НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ. ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?
статья

Довбенко Евгения Михайловна

В настоящее время педагоги детских садов и родители дошкольников все чаще сталкиваются с нарушениями поведения у детей. Это приводит ко многим трудностям в обучении маленьких «вредин», так говорят сами родители о своих детях. И действительно, у них существует много проблем во взаимодействии со сверстниками, родителями и педагогами. Однако проблемы зачастую не только в погрешностях воспитания, но и гораздо глубже – в здоровье детей. ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narusheniya_povedeniya_u_doshkolnikov._chto_delat.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Довбенко Евгения Михайловна учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад № 5» - ТПМПК

НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ. ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

В настоящее время педагоги детских садов и родители дошкольников все чаще сталкиваются с нарушениями поведения у детей. Это приводит ко многим трудностям в обучении маленьких «вредин», так говорят сами родители о своих детях. И действительно, у них существует много проблем во взаимодействии со сверстниками, родителями и педагогами. Однако проблемы зачастую не только в погрешностях воспитания, но и гораздо глубже – в здоровье детей.  

        Неблагоприятными условиями являются внутриутробные нарушения (в связи с тяжелым токсикозом беременности, токсоплазмозом, различными интоксикациями и т.д.), патология родов, инфекции, травмы, а также пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала. И эти факторы все чаще встречаются при рождении детей.         

Кроме этого наши дети растут в условиях цифрового бума и уже с 3х летнего возраста знакомы с планшетами, смартфонами и компьютером. Все эти современные цифровые технологии безусловно нужны и важны для развития детей, но использовать их надо не во вред неокрепшей нервной системе малышей-дошкольников. Общение ребенка со взрослом человеком и сверстниками является биологической и врожденной острой необходимостью. Так же оно является одним из главных психологических условий успешного развития ребенка. В контексте изучения причин социально-эмоциональных нарушений, влияющих на поведение человека, в настоящее время появились многочисленные понятия, такие как «материнская депривация», «психическая депривация», «социальная депривация», «эмоциональная депривация».

Родители все чаще используют их в качестве замены живому общению, чтению вслух, играм с куклами и совместным прогулкам по вечерам. «Устают!»  - скажете вы. Уставали ли наши родители? Конечно да, и не меньше. Я вспоминаю, как мы с мамой шили одежду у нее в швейном ателье, как рисовали бумажных кукол и одежду для них, спорили, и даже дрались с сестрой за ее внимание к нам. Мама говорила: «Вы же сестры, как же вы жить будете, когда меня не станет?». И вот ее нет уже много лет, а мы живем и живем дружно (правда далеко друг от друга), и это благодаря ей. Она разговаривала с нами, даже когда устала. Рисовала и пела для нас, тогда, когда у нее было много работы. Ругала нас, когда была напугана нашими поступками, мы знали, что такое ремень и стояли в углу. Но никогда мы не чувствовали себя униженными, ненужными. И никогда работа и финансовое благополучие не стояли выше, чем мы – дети.  

Дефицит живого общения приводит к возникновению недоверия к окружающему миру, ребенка возникает устойчивый страх, непринятие других людей и самого себя, агрессивность, нежелание познать новое и учиться. При неблагоприятном неврологическом статусе и воспитании у малыша возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния. Развиваются негативные эмоциональные реакции и отношение к жизни и людям. Эти эмоциональные состояния, закрепившись, начинают регулировать психическую деятельность и поведение малыша негативным образом, а в дошкольном возрасте приводит к нарушениям в поведении, в более позднем возрасте к формированию негативной жизненной позиции.

Исследователи Кумарина Г.Ф., Вайнер М.Э., Вьюнкова Ю.Н. и др. выделяют следующие типичные нарушения поведения, в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми, особенности семейного воспитания.

         Гиперактивное поведение

Дети с гиперактивным поведением имеют повышенную потребность в постоянном движении. У малышей блокировке данной потребности жесткими правилами поведения, нарастает мышечное напряжение и резко ухудшается внимание, очень сильно падает работоспособность, возникает сильное утомление. Вслед за этими реакциями всегда возникает эмоциональная разрядка, которая выражается в неконтролируемом ребенком двигательном беспокойстве, сильной расторможенности. В связи с чем родители начинают использовать наказания (запреты, отчитывания, отлучение от любимых занятий, игрушек, лакомств, физические наказания).

 Демонстративное поведение.

При демонстративном поведении ребенок намеренно и осознанно нарушает принятые нормы, правила поведения. Данное поведение чаще всего адресовано взрослым. Оно имеет под собой цель привлечения внимания взрослых, ведь когда ребенок ведет себя тихо и «хорошо» они на него не обращают внимания.

Протестное поведение.

Существуют различные формы протестного поведения детей – негативизм, строптивость, упрямство. Негативизм, возникающий у детей является результатом неправильного воспитания, предъявления к ребенку требований, которые на данном этапе малыш не может выполнить. Упрямство – это реакция ребенка, настаивающего на чем-либо не потому, что ему этого очень сильно хочется, а потому, что он этого потребовал от взрослого. Строптивость ребенка направлена не на руководящего им взрослого, а против норм воспитания и навязываемого ребенку образа жизни. Это бывает и когда взрослые не понимают, что у ребенка давно другие интересы и появились свои взгляды и с ними надо считаться.

Агрессивное поведение.

Часто бывает, что ребенок противоречит нормам и правилам, принятым в обществе. Он наносит вред живым и не живым объектам, вызывает психологический дискомфорт окружающих людей, причиняет физический ущерб. Эти действия, чаще всего выступают в качестве средства для достижения цели. Может являться способом психологической разрядки. Так бывает у гиперактивных детей, рано или поздно организм малыша научается понимать, что легче и спокойнее становится, когда ты совершишь неприемлемые поступки, в результате чего накажут и ты выплеснешь эту негативную энергию через плач, крик, причинение вреда себе или окружающим.   Также агрессия помогает замещать блокированную и неудовлетворенную потребность в любви, самоутверждении, самореализации.

Инфантильное поведение.

У инфантильного ребенка в поведении сохраняются черты, которые присущи более раннему возрасту и более раннему этапу развития. Ребенок характеризуется незрелостью интегративных личностных образований, при нормальном развитии физических функций. Очень часто встречающееся явление в наше время, поскольку взрослые излишне опекают детей, лишая их возможности принимать решения самостоятельно и отвечать за свои поступки (начиная с самостоятельного выполнения бытовых навыков, заканчивая выбором профессии).

Симптоматическое поведение. Симптоматическое поведение ребенка – это сигнал тревоги, который предупреждает своеобразным образом, что сложившаяся ситуация больше невыносима для ребенка (пример: рвота или тошнота как отражение неприятной, болезненной ситуации в семье). Нарушения поведения ребенка возникают непроизвольно и не поддаются контролю или нарушения поведения малыша оказывают сильное негативное психологическое влияние на других людей.

Как же помочь ребенку? Будьте внимательны к нуждам и потребностям ребенка. Последовательны в наказаниях ребенка, наказывайте, если считаете это необходимым только за конкретные поступки, но наказания не должны унижать ребенка.

Давайте ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события, для этого обучайте распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей, доступным способам эмоциональной разгрузки. Развивайте способность к эмпатии. Формируйте навыки реагирования в конфликтных ситуациях. Учите брать ответственность на себя. Не кричите на ребенка, тогда он не будет бояться, что это произойдет. Если же вы не сдержались, то после этого объясните ребенку почему это произошло, он сможет понять, что вам тоже бывает страшно за него, что вы пытались уберечь его от опасны и неправильных поступков.

Нарушения поведения у детей разнообразны и причины этих поведений очень индивидуальны. Поэтому необходимо видеть любые изменения в своем малыше, быть внимательными. А для этого наблюдайте, учитесь этому как ваши дети и вы увидите почему ваш ребенок ведет себя именно так. Любите, и любить не значит обнимать и целовать не менее определенного количества раз, как пишут в некоторых «умных» книгах, а это значит говорить с ребенком, глядя ему в глаза, дарить игрушку и садиться рядом, чтобы с ней поиграть вместе, показать, как это делать правильно, не принести из магазина новое платье или куртку, а сделать поход за покупкой незабываемым событием для ребенка.

Вот такая получилась моя статья, не очень теоретическая, но надеюсь вам она пригодится. Я посвящаю ее своей маме, и всем тем родителям, которые еще в самом начале пути воспитания своих детей.

Используемая литература:

  1.  Мишина Светлана Николаевна. Причины и типы нарушения поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пути коррекции поведения. https://puzkarapuz.ru/content/1864 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе формирования здорового образа жизни и навыков безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта.

Статья посвящена  проблеме взаимодействия педагогов специального дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников с ограниченными возможностями  здоровья в процессе здо...

Нарушения поведения у дошкольников.

В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения психологических причин нарушений поведения у детей дошкольного возраста, разработки программ психопрофилактики и коррекции. Однако, ...

Сказка как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями поведения

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни...

Нарушение пищевого поведения у дошкольников

        Вопрос касается  психологических проблем питания у детей дошкольного возраста. Часто родители, дети которых страдают нарушением пищевого поведения, не могут пра...

Нарушение поведения дошкольников

Презентация для работы с родителями с целью профилактики  нарушений детско-родительских отношений...

Профилактика нарушений поведения у дошкольников

Презентаццию "Профилактика нарушений поведения у дошкольников" можно использовать для группового консультирования педагогов и родителей....

Презентация на тему: "Нарушение коммуникативного поведения у дошкольников с РАС и основные методы и приемы коррекции"

Презентация отражает особенности коммуникативной функции речи у детей с РАС. Направления в системе психолго-педагогической коррекции по обучению навыкам коммуникации. Методы психолого-педагогической к...