Главные вкладки

    Дидактические игры по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста
    картотека (старшая группа)

    дидактические игры

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_po_sots-komm._razvitiyu.docx32.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста

    «Слушай хлопки».

    Цель. Развитие внимания, произвольности поведения.

     Дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановиться и превратиться в аиста (поднять одну ногу, руки в стороны), на два хлопка они должны отреагировать превращением в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). три хлопка разрешают снова двигаться свободно.

       Комментарий: игра помогает в развитии произвольного внимания, умения быстро переключаться с одного вида действий на другой.

     

    «Волшебные превращения».

    Цель. Развитие воображения, умения перевоплощаться.

     Детям предлагают «превратиться» в ягоды, фрукты, пароходик, игрушку и т.д. Взрослый (или кто-то из детей) начинает игру словами: «Мы заходим в… (пауза – чтобы дети сконцентрировались) сад… (пауза – каждый ребенок должен решить, каким фруктом он будет). Раз, два, три!» После этой команды дети принимают вид задуманного фрукта.

       Комментарий: взрослый (или ведущий - ребенок) должен творчески подойти к дальнейшему продолжению игры. Ему нужно придумать какую-нибудь историю с участием детей. Но для начала он должен, конечно, догадаться, кто в кого превратился.

    «Что слышно».

    Цель.  Развитие умения сосредотачиваться, соотносить звуки и действия.

      Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить, что происходит за дверью. Потом ребенок должен рассказать, что он слышал. После этого так же обращают внимание за окно, затем снова на дверь. Впоследствии ребенок должен точно рассказать, что за чем происходило за окном и за дверью.

       Комментарий: взрослый сам должен сосредоточиться на звуках, чтобы помочь детям в случае затруднения или исправить в случае ошибок.

      Можно усложнить задачу, если предложить детям вести рассказ по очереди.  

    “Четыре стихии”.

    Цель. Развитие внимания.

      Дети садятся в круг. Ведущий предлагает им при слове «земля» опустить руки вниз, при слове «вода» – вытянуть вперед, при слове «воздух» – поднять вверх, при слове «огонь» – вращать кистями. Кто ошибся - выходит из игры.

       Комментарии: взрослый принимает активное участие в игре. После того как дети освоили движения, взрослый может специально сбивать детей, допуская ошибки. Например, сказать: «Воздух!» – а показать движение «земли».

    “Горячий мяч”.

     Цель. Развитие внимания, скорости реакции, моторной ловкости.

      Дети становятся в круг, очень близко друг к другу. Они передают мяч друг другу быстро, стараясь не уронить его. Тот, кто упустил мячик, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка.

       Комментарии: другие варианты игры строятся на изменении расположения детей.

       Можно построить детей в колонну, а мяч передавать либо через голову вверх, либо, наклонившись, через ноги. Так же можно построить детей зигзагом.

    “Фигуры”.

    Цель.  Развитие внимания, мелкой моторики, воображения.

      Взрослый раскладывает счетные палочки в виде определенной фигуры. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Сложность задания все время увеличивают: сначала показывают простые фигуры, затем более сложные; сначала ребенок составляет фигуры, глядя на образец, затем образец убирают, дав ребенку возможность запомнить фигуру.

        Комментарии: счетные палочки можно заменить спичками с обрезанными головками.

        Эту игру можно использовать наиболее эффективно в работе с детьми, испытывающими трудности при сосредоточении, характеризующимися расторможенностью.

    “Полет бабочки”.

    Цель. Развитие внимания, выразительности движений.

      Детям предлагается запомнить несколько движений и точно повторить их. Для облегчения запоминания предварительно можно разучить блоки движений, дав им оригинальные названия, вроде: «полет бабочки», «кошачий шаг» и т.д.

       Комментарии: необходимо оговорить движения с детьми с помощью вопроса «А как у нас ходит мишка (например)?» Когда все дети поймут принцип движений, тогда можно приступать непосредственно к игре.

       Игра может нести и познавательную нагрузку, если ее включать в занятия по изучению видов профессий, животных, транспорта и т.д.; т.е. предлагать, например, имитировать только движения машины, самолета, паровоза и т.д.

      Смена движения должна происходить либо по команде взрослого либо по звуковому сигналу. Выигрывает самый внимательный ребенок.

    “Зеркало”.

     Цель. Развитие внимания, скорости реакции, моторики.

     Дети выбирают ведущего, он становится в центр, а остальные дети – полукругом вокруг ведущего, который показывает разнообразные позы, демонстрирует разные выражения лица. Дети должны повторить их.

       Комментарии: смена поз и мимических этюдов должна быть быстрой. За темпом и правильностью должен следить взрослый.

    “Мой необыкновенный фотоаппарат”.

     Цель. Развитие внимания, активного словаря.

      Дети рассаживаются вокруг. Воспитатель передает им картинки через каждые 10 секунд. Картинки должны попасть к каждому ребенку 2-3 раза, после этого им задается вопрос: какая картинка была показана первой? Что на ней было нарисовано? Дети при ответе не должны закрывать глаза.

       Комментарии: для детей 5 лет временной промежуток можно увеличить  до 30 секунд, а потом постепенно его сокращать. Можно спросить детей о том, кто запомнил последовательность предлагаемых картинок. С помощью этой игры легко выявить детей с низким уровнем зрительной памяти.

    “Кто кем будет”.

    Цель. Развитие внимания, воображения, мышления, речи.

       Дети садятся в кружок. Взрослый задает вопросы. Обращаясь по очереди к каждому ребенку: «Кем (чем) будет…(ученик, яйцо, утенок, желудь, мальчик, козленок, ягненок, щенок, котенок, личинка, семечко, икринка, теленок, поросенок, цыпленок, птенец, волчонок, тазик, моржонок, зайчонок, головастик, гусеница, тесто, луковица и т.д.?)»

       Комментарии: вариантов ответа на каждое слово может быть несколько. Например, мальчик будет: мужчиной, слесарем, взрослым, учеником, хорошим человеком, отцом, братом и т.д. Луковица будет салатом, перьями, дудочкой, семенами, удобрением, украшением подоконника и т.д.

       Детям так же можно предлагать предметы, объединенные одной тематикой (растения, животные и т.д.) 

    “Кем был”.

    Цель.  Развитие мышления, речи, воображения.

          Дети садятся в кружок. Взрослый задает вопросы, обращаясь по очереди к каждому ребенку: «Кем (чем) был…(яблоня, буйвол, лошадь,  курица, лягушка, собака, мастер, птица, овца, коза, бабочка, рыба, утка, заяц и т. д.)?»

      Комментарии: игра проводится сразу после игры «Кто кем будет» или на следующий день. Это поможет детям взглянуть на обыденные предметы с различных временных точек, выстроить логические цепочки.

    https://kirsanova-ig-egords6.edumsko.ru/folders/post/1285100


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

    Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

    Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

    Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми....

    "Дидактические игры как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста"

    Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста – это система, комплекс методов и методик интеллектуального развития детей, преемственных в работе детского сада и школы, на...

    Авторская дидактическая игра как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста

    В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реа...