семинар-практикум для педагогов "Укрепление психического здоровья детей через повышение компетентности родителей""
материал
На семинаре- практикуме для педагогов решались следующие задачи:обсуждались формы работы с родителями,принципы и тактика;познакомились с правилами эффективного общения,с разными моделями общения через психотехнические упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар-практикум для педагогов | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар- практикум:
«Укрепление психического здоровья детей
через повышение компетентности родителей»
Подготовил:
педагог- психолог
Салахова Т.Ю.
Семинар- практикум
Укрепление психического здоровья детей
через повышение компетентности родителей.
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросе укрепления психического здоровья детей через повышение компетентности родителей.
Задачи:
-обсудить с педагогами факторы, влияющие на психическое здоровье и способы укрепления психического здоровья
-обсудить формы работы с родителями, принципы и тематику для повышения компетентности родителей.
-ознакомить педагогов с результатами анкетирования «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями»
- познакомить с разными моделями в общении через психотехническое упражнение
- познакомить с правилами эффективного общения
Ход:
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования (раздел I, п. 1.4., пп. 5).
Одной из целей, на достижение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (раздел I, п. 1.6., пп. 9).
Психическое здоровье- под этим термином мы понимаем состояние душевного благополучия, психического комфорта, обеспечивающего адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения деятельности.
.Факторы, влияющие на псих.здоровье:
На 50-55% зависит от условий и образа жизни
На 20-25% -от состояния окруж.среды
На 15-20%-от генетических особенностей
10-15%- от деятельности учреждений здравоохранения
Способы укрепления психического здоровья:
-эмоциональная устойчивость и саморегуляция
-искоренение вредных привычек
-позитивное времяпрепровождение, хобби
-физическая активность
-питание и режим
Итак, для обеспечения психического здоровья детей необходимо и повышать компетентность родителей
С помощью каких форм и методов можно повышать компетентность родителей?
-Наглядная педагогическая пропаганда( стенды, листовки, буклеты, папки-передвижки)
-родительские собрания
- круглый стол
- тренинг
-семинар- практикум
-деловая игра
- дискуссия
- консультации по интересующим родителей темам
- индивидуальные беседы с родителями
-опросы, анкетирование
-работа в малых творческих группах по интересам ( по желанию родителей)
- день Здоровья
- творческая мастерская
- совместные комплексные занятия
- показ театральных представлений силами родителей
- тематические вечера досуга
- гость группы (комплексные занятия с участием родителей для ознакомления с профессией, национальностями и обычаями и др.)
Тематика для проведения мероприятия по укреплению психического здоровья
-Секрет семейного счастья -Досуг нашей семьи
-Азбука внутрисемейных отношений
- Если малыш упрямится (капризен, застенчив, плохо ест и т.п.)
- Как привлечь папу к воспитанию собственного ребенка
- Вкусная и здоровая пища каждый день
- Проблемы неполной семьи -Наказания – «за» и «против
-Что такое полноценное развитие -Возрастные особенности детей
-Адаптация-это серьезно -Влияние родительских установок
-Какие игрушки необходимы детям
-Почему дети разные? -Связь здоровья ребёнка и микроклимата в семье
-Что такое хорошо и что такое плохо -Как договориться с ребенком
-Агрессивный ребенок -Что делать если ребенок всего боится
Тревожный ребенок
Скоро в школу.
Воспитание нрав. качеств через худ. литературу
Проводя мероприятие вы должны придерживаться основных принципов сотрудничества педагогов с семьями воспитанников :
1. Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в воспитании и образовании ребёнка дошкольного возраста. Сотрудничество, а не наставничество.
2.Индивидуальный подход
3. Максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
4.Открытость педагога к семье.
5. Активная позиция всех участников. Динамичность.
Работа в группах
-Предложить педагогам разделиться на группы. Каждая группа выбирает себе форму работы с родителями или несколько форм и выбирает тематику. Нужно разработать план мероприятия на конкретную тему.
При проведении мероприятий необходимо коммуникабельность педагогов.
Было проведено анкетирование педагогов «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями»
Результаты анкетирования:
12%-нормальная коммуникабельность
57%-бывают весьма общительны
31%-чрезмерно общительны
14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9—13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей. Вам иногда недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4—8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу.Возможно, по этой причине некоторые родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
Вопросы:
-Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
-да,не следует-31%
-нет, следует-57%
-иногда не следует-12%
-Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
-да,сложнее-50%
-нет-50%
-Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
- нет, не раздразаюсь-100%
-Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?
-нет, не существует-25%
-иногда существует- 44%
-да, существует-31%
-Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
-нет, не промолчу-31%
-иногда промолчу-25%
-да, промолчу- 44%
-Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
-да, считаю-37%
-иногда-44%
-нет-19%
-Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
-да проще-44%
-нет-12%
-иногда проще-44
Работа в паре.
Психотехническое упражнение «Давление» (осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.)
Инструкция: найдите себе пару, встаньте друг против друга
-прикоснитесь друг к другу ладонями.
-Договоритесь, кто будет ведущим, он должен слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями
-В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?
-Было ли такое, что ни в первом, ни во втором случае вам было неприятно? давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).
- попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).
-Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства?
-Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения.И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.
Правила эффективного общения
Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 сек.
1)-«Правило трех плюсов» ( расположить - три психол.плюса).
-Улыбка, (искренняя, доброжелательная)
- имя собеседника (это самый сладостный и самый важный для него звук)
- комплимент. (косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику ружье, родителю его ребенка.)
При общении сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
2) контакт глаз -доброжелательный, внимательный взгляд Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
3) дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м)- характерна для беседы
важно не переступать «границы» личного пространства собеседника!
4)Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
5)Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
6)Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация ).
7) Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»:
-«Я сам такой же, у меня то же самое!».
-Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Нас объединяет общее дело»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Подведение итогов семинара-практикума.
-Я надеюсь, что сегодня вы почерпнули что-то интересное для себя, и это поможет вам достичь взаимопонимания с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Психическое здоровье педагога, как его укрепить»
Цель: Поддерживать желание и стремление педагогов вести здоровый образ жизни (ЗОЖ).Задачи: Сформировать адекватное отношение к собственному здоровью как к одной из высших жизненных ценностей.Науч...
Семинар - практикум для педагогов "Движение основа здоровья детей"
Семинар - практикум для педагогов "Движение - основа здоровья детей"...
Буклет для педагогического совета «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия через повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей»
Взаимодействие с семьёй....
Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»
Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»...
Семинар-практикум "Новые приемы раскрытия творческих способностей детей через восприятие"
Работа музыкального руководителя с воспитателями....
Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»
Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»...
Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»
Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»...