Программа педагогического просвещения родителей по защите прав детства «Счастливое детство в счастливой семье».
рабочая программа на тему

Иртуганова Ольга Владимировна

Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности, возможно, сохранить только в семье, а передать их, только через детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sop_1.doc816 КБ

Предварительный просмотр:

Программа педагогического просвещения родителей

по защите прав детства

 «Счастливое детство в счастливой семье».

Пояснительная записка

«Счастье всего мира

 не стоит одной слезы

на щеке невинного ребёнка».

               М. Ф. Достоевский

Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности, возможно, сохранить только в семье, а передать их, только через детей.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время – это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

 «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Актуальность темы педагогического просвещения родителей по защите прав детства «Счастливое детство в счастливой семье» заключает в следующем: человек начинается с детства, и уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Однако до середины прошлого столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. Подтверждением тому является наблюдение выдающегося мыслителя XX в. Марии  Монтессори: «Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок - родителей».

Это говорит о том, что существуют проблемы, острота которых всегда остается неизменной. Одна из них - права ребенка и их защита.

Нарушения прав детей приобрели в России масштаб национальной катастрофы. Говоря словами Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, А. Ю. Кузнецовой, сейчас в России, какую сферу ни возьми, везде нарушаются права ребенка. Мы столкнулись с чудовищным парадоксом: детей приходится защищать от их же защитников.

Все это говорит об особой остроте и запущенности в государственном масштабе проблем, связанных с положением детей в семье, обществе, о крайне серьезном противоречии между стремлением укрепить правовой статус ребенка и реальными условиями его существования – без всякого преувеличения гибельными.

Прокуратура уделяет повышенное внимание защите прав несовершеннолетних, в частности, проблеме обеспечения жильем детей-сирот.

Дошкольное образовательное учреждение – это место, где ребенок проводит основную часть своего времени, и именно здесь необходим новый подход к организации работы с воспитателями и родителями по защите прав каждого ребенка и интересов детства.

Поэтому в МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6» разработана программа педагогического просвещения родителей по защите прав детства «Счастливое детство в  счастливой  семье».

Целью программы является определение стратегии и тактики инновационного развития дошкольной образовательной организации в объединении ресурсов социальных институтов по обеспечению защиты прав ребенка. 

Для достижения цели определены следующие задачи:

  1. Способствовать правовому просвещению педагогов, специалистов в области соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье и дошкольной образовательной организации.
  2. Обеспечить преемственность дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах воспитания ребенка.
  3. Осуществить поддержку семейного воспитания на основе повышения их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности в вопросах формирования толерантного сознания, культуры ненасильственного действия.
  4. Формировать у детей раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования готовность к бесконфликтному взаимодействию по защите своих прав и прав других людей в процессе освоения культурных практик
  5. Создавать условия социальной ситуации развития детей;
  6. Расширить социальное партнёрство ОУ с родителями воспитанников.

Программа рассматривает реализацию задач  в двух направлениях: в социально-правовом и психолого-педагогическом.

  • Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.
  • Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

В основу программы заложены следующие принципы:

1. Принцип систематичности и последовательности. Программа представляет собой целенаправленное систематическое педагогическое просвещение родителей в сфере правовой грамотности. Систематичность и последовательность предполагает единство и преемственность всех звеньев программы, при этом то или иное структурное звено является продолжением предыдущего.

2. Принцип единства общественного и семейного воспитания. С учетом этого принципа строится содержание программы. Даются знания законов РФ для внедрения их в систему воспитания детей в семье.

3. Принцип оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм повышения педагогической культуры родителей. Мы при составлении программы стремились построить работу с родителями при использовании разных форм: коллективное ознакомление с информацией, ее практическое применение в моделируемых ситуациях, индивидуальные консультации.

4. Принцип эмоциональной безопасности для родителей. Психолого-педагогическая работа, как малоизвестная родителям, может вызвать у них страх неопределенности, страх нового. Поэтому поначалу взаимодействие должно быть организовано через знакомые, понятные родителям формы. Если родитель отказывается от взаимодействия с педагогом, у него есть на это причины, мы стараемся наладить контакт с данными группами родителей и выяснить причины и уже дальше найти пут решения проблемы.

5. Принцип мотивирования родителей к взаимодействию с воспитателем. Большинство родителей мало знают о возможностях воспитателя, поэтому может возникнуть либо страх взаимодействия (вдруг воспитатель увидит то, что не хотелось бы показывать), либо недооценка его значимости, но и в том и в другом случае возникает стремление избежать контакта.

6. Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ в работе с семьей.

При работе с данной программой, следует учитывать следующее: особенность содержания данных материалов заключается в важной роли положительного примера со стороны взрослых и необходимости постоянных контактов педагогов, родителей и детей.

Приоритетные направления реализации Программы:

1. Регулярное, систематическое сопровождение семей по вопросам защиты прав и интересов детей.

2. Привлечение к реализации программы педагогических работников, имеющих достаточный опыт работы с семьями по данному направлению.

3. Межведомственное взаимодействие с учреждениями системы, таких как:

  • Отдел по охране и защите прав детства Администрации г.о. Саранск Департамента по социальной политике Управления образования;
  • Информирование о несовершеннолетних и их законных представителях, о фактах психологического или физического насилия.
  • ГБУЗ РМ «Детская поликлиника № 3».
  • УМВД №4 по Пролетарскому району г.о. Саранск. Патронат семей, с целью контроля и профилактики неблагополучных семей
  • КДН и ЗП Администрации Пролетарского района г.о. Саранск. Координация работы с семьями СОП.

Этапы реализации программы

Программа выполняется в 4 этапа:

I этап – «информационно-аналитический» (составление банка данных «Социальный паспорт семей МАДОУ»; выявление «семей группы риска», детей находящихся в социально – опасном положении; анализ полученных данных, составление первичных документов.

II этап – «Поисковый» (поиск оптимальных способов эффективного взаимодействия всех участников программы, разработка проектов, организация клубов).

III этап – «Практический» реализация проектов, работа клубов, оказание индивидуальной, педагогической, правовой, психологической, социальной поддержки участникам программы

IV этап – «Итоговый» (анализ проведенной работы, подведение итогов).

I этап – «Информационно-аналитический»

№ п\п

Содержание деятельности

Ответственные

Сроки

Изучение и создание информационной базы по правам ребенка

воспитатели

Изучение статуса семей и условий проживания ребенка

воспитатели

Определение и пополнение информационной базы педагогов, родителей и воспитанников по правам детей

воспитатели

Составление социального паспорта семей воспитанников ДОУ

воспитатели

Анализ полученной информации о семьях

воспитатели

Создание социального паспорта воспитанника (информация о существующих проблемах)

воспитатели

Выявление проблемы и постановка путей ее решения

воспитатели

II этап – «Поисковый»

№ п\п

Содержание деятельности

Ответственные

Сроки

Разработка перспективных планов на группах по работе с семьями

воспитатели

Разработка планов мероприятий по повышению правовой грамотности родителей и педагогов

Ст. воспитатель

Разработка проектов и построение работы семейных клубов по вопросам защиты прав детей  

воспитатели

III этап – «Практический»

№ п\п

Содержание деятельности

Ответственные

Сроки

Работа по перспективным планам на группах по работе с родителями

воспитатели

В течение года

Организация обучения педагогического коллектива, родителей современным формам по повышению правовой грамотности

Ст. воспитатель

Согласно плану

Сотрудничество с органами опеки и попечительства

Заведующая

В течение года

Работа по проектам

воспитатели

В течение года

Организация работы семейных клубов

воспитатели

В течение года

IV этап – «Итоговый»

№ п\п

Содержание деятельности

Ответственные

Сроки

Анализ проведенной работы

Воспитатели

Подведение итогов, составление отчетов работы над проектами и семейных клубов

воспитатели

Содержание программы

Работа по программе ведется по трем направлениям:

  • Работа с педагогическим коллективом;
  • Работа с родителями воспитанников ДОУ;
  • Работа с детьми.

Основными направлениями деятельности с педагогами.

1. Аналитико-диагностическое. 

        Социально-педагогическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем ребёнка: изучение личности ребёнка и его индивидуальных особенностей, медицинской карты, жилищно-бытовых условий, особенностей развития и воспитания ребёнка, особенностей семейных отношений, образовательного уровня семьи, воспитательных ресурсов семьи; анализ, систематизация полученной информации для постановки социального диагноза и координации работы по различным направлениям деятельности. Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребёнка.

2. Социально-правовое.

        Социально-педагогическая защита прав ребёнка: выявление воспитанников, нуждающихся в социально-педагогической поддержке по правам детства

3. Консультативное.  

        Социально-педагогическое консультирование родителей по решению социально-педагогических проблем и правам ребёнка, наблюдение за детьми, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

4. Профилактическое.  

        Социально-педагогическая профилактика и коррекция: своевременное выявление и предупреждение фактов нарушения прав и защите интересов ребенка.

 5. Методическое.  

        Организационно – методическая деятельность: проведение анализа социально-педагогической деятельности с целью повышения педагогического мастерства; изучение новинок методической литературы по вопросам социальной защиты и охраны прав детства, достижений науки и практики.

Основными направлениями деятельности с родителями:

  1. Информационно-просветительское

Работа в данном направлении включает в себя: информирование родителей о проблеме защиты прав ребенка, трансляция родителям положительного образа ребенка, оформление информационных буклетов, памяток, журналов, газет, так же работу по коррекции детско-родительских отношений.

  1. Деятельностное

Деятельность  в рамках этого подхода  включает разные формы работы с родителями воспитанников: индивидуальные формы работы (беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям), коллективные  формы работы (организация родительских  собраний, конференций, выставок, лекций, родительских клубов (приложение 6-9)), а также проектную деятельность (Приложение 1- 3)

Методы и формы с родителями:

Методы работы

Формы работы

Нетрадиционные формы работы

словесный;

наглядный;

практический;

проблемно-поисковый

индуктивный

- беседы;

- психолого-педагогическое просвещение родителей;

- индивидуальная работа с проблемной семьей;

- диагностика родителей;

- родительские собрания;

- индивидуальная работа с родителями;

- социальный патронаж;

- дни открытых дверей;

- консультативная помощь, личные встречи с заведующей ДОУ;

- диагностическая работа по изучению семей (оформление социальных паспортов семей воспитанников);

- информационно-просветительская работа;

- формы досуговой деятельности (конкурсы рисунков, газет, традиционные общешкольные мероприятия, спортивно –оздоровительные мероприятия, семейные праздники);

- информационное сопровождение (разработка и издание буклетов, памяток);

- семейное письмо (встреча с родителями и обсуждение проблем семейного воспитания);

- народная светлица (обращение к народным традициям, формирование личности школьника через общение с природой, общение родителей с детьми через природу, совместная деятельность родителей, детей и педагогов);

- день добрых дел (совместная трудовая деятельность воспитателей, родителей и детей);

- вечер большой семьи (принимают участие родители, воспитанники, воспитатели; организация отдыха: игры);

-семейная копилка (подбор материалов из опыта семейного воспитания);

- аукцион идей семейной педагогики;

- родительский ринг (взаимообучение,

взаимообогащение членов семьи, решение педагогических ситуаций);

- азбука семейного воспитания (обсуждение проблем, трудностей воспитания детей просвещение родителей информацией о правах ребенка).

Основными направлениями деятельности с воспитанниками.

Процесс правового воспитания дошкольников может осуществляться через формирование трех компонентов:

  1. информационно-познавательного;
  2. эмоционально-оценочного;
  3. поведенческо-деятельностного.

Выделенные критерии (знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права, оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности).

Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом: он включает не только сообщение детям знаний, но и формирование эмоционально-оценочного отношения к социальным фактам и событиям, а затем применение этих знаний в практической деятельности.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

Методы и формы с детьми:

Методы работы

Формы работы

Нетрадиционные формы работы

- словесный;

- наглядный;

- практический;

- проблемно-поисковый

- индуктивный

- беседы;

- игры: ролевые, театрализованные и дидактические;

- игры, упражнения, игровые тренинги на развитие эмоциональной сферы, эмпатии   (сопереживания);

- постановка проблемных ситуаций;

-проектная деятельность;

- разучивание стихотворений детьми.

- экскурсии

- наблюдения

- развлечения и праздники

-рассматривание картин, фото, иллюстраций и т.д.

  • совместная деятельность с педагогом, с родителями;
  • икт (интерактивные игры)
  • мнемотехника
  • участие в конкурсах, акциях
  • дни открытых дверей;
  • ТРИЗ;

Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация программы позволит в значительной мере снизить социальную, правовую, педагогическую напряжённость и разобщённость семьи, повысить уровень культуры отношений между родителями, детьми, комплексно решать вопросы профилактики асоциального поведения детей и подростков, повысить правовую грамотность родителей воспитанников ДОУ.

В результате реализации Программы ожидается:

  • создание системы охраны и социально-правовой защиты прав ребенка;
  • повышение правовой ответственности родителей и активизации роли семьи в воспитании ребенка;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
  • повышение профессиональной компетентности педагогов в сохранении уникальности и самоценности детства;
  • повышение педагогической и правовой компетентности родителей в вопросах формирования толерантного сознания, культуры ненасильственного действия;
  • освоение культурных практик детьми дошкольного возраста, формирующих их готовность к бесконфликтному взаимодействию по защите своих прав и прав других;
  • профилактика семейного неблагополучия;

Управление программой

Управление и корректировка Программы осуществляется по мере необходимости, согласовывается коллегиальным органом ОУ, утверждается локальными актами. Мониторинг реализации Программы осуществляется по завершению работы каждого этапа. Форма отчётности – аналитическая информация ответственных лиц.


Список использованной литературы

  1. Абрамов, В.И. Правовая политика современного Российского  государства в области защиты прав детей / В.И. Абрамов // Государство и право. – 2004. – №8. – С. 28-30;
  2. Болотова, Е. Л. Права ребенка в современной России / Е. Л. Болотова. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.;
  3. Вавильченкова, С. Е. Правовое регулирование в сфере защиты материнства, детства и семьи в Российской Федерации и за рубежом / С. Е. Вавильченкова // Современное право. – 2012. – № 1. – С. 65-68;
  4. Вежин, Е. Помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации / Е.Вежин  // Социальная педагогика. – 2012. – № 5 – С. 81-94;
  5. Глисков, А. Г. Права и обязанности несовершеннолетних: (комментарии к законодательству о правах несовершеннолетних и защите этих прав) / А. Г. Глисков, А. И. Забейворота, О. В. Самолюк; под ред. С. Н. Бабурина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 634 с.;
  6. Дедорчук, Л. М. Правовая защита несовершеннолетних / Л. М. Дедорчук // Студенты и развитие юридической мысли. Пермь, 2012. –     с. 167;
  7. Защита прав ребенка. Информационно-методическое издание / общая редакция, составление: О. В. Пишкова, А. Ф. Радевич. – Ижевск: ИГОО «Центр социальных и образовательных инициатив», 2006. – 300 с.;
  8. Колосов, Ю.М. Международное право / Ю.М.Колосов, Э. С. Кривчикова. – М., 2003. – 470 с.;
  9. Кортунов, А. В. Конвенция о правах ребенка / А. В. Кортунов // Правоведение. – 1990. – № 2. – С. 75;
  10. Кострова, Н. М. Как защитить семью  и права детей: проблемы совершенствования семейного законодательства / Н. Кострова, // Закон. – 2010. – №8. – С. 131-135;
  11. Куликова, А. А. Защита прав ребенка / А. А. Куликова. – М.:  Эксмо, 2015. – 192 с.;
  12. Ларикова, И. Права особого ребенка в России: как изменить настоящее и обеспечить достойное будущее: руководство для родителей, социальных адвокатов, работников системы образования и сферы реабилитации / Р. Дименштейн и др.; под ред. И. Лариковой. – М. :Теревинф, 2010. – 384 с.;  
  13. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса / авторы-сост. Э.И. Атагимова, Е.В. Горбачева. – М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. – 76 с.;
  14. Рыбинский, Е. М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учебное пособие для студентов вузов / Е. М. Рыбинский. – М.: Academia, 2004. – 222 с.; 
  15. Яковлев, Ю. Я. Ваши права, дети / Ю. Я. Яковлев. – М.: Международные отношения, 1992. – 126 с.

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа педагогического просвещения родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Природа и Мы»

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить гл...

Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольника».

laquo;Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольника»....

Программа педагогического просвещения родителей по защите прав детства «Счастливое детство в счастливой семье»

Содержание программы:Пояснительная записка.Цель, задачи, сроки программы Направления,формы работы.Ожидаемые результаты программы.Пояснительная записка.    Важнейшим критерием опред...

Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника»

Вашему вниманию предлагается Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника» ...

Программа педагогического просвещения родителей «Мы мир храним, пока мы помним о войне» («Их подвиг будет вечен…»)

Программа педагогического просвещения родителей «Мы мир храним, пока мы помним о войне» («Их подвиг будет вечен…»)...

Программа педагогического просвещения родителей «Музей выходного дня».

Программа «Музей выходного дня» направлена на оказание педагогической помощи родителям по художественно-эстетическому и познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Она ин...