Тревожность у детей дошкольного возраста и пути ее преодоления
методическая разработка

Часовская Иляна Валерьевна

Родительское собрание на тему: Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevozhnost_.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тревожность у детей дошкольного возраста и пути ее преодоления

Форма проведения: Родительское собрание.

Характеристика контингента участников: Родители (законные представители) детей дошкольного возраста.

Цель: знакомство родителей с понятием «тревожность», причинами возникновения тревожности.

Задачи:

  • помочь выработке правильного стиля семейного воспитания во избежание формирования тревожного поведения у детей;
  • рекомендовать способы корректирования причин детской тревожности;
  • способствовать сближению взрослых и детей.

Продолжительность: 1 час.

Перечень необходимого оборудования, краткое содержание предварительной работы: Конспект мероприятия, презентация, листы, ручки, раздаточный материал (Приложение 1 - Советы родителям тревожных детей, Приложение 2 - Игры на преодоление тревожности)

Ход собрания

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является эмоциональное благополучие ребенка, а именно: сохранение положительного самоощущения, положительная комфортность внутреннего состояния, спокойствие, позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру, адекватное оценивание ребенком своих возможностей - эти данные очень часто искажены в дошкольном возрасте в силу особого эмоционально-личностного нарушения – тревожности.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Главным, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому именно благодаря правильно организованной и подобранной игре можно преодолеть различные эмоциональные трудности ребенка.

1. Игры-драматизации, посвященные разыгрыванию жизненных проблем, ситуаций, произошедших с ребенком.

2. Элементы дидактических игр, предполагающих постановку и реализацию учебных задач. Их значимость велика при обучении тревожных детей процессу планирования своей деятельности.

3. Подвижные игры с правилами – они направлены на развитие саморегуляции мышечной напряженности, представляют собой первый шаг на пути развития способности к регуляции своих эмоциональных состояний.

Важно отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность – это устойчивое состояние. Тревожность не связана с какой –либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности.

Портрет тревожного ребенка

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.

Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе.

Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Рассмотрим основные факторы, которые способствуют появлению у ребенка тревожности:

  • Наследственность - у тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети. Причем это происходит не только за счет передачи генов, но и через подражание взрослым в семье, через принятие их образа мысли и поведения. Ребенок заражается их настроениями и перенимает нездоровую форму реагирования на внешний мир.
  • Нарушение детско-родительских отношений:

завышенные требования - в случае если родитель придерживается стиля воспитания, который можно образно назвать «диктатура», или предъявляет к ребенку завышенные требования, то велика вероятность, что, пытаясь соответствовать папиным и маминым ожиданиям и предвосхищая их недовольство, малыш станет очень тревожным. Аналогично могут действовать и конфликтная атмосфера в семье (систематические ссоры родителей);

противоречивые требования, предъявляемые родителями. Неминуемо тревожность возникает у детей в семьях, где нет согласия между взрослыми по вопросам воспитания или их действия спонтанны и непоследовательны. Наверняка многие знают семьи, где бывают такие случаи. Отец считает, что за совершенный ребенком проступок его надо наказать домашним арестом на неделю, мама в принципе согласна, но считает меру слишком суровой и втайне от папы ее смягчает, позволяя сходить к другу в отсутствие папы, а бабушка с причитаниями «чего придумали» игнорирует полученные ребенком запреты вовсе и отпускает его куда угодно, когда родители отсутствуют. Причем в следующий раз позиции взрослых могут меняться на противоположные. Если ребенок попадает в такие ситуации систематически, то он становится тревожным, не понимая какую реакцию семьи на свой проступок встретит на этот раз. Почти у всех детей вызывает резкое повышение тревожности развод родителей. Особенно травматично протекает этот период для тревожного ребенка, если взрослые не могут договориться между собой и непоследовательны в своем поведении. Например, если папа обещает завтра пойти с дочерью в парк, но потом пропадает на неделю, решая свои проблемы, или если мама, когда подходит время встречи с папой, начинает убеждать девочку, что ей нужно сегодня подготовиться к занятиям или сделать что-нибудь полезное вместо полноценного досуга с отцом;

неадекватные требования - воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом. Нередко родители культивируют «правильность» поведения: отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступлении от которых влечет за собой порицание и наказание. Тревожность может возникать, если за короткий промежуток жизни ребенка произошло много перемен, к которым ему приходиться адаптироваться. Так, если сложить вместе переезд в другой город, замену бабушки, няни, выход мамы на работу, то нужно ли говорить, что результатом такой «суммы» может стать повышенная тревожность даже у вполне спокойного и эмоционально устойчивого ребенка.

Хотелось бы отметить, что большинство родителей тревожных детей сами не замечают, что их собственное поведение и стало причиной изменения в характере ребенка. Так, узнав о возникновении страхов у ребенка, они либо начинают уговаривать его, чтобы он успокоился, либо высмеивают его проблему. Это очень неверное поведение, которое только поспособствует усилению страха.

Более того, все ваши замечания, окрики, одергивания могут вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, поэтому постарайтесь хотя бы уменьшить количество замечаний в адрес ребенка, а попробуйте с ним спокойно побеседовать. Не угрожайте ребенку, а научитесь с ним договариваться и попробуйте прежде чем озвучить свое недовольство, обдумать, что вы говорите ребенку.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос здоровым и уравновешенным человеком, необходимо обеспечить в вашей семье благоприятный психологический климат, который будет способствовать гармоничному развитию личности ребенка. Причем если ваш малыш вам доверится, то уровень его тревожности снизится автоматически. Поэтому, очень важно, как можно чаще обсуждать все проблемы ребенка, общаться с ним, устраивать совместные прогулки, праздники, отдых на природе. Непринужденная обстановка только сблизит вас и поможет ребенку почувствовать себя свободным.

Признаки повышенной тревожности у детей

 Суетливость; двигательное беспокойство; часто повторяющиеся движения (сосание пальцев, дерганье ногой, обгрызание ногтей или кожи вокруг ногтей, кручение волос, частые моргания и т.д.); скованность движений; трудности со сном; боязнь любых, даже незначительных перемен; сильное беспокойство перед началом нового задания, работы; неуверенность в себе, отказ от новой деятельности; серьезность выражения лица (глаза опущены, избегает лишних движений, не шумит, предпочитает не выделяться); заниженная самооценка; частые страхи, тревога и беспокойство, возникающие в безопасной ситуации; также тревожных детей видно и в рисунках (движения быстрые, сильный нажим на карандаш, штриховка, особое внимание к мелким деталям) и многое другое...

Все эти признаки тревожности ребенок проявляет, если:

  • Ребенок очень чувствителен и впечатлителен;
  • Неуверен в себе, и все время живет в ожидании негативных событий и последствий;
  • Такие дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (часто они грызут ногти, выдергивают волосы, и т. д.). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают;
  • У детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидят аккуратно, стараются не делать лишних движений, не шуметь, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих;
  • В семье происходят значимые перемены (рождение второго, третьего и т.д. ребенка, смерть одного из родителей, развод или наоборот брак...);
  • В семье принят непоследовательный тип воспитания. Нет четких представлений о том, в каких случаях наказывать детей, в каких нет...)
  • Нет разумного распорядка дня, традиций, ритуалов...
  • Ребенок из неблагополучной семьи (приемный, усыновленный, родители алкоголики или наркоманы...);
  • Вы сами даете ребенку множество тревожных посылов: "Ты плохой... У тебя не получиться... У тебя все и всегда неправильно..." В этих случаях ребенок не будет уверен, что справиться даже с легким заданием;
  • Ребенок уже пережил психологическую травму или травмирующее событие, с которым его психика не может справиться самостоятельно;
  • Вы настолько "привязали" ребенка к себе, что без вас он теряется и даже если хочет справиться с каким-либо простым заданием, он не может, ему болезненно нужна ваша поддержка или одобрение...

Ведущий: Уважаемые родители! Сейчас вам будут озвучены вопросы анкеты на выявление тревожности у детей разработанной российскими психологами Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко. Отметьте 1 баллом те качества, которые встречаются у вашего ребенка, 0 баллов, если не встречаются.

Признаки тревожности:

  1. Не может долго работать, не уставая.
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-либо.
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
  5. Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
  7.  Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  9.  Руки у него обычно холодные и влажные.
  10.  У него нередко бывает расстройство стула.
  11.  Сильно потеет, когда волнуется.
  12. Не обладает хорошим аппетитом.
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  16. Часто не может сдержать слезы.
  17. Плохо переносит ожидание.
  18. Не любит браться за новое дело.
  19. Не уверен в себе, в своих силах.
  20. Боится сталкиваться с трудностями.

Результаты: 

15–20 баллов – высокий уровень тревожности,

7–14 баллов – средний уровень тревожности,

1–6 баллов – низкий уровень тревожности.


Основные правила профилактики тревожности и помощи тревожному ребенку.
1.Повышать самооценку ребенка:

  • называйте ребенка по имени;
  • хвалите ребенка в присутствии других детей (похвала должна быть искренней, т.к. дети очень остро реагируют на ложь); хвалить ребенка просто так нельзя, он обязательно должен знать, за что его хвалят;
  • хвалите даже за незначительные успехи, для ребенка эти успехи важны;
  • учитывайте возможности ребенка, не требуйте от него того, что он не может выполнить;
  • откажитесь от слов, унижающих достоинство ребенка;
  • не сравнивайте своего ребенка с другими, сравнивайте достижения ребенка с его же результатами.

2.Обучать ребенка умению управлять своим поведением:

  • проводите доверительные беседы с ребенком о его чувствах, переживаниях в волнующих ситуациях;
  • покажите примеры в преодолении страха.

3. Умение снимать мышечное напряжение.

Используемая литература:

  1. Захаров А.И. "Предупреждение отклонений в поведении ребенка" третье издание. СПб.: Союз, 1997.
  2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.-Воронеж, 2008. 304 c.
  3. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации кпрактической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 1996.
  4. Савина Е. «Тревожные дети». Дошкольное воспитание - 1996, №4 с. 11-14.
  5. http://www.b17.ru/article/45696/

Приложение 1

Советы Родителям тревожных детей:

  • Всегда поддерживайте словом и делом своего ребенка, чем бы он не занимался, какую бы деятельность не выполнял (ребенок должен чувствовать, и постоянно убеждаться в том, что вы его любите и будите любить не зависимо от его достижений);
  • В постоянно меняющемся и развивающемся внутреннем мире ребенка важна стабильность (будьте уверены в себе, устойчивы в своей семейной системе, последовательны в воспитании);
  • Если перемены в семье неизбежны, поговорите с ребенком об этих изменениях, подготовьте его, принимая во внимание его чувства. Отсутствие информации - источник тревоги;
  • Обсуждайте с ребенком предстоящий день: планы, дела, поездки...;
  • Давайте ребенку положительные послания относительно его возможностей справляться с чем-то, что ему предстоит пережить или сделать. Не критикуйте, а направляйте, как нужно поступить правильно. Это поможет ребенку заниматься новыми видами деятельности без тревоги и страха за неудачу;
  • Формируйте у ребенка адекватную самооценку (не сравнивайте его с другими детьми, все дети разные и особенные);
  • Побольше гуляйте с вашим малышом, играйте вместе с ним, полезны игры с камушками, песком, природным материалом...);
  • Не заставляйте делать то, что вызывает у ребенка тревогу, подождите пока он сам не захочет проявить себя, имейте терпение;
  • И просто любите своих детей такими, какие они есть, ведь дети — это самое огромное счастье, которое у нас есть...

Приложение 2

Игры на преодоление тревожности

«Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение.

Описание: Все играющие стоят или сидят в кругу.

Ведущий: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам, раздувайте щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите друг другу».

«Винт»

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

Ведущий: «Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будем свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! … Стоп!».

«Кулачки»

Цель: снять мышечное напряжение и расслабиться.

Ведущий: «Руки на коленях, сожмите пальцы в кулачок, покрепче, чтобы косточки побелели.

Руки на коленях,

Пальцы в кулачки.

Крепко с напряжением

Сжатые они.

Пальчики сжимаем,

Снова разжимаем.

Девочки и мальчики,

Отдыхают пальчики!»

«Передай клубочек»

Цель: развитие групповых отношений, повышение самооценки, предоставление возможности узнать много приятного о себе от окружающих.

Описание: Дети садятся по кругу и передают друг другу клубочек. Тот, кто передают клубочек, говорит комплименты тому ребенку, которому попадает клубочек.

«Я могу»

Цель: укреплять у детей уверенность в своих силах, упражнять в умении самовнушения, повышать самооценку.

Ведущий: «Взрослый предлагает детям сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу…», говорить о себе что–то хорошее. Если ребенок затрудняется с ответом, остальные дети должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы».

«Слепой танец»

Цель: развитие доверия друг другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

Ведущий: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будит «слепой». Другой остается «зрячим» и может водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 мин). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрывать глаза, успокоить его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению».

«Смелый капитан»

Цель: повысить самооценку, развить уверенность в себе.

Описание: тревожный ребенок назначается капитаном.

Ведущий: «Представьте себе, что мы на корабле. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко, вы должны изображать хорошую погоду». При словах «Буря!», дети начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Капитан должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тревожность у детей дошкольного возроста и пути их преодоления

Работа с детьми по преодоления тревожности....

"Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"

Консультация для родителей "Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"...

Консультация для педагогов "Подходы к коррекционно - развивающей работе по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста"

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при наличии зд...

"Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"

   Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в  повышенной склонности к опасениям, беспокойству, переживаниям и имеюща...

Тревожность у детей дошкольного возраста. Рекомендации по преодолению и развитию психологических особенностей у дошкольников

Сегодня увеличилось число тревожных детей дошкольного возраста, которые отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, раздражительностью, быстрой утомляемостью. Тревога является сос...

Проблема преодоления и коррекции тревожности у детей дошкольного возраста.

Консультация  для родителей по теме:"Проблема тревожности у детей дошкольного возраста"....

Консультация "Преодоление тревожности у детей дошкольного возраста"

Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствите...