«Организация развивающей предметно-пространственной среды старшего возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
методическая разработка

Родионова Юлия Николаевна

«Организация развивающей предметно-пространственной среды старшего возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx41.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Организация развивающей предметно-пространственной среды старшего возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Слайд 1. Название темы

Слайд 2. Принципы конструирования предметно-пространственной среды в ДОУ основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с ФГОС ДО, СанПиН 2.4.1.3049-13  и общеобразовательной программой ДОУ развивающая предметно-пространственная среда создается нашими педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Слайд 3. Для выполнения этой задачи РППС в нашем ДОУ:

содержательно-насыщенная,

трансформируемая,

полифункциональная,

доступная,

безопасная.

Слайд 4 -7. Приоритетным направлением ДОУ является художественно-эстетическое развитие, а это предусматривает наличие помещений для выставок, театра, музыкальных занятий, танцев и т.д. В дальнейшем планируем открыть дополнительные услуги:  детским танцам, аэробике, театральную студию.

Слайд 8-10. По цветовой характеристике наши помещения окрашены в соответствии с действующими нормами: «В помещениях, ориентированных на южную сторону, применяют отделочные материалы и краски неярких холодных тонов, с коэффициентом отражения 0,7–0,8 (бледно-голубой, бледно-зеленый), на северную сторону – теплые тона (бледно-желтый, бледно-розовый, бежевый) с коэффициентом отражения 0,7–0,8.

Слайд 11. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

- игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность;

- двигательную активность (центры двигательной активности в группах, наличие совмещенного музыкально-спортивного зала, физкультурная (спортивная) площадка на территории ДОУ: беговая дорожка, прыжковая яма, полоса препятствий, зона для подвижных игр, зона с гимнастическим оборудованием, щит баскетбольный; тропа здоровья, выносное оборудование);

- возможность для уединения (уголки для уединения).

Насыщенность среды в старшей и подготовительной группе д.с. «Солнышко» соответствует возрастным и индивидуальным возможностям детей и содержанию Программы.

Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС обязательна смена игрушек, оборудования и прочих материалов, т.к. если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС мы меняем местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.

Главное условие – развивающая предметно-пространственная среда должна располагаться на уровне глаз детей.

Слайд 12 - 25. Наполнение наших центров в старших группах

Социально-коммуникативное развитие

«Центр уединения»

Игрушки для снятия психического напряжения: стаканчики для крика, бумага, которую можно порвать, подушка для битья, массажные игрушки (кольца, мячи) Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями.

-Телефон.

Куклы (в том числе народные, сшитые из ткани).

Клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания).

 

«Центр сюжетно - ролевых игр»

Мебель, куклы, машины - мелких размеров

5-7 лет - игровой материал размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они должны быть переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещены в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро "населен", по желанию играющих).

Имеются емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей используем элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов.

 «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Магазин», «Шофер», «Гараж», «Автомойка», «Моряки», «Кафе», «Банк», «Почта», «Ателье», «Зоопарк», «Цирк», («Школа» - под.гр.гр.) -15 наименований  - материалы к играм хранятся в коробках (контейнерах)

Набор «Парковка», «Мастерская», «Железная дорога», «Аэродром», «Беззаправочная станция» (для мелких автомобилей», набор «Военной техники».

Дидактической куклы может и не быть.

Набор бусин для нанизывания.

Коляска прогулочная, коляска-люлька для кукол, кровать, кукольный дом с мебелью, кукла крупного размера – 1 шт, кукла сред.размера – 2 шт., куклы младенцы разных рас – 2 шт., набор кукольной одежды – 2 шт., набор кукольных пост. Принадлежностей – 2 шт., кухонной посуды – 1 шт., набор мебели для куклы – шт., набор мед.принадлежностей - 1 шт., набор муляжей овощи и фрукты, хлебобулочные изделия, продукты

«Центр безопасности»

дидактические игры, картотеки игр, наглядно-демонстрационный материал  по безопасности.

Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт.

Игрушки с изображением (сюжетно-ролевые игры), «Страна Безопасности». Игрушки «спец автотранспорт» - 10 видов.

Набор дорожных знаков

Центр «Мы дежурим»

Фартуки, колпаки, хлебницы, салфетницы, график дежурств

Познавательное развитие

«Центр познания»

(ФЭМП, ознакомление с простанственными отношениями, сенсорика)

Различные виды материалов по математике/ счету помогают детям осваивать счет, измерять величины, сравнивать количество, узнавать геометрические фигуры и знакомиться с цифрами.

Примеры материалов по математике/ числам: мелкие предметы для счета, весы, линейки, магнитные цифры, числовые пазлы, числовые игры вроде домино или лото и предметы правильной геометрической формы. В группе находится примерно 3-5 материалов каждого вида для понимания «много материалов».

Головоломки-лабиринты,

игры на сочетание логических цепочек произвольной игры,

матрешка пятикукольная,

набор геометрических тел и карточек с изображением их проекций в трех плоскостях,

набор карточек с гнёздами для составления простых арифметичеих задач, карточек-цифр от 1 до 100,

набор материалов Монтессори – 20 шт.,

набор полных геометрических тел для сравнения объемов

«Центр познавательно-исследовательской деятельности»

для познавательно-исследовательской деятельности – объекты для экспериментирования, книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативно-знаковые материалы, магнитофон и проигрыватель.

Микроскоп, бинокль, весы детские, ветряная мельница,

игровой комплект на изучение электричества, комплект безопасных световых фильтров для изучения цветов спектра,

набор из 2х зеркал для опыта с симметрией, для исследования отражательного эффекта,

набор из рычажных весов с объемными чашками и комплектом гирь,

набор принадлежностей для наблюдения за насекомыми и мелкими объектами,

«Центр природы»

Картина сезона, модели года и суток. Познавательная литература из серии «Мир природы»

Календарь природы с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой. Дневники наблюдения.

Дидактические игры: «Кто что ест?», «Чей малыш?»"Парные картинки", "Животные" и т.д.

Наглядно-дидактические пособия

Наборы объемных и плоских игрушек "Ферма", «Зоопарк», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты»

Природный и бросовый материал: желуди, шишки; камешки, пробки и т.д. Коллекции, в т.ч. созданные по инициативе детей.

Коллекция минералов, растений (гербарий),

Оборудование для трудовой деятельности: лейки, фартуки, экран дежурства, инвентарь для ухода за растениями, инвентарь для х/бытового труда и т.д.

коллекции ракушек, семян, листьев, шишек.

игры на сортировку карточек по теме «Природа».

коллекции природных объектов (напр., камни, насекомые, семена растений), живые существа для наблюдения и ухода (напр., комнатные растения, сады, домашние животные), игры на сортировку карточек по теме «Природа», игры с магнитами, увеличительными стеклами, плавающими и тонущими предметами.

10-12 цветочных растения в уголках природы (старшая группа - традесканция, комнатный виноград, зигокактус, эпифиллюм, примула, драцена, аспидистра, колеус, китайский розан; подготовительная к школе группа - абутилон, аспидистра, бальзамин, драцена, зигокактус, камнеломка, китайский розан (гибискус), колеус, комнатный виноград, папирус, папоротник. Примула, рейнекия, традесканция, хлорофитум, циперус, эпифиллюм).

Набор игрушек для игры с песком – 5 шт.,

набор кораблей и лодок,

«Центр конструирования»

Здесь размещаются строительные наборы, коробку с «бросовым» материалом, конструкторы, и настольные спортивные игры («футбол», «хоккей»). Материалы для обыгрывания постройки-дополнительные материалы (игрушечные люди, животные, транспортные средства и дорожные знаки, мелкие игрушки, набор транспорта и т.п.) Игровое пространство моделируется по желанию детей с помощью многофункциональной ширмы.

Комплект конструкторов с соединением в различных плоскостях металлический

Комплект конструкторов шарнирных, с шиповым быстросъемным крепление деталей настольный.

Комплект строительных деталей напольный с плоскостными элементами,

набор для завинчивания элементов различных форм

«Центр патриотического

воспитания»

представляющие этническое и культурное разнообразие (разные национальности), разного возраста, полов и способностей

Речевое развитие

«Центр книги»

содержание книжного уголка становится более разносторонним за счёт жанрового и тематического разнообразия. Количество книг на витрине увеличивают до 8-10, но в распоряжении детей книг должно быть больше. Дети могут самостоятельно пользоваться библиотекой. Учитывая изменения, произошедшие в литературном развитии детей, перечень художественной литературы расширяют за счёт разных авторов, разной тематики и разных жанров, а также за счёт детских журналов. В перечень входят русские народные сказки и сказки народов мира, литературные сказки русских и зарубежных авторов, произведения русских классиков и современных писателей. По тематике здесь должны быть произведения о природе, научно-познавательные, юмористические и др., разного формата, с иллюстрациями и без них. В книжном уголке должны быть любимые детьми книги (например, сказки А.Пушкина, Х.К.Андерсена, Д.Мамина-Сибиряка и др.), а также словари, хрестоматии, детские энциклопедии, например, из серии «Я познаю мир», которые дети могут взять в любой момент.

Для витрины книги выбираются с учётом интересов детей, их знаний о творчестве того или иного писателя, юбилейных дат, времён года, задач воспитания. Для смены материала определённых сроков нет, она зависит в первую очередь от заинтересованности детей и определяется воспитателем.

Периодически в данных группах организуются книжные выставки. Их связывают с юбилеем писателя, с «книжкиной неделей», с литературным утренником. Тематика выставок книг самая разнообразная: авторская книга, например, сказки А.Пушкина; книги, оформленные известным детям художником, например, В.Чижовым; разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные разными художниками; русские народные сказки; сборники стихотворений о природе; книги с весёлыми историями и др. Тематика выставок определяется также наличием книг в дошкольном образовательном учреждении. Отбор книг должен быть строгим (художественное оформление, разные издания одной книги, внешний вид и т. д.) Выставка может продолжаться не более трёх дней, так как интерес к ней детей быстро ослабевает.

Для детей с нарушениями зрения - материалы располагаются с крупным шрифтом!

Игры в рифмы для детей старшего возраста. 

«Центр речевого развития»

Для детей с ОВЗ включается материал для коррекции нарушений в индивидуальной работе (наличие зеркала, индивидуальных пособий, тренажеров на развитие дыхания, моторики и др. материала согласно индивидуального плана работы).

Дидактический материал на уточнение качеств предметов и явлений (Человек – бежит, мчится, несется; на антонимы – большой-маленький (парные картинки), на формирование обобщающих понятий.

Дидактическое лото «Что для чего»; на сравнение (Куклы – подружки); картинки, изображающие эмоции (Катя грустная, веселая, печальная и прю).

Наборы парных картинок из 6-8 частей

Карточки на произнесение согласных звуков. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).

Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата и т.д.

Набор карточек по иерархической классификации, по народному ремеслу, репродукций картин великих сражений, репродукций картин русских художников-иллюстраторов, набор фантастических персонажей .

настольно-печатные игры для подгот.к школе группы

Художественно-эстетическое развитие

«Центр театра»

Условия для ряжения.

Театральная ширма

Различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскостной, магнитный, теневой и др.) Репертуар в соответствии с возрастом для ст.и подгот.гр., образовательной программой, возможностям детей.

Наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, костюмы, маски, театральные атрибуты, игрушки-представители детской субкультуры (персонажи м/ф) – для разыгрывания сценок.

набор детевянных игрушек-забав

«Центр музыки»

Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино и т.д. Инструменты собственного изготовления.

Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов.

портреты дет.композиторов русских и зарубежных

«Центр творчества» (ИЗО, худ.конструирование, приобщение к искусству)

Четыре разновидности материалов: материалы для занятий искусством: материалы для рисования, такие как бумага, цветные мелки, нетоксичные фломастеры, карандаши, нестандартными материалы; краски; объемные материалы, такие как пластилин, глина, дерево; материалы для коллажей; инструменты, такие как безопасные ножницы, степлеры, дыроколы, клейкая лента.

Наглядно-демонстрационный материал

А также располагаются изобразительные, бросовые материалы, настольные конструкторы (краски и гуашь, бумага разной фактуры и цвета, мелки, сангина, кисти нескольких видов, мука, глина, пластилин, коробки с природным и бросовым материалом для конструирования).

Здесь же находятся образцы дымковской игрушки, семеновской матрешки, хохломская посуда и образцы гжельской росписи; альбомы репродукций произведений художников, наборы открыток, материалы для изготовления макетов, ландшафтов, оборудование для занятий.

Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок. Оформленная стена для творчества (сменные большие раскраски, бумага в подрамнике)

Набор для составления узоров по схеме

Физическое развитие

«Физкультурно-оздоровительный центр»

Наборы для метания колец, скакалки, обручи, мешки для метания). Оборудование (переносное и стационарное) стимулирует развитие разнообразных умений (используемое детьми оборудование должно стимулировать развитие 7-9 различных умений).

Балансиры разного типа.

Для детей с ограниченными возможностями предусмотрено адаптированное или специальное оборудование.

помпоны

мячи пластмассовые

мячи резиновые

флажки

ленты

скакалки

косы для гимнастических упражнений

кегли

канат

бадминтон

массажные дорожки и коврик

атрибуты для подвижных игр (шапочки, маски,  медальоны).

ростомер

лук со стрелами

мяч прыгающий -3 шт., мяч футбольный – 1 шт.

В развивающей предметно-пространственной среде организуется уголок для ребенка-инвалида в зависимости от перечня ограничений основных категорий жизнедеятельности - чаще всего стол и стульчик, где ребенок может найти себе занятие по желанию и настроению.

.

Слайд 26 – 28. РППС для детей с нарушениями зрения.

Для эффективного развития ребенка-инвалида с нарушением зрения необходима среда насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями. Специальная наглядность: демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20 см, материал раздаточный от 3 до 5см. Преобладание пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах. Особое внимание обращается на логическую последовательность заданий; это могут быть дидактические игры по изучаемым темам, кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы.

Материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома). Предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать. Наличие подставок, что позволит ребенку рассматривать объект в вертикальном положении. Посадка ребёнка на занятии осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога.

Слайд 29. В нашем ДОУ имеется отдельный сенсорный кабинет. Цвет стен, пола подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Помещение, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной и комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее.

Наполнение:

  1. Безопасный оптико-волоконный пучок, имеет фибероптические волокна, цветом и режимами которого можно управлять с пульта. Пучок волокон само по себе уже является антидепрессантом. Волокна мягкие и приятные на ощупь, их можно переплетать между собой, заплетая длинные косы. Функция смены цветов и светоэффектов позволит придумать интересный сюжет для занятий.
  2. Мягкие маты – различной величины, на которых можно сидеть или лежать. Напольные маты, помимо красочного украшения напольного покрытия в сенсорной комнате служат как мягкий тактильный настил для отдыха и проведения занятий.

Слайд 30.

  1. Световой стол для песочной терапии - световой экран для рисунков на песке со встроенной светодиодной лентой.
  2. Слайд 32. Интерактивный световой куб. Используется в релаксационных упражнениях. Способствует снижению уровня тревожности и развитию визуальных и тактильных ощущений.
  3. Слайд 33. Декоративно-развивающие панели  чаще всего используются для  развития мелкой моторики, для изучения времен года.
  4. Настенный и напольные лабиринты тренируют ловкость, развивают мелкую моторику и укрепляют зрение.

Слайд 29 - 30. РППС для детей с нарушениями слуха.

У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь. Поэтому у нас в ДОУ имеются игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий. Схемы составления описательных рассказов, предложений. Схемы последовательности действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

«Организация развивающей предметно- пространственной среды в центре экспериментирования, в соответствии с ФГОС ДО» ( старший дошкольный возраст)

Развивающая предметно- пространственная среда в центре экспериментирования, в соответствии с ФГОС ДО» ( старший дошкольный возраст)Консультация для воспитателей....

Презентация Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО старший дошкольный возраст

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....