семинар-практикум для педагогов "Укрепление психического здоровья детей через повышение компетентности родителей""
материал

Салахова Татьяна Юрьевна

На семинаре- практикуме для педагогов решались следующие задачи:обсуждались формы работы с родителями,принципы и тактика;познакомились с правилами эффективного общения,с разными моделями общения через психотехнические упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар-практикум для педагогов25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар- практикум:

«Укрепление психического здоровья детей

через повышение компетентности родителей»

                                                               Подготовил:

                                                                         педагог- психолог

                                                                    Салахова Т.Ю.

Семинар- практикум

Укрепление психического здоровья детей

через повышение компетентности родителей.

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросе укрепления психического здоровья детей через повышение компетентности родителей.

Задачи:

-обсудить с педагогами факторы, влияющие на психическое здоровье  и способы укрепления психического здоровья

-обсудить формы работы с родителями, принципы  и тематику для повышения компетентности родителей.

-ознакомить педагогов с результатами анкетирования  «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями»

-  познакомить с разными моделями в общении через психотехническое упражнение

-  познакомить с правилами эффективного общения

Ход:

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования (раздел I, п. 1.4., пп. 5).

Одной из целей, на достижение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (раздел I, п. 1.6., пп. 9).

Психическое здоровье- под этим термином мы понимаем состояние душевного благополучия, психического комфорта, обеспечивающего адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения деятельности.

.Факторы, влияющие на псих.здоровье:

На 50-55% зависит от  условий и образа жизни

На 20-25% -от состояния окруж.среды

На 15-20%-от генетических особенностей

10-15%- от деятельности учреждений здравоохранения

    Способы укрепления психического здоровья:

-эмоциональная устойчивость и саморегуляция

-искоренение вредных привычек

-позитивное времяпрепровождение,  хобби

-физическая активность

-питание и режим

Итак, для обеспечения психического здоровья детей необходимо и повышать компетентность родителей

С помощью каких форм  и методов  можно повышать компетентность родителей?

-Наглядная педагогическая пропаганда( стенды, листовки, буклеты, папки-передвижки)

-родительские собрания

-  круглый стол

-  тренинг

-семинар- практикум

-деловая игра

-  дискуссия

-  консультации  по интересующим родителей темам

-  индивидуальные беседы с родителями

-опросы, анкетирование

-работа в малых  творческих группах по интересам ( по желанию родителей)

- день Здоровья

- творческая мастерская

- совместные комплексные занятия

- показ театральных представлений  силами родителей

- тематические вечера досуга

- гость группы (комплексные занятия с участием родителей для ознакомления с профессией, национальностями и обычаями и др.)

Тематика для проведения мероприятия по укреплению психического здоровья

-Секрет семейного счастья  -Досуг нашей  семьи

-Азбука внутрисемейных отношений

-  Если   малыш упрямится (капризен, застенчив, плохо ест  и т.п.)

-  Как привлечь папу к воспитанию собственного ребенка

- Вкусная и здоровая пища каждый день

- Проблемы неполной семьи     -Наказания – «за» и «против

 -Что такое полноценное развитие   -Возрастные особенности детей

 -Адаптация-это серьезно      -Влияние родительских установок

-Какие игрушки необходимы детям

-Почему дети разные?    -Связь здоровья ребёнка и микроклимата в семье

-Что такое хорошо и что такое плохо   -Как договориться с ребенком

-Агрессивный ребенок   -Что делать если ребенок всего боится

 Тревожный ребенок

Скоро в школу.

Воспитание нрав. качеств через худ. литературу

Проводя мероприятие вы должны придерживаться  основных принципов сотрудничества педагогов с семьями воспитанников : 

1. Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в воспитании и образовании ребёнка дошкольного возраста. Сотрудничество, а не наставничество.

2.Индивидуальный подход

3. Максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

4.Открытость педагога к семье.

5. Активная позиция всех участников. Динамичность.

Работа в группах

-Предложить педагогам разделиться на группы. Каждая группа выбирает себе форму работы с родителями или несколько форм и выбирает тематику. Нужно разработать план  мероприятия на конкретную тему.

 При проведении мероприятий необходимо коммуникабельность педагогов.

Было проведено анкетирование педагогов «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями»

Результаты анкетирования:

12%-нормальная коммуникабельность

57%-бывают весьма общительны

31%-чрезмерно общительны

14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеж​дены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами. В то же время Вы не любите многословия, излиш​ней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9—13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стреми​тесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспи​тывают детей. Вам иногда недостает терпе​ния и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При жела​нии, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4—8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу.Возможно, по этой причине некоторые родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

Вопросы:

-Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

-да,не следует-31%

-нет, следует-57%

-иногда не следует-12%

-Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

-да,сложнее-50%

-нет-50%

-Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

- нет, не раздразаюсь-100%

-Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?

-нет, не существует-25%

-иногда существует- 44%

-да, существует-31%

-Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

-нет, не промолчу-31%

-иногда промолчу-25%

-да, промолчу- 44%

-Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

-да, считаю-37%

-иногда-44%

-нет-19%

 -Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

-да проще-44%

-нет-12%

-иногда проще-44

Работа в паре.

Психотехническое упражнение «Давление» (осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное   общение.)

Инструкция: найдите себе пару, встаньте друг против друга

-прикоснитесь друг к другу ладонями.

-Договоритесь, кто будет ведущим, он должен слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями

-В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?

-Было ли такое, что ни в первом, ни во втором случае вам было неприятно? давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).

- попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).

-Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства?

-Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению  мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения.И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

Правила эффективного общения 

Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 сек.

1)-«Правило трех плюсов» ( расположить - три психол.плюса).

-Улыбка, (искренняя, доброжелательная)

- имя собеседника (это самый сладостный и самый важный для него звук)

 - комплимент. (косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику ружье,  родителю его ребенка.)

При общении сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

2)  контакт глаз -доброжелательный, внимательный взгляд  Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

3)  дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м)- характерна для беседы

важно не переступать «границы» личного пространства собеседника!

4)Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

5)Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

6)Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация ).

7) Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»

-«Я сам такой же, у меня то же самое!».

-Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы»«Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!»«Нас всех беспокоит, что дети…», «Нас объединяет общее дело»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

 Подведение итогов семинара-практикума. 

-Я надеюсь, что сегодня вы почерпнули что-то интересное для себя, и это  поможет вам достичь взаимопонимания с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Психическое здоровье педагога, как его укрепить»

Цель: Поддерживать желание и стремление педагогов вести здоровый образ жизни (ЗОЖ).Задачи: Сформировать адекватное отношение к собственному здоровью как к одной из высших жизненных ценностей.Науч...

Семинар - практикум для педагогов "Движение основа здоровья детей"

Семинар - практикум для педагогов "Движение - основа здоровья детей"...

Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»

Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»...

Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»

Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»...

Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»

Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»...