Семинар-практикум "Новые приемы раскрытия творческих способностей детей через восприятие"
учебно-методический материал

Шведова Ольга Владиславовна

Работа музыкального руководителя с воспитателями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Цель нашего семинара – изучить новые приемы раскрытия творческих способностей детей через восприятие, которые мы можем использовать в нашей педагогической деятельности.

Музыкальное восприятие (восприятие музыки) - это процесс целостного, эмоционального, осознанного, образного познания музыкального произведения.

Слушание музыки - один из наиболее эффективных и развивающих видов музыкальной деятельности, в процессе которого дети учатся слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее. Слушая музыку, они получают значительно больше впечатлений, чем в других видах музыкальной деятельности.

Мы уже знакомы с понятиями - музыкальное восприятие и слушание музыки, которые играют важную роль в развитии музыкальных способностей, а сегодня поговорим о детском творчестве.

Вопрос 1. Как вы думаете, что такое детское творчество? (Выслушиваются варианты ответов, которые записываются на доске)

Детское творчество — форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. Детское творчество предполагает создание ребёнком субъективно нового продукта в результате детской деятельности, являющегося значимым, прежде всего, для ребёнка. Развитие творческих способностей ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.

Развитие творческих способностей проходит определённые этапы:

1. Накопление музыкальных впечатлений.

2. Проявление творчества в двигательных, речевых, вокальных импровизациях, отражение в рисовании.

3. Создание собственных музыкально-хореографических композиций (импровизаций, являющихся воплощением какого-либо художественного впечатления (литературного, музыкального, пластического, изобразительного).

Таким образом, наша совместная цель с педагогами заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие творческой и разносторонней личности дошкольника через музыкальное восприятие.

Переходим к практической части нашего семинара. Мы будем выполнять практические задания в процессе прослушивания музыкальных произведений известных композиторов, связанных одной тематикой - природа. В работе с детьми мы прослушиваем эти произведения несколько раз. У нас с вами время ограничено – поэтому все задания выполняются с первого прослушивания. Делимся на две группы.

1 Задание: Сейчас мы с вами попробуем передать характер музыки с помощью кистей рук. Этот прием называется пластическое дирижирование. Его можно использовать в психологических тренингах, как пальчиковую гимнастику, для развития чувства ритма. С участниками первой группы мы дирижируем, а со второй группой выкладываем схему строения произведения, т. е. графическое изображение музыки (линии, волны, штрихи, стрелочки, зигзаги, точки, восклицательный знак, галочки) Игра называется «Музыкальные узоры». Её можно использовать как настольную игру, отлично развивает воображение и мышление.

  Эдварда Грига «Утро»

2 Задание:

В ходе работы над восприятием музыки, мы учим детей высказываться о характере музыки, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения. Так, например, приём пластического перевоплощения -перевоплощаясь в осенние листья, снежинки, цветы, ветер и т. д. индивидуальными ритмическими движениями можно показать (каждый по-своему, о чем рассказывает музыка. Этот прием можно использовать в различных играх, психологических тренингах, при чтении художественной литературы, при выполнении физических упражнений.

Сейчас мы с вами попробуем на практике, как можно с помощью музыкально-ритмических движений передать образы природы. Задача в этом приеме – передать характер музыки в пластике.

     Передать с помощью музыкально-ритмических движений характер музыкального произведения :

Камиль Сен-Санс «Аквариум, «Куры».

3 Задание:

Интеграция различных видов музыкальной деятельности дает возможность ярче проявить себя в творчестве, помогает ощутить свои возможности и укрепляет веру в успех. Слушая музыку на занятиях и развивая в ребенке музыкальность, педагог предоставляет ему свободу выражения, интеллектуальную и эмоциональную раскованность. Самое главное для педагога - это результат его работы. Как приятно видеть, когда, слушая музыкальное произведение, дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах.

Оркестровать с помощью музыкальных инструментов музыкальное произведение Георгия Свиридова «Тройка» (Антонио Вивальди «Времена года «Зима», Роберт Шуман «Дед Мороз).

4 Задание:

Лучше понять и почувствовать музыку помогают занятия в игровой форме. После прослушивания классической музыки, осознанного ее восприятия и анализа произведения детям даётся возможность передать свои впечатления от увиденного и услышанного в исполнительской и творческой деятельности : пении, рисовании, моделировании, музыкально-ритмических движениях. Послушаем прекрасную музыку Петра Ильича Чайковского «Подснежник» и попробуем передать её образ на бумаге. Здесь мы используем прием интеграции различных видов искусств - синтез музыки, изобразительного искусства и поэзии. Его можно применить на занятии по изобразительной деятельности, при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию, при изготовлении детьми подарков мамам и папам.

Нарисовать прослушанный образ произведения Петра Ильича Чайковского «Подснежник» с помощью красок, карандашей, пастели.

 «Подснежник», муз. П. И. Чайковского

Давайте вместе подумаем, где и в каких режимных моментах мы можем применить и использовать показанные приёмы развития творческой активности детей? Перед вами на листочках все вышеизложенные приемы, каждая пара выбирает один прием. (выслушиваются ответы педагогов)

Вывод: Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность, это процесс довольно длительный и сложный. Творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности : в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Наша задача - практиковать в своей педагогической деятельности приёмы развития творческой активности детей, показанные сегодня на семинаре.


Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Используем этот прием – перевоплощение в театральный образ - в театральных постановках, при чтении художественной литературы, в сюжетно-ролевых играх. Взрослым также очень полезно перевоплощаться в персонажей и героев для снятия зажимов и комплексов. Так что, приступаем к театральной деятельности.

Слайд 11.

5 Задание: Под музыку «Пудель и птичка» французского композитора Франсиса Лемарка нужно передать образ птички и собачки. Поможет нам в этом маскировка и костюм. (Петр Ильич Чайковский «Баба-Яга»)

Слайд 12

Импровизация – это особый вид музыкально-художественного творчества, при котором художественный образ создаётся ребёнком спонтанно, непосредственно в процессе звучания музыкального произведения. Предлагаю вам в следующем задании использовать этот вид творчества.

Слайд 13

6 задание: Под русскую народную музыку «На горе-то калина», первая группа пляшет с платочками, придумывая свои движения, вторая группа создает оркестр народных инструментов для данной мелодии и играет на этих инструментах.

Слайд 14

А сейчас можно немного отдохнуть, мы поиграем в игру на восприятие, которая называется «Волшебный платок». Эту игру я использую для детей младшей и средней группы. Здесь используется прием – перевоплощение в театральный образ. Платок будет чудесным образом закрываться, а потом открываться. Ваша задача – выходить из-под платка в том образе, который вы услышите, и передать в движении характер музыки.

7 задание: Музыкальная игра «Волшебный платок». Передавать в движении образ зайчика, медведя, птички, петуха. Передать в движении характер музыки. Придумать свои плясовые движения.

Уважаемые педагоги, это было последнее практическое задание. Предлагаю вам объединиться по своим возрастным группам.

Слайд 15

Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть красоту окружающего нас мира.

Всем участникам огромную благодарность! В заключение мы послушаем песню «Музыка звучит», в ней выражена тема нашего семинара. Во время звучания песни каждый участник может взять звездочку и подарить её самому творческому педагогу, который по вашему мнению больше проявил инициативы, фантазии, оригинальности, эмоциональности, импровизации сегодня на семинаре.

Слайд 16

Песня «Музыка звучит»

Музыкальные произведения :

1. Эдвард Григ «Утро» (П. И. Чайковский «Вальс цветов»)

2. Эдвард Григ «Ручеек», Камиль Сен-Санс «Аквариум»

3. Георгий Свиридов «Тройка» + видео (Антонио Вивальди «Времена года «Зима», Роберт Шуман «Дед Мороз)

4. Петр Ильич Чайковский «Подснежник» + видео (Николай Римский-Корсаков «Океан-море синее»)

5. «Пудель и птичка» Франсис Лемарк (Петр Ильич Чайковский «Баба-Яга»)

6. Русская народная музыка «Ах, ты береза» («На горе-то калина», «Калинка-малинка моя»)

7. Музыкальная игра «Волшебный платок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКОЙ И ХОРЕОГРАФИЕЙ

У детей дошкольного возраста способность импровизировать возинкает подспудно и её можно и нужно развивать.......

АРТ- терапия как метод раскрытия творческих способностей детей в системе здоровьесберегающих технологий

Арт-терапия –один из самых мягких и глубоких методов в арсенале психологов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, мы как будто получаем закодиро...

Раскрытие творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

В возрасте от 3 до 7 лет игра для детей, выполняет роль разнообразной, активной, творческой деятельности, в которой осваиваются впечатления жизни и формируются все стороны личности ребёнка. В пр...

«Раскрытие творческих способностей детей совместно с родителями»

Актуальность темы: В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век технологий и информатизации, обществу требуются личности ини...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ. С.В. Курлыкина МБДОУ «ЦРР – детский сад № 181»

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Мир литературы на вдохновляет, открывает красоту окружающего мира. Где есть дети – дошкольники, там есть и сказки. И дети ...

Мастер класс "Через опыт- к творчеству". Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность

Мастер-класс Цель мастер-класса: Повысить педагогическую компетентность педагогов.Задачи: • представить педагогам методы и приемы работы по развитию творческих способностей дошкольников...

Семинар-практикум на тему «Раскрытие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки»

Цель: узнать, изучить, повторить - какие методы и приемы можно использовать в педагогической деятельности для развития творческой активности дошкольников в процессе музыкального восприятия...