Игрушки в формировании мировозрения детей
статья

Генингс Эллада Аркадьевна

Каким потенциалом в воспитании и поддержании душевного здоровья ребенка располагает игрушка?

Нужно ли с детского возраста раскрывать ребенку представления о картине мира, и какую роль играет в создании образа мира в сознании ребенка игрушка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushki_v_formirovanii_mirovozreniya_detey.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

        ИГРУШКИ   В  ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗРЕНИЯ   ДЕТЕЙ

Игры и игрушки являются неотъемлемой составляющей детской жизни, благодаря им формируется картина мира, определяющая в будущем социальную позицию и Я-концепцию растущего человека. Так было в традиционной культуре, так остается и по сей день.

Известно, что одной из важных потребностей ребенка является игра, дающая возможность познающему мир человеку имитировать и проживать самые разнообразные жизненные ситуации, которые моделируются с помощью игрушек. В игре происходит самореализация и социализация ребенка.

Искусствовед и музейный деятель, впервые собравший коллекцию игрушек, Н.Д. Бартрам чрезвычайно высоко оценивал роль игр и игрушек в становлении растущего человека, он утверждал: «Игрушка – радость ребенка, не умеющего еще читать, она развивает его творчество, наблюдательность, приучает к образам и формам» . Если игрушка затронула душу ребенка, она становится ему «другом», «собеседником», «советчиком». К такой игрушке ребенок тянется, заботится о ней, повсюду носит с собой, любит и умеет с ней играть, получает от общения с ней истинное удовольствие.

Родители, бабушки и дедушки, создававшие кукол для своих детей, вкладывали в них любовь и мудрость. Ребенок берег свою куклу, он чувствовал, что в нее заложена родительская любовь. Игрушки не выбрасывались, не забывались на улице, не раскидывались по избе, их бережно хранили в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Отношение к кукле было более чем серьезное.

Игра ребенка в куклы была своеобразной школой жизни, поэтому с давних времен поощрялась взрослыми. Ребенок в игре обучался вести хозяйство, приобретал опыт семейных отношений, копируя образ своей семьи.. С помощью куклы родители, бабушки и дедушки передавали детям накопленный жизненный опыт.

Маленьким детям кукол шили матери, бабушки, старшие сестры, а с пяти лет куклу или «потешку» могла сделать любая девочка. В куклы играли все дети до 7-8 лет – и мальчики и девочки. В народе считалось, что ребенок маленький до тех пор, пока ходит в рубахе. Как только мальчик надевал порты, а девочка – юбку, их игры и роли в играх строго разделялись.

Кукла принимала участие в сказочных сюжетах, в древних обрядах и в обрядовых играх. В народе верили, что кукла имеет множество функций: она способна помогать по дому, оберегать ребёнка от злых сил, охранять его сон. Не случайно до сих пор дети ложатся спать с любимой игрушкой. Древние куклы, вырезанные из дерева, вязанные из соломы, слепленные из глины, скрученные из тряпочек, как правило, безлики. Лица таким куклам не рисовали – боялись, что они оживут. По древним поверьям лицо, глаза человека ассоциировались с его душой, а в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая сила.

Обрядовая кукла считалась видимым воплощением божеств или других мифологических персонажей. По древним поверьям кукла замещала надолго ушедшего из дома или умершего человека. Такую обрядовую куклу можно встретить в сюжете сказки «Василиса Прекрасная». Мать оставила дочери куколку, которая как бы замещала ее. В кукле хранилась душа матери, которая помогала Василисе преодолеть трудности и победить Бабу Ягу. По сюжету сказки Василиса кормила куколку, т.е. подкрепляла ее жизненную силу, после чего та давала Василисе полезные советы.

Как видим, в образы кукол, также как и других игрушек, мастера и мастерицы вкладывали особую любовь и заботу о тех, кому они  предназначались. Возможно, этим объясняется позитивный, благожелательный характер ярких и жизнерадостных игрушек, представляющих региональные народные игрушечные промыслы: дымковские, филимоновские, абашевские, каргопольские, костромские и многие другие. В традициях этих промыслов даже грозные медведи изображались с лукавством и добрым юмором. И в этом была своя жизненная мудрость, которая и сегодня привлекает к образам народных игрушек внимание детей и взрослых.

Традиционно считалось, что игрушки должны положительно воздействовать на ребенка, быть примером, будить желание подражать им, внушать чувства нежности, любви, радости от игры. Ребенок, как губка, впитывает в себя все, что он видит, все, что он слышит»  Дети легко подвергаются любому чувственному внушению. Попадая в веселую среду, ребенок будет от души веселиться, даже если до этого он плакал; с другой стороны, отчаяние, паника, растерянность взрослых подвергает в беспокойство и тревогу ребенка.

В  современных игрушках и электронных играх, имеющих в своем большинстве жесткий, агрессивный характер, который не только способствует появлению депрессивного состояния у играющих, но учит безжалостности, жестокости, склонности совершать необдуманные поступки, т.к. время на обдумывание ходов игра не предоставляет. Привыкая к игре, дети перестают различать реальное и виртуальное, в сознании поселяется уверенность в том, что любое действие можно легко отменить, вернуться на исходные позиции и начать все заново, но уже по-другому. Ребенок не учится нести ответственность за свои поступки (зачем, раз можно все переделать?). и ответственность за это в большой мере несут игры и игрушки, участвующие в формировании личности ребенка.

Игра, как средство воспитания, уходит вглубь веков, это объясняется тем, «что игра в чем-то созвучна природе ребенка …не биологической, а социальной природе ребенка, чрезвычайно рано возникающей у него потребности в общении со взрослыми, превращающейся в тенденцию жить общей жизнью со взрослыми» . И здесь, отмечая значение игры, ученый в связи с возникновением в опыте ребенка противоречия между пробуждающимися желаниями и стремлением к их неотложной реализации, огромную роль придает развитию мотивационно-потребностной сферы ребенка. Благодаря игре и игрушкам происходит трансформация деятельности, расширяющая осваиваемый круг предметов и действий с ними.

Игрушка должна быть позитивна, источником радости и мотивом для пробуждения добрых чувств и намерений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ростовая игрушка- средство формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к познанию и преображению окружающего мира"

"Ростовая игрушка- средство формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к познанию и преображению окружающего мира"  Содержание:1.История кукол2.Актуальность приобщения ш...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема: «Игрушки в гостях у детей» II младшая группа

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема: «Игрушки в гостях у детей» II младшая группа...

Образовательная деятельность (занятие) по формированию элементарных математических представлений Тема: «Игрушки в гостях у детей»

Образовательная деятельность (занятие) по формированию элементарных математических представлений. Тема: «Игрушки в гостях у детей»...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша. ( младшая группа) Тема: «Игрушки в гостях у детей»

Цель: Познакомить детей с образованием числа 4.Программное содержаниеОбразовательные задачи:1.Учить детей считать до 4.2. Упражнять в умении устанавливать равенство между предметами.3.Продолжать учить...

Методическая разработка "Формирование у детей представления о народной игрушке"

Введение: С незапамятных времен народная игрушка была понятна каждому ребенку. Раньше не было фабрик по изготовлению игрушек, и родители делали их своим детям сами. Несмотря на внешнюю простоту народн...