Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Одежда наших предков"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Горелова Валентина Владимировна

Цель: познакомить детей с женским и мужским русским народ­ным костюмом, особенностями их изготовления и применения;

развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение с использованием элементов ТРИЗ;

воспитывать интерес к русским традициям, желание уз­навать, новое о жизни и обычаях наших предков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе.

"Одежда наших предков".

        Цель: познакомить детей с женским и мужским русским народным костюмом, особенностями их изготовления и применения;

развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение с использованием элементов ТРИЗ;

воспитывать интерес к русским традициям, желание узнавать, новое о жизни и обычаях наших предков.

Материал: народные русские мужские и женские костюмы;

иллюстрации с изображением василька, зверобоя, березы, тука;

кружки из бархатной бумаги разных цветов; кушаки; бусы.

Ход:  В зал, стилизованный под убранство русской избы, входят дети их встречает воспитатель в русском народном костюме.

-        Ах, вы детки, мои детки
Росли не на ветке.

Ах, вы мои кровинки, Алмазные росинки. Пряники медовые, мои вы садовые. В гости пожаловали?

Отгадайте-ка мою загадку, (загадка о зиме).

А какой месяц зимы сейчас на дворе? Будем зиму встречать, а декабринушку забавлять.

Кто из вас знает, как раньше называли декабрь на Руси?

(студень, хмурень, стижаль)

А знаете почему я именно сегодня вас в гости позвала? Да потому что, в начале декабря бывает праздник Введение - зима входила в каждую избу.

"Введение пришло, зиму в избу привело".

После Введения на Руси начинались зимние праздники. А какой-же праздник без веселой песни, (дети исполняют песню о зиме).

-        А теперь в избу проходите, на мои сундуки поглядите.

Дети проходят в "избу", садятся на скамейки.

Как вы думаете, ребята, что у меня хранится вот в этом красивом сундуке?.

(Ответы детей)

Что нам думать да гадать, давайте-ка мы его откроем.
Дети пытаются открыть сундук, он не открывается.

А я кажется догадалась. Этот сундук не простой, а с секретом. Он откроется тогда, когда вы вспомните пословицы и по
говорки, об одежде.

Дети говорят: "Какова пряха, такова и рубаха".

"Не одежда красит человека, а добрые дела". "Не украшай платье, а украшай ум". "Голова не для того дана, чтобы шапку носить, а что бы ум копить". "Красавина и в старом платье хороша."

-        Вот сундук и открылся. Вы догадались правильно здесь лежит
одежда, да не простая, а старинная, которую носили наши прапра-
прабабушки. (Достает из сундука женский и мужской народные костюмы).

                -  Как видите ребята, одежда русских людей в старину была удобной и красивой. Где-же брали люди одежду? (сами делали). Кто скажет, из какой ткани шили одежду?

-        Из льняной.

Ребята, на занятиях, мы с вами уже рассматривали льняную
ткань. Давайте вспомним, какая она? Чем хороша и чем плоха льняная ткань? Игра "Хорошо - плохо".        

Ответы детей: "Льняная ткань хороша тем, что она сделана из натуральных нитей, из льна, в одежде из этой ткани зимой не холодно, а летом не жарко, тело в ней дышит".

"Плоха она тем, что быстро мнется и с трудом разглаживается".

-"А какой цвет имеет льняная ткань?"

-        Серый.

Но ведь людям хотелось одеваться в красивую нарядную одежду. Что делать?

Покрасить.

А чем? Где взять краски   для окрашивания ткани?

Дети отвечают, что в то время люди использовали растения зверобой, василек, листья березы, шелуху лука, чернику.

-        А как называли людей, которые красили ткань?      
- Крашенники

("Зверобой - красный цвет - означая - праздник, радость, тепло), (лук - желтый - цвет солнца, богатства(коричневый - символ земли - кормилицы; (василек - голубой - символ неба, молодости;(зеленый - цвет травы, растений, природы).

  - Из чего-же состоял мужской и женский костюм. Посмотрите, что в них общего?

Рубаха-сорочка.

Правильно. Что надевали женщины поверх рубахи?

Сарафан. Это длинная одежда без рукавов.

А мужчины одевали рубаху и штаны. Чем отличается старинная рубаха от современной?

Ворот у нее особенный, выкроен сбоку горловины. И поэтому
она называлась косоворотка.

А почему эти костюмы такие красивые и праздничные?

Они украшены вышивкой.

А для чего люди вышивали одежду9

- По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сия.

Гдe-же располагались вышивки-обереги, и что они защищали?

Вышивки на руках оберегали руки, сохраняли их силу и лов
кость.

Узоры на груди сарафана оберегали легкие и сердце, на подоле –не давали злой силе подобраться снизу.

Собрались мы позабавиться,

да потешиться - пошутить.

Поиграть да посмеяться.

Эй, веселый народ, становись в хоровод.

Дети исполняет хоровод "Коля".

-        А теперь отгадайте загадку, подскажу, она о предмете одёжды.

"Надену - обручем сведет, Сниму - змеею упадет. Тепла не дает, А без него холодно."

-        Правильно, пояс.

А как его называли в старину?

-        Кушак.

 

Кушак был непременной деталью одежды у мужчин. Как вы думаете для чего служил пояс-кушак?

 -        Так как карманов на одежде в старину не было, то туда

подвешивали расческу-гребень, сумочку для денег и разных мелочей, топор...

-        А ну-ка рукодельники, покажите свое умение - раскрасьте
костюмы так, как украшали их в старину.

Дети рисуют обереги-узоры на сарафане и рубахе.

-        А сейчас открою я свой сундук заветный. Вот вам мои подарки, гости дорогие.

(Открывает маленький сундучок и дарит детям подарки: мальчикам - кушаки; девочкам - бусы).

Вот и пришла пора прощаться.

Приходите еще на мои посиделки, про старинное житье-бытье поговорить, побеседовать. До свидания?

1

■ ■


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Москва — столица нашей Родины»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Москва — столица нашей Родины» Цель: продолжать знакомить детей с главным городом России - МосквойЗадачи:1. Образовательные:Формировать у де...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Наша Родина-Россия!»

Наша Родина-РоссияЦель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение ...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи «Дикие животные наших лесов»

Цели занятия:закрепить знания о жизни диких животных,развивать навык словообразования,воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к животным....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Наша Родина-Россия!»

Наша Родина-РоссияЦель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение ...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Наша Масленица»

                 Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Наша Масленица»...