Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Считалочка»
рабочая программа (средняя группа)

Федоренчик Марина Вячеславовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_obrazovaniya_4-5_goda.docx73.88 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»

238350, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Шоссейное,

ул. Калининградское шоссе,8, тел/факс 8 (40151) 3-64-15

ПРИНЯТА

решением педагогического совета

МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок»

Протокол № 1 от 31.08.2017 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МАДОУ

«Детский сад № 17 «Колосок»

Марчихина О.И.

                Приказ от 31.08.2017 года № 2П

                   МП

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально - педагогической направленности

«Считалочка»

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:

Федоренчик Марина Вячеславовна,

воспитатель

пос. Шоссейное, 2017

Организационная модель проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Уровень

Показатели

Специфика реализации

Массовые программы

Групповые программы

Микро-групповые программы

Индивидуальные программы

ознакомительный

Количество обучающихся

До 20 человек

Возраст обучающихся

4-5 года

Срок обучения

1  год

Режим занятий

 20 мин в неделю (1/20 мин)

Min объем программы

13 часов 30 мин.

Особенности состава обучающихся

Однородный

Форма обучения

Очная

Особенности организации образовательного  процесса

Традиционная

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

 1.1 Пояснительная записка.

Направленность данной программы- социально- педагогическая.

Актуальность Программы. 

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение детьми конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

  Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Отличительные особенности Программы «Считалочка»

В программу включён материал разной степени сложности: от небольшого минимума – до возможного максимума, что даёт возможность каждому ребенку продвигаться своим темпом и с постоянным успехом.

Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей, развитию логического мышления.

Включение в программу игровых упражнений по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы.

Новизна программы в том, что занятия направлены на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей, склонностей задатков в различных сферах деятельности (интеллектуальной, творческой). Основное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.

        Данная рабочая программа разработана на основе программ Л.Г. Петерсон, Н.П.Холиной «Раз - ступенька, два –ступенька…».

Программа предназначена для детей 4-5 лет.

Программа ориентирована на детей дошкольного возраста (4 – 5 лет).

Срок реализации программы – один учебный год.

Объем образовательной нагрузки: 1 занятия в неделю, 40 занятий в год, длительностью не более 20 мин.

Объем учебного времени для данной возрастной категории, согласно рекомендуемому режиму СанПиН 2.4.1.3049-13, длится не более 20 мин.

 Оптимальная наполняемость группы – 15 человек, допустимая – 20 человек.

 Форма занятий - очная.

  • Основные задачи при реализации данной программы:
  • считать в пределах пяти, относить последнее числительное ко всей группе предметов, согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;
  • называть цифры от 1 до 5, соотносить количество предметов с цифрой;
  • отгадывать математические загадки;
  •  различать количественный и порядковый счёт;
  • устанавливать равенство и неравенство групп предметов по названному числу;
  • находить заданные геометрические фигуры среди множества других;
  • сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
  •  знать времена года;
  •  различать понятия «вчера, сегодня, завтра…»
  •  уметь ориентироваться на листе бумаги;
  •  решать простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий;
  •  понимать задание и выполнять его самостоятельно;
  • проводить самоконтроль и самооценку выполняемой работы;

Объем и срок освоения программы- 1 год (13 ч. 30 мин.)

Форма обучения- очная.

Особенности организации образовательного процесса является -

совместная познавательно-игровая деятельность взрослого и детей.

Программа построена на основе основных принципов, которые

решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:

1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.

2. Принцип целостного представления о мире и принцип научности формируется у детей личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип психологической комфортности.

4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного

мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения

заданий.

5. Принцип творчества (креативности) предполагает ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

 Эффективность занятий достигается через использование современных образовательных технологий.

Режим проведения занятий- 1 раз в неделю, 20 мин., 13 часов 30 минут в год.

1.2 Цель программы:

создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Развитие математических способностей, на основе овладения в соответствии с возрастными возможностями детей, кругом необходимых представлений, доступных понятий, отношений, зависимостей (количество, число, порядок, равенство - неравенство, целое - часть, величина - мера и др.), а также, некоторых умений и навыков  (счет, измерение, классификация и др.).

Задачи программы:

обучающие:

- учить практическим действиям сравнения, уравнивания, счета, вычислений, измерения, классификации и ситуации, видоизменения и преобразования, комбинирования, воссоздания;

- учить пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям;

- формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;

развивающие:

- развивать психические процессы (слуховое и зрительно-пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторная координация);

- развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;

- развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые;

воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;

- воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения навыками учебной деятельности.

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий; развивающая пространственно-предметная среда.

  1.3 Содержание программы

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

 «Считалочка» (1 год обучения) для детей 4-5 лет

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Теория

Практика

Всего

Диагностика

       40

         отчёт

Развитие математических представлений

Тема 1.Вводное занятие

10

10

20

отчёт

Тема 2.Раньше, позже.

10

10

20

отчёт

Тема 3. Счет до 4. Число и цифра 4.

10

10

20

отчёт

Тема 4.Квадрат.

10

10

20

отчёт

Тема 5.Куб.

10

10

20

отчёт

Тема 6. Пространственные отношения. Вверху, внизу

10

10

20

отчёт

Тема 7. Сравнение по ширине.

10

10

20

отчёт

Тема 8. Счет до пяти. Число и цифра 5

10

10

20

отчёт

Тема 9. Овал.

10

10

20

отчёт

Тема 10.  Внутри, снаружи.

10

10

20

отчёт

Тема 11 . Впереди, сзади, между

10

10

20

отчёт

Тема 12. Пара.

10

10

20

отчёт

Тема 13.  Прямоугольник

10

10

20

отчёт

Тема  14. Числовой ряд.

10

10

20

отчёт

Тема 15.  Ритм.

10

10

20

отчёт

Тема 16 . Счет до шести. Число и цифра 6

10

10

20

отчёт

Тема 17. Порядковый счет.

10

10

20

отчёт

Тема 18. Сравнение по длине

10

10

20

отчёт

Тема 19. Счет до семи. Число и цифра 7

10

10

20

отчёт

Тема 20.  Сравнение по толщине.

10

10

20

отчёт

Тема 21. Сравнение по высоте.

10

10

20

отчёт

Тема 22. План.

10

10

20

отчёт

Тема 23. Счет до 8.

10

10

20

отчёт

Тема 24. Сравнение по длине, ширине и толщине

10

10

20

отчёт

Тема 25. Цилиндр

10

10

20

отчёт

Тема 26. Конус.

10

10

20

отчёт

Тема 27.  Призма  и пирамида.

10

10

20

отчёт

Тема 28.  Геометрические тела.

10

10

20

отчёт

Тема 29.  Счет до 8

10

10

20

отчёт

Тема 30. Свойства предметов

10

10

20

отчёт

Тема31.  Геометрические фигуры

10

10

20

отчёт

Тема 32. Порядковый счет до8

10

10

20

отчёт

Тема 33. Прямой и обратный счет

10

10

20

отчёт

Тема 34.Сравнивать предметы по длине, высоте

10

10

20

отчёт

Тема 35.Закрепление. Карта путешествий

10

10

20

отчёт

Тема 36. Обобщение.

10

10

20

отчёт

Диагностика

40

отчёт

Всего: 40 занятий

13 часов 30 мин

360 мин

360 мин

800 мин

                       

                 Содержание  дополнительной образовательной программы

 «Считалочка»   (год обучения)

Сентябрь

тема

Цели и задачи

Методы и приемы

наглядность

примечания

Диагностика

3-4 неделя

Выявления уровень знания

Словесные, наглядные, практические методы

Карточки

Октябрь

Занятие 1.

Вводное занятие.

Актуализировать знания детей по теме «Числа от 1 до 3»,представления о геометрических фигурах, сравнение предметов по длине.

Словесные, наглядные, практические методы.

«Найди лишнее».

Развивающая игра «Считалочка»Развивающая игра

 «Домино.  Геометрические фигуры»

Занятия 2.

«Раньше» - «Позже».

Уточнить представления о временных отношениях «раньше – позже».

Игра «Пересчитай предметы», «Найди пару», «Нарисуй картину»

Развивающая игра «Геометрическая мозаика»

Занятия 3. Представление о цифре 4

Умение считать до четырёх, соотносить цифру 4 с количеством.

Игра «Уберем игрушки», «Найди подарок», «Выложи узор»

Мольберт с набором цифр

Развивающая игра «Считалочка»

Занятия 4.

Квадрат.

Сформировать представление о квадрате, умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановки и среди других фигур.

Игра «Назови магазин», «Вывеска», «Поездка на автобусе»

Развивающая игра «Геометрическая мозаика». Развивающая игра

 «Домино.  Геометрические фигуры»

Ноябрь

Занятия 5.

Куб.

Сформировать представление о кубе, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки и среди других фигур.

Игра «Покупка подарка», «Построй дом», «Фотоателье», «Фотографы», «Найди предмет»

Развивающая игра «Геометрическая мозаика». Развивающая игра

 «Домино.  Геометрические фигуры»

Занятия 6.

Пространственные отношения.

Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу».

Игра «На другой берег», «Одеяла», «Полотенца»

Развивающая игра

 «Домино.  Геометрические фигуры»

Занятия 7.

Пространственные отношения «шире» - «уже».

Сформировать умение сравнивать предметы по ширине.

Игра «Накрой на стол», «Что ,где?», «Наведи порядок».

Развивающая игра «Геометрическая мозаика»

Занятия 8. Представление о цифре 5.

Умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством.

Игра «Билет на поезд», «По ягоды», «Вкусные ягоды».

Мольберт с набором цифр. Развивающая игра «Считалочка»

Декабрь

Занятия 9.

Овал.

Сформировать представление об овале, умение распознавать овал в предметах окружающей обстановки и среди других фигур.

Игра «Посадка в поезд», «Мы едем, едем, едем…», «Наведем порядок», «Положи в коробку», «Поезд».

Развивающая игра «Геометрическая мозаика»

Занятия 10.

«Внутри» - «Снаружи».

Уточнить понимание смысла слов «внутри», «снаружи».

Игра «Белочки», «Бабушкины запасы», «Засолка капусты».

Развивающая игра «Считалочка» Развивающая игра «Геометрическая мозаика».

Занятия 11. Пространственные отношения.

Уточнить понимание смысла слов «впереди», «сзади», «между».

Игра «Дорога к платформе», «Поезд», «Репка», «Что изменилось?».

Развивающая игра «Считалочка» Развивающая игра

 «Домино.  Геометрические фигуры».

Занятия 12. Понятие слова

«пара».

Уточнить понимание детьми значения слова «пара» как двух предметов, объединенных общим признаком.

Игра «Собираемся на каток», «На катке», «Подбери лыжи», «Найди варежку».

Развивающая игра «Считалочка» Развивающая игра

 «Домино.  Геометрические фигуры».

Январь

Занятия 13.  

Прямоугольник.

Сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник  в предметах окружающей обстановки и среди других фигур.

Игра «Билеты в театр», «Прямоугольник и квадрат», «Тропинка», «Подбери по форме».

Развивающая игра «Геометрическая мозаика» Развивающая игра

 «Домино.  Геометрические фигуры».

Занятия 14.

Числовой  ряд.

Сформировать представление о числовом ряде, закрепить умение считать до пяти, соотносить цифру 1-5 с количеством.

Игра «Домики», « Прятки», «Велосипед», «Клумбы».

Мольберт с набором цифр и букв. Развивающая игра «Считалочка»

Занятия 15. Представление о ритме.

Сформировать представление о ритме. Умение составлять ряд закономерно чередующихся предметов или фигур.

Игра «Художники», «В разном ритме», «Орнаменты», «Найди пару», «Выложи орнамент».

Развивающая игра «Считалочка». Развивающая игра

 «Домино.  Геометрические фигуры»

Февраль

Занятия 16. Представление о цифре 6.

Умение считать до шести и обратно, соотносить цифру 6 с количеством.

Игра «Прогулка в лес», «Лесорубы», «Посади дерево»

Мольберт с набором цифр. Развивающая игра «Считалочка»

Занятия 17. Представление о порядковом счёте.  Счёт до 6.

Сформировать представление о порядковом счете.

Игра « В магазине», «Кубики», «Самый быстрый», «Найди своё место»

Мольберт с набором цифр.

Развивающая игра «Считалочка»

Занятия 18. Представление об упорядочивании по длине нескольких

предметов.

Уточнить понимание слов «длинный» и «короткий», развивать глазомер.

Игра «На улице», «В магазине», «Числовой ряд»,  «Покупка лент».

Развивающая игра «Считалочка». Развивающая игра «Геометрическая мозаика»

Занятия 19. Представление о цифре 7.

Умение считать до семи и обратно, соотносить цифру 7 с количеством.

Игра «Гости», «Колпачки», «Цветы для Белоснежки», «Сделай бусы», «Цветик – семицветик».

Мольберт с набором цифр. Развивающая игра «Считалочка»

Март

Занятия 20. Понятие «толстый » - «тонкий».

Уточнить понимание слов «толстый» и «тонкий». Умение сравнивать  предметы по толщине.

Игра « Строим теремок»,  «В лесу», «Лавочки»

Развивающая игра «Считалочка» Развивающая игра

 «Домино.  Геометрические фигуры».

Занятия 21. Понятие слов

 «высокий» -

«низкий».

Уточнить понимание слов «высокий» и «низкий». Умение сравнивать  предметы по высоте.

Игра « Подбери дома», «Деление на команды», «По росту – становись!», «Сруби елку»

Развивающая игра «Геометрическая мозаика»

Занятия 22. Ориентировка по  плану.

Сформировать умение ориентироваться по плану. Правильно определять расположение предметов в пространстве.

Игра «Покупка билета», «Спектакль», «деление на пары», «За грибами», «На озере».

Развивающая игра «Считалочка». Развивающая игра «Геометрическая мозаика»

Занятия 23. Представление о цифре 8.

Умение считать до восьми , соотносить цифру 8 с количеством.

Игра «Как зовут короля», «Кто поедет на бал», «Кавалеры и дамы», «Обед в замке».

Мольберт с набором цифр . Развивающая игра

«Юный математик»

Занятия 24.  Сравнивание  предметов по длине, ширине и толщине.

Умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине, ширине и толщине.

Игра « Поездка в магазин», «Коврики для собак», «Найди собак».

Развивающая игра

«Юный математик».

Развивающая игра «Считалочка»

Апрель

Занятия 25.  Цилиндр.

Сформировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр  в предметах окружающей обстановки и среди других фигур.

Игра «Магазин», «Грузчики», «Расставь по местам», «Фотографы», «Найди паспорт».

Развивающая игра «Геометрическая мозаика» Развивающая игра

«Юный математик».

Занятия 26.

Конус.

Сформировать представление о конусе, умение распознавать конус  в предметах окружающей обстановки и среди других фигур.

Игра «Отгадай, кто я?», «Необычный детский сад», «Найди похожие предметы»

Развивающая игра «Геометрическая мозаика». Развивающая игра

«Юный математик»

Занятия 27.

Призма и пирамида.

Сформировать представление о призме и пирамиде, умение распознавать призму и пирамиду  в предметах окружающей обстановки и среди других фигур.

Игра « В стране геометрических фигур», «Слева, справа», «Найди пару», «Найди паспорт».

Развивающая игра «Геометрическая мозаика». Развивающая игра

«Юный математик»

Занятия 28. Геометрические тела.

Закрепить представления о пространственных геометрических фигурах, пространственных отношениях.

Игра « Переход через болото», «Помоги ежу», «Спасение жителей геометрической страны»

Развивающая игра «Геометрическая мозаика».

Май

Занятия 29.

Счет до 8.

Закрепить умение считать до 8 в прямом и обратном порядке. Соотносить  цифры 1-8 с количеством, находить место в числовом ряду.

Игра «Поиск обратной дороги», «Расставь по местам».

Мольберт с набором цифр. Развивающая игра

«Юный математик»

Занятия 30. Свойства предметов.

Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение.

Игра «Как зовут короля», «Кто поедет на бал», «Кавалеры и дамы», «Обед в замке».

Развивающая игра «Считалочка». Развивающая игра

 «Домино.  Геометрические фигуры»

Занятия 31. Геометрические фигуры.

Закрепить геометрические и пространственные представления.

Игра « Подбери дома», «Деление на команды», «По росту – становись!», «Сруби елку»

Развивающая игра «Геометрическая мозаи Развивающая игра

 «Домино.  Геометрические фигуры»ка».

Занятия 32. Порядковый счет.

Закрепить представления о сохранении количества. Тренировать мыслительные операции.

Игра « Подбери дома», «Деление на команды», «По росту – становись!»,

Мольберт с набором цифр . Развивающая игра

«Юный математик»

Июнь

Занятия 33.

Прямой и обратный счет.

Закрепить представление о числовом ряде, порядок следования цифр.

Игра «Домики», « Прятки», «Велосипед», «Клумбы».

Мольберт с набором цифр. Развивающая игра «Считалочка»

Занятия 34.

Сравнивать предметы по длине, высоте.

Сформировать представление об упорядочивании по длине нескольких предметов, развивать глазомер.

Игра «Дорога к платформе», «Поезд», «Что изменилось?».

Мольберт с набором цифр и букв. Развивающая игра «Считалочка»

Занятия 35.

Карта путешествий.

Закрепить умение правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.

Игра «Посадка в поезд», «Мы едем, едем, едем…», «Наведем порядок», «Положи в коробку», «Поезд».

Мольберт с набором цифр . Развивающая игра

«Юный математик»

Занятия 36.

Обобщение.

Закрепить представления о сохранении количества. Тренировать мыслительные операции.

Игра « В магазине», «Кубики», «Самый быстрый», «Найди своё место»

Мольберт с набором цифр . Развивающая игра

«Юный математик»

Итоговая диагностика

1-2 недели

Выявление уровень знания.

Словесные, наглядные, практические методы

Карточки

Способы определения результативности:

    Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.

 Планируемые результаты и способы их проверки. Система диагностики рассчитана на получение необходимой психолого-педагогической информации с целью решения в дальнейшем конкретных практических задач:

- формирование и развитие отсутствующих или недостаточно развитых математических способностей;

- целенаправленная деятельность в работе со способными детьми.

Диагностика проходит в два этапа: входная (сентябрь), итоговая (июль).

Результаты позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемым к детям каждой возрастной группы.

Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, анализ продуктов деятельности. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к математике, желания заниматься.

К концу обучения ребенок может:

- сравнивать, группировать предметы по размеру, цвету, форме, цвету;

- понимать смысл обозначений: впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа; на, над – под; слов: утро, вечер, день, ночь;

- определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше- меньше; столько же;

- решать доступные занимательные и игровые задачи;

- проявлять интерес, любопытство к познанию окружающего мира.

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

0

09

3-4 недели

40 мин

очная

1

Диагностика

группа

Опрос, беседа

1

10

1-неделя

20 мин

очная

1

Занятие 1.

Вводное занятие.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

2

10

2- неделя

20 мин

очная

1

Занятия 2.

«Раньше» - «Позже».

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

3

10

3-неделя

20 мин

очная

1

Занятия 3. Представление о цифре 4

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

4

10

4- неделя

20 мин

очная

1

Занятия 4.

Квадрат.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

5

11

1-неделя

20 мин

очная

1

Занятия 5.

Куб.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

6

11

2- неделя

20 мин

очная

1

Занятия 6.

Пространственные отношения.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

7

11

3- неделя

20 мин

очная

1

Занятия 7.

Пространственные отношения «шире» - «уже».

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

8

11

4- недели

20 мин

очная

1

Занятия 8. Представление о цифре 5.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

9

12

1-неделя

20 мин

очная

1

Занятия 9.

Овал.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

10

 12

2- неделя

20 мин

очная

1

Занятия 10.

«Внутри» - «Снаружи».

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

11

12

3- неделя

20 мин

очная

1

Занятия 11. Пространственные отношения.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

12

12

4- недели

20 мин

очная

1

Занятия 12. Понятие слова

«пара».

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

13

01

2- неделя

20 мин

очная

1

Занятия 13.  

Прямоугольник.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

14

01

3- неделя

20 мин

очная

1

Занятия 14.

Числовой  ряд.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

15

01

4- неделя

 20 мин

очная

1

Занятия 15. Представление о ритме.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

16

02

1-неделя

20 мин

очная

1

Занятия 16. Представление о цифре 6.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

17

02

2- неделя

20 мин

очная

Занятия 17. Представление о порядковом счёте.  Счёт до 6.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

18

02

3- неделя

20 мин

очная

1

Занятия 18. Представление об упорядочивании по длине нескольких

предметов.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

19

02

4- недели

20 мин

очная

1

Занятия 19. Представление о цифре 7.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

20

03

1-неделя

20 мин

очная

1

Занятия 20. Понятие «толстый » - «тонкий».

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

21

03

2- неделя

20 мин

очная

1

Занятия 21. Понятие слов

 «высокий» -

«низкий».

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

22

03

3- неделя

20 мин

очная

1

Занятия 22. Ориентировка по  плану.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

23

03

4- недели

20 мин

очная

1

Занятия 23. Представление о цифре 8.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

24

03

5- неделя

20 мин

очная

1

Занятия 24.  Сравнивание  предметов по длине, ширине и толщине.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

25

04

1-неделя

20 мин

очная

1

Занятия 25.  Цилиндр.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

26

04

2- неделя

20 мин

очная

1

Занятия 26.

Конус.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

27

04

3- неделя

20 мин

очная

1

Занятия 27.

Призма и пирамида.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

28

04

4- недели

20 мин

очная

1

Занятия 28. Геометрические тела.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

29

05

1-неделя

20 мин

очная

1

Занятия 29.

Счет до 8.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

30

05

2- неделя

20 мин

очная

1

Занятия 30. Свойства предметов.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

31

05

3- неделя

20 мин

очная

1

Занятия 31. Геометрические фигуры.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

32

05

4- недели

20 мин

очная

1

Занятия 32. Порядковый счет.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

33

06

1-неделя

20 мин

очная

1

Занятия 33.

Прямой и обратный счет.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

34

06

2- неделя

20 мин

очная

1

Занятия 34.

Сравнивать предметы по длине, высоте.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры,

практические занятия

35

06

3- неделя

20 мин

очная

1

Занятия 35.

Карта путешествий.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

36

06

4- недели

20 мин

очная

1

Занятия 36.

Обобщение.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры,

практические занятия

07

1-2 недели

40 мин

очная

1

Итоговая диагностика

Группа

Опрос, беседа.

 Условия реализации программы

Материально- техническое обеспечение:

наименование

количество

1.

 групповая комната

2.

Рабочие тетради

по количеству детей

3.

Карандаши простые

15 шт.

4.

Карандаши цветные

По количеству детей

5.

Ручки шариковые

15 шт.

6.

Счётные палочки

15 кор.

7.

Пособие «Умные кубики»

15 кор.

8.

Магнитное наборное полотно

15 шт.

9.

Цветные фишки

красные-30 шт, синие-30шт, зелёные-30 шт.

10.

Линейка (15 см)

15 шт.

11.

 наглядный материал (картинки, плакаты);

набор

12.

Палочки Кюзинера

15 шт

13.

блоки Дьенеша;

15 шт

14.

Квадрат Воскобовича

15шт

15.

дидактические игры по ФЭМП для детей 4-5 лет;

набор

Кадровое обеспечение:

 Формы аттестации

- Открытое занятие для родителей;

- журнал посещаемости;

- фотоотчет;

- диагностика;

- отзывы родителей.

2.4 Оценочные материалы

Уровни освоения математического развития дошкольников

4-5 лет

Дата проведения __________________

Педагог дополнительного образования: Федоренчик М.В.

Фамилия, имя

ребёнка

Умеют сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине;

Знают времена года; считают в пределах пяти;

Называют цифры от 1 до 5, соотносят количество предметов с цифрой;

Различают  

количественный и порядковый счёт;

Устанавливают равенство и неравенство групп предметов по названному числу;

Находят заданные геометрические фигуры среди множества других;

Умеют сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине;

Различают понятия «вчера, сегодня, завтра…»

Ориентируются на листе бумаги;

Понимают задание и выполняют его самостоятельно;

Проводят самоконтроль и самооценку выполненной  работы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

Оценка уровня развития:

0 баллов – данная характеристика не сформирована, а её появление носит случайный характер (низкий уровень);

1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребёнка и т.д. (средний уровень);

2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребёнка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий)

2.5 Методические материалы

Процесс обучения предполагает применение различных форм (фронтальная, групповая) организации обучения.

Особенности организации образовательного процесса- очная форма.

На занятиях используются следующие методы организации педагогической деятельности:

- наглядный (демонстрация наглядных пособий);

- практический (упражнение, экспериментирование, моделирование);

-объяснительно- иллюстративный;

-  репродуктивный;

- частично- поисковый;

- исследовательский проблемный;

-воспитательный (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.)

- игровые (дидактические игры, ролевые игры, дискуссии);

- словесные (рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы).

Форма организации образовательного процесса - групповая.

Форма организации учебного занятия:

- беседа;

-игра;

- наблюдение;

- практическое занятие;

- презентация;

- экспериментирование;

- моделирование.

Кроме того, занятия математикой организуются с учетом взаимодействия содержания данных занятий с содержанием других предметов, входящих в программу дошкольного образовательного комплекса

Поскольку основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игра, обучение математике ведется через игровые проблемные ситуации (деловые игры), совместное выполнение заданий, взаимоконтроль, взаимообучения в созданной детьми игротеке.

Список литературы

                                     5.1  Основная литература

п/п

Авторы

Заглавие

Город,

издательство,

год издания.

Вид

  изд.

Количество

экземпляров.

1

Петерсон Л. Г.,

Кочемасова Е.Е

Игралочка (практический курс математики для дошкольников)

М: Ювента,

2010г

1

2

Петерсон Л.Г., Холина Н.П

Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации

М: Ювента

2009

1

5.2. Дополнительная литература

п/п

Авторы

Заглавие

Город,

издательство,

год издания.

Вид

Издания.

Количество

экземпляров.

1

Волина В.В.

Учимся играя.

М.: Новая школа, 2006

1

2

Колесникова Е.В.

Математика для детей 5-6 лет.

М.: ООО Сфера,  2015

1

3

Минкевич Л.В.

Математика в детском саду. Старшая группа.

М.: Скрипторий, 2010

1

4

Новикова В.П., Тихонова Л.И.

Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.

М.: Мозаика-Синтез, 2010

1

5

Степанова Г.В.

Занятия по математике для детей 5-6 лет с трудностями обучения.

М.: ООО Сфера,  2010

1

6

Смоленцева А.А., Пустовойт О.В.

Математика до школы.

С-П.: Детство-Пресс,  2010

1

7

Смоленцева А.А.,

Суворова О.В.

Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей.

С-П.: Детство-Пресс,  2010

1

8

Шорыгина Т.А.

Путешествие в цифроград. (в

4-х частях)

М.: ООО Сфера, 2012

1

9

Волина В.В.

Праздник числа

М: Детство - Пресс 2000

1

10

Смоленцева А.А. Пустовойт О.В.

Математика до школы

С-П: Детство Пресс 2006

1

11

Михайлова З.А.

Игровые занимательные задачи для дошкольников

М: Просвещение»

2004

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Выразительное чтение»  для детей 5-7 лет ....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год

Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».

Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....

Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны. Принято: на заседании педсовета...