План самообразования
проект (младшая группа)
" Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования на 2019-2020 учебный год
Воспитателя Степановой Дианы Дмитриевны
МБДОУ «Детский сад №340»
Тема: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.»
Актуальность
Сказка приходит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка..
Актуальность данной темы состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. От совместной работы с родителями зависит дальнейшее формирование личности ребенка.
Цель: изучение сказки, как средство нравственного воспитания дошкольника. Сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью и творчеством.
Задачи:
1. Рассмотреть нравственно-этические достоинства сказки в воспитании дошкольников;
2. Раскрыть воспитательную ценность русских народных сказок;
3. Рассмотреть эмоциональное погружение детей в сказку;
4. Рассмотреть использование сказки в воспитательной работе с детьми.
Пояснительная записка:
«Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрывается перед нами
тысячелетняя история народа.
Сказка представляет богатый материал для нравственного воспитания детей. Именно поэтому я выбрала эту тему самообразования.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка — это в каком-то смысле поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Месяц | Цель | Содержание работы | Форма представления результатов самообразования |
Сентябрь Октябрь | Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. | Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей посредством сказки». Постановка целей и задач по данной теме. Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей». Методические приемы: -Чтение детям и пересказ сказки: «Три медведя» Л. Н. Толстого; рассматривание иллюстраций. | Консультация для родителей: «Как подружить ребенка с книгой». Консультация родителей о том, с какими сказками необходимо ознакомить детей по возрасту. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками. |
Ноябрь-Декабрь | Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях. | Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах. Методические приемы: - Чтение и пересказ детям сказки: «Маша и медведь» (в обр. М. Булатова), Д/И: «Угадай сказку». Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми» Методические приемы: Д/И: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?» | -Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). Рубрика советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «Книги и театр». |
Январь | Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков. | Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка». Методические приемы: -Чтение детям сказки: К.И. Чуковский. «Федорино горе» -Прослушивание аудиозаписи сказки.
| Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием». Беседа индивидуальная с родителями на тему: «Как подружить ребенка с книгой»- о пользе домашнего чтения. |
Февраль-Март | Освоение интерактивных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. | Роль сказки в воспитании детей. Методические приемы: -Обустроить уголок ряженья. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребенка». Методические приемы: Д/И: «Из какой сказки герой». | Приобрести в группу раскраски по народным сказкам. Выступление на родительском собрании: «Практические методы и приёмы духовно-нравственного воспитания детей». Познакомить родителей предметно-развивающей средой группы. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». «Как выбрать полезную сказку для малыша» |
Апрель | Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. | Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей». Методические приемы: -Учить детей обыгрывать знакомые сказки. -Добавить материал в театральный уголок. | Театрализация сказки К. Ушинского "Козлятки и волк." В уголке для родителей поместить книжку –раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения». |
Май | Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств. | Самоанализ плана по самообразованию. Методические приемы: -Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки. | Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему: «Наши любимые сказки» Результаты и отчёт о проделанной работе |
1. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
2. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
3. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
5. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
6. https://www.maam.ru/detskijsad/opredelenie-skazki-e-rol-v-vospitani-rebenka.html
Отчёт.
Практический выход:
Подведение итогов реализации:
1. ежемесячные консультации, беседы с родителями;
2. пополнение библиотеки группы;
3. создание уголка ряжения и его пополнение, театрализация сказок;
4. настольно-печатные игры по мотивам сказок, раскраски по народным сказкам;
5. выставка рисунков, поделок на тему: «Наши любимые сказки».
В результате проведенной работы у детей появились:
- знания об определенных сказочных сюжетах;
- представления о честности, справедливости, доброте;
- отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости;
- понимание эмоционального состояния окружающих;
- развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям;
- умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
В дальнейшем планирую работать над этой темой, т.к. считаю ее актуальной.
Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. В любое время совместное чтение сказок дают много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой.
Роль детских сказок не ограничивается только приятным время препровождением. Сказку можно использовать как способ снятие тревоги у ребенка. Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учесть ряд моментов, связанных с особенностями ребенка. В сказке заложена многовековая народная мудрость: всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть.
Моральное воспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...