обозначенных выше проблем я вижу в организации всех усилий и единстве целей и задач между родителями (законными представителями) и педагогами в социально-нравственном воспитании детей. Именно на данном этапе детства закладывается существенная база развития человека. И какими вырастут и станут сегодняшние воспитанники ДОУ, напрямую зависит от совместной работы родителей и педагогов.

Предлагаю в условиях ДОУ в совместной деятельности воспитателя с воспитанниками, независимо от проведения непосредственной организованной деятельности уделить прежде всего больше времени беседам, дидактическим и сюжетно-ролевым играм с постановкой приоритетов социальных, нравственных и семейных ценностей.

Для сплочения воспитанников, родителей и педагогов-наставников в социально-коммуникативном обучении и воспитании старших дошкольников: «Семейные прогулки выходного дня, с визитом в кинотеатры, музеи, выставок».

  • Общие чаепития в группе ДОУ, где можно делиться разными секретами.

Работа с родителями, как для проектной, так и других видов деятельности, используется в нетрадиционной форме общения. Иногда, из-за

недостатка свободного времени, у родителей и педагогов нет возможности встать, пообщаться, обговорить возникшие вопросы и проблемы воспитанника. Потому и приходится разыскивать прочие пути общения с родителями.

Для этого организовываются специальные сайты групп ДОУ, куда в любое удобное время родители могут заглянуть и ознакомиться с обновленной на сайте информацией – объявлениями, домашними заданиями, рекомендациями, прочитать консультации педагогов, посмотреть фотографии игровой и образовательной деятельности своего ребенка.

Следует просто любить своего ребенка, прислушиваться к его желаниям, проблемам, высказываниям. Необходимо стать для своего ребенка настоящим другом, которому не побоится рассказать о своих переживаниях и трудностях.

В заключении, хотелось бы сказать, что современная система воспитания может стать результативной только при организации благоприятных социально-педагогических условий, где определяющими становятся: гуманность образовательного процесса, учет социальной и этнической обусловленности, мотивация нравственного патриотического поведения и эффективное управление.

Приложение 6

НОД «Право на счастливое детство» [9]

Старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование у воспитанников понимания того, что никто не имеет права унижать, оскорблять и обижать их.

Задачи:

  1. Образовательные.        Формировать умение анализировать поступки сверстников и учиться оценивать свои;
  2. Развивающие. Развивать моральные качества личности;
  3. Воспитательные.        Воспитывать        толерантность,        дружеские взаимоотношения со сверстниками;

Предварительная        работа:        беседа,        рассматривание        картинок        по тематике, просмотр роликов «Азбука прав» Смешарики.

Ход мероприятия:

Вступительное слово педагога:

Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами поговорим о счастливом детстве.

  • Перед вами картинки с изображениями детей. Посмотрите на них и покажите, как выглядит счастливый ребѐнок, как выглядит обиженный ребѐнок (ответы детей).
  • Как вы думаете, ребята, можно ли унижать, оскорблять человека? Правильные ли это поступки? (Ответы детей).
  • Скажите, как выглядит обиженный ребѐнок? (Ответы детей).
  • Давайте нарисуем лицо такого ребѐнка (Вывешиваем рисунок на доску).
  • А как вы представляете себе жестокого человека, какие у него черты лица? (Ответы).
  • Ребята, а вы, когда–нибудь испытывали чувство обиды? Скажите, что чувствует человек, которого обидели? (Ответы).
  • Дети, у вас бы вызвало обиду жестокое обращение по отношению к вам? Какие виды жестокого обращения с детьми вы можете назвать? (Педагог дополняет.)

Педагог обращает внимание детей на доску с изображениями обиженных и злых лиц людей.

  • Ребята, посмотрите на доску. Нравятся ли вам эти лица? Вы выглядели так когда-нибудь? (Ответы).

-Как вы считаете, как надо себя вести, если вас обидели? (Ответы детей).

Педагог подводит к тому, что надо учиться прощать.

-Как вы считаете, всегда ли нужно прощать обидчика? (Ответы). Всегда, ребята. Если действительно любишь человека, то надо постараться понять его и простить. Умение прощать – качество сильных людей! Надо учиться быть сильными!

С рождения:

родившись, ребенок приобретает право на гражданство, обладает правоспособностью по гражданскому праву, имеет право на имя, отечество и фамилию, имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.

на имя ребенка может быть открыт счет в банке.

полуторагодовалый гражданин имеет право посещать ясли.

3 года:

трехлетний гражданин вправе посещать детский сад.

6 лет:

Шестилетний гражданин: вправе посещать школу;

вправе самостоятельно заключать:

  • мелкие бытовые сделки;
  • сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
  • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или, с согласия его, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

8 лет:

Восьмилетний гражданин может вступать в детские общественные объединения.

10 лет:

дает согласие на изменение своего имени или фамилии;

дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо на


восстановления родительских прав своих родителей;

выражает свое мнение о том, с кем из родителей он хотел бы проживать после их развода;

вправе быть заслушанным в ходе любого судебного заседания.

 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА

Ребенок – это человек от рождения и до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек становится взрослым.

У всех детей, так же как и у взрослых есть свои права и обязанности.

Права — это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство устанавливает для своих граждан возможность пользования различными возможностями. Например, получать бесплатную        медицинскую        помощь, образование, отдыхать.

Обязанности — это определенный круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка— это, например, обязанность уважать и почитать взрослых.

Существуют документы, в которых закреплены права ребенка в нашей стране. Это Конвенция ООН о правах ребенка и Законодательство Российской Федерации.

Например, в статье 6 Конвенции ООН написано, что «каждый ребенок имеет право на жизнь», а в статье 16 говорится о том, что

«ни один ребенок не может быть объектом произвольного        или        незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища». В статье 31 ведется речь о «праве ребенка на отдых и досуг».


Конвенция ООН защищает права детей всего мира. Это главный международный документ детей, который подписали люди нашей планеты.

Право на жизнь, выживание и здоровое развитие (ст.6)

на регистрацию с момента рождения, на имя, приобретение гражданства, знание родителей и на их заботу (ст.7)

на        сохранение        своей индивидуальности (ст.8)

на поддержание связей с родителями в случае разлучения с ними (ст.9-10)

на свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка (если он способен их сформулировать) (ст.12)

на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст.16)

на защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, сексуальной эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения (ст.19,33,34,35,37)

на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются

за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет (ст. 37)

на защиту от призыва на военную службу детей, не достигших возраста 15 лет, недопущение участия детей, не достигших 15 лет, в прямых боевых действиях.

Ребенок, нарушивший уголовное законодательство, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других (ст.40)

Современная жизнь часто ставит ребенка в чрезвычайные ситуации, когда он нуждается в особой защите и когда в силу вступают его собственные права. К таким чрезвычайным обстоятельствам Конвенция относит вооруженные конфликты, природные и экологические бедствия, все виды эксплуатации детей, привлечение к уголовной ответственности, жестокое обращение и т.д. К этой группе прав Конвенция относит:

Принятие мер для борьбы с незаконным        перемещением        и невозвращением детей из-за границы (ст.11);

Обеспечение ребенку, желающему получить

статус беженца надлежащей защиты и гуманитарной помощи в пользовании применимыми правами (ст.22);

Защиту        от        экономических эксплуатаций и

от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в

получении им образования, либо наносить


умственному, моральному и

социальному развитию (ст.32, 36);

Защиту        от        всех        форм

сексуальной

эксплуатации и сексуального извращения (ст.34);

Предотвращение

похищения

детей,        торговли детьми или их контрабанды в

любых целях и в любой форме (ст.35);

Обеспечение        защиты        детей        от

пыток или

других жестокостей;

Арест или задержание лиц, не достигших 18

лет, могут быть применены лишь в  качестве        крайней меры;

Ребенок, лишенный свободы, должен быть отделен от взрослых, он должен иметь право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи (ст.37);

Ребенок, не достигший возраста 15 лет, не может принимать участия в боевых действиях и не должен призываться в ВС РФ (ст.38);

ущерб его здоровью и физическому,


[1] https://lubmdoy1.edumsko.ru/activity/educational_program (Дата обращения 4.11.2019г.)

[2] https://lubmdoy1.edumsko.ru/activity/educational_program (Дата обращения 4.11.2019г.)

[3] https://lubmdoy1.edumsko.ru/activity/educational_program (Дата обращения 4.11.2019г.)

[4]Закон Кемеровской области «О охране семьи, отцовства        и детства в

Кемеровской области» (в ред. Закона Кемеровской области от 29 декабря 2003 г. № 982-ОЗ, в ред. от 27.06.2008 года (дата обращения 2.11.2019г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация группы "Фиалка" на районный смотр - конкурс "Яркая группа - Счастливое детство"

Презентацию своей группы на конкурс я проводила в марте 2010 года. Очень хотелось преподнести что-то необычное. В итоге я приглашаю гостей посетить наш групполайнер под названием "Фиалка" , на котором...

"Счастливое детство в свободном движении"

Здоровьесберегающая деятельность с детьми с органиченными возможностями здоровья в дошколном образовательном учреждении....

Конспект праздника "Счастливое детство"

Праздник посвящен всем  детям дошкольных групп детского сада....

"Семья - основа счастливого детства"

Совместное занятие  детей и родителей   в районной акции - «Неделя психологии в образовательном учреждении».Тема: «Семья - основа счастливого детства» Составлено и проведено совместно с...

Родительское собрание "Тайны счастливого детства"

Все взрослые были когда-то детьми. Все мы — «родом из детства». Детские годы, наверное, самый важный период жизни человека, когда формируются личность, характер, взгляды на жизнь, отношение к себе и к...

Программа педагогического просвещения родителей по защите прав детства «Счастливое детство в счастливой семье».

Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности, возможно, сохра...