«Дидактические игры для развития функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики у детей раннего возраста с нарушением интеллекта»
учебно-методический материал (младшая группа)

Суховских Анастасия Владимировна

Здесь описаны дидактические игры для развития функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики у детей раннего возраста с нарушением интеллекта»

           по книги Стребелевой Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Дидактические игры для развития функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики у детей раннего возраста с нарушением интеллекта»

           (по книги Стребелевой Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр)

Критерий

Дидактические игры

Развитие хватания

Название: «Бросай шарики»

Цель. Учить детей выполнять по показу взрослого: брать в руки шарики и бросать  их целенаправленно (в корзину)

Оборудование. Коробка с шариками разного размера и цвета, сделанные из разного материала (пластмассовые, резиновые, деревянные, железные и др.)

Ход игры. Педагог обращает внимание детей на коробку с различными шариками и говорит о том, что их надо все бросать в корзину, показывает, как это надо делать. В случае затруднения используются совместные действия или действия по подражанию. В ходе действий ребёнка с шариками педагог сопровождает их речевыми высказываниями: «Бери так – в руку, потом – бах,  в корзину. МОЛОДЕЦ!»

Название: «Поймай мяч»

Цель. Учить хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете; правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя двумя руками.

Оборудование. Надувной мяч яркого цвета, верёвка, леска для подвешивания мяча.

Ход игры. Ребёнок сидит на стуле, над ним опускается мяч, привязанный к верёвке, конец которой держит взрослый. Верёвка перекинута через леску. Мяч постепенно опускают и просят малыша поймать его, не вставая со стула. Если он пытается поймать мяч одной рукой, взрослый показывает, как это делать, при необходимости сам распределяет пальцы его рук. Мяч появляется слева и справа на таком расстоянии, чтоб ребёнок мог схватить его двумя руками

Название: «Переложи игрушки»

Цель. Учить брать мелкие предметы щепотью; развивать координированные действия обеих рук.

Оборудование. Мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика), подносики, высокий сосуд, желательно прозрачный.

Ход игры. Дети сидят за столами, перед каждым сосуд, справа от него на не большом подносе, лежат мелкие предметы. Такие же предметы на столе у педагога. Педагог показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берёт мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей на то, что второй рукой он держит сосуд. Потом просит их делать так же. При необходимости педагог индивидуально показывает, как сложить пальцы и брать предметы. После того как дети соберут предметы правой рукой, их высыпают на поднос, который переставляют к левой руке. Теперь ребёнок должен бросать предметы левой рукой, а держать сосуд правой.

Развитие соотносящих действий

Название: «Разложи шарики»

Цель: Продолжать учить детей действовать целенаправленно: соотносить каждый шарик с отверстием.

Оборудование. Разноцветные пластмассовые шарики; деревянная доска с прорезями, расположенными в горизонтальные ряды и вертикальные, размер прорези чуть меньше размера пластмассового шарика.

Ход игры. Педагог показывает детям, как надо брать шарики в руку и раскладывать их в отверстия доски. При этом педагог говорит: «Берём шарик в руку, кладём в дырочку. Вот так, получилось! Нет, мимо, упал, не получилось». При необходимости используются подражательные или совместные действия. После выполнения задания на одной доске можно предложить каждому ребёнку поупражняться в выполнении задания самостоятельно. При этом надо следить, чтоб ребёнок действовал целенаправленно, не пропускал ни одной прорези.

Название: «Покатай матрешек»

Цель. Упражнять в соотносящихся действиях; продолжать развивать совместные движения обеих рук; формировать внимание и целенаправленные действия; создавать положительное отношение к сюжетным игрушкам.

Оборудование. Грузовая машина, матрёшки (двухместные) на каждого ребёнка.

Ход игры. Каждому ребёнку дают по 4 половинки матрёшки. Педагог складывает свою матрёшку, показывает её детям, любуется ею, говорит, какая она красивая. Затем сажает матрёшку в машину, катает её, подводит машину к столу и спрашивает: «А ваши матрёшки хотят покататься?» Предлагает детям собрать своих матрёшек и покатать их. Дети собирают матрёшки и играют с ними, сажают их в машину. Педагог катает их, а затем прощается с детьми и увозит машину.

Название: «Посадим ёлочки»

Цель. Учить совмещать предмет с отверстием (соотносящиеся действия); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская отверстия; держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой, придерживая коробку другой рукой.

Оборудование. Столик (или коробка) с отверстиями; ёлочки (диаметр ножки ёлочки соответствует диаметру отверстия)

Ход игры. Педагог берёт ёлочку одной рукой и показывает, как вставлять её в отверстие.  При этом другой рукой придерживает столик. Затем дети действуют по подражанию. Если они затрудняются, то используются совместные действия педагога и ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры"

В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. ...

Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушений тонкой (мелкой) моторики.

При проведении работы по формированию функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей....

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры».

Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.      Задачи:Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей ранне...

Газета для родителей "Мир на кончиках пальцев" (по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста)

Газета распространяется среди родителей группы раннего возраста. Издается в рамках проекта "Организация работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста"...

ДОКЛАД ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ «Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук у детей с ДЦП».

Материал разработан для воспитателей. Описана работа по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП"...

Мастер-класс "Развитие речи через формирование сенсорных представлений и мелкой моторики у детей раннего возраста"

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорит...