Мастер-класс "Развитие речи через формирование сенсорных представлений и мелкой моторики у детей раннего возраста"
презентация по развитию речи

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

 

Для просмотра полной версии презентации мастер-класса   "Развитие речи через формирование сенсорных представлений и мелкой моторики  пройдите по ссылке https://yadi.sk/i/wvXKjlfrNiBHoA

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 6»

Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Мастер-класс

«Речевое развитие детей раннего возраста через формирование сенсорных эталонов и мелкой моторики»

Выполнил: воспитатель высшей       квалификационной категории

                                                                                    Корнилова Е.Ю.

2 слайд. С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи.

3 слайд.  Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров, то есть Целевые ориентиры следует рассматривать как социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.При планировании (РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ) работы мы должны стремиться к Целевым  ориентирам.

4 слайд. Развивать речь ребенка, конечно же, нужно через все виды детской деятельности.

5 слайд. Мы сегодня поговорим о том, как развивать речь у детей  через формирование  сенсорных представлений и мелкую моторику.

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

6 слайд. Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой. Пальчиковые гимнастики помогают нам упражнять детей в отчетливом произнесении звуков, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов). Способствуют развитию артикуляционного и голосового аппарата, слухового внимания.

7слайд. Одним из способов развития моторики и речи являются упражнения с массажными мячиками, шариками и карандашами. Массажируем пальчики, ладошки, используя при этом короткие  стихотворные строки. Упражняем детей в отчетливом произнесении звуков, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов). Способствуем развитию голосового аппарата, слухового внимания, формируем умение пользоваться высотой и силой голоса.

Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю. /Сжимать мячик правой рукой, затем левой./

«Здравствуй, мой любимый мячик! »

Скажет утром каждый пальчик.

Пружинка

Мои пальцы, как пружинка, Так сжимают карандаш.

Крючки

Мои пальчики- крючки, Карандашик держат цепко.

8 слайд.   Шнуровки, мозаики, пирамидки.

Используя шнуровки, мозаики , пирамидки обогащаем речь детей прилагательными, обозначающими цвет, величину, форму. Развиваем умение детей по словесному указанию педагога находить предмет по цвету, размеру, форме.

9 слайд.   Игры со счетными палочками.

Игры со счетными палочками позволят детям закрепить знания о форме, величине, пространственном положении предметов.  Т.е., дети используют в речи  прилагательные, обозначающие цвет, величину, форму,   используют  в речи предлоги (в, на, у, за, под).

10 слайд. Волшебный мешочек.

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Ребенок  на ощупь должен определить предмет в мешочке и  вслух описать  его  свойства. Помогаем отвечать на простейшие Что?, Кто?, Какой?. Обогащаем словарь детей существительными и прилагательными и согласовывать их.

11слайд. Тактильный мешочек.

Разные по фактуре материалы (пушистые, гладкие, шершавые, мягкие, колючие и т.д.)

12 слайд .Аквагимнастика

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии. Для изучения цветовой гаммы можно предложить детям «выловить» предметы определенного цвета, для развития тактильных ощущений – «выловить» предметы гладкие (шершавые, тяжелые (легкие) и т. д. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание.

13 слайд.  Настольно-печатные игры

Дети отвечают на вопросы Что?, Какой?.Обогащение речи  существительными , обозначающие названия посуды, частей посуды, транспортных средств, овощей , цветов и т.д. прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);

наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

14 слайд. Игры с прищепками.

Игры с прищепками развивают не только мелкую моторику рук, а также развивают воображение и коммуникативную функцию речи, закрепляют сенсорные навыки и пространственные представления.

15 слайд. Игры с крупами.

Рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики  малыша. И плюс ко всему развитие речи, фантазии и воображения.

Практическая часть: игры с педагогами

1.Пальчиковые игры (с платочком)

Я на новенький платок дую, словно ветерок

Мой платок зашевелился, на колени опустился

К нему жук приходил - по краю ходил:

- жжж...жжж...жжж...

К нему муха прилетала - с угла на угол скакала:

- ззз...ззз...ззз... 

Надо деточек позвать - будут детки танцевать!

-Тра-та-та... Тра-та-та...

-Хватит ,детки, вам плясать!

Вам пора ложиться спать!

Уложу Маринку на мягкую перинку.

А подружку Аллу укрою одеялом.

 Спит Андрюшка на подушке,

А под подушкой книжка, книжка - малышка.

Я ребят будить не буду- 

Надо деточкам поспать.

А платочек не забуду

В свой кармашек я убрать

«Проглот»

У меня  проглот - кулачок.

Проглотил кулачок платок!

Сразу стало у проглота 

Брюхо как у бегемота! 

«Медведь»

Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)

Игра «Шагаем в пробках»

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»

 Устали пальчики от такой ходьбы! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

«Рано утром встал гусенок.

Пальцы щиплет он спросонок»

Смена рук

«Скорее корма дайте мне.

Мне и всей моей семье! »

«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
НО я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2.Игры с прищепками

3.Игры с киндер-сюрпризами

4.Рисование на манке

Тучу толстую с дождем
Синим  цветом обведем.
Брюшко пощекочем –
Туча загрохочет:
"Трам-бам-бам! Тарарам!
Вот сейчас я вам задам!"
"Кап-кап-кап!" – дождь льется.
Зонт раскрыть придется.

Нарисуем большой круг

Много лучиков вокруг

Это солнышко сияет

Все собою озаряет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей раннего возраста

В сборнике представлены дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей группы раннего возраста. Игры можно включать как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в...

Конспект занятия по сенсорному развитию и формированию мелкой моторики для детей раннего возраста «Кошка и ее котята»

:  развивать мелкую моторику пальцев рук; знать и называть основные цвета и  форму предметов....

Влияние пальчиковых игр и фольклора на развитие речи и формирования мелкой моторики у детей раннего возраста.

Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают ко...

Картотека дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей раннего возраста

Д/и «Спрячь мышат от кошки»»Цель: учить подбирать геометрические фигуры разные по форме и цвету, развивать наблюдательность. Материал: домики четырёх цветов (зелёный, красный, синий,...

Игра - занятие по сенсорному развитию и формированию мелкой моторики для детей раннего возраста «Кошка и ее котята»

Создание благоприятной эмоциональной среды для развития познавательной активности детей....

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Игра - занятие по сенсорному развитию и формированию мелкой моторики для детей раннего возраста «Кошка и ее котята»

Игра - занятие по сенсорному развитию и формированию мелкой моторики для детей раннего возраста «Кошка и ее котята»...