Кружковая работа "Игры предков"
рабочая программа (подготовительная группа)

Тимофеева Юлия Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад присмотра и оздоровления  №30 городского округа "город Якутск"

Утверждаю

Старший воспитатель

МБДОУ д/с №30 «Малышок»

Винокурова А.Г./ _________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кружковая работа «Игры предков»

Для детей подготовительной группы (6-7 лет)

На 2019 – 2020 уч.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктор физической культуры:

Тимофеева Ю.В.

 

 

 

 

Якутск – 2019г.

       План кружковой деятельности по национальным играм предков построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 6-7 лет (подготовительная группа).

       Программа рассчитана на 1 учебный год: для подготовительной группы.

       Количество занятий в неделю – 1.

       Длительность занятий – 30 минут.

       Форма организации – кружок «Игры предков».

       Цель: Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста через якутские национальные подвижные игры.

       В программе кружка выделены задачи физического воспитания, укрепления здоровья ребенка, совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие.

Задачи:

  1. Повышение сопротивляемости организма
  2. Укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки
  3. Укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия
  4. Развитие физических способностей: координации движений, силы, выносливости, ловкости, гибкости
  5. Развитие пространственной ориентации, внимания.

       Национальные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народа Саха. Им отводилось особое место в повседневной жизни наших предков. И редкие праздники, и отдых после тяжелого трудового дня не обходилось без массовых игр, состязаний в силе и ловкости. В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которое основывались на сохраняющемся до сих пор почитании культа природы.

       Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа Саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также охотой, рыболовством. Например: игры «Упрямый теленок» (оhос торбос), «Водопой» (Ойбонтон уулааhын), «Подними хворую корову» (Котох ына5ы туруоруу). Большой интерес вызывали состязания силачей («Ретивый бык» (Дьулур5а о5ус)). Были распространены и веселые забавы – массовые игры, в которых участвовала молодежь.

       Следует отметить воспитательное значение игр и состязаний, закаляли здоровье, развивали физическую силу и мышление, приобщали подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям народа.

       Возникновение подвижных игр уходит в далекое прошлое. Каждый народ создает свои национальные игры. проводились подвижные игры, как правило, на улице, на свежем воздухе, благодаря чему становилось важным средством оздоровления детей. Бытовавшие в народе подвижные игры возникали свободно, продолжительность их была не регламентирована. Элементарные правила взаимоотношений играющих, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему уговору участников игры.

       Каждый народ, создавая свои национальные игры, считал, что игра является одним из главных средств воспитания и занимает важное место в развитии ребенка.

       Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласованность свои движения с движениями других играющих находить свое место в колонне, в кругу не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить ребенка выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Подчинения правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, соответствует проявлению волевых усилий. Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка.

Содержание курса программы

       Подвижные игры предков  вызывает активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливает обменные процессы с помощью простых и интересных по своей двигательной структуре занятии с различными подвижными играми доступные детям. Она способствует не только развитию основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости и координации), но и позволяет освоить истории и жизнь народов Саха. В ненавязчивой, развлекательной форме закрепляет основные движения: ходьбу, бег, прыжки, ориентировку в пространстве. Благодаря оздоровительной направленности тренирует навык правильного дыхания ритмичного, полного, с хорошим выдохом. Упражнения на релаксацию позволяют восстановить дыхание и перейти от подвижной деятельности к более спокойной.

 

Оценка эффективности и ожидаемый результат

       Педагогический контроль выполнения программы осуществляется на контрольных и текущих занятиях кружка и оценивается по следующим параметрам: заинтересованность, качество выполнения упражнений, отсутствие утомляемости, равновесие, ловкость и быстрота.

       Основные знания, умения и навыки, которым должны овладеть дети к концу учебного года.

       В начале года и в конце учебного года проводятся плановая диагностика уровня развития физических качеств у детей, результаты который используется для оценки эффективности работы кружка. Кроме того, к концу учебного года дети должны правильно и последовательно выполнять упражнения. Показатели эффективности работы кружка служит индекс здоровья и снижения уровня заболеваемости детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План занятий на 2019 – 2020 уч.г.

Дата

Название игр

Задачи

Сентябрь

 

Беседа, просмотр иллюстраций, презентация

Диагностика

П/и: «Кулуустэhии»

- Знакомим детей с историей НВС, возникновения подвижных игр, играми предков

 

Диагностика

П/и: «Биhилэх кутуута»

 

 

Диагностика

П/и: «Оhос торбос»

 

Октябрь

 

Ознакомить детей с видами прыжка, Тройной прыжок, прыжок с места, прыжок с разбега

П/и: «Ойбонтон уулааhын»

- Ознакомить детей с видами и техникой прыжка

-Развивать прыгучесть, координацию движений

 

Прыжки «Куобах»

П/и: «Харах симсии»

 

 

Прыжки «Ыстанга»

П/и: «Ойбону кеhеруу»

 

 

Прыжки «Кылыы»

П/и: «О5уруо тиhээhинэ»

 

Ноябрь

 

Обучить детей технике перетягивания палки

«Муhэ былдьаhыыта»

- Развивать силу, точность движений, внимание,

 

 

П/и «Бег с завязанными ногами», «Кутурук былдьаhыыта»

 

 

Повторить тему: Перетягивание палки

П/и: «Ат болан сырсыы»

 

Декабрь

 

Обучить детей к прыжкам через нарты П/и: «Бетууктээhин»

- Воспитывать прыгучесть, выносливость, координацию движения

 

Прыжок в длину с места

П/и: «Атах тэпсиитэ»

 

 

Соревнование «Зимние забавы»

 

 

Закрепление тройного прыжка

П/и: «Кутурук былдьаhыыта»

 

Январь

 

Метание мешочка с песком

П/и: «Меткий охотник»

-Развивать силу рук соблюдая технику метания на дальность

 

Метание в горизонтальную цель

П/и: «Кулуустэhии»

-Развивать глазомер, точность движений рук

 

Метание набивного мяча

П/и: «Биhилэх кутуута»

Развивать силу рук, координацию движения

Февраль

 

НИ «Хаамыска»

П/и: «Ойбону кеhеруу»

- Развивать мелкую моторику рук, ловкость, быстроту, координацию движения

 

Ознакомление детей с авторской игрой «Хомуур Курэх»

Развивать быстроту, ловкость, выносливость и логическое мышление

 

Подготовка к окружным соревнованиям по НВС

- Воспитывать уважение к нациолнальным видам игр, развивать умения и навыки

Март

 

Подготовка к окружным соревнования «Веселые старты»

Воспитывать командный дух, взаимопощи друг другу

 

Закрепление метания

П/и: «Хайах хостооhуна»

 

 

Повторить НИ «Хаамыска»

П/и: «Кутурук былдьаhыыта»

 

 

Прыжки через нарты

П/и: «Харах симсии»»

 

Апрель

 

 Диагностика

П/и: «Атах тэпсиитэ», «Тобук тардыhыыта»

 

 

Диагностика

П/и: «Ат болан сырсыы»

 

 

Диагностика

П/и: «О5устар харсыhыылара»

 

 

Диагностика

П/и: «Миэстэ былдьаhыыта»

 

Май

 

Итоговые занятия, соревнования

 

 

Закрепление пройденных игр 

 

 

Ыhыах

 

 

Расписание кружковой работы

 

 

Подготовит.группа

Вторник

16:30-17:00


 

 

Игры предков (15): «Кулуустэhии», «Биhилэх кутуута», «О5уруо тиhээhинэ», «Миэстэ былдьаhыыта», «Атах тэпсиитэ», «Харах симсии», «Кутурук былдьаhыыта», «Хайах хостооhуна», «Ойбону кеhеруу»,  «Бетууктээhин»,  «Ат болан сырсыы», «Ойбонтон уулааhын»,  «Оhос торбос», «О5устар харсыhыылара», «Тобук тардыhыыта».

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней

Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа, знакомить с произведениями искусства, педметами быта и народного фольклора, воспитывать интерес к родному языку, традициям...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»

Знакомство детей с первыми историческими фактами образования Руси,  с укладом жизни древних славян. с народными героями - богатырями Ильёй муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Одежда наших предков"

Цель: познакомить детей с женским и мужским русским народ­ным костюмом, особенностями их изготовления и применения; развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение с и...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К КУБАНСКИМ ТРАДИЦИЯМ, КУЛЬТУРЕ, ОБРЯДАМ НАШИХ ПРЕДКОВ».

         Народное искусство всегда играло и продолжает играть важнейшую роль в формировании эстетического вкуса человека, духовно-нравственном его становлении, во...

Презентация "Как наши предки хлеб выращивали"

С помощью картинок дети узнают как на Руси пахали, сеяли, о жатве, обмолоте зерна, о том, как на мельнице зерно превращали в муку, о выпечке хлеба в русской печи.Формирование знаний  детей ...

Конспект нод для кружковой работы «Куклы путешествуют. История возникновения игрушек в древней Руси и история возникновения игр у наших предков». Для воспитанников старшей группы

Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что л...