Педагогический проект "Зимующие птицы" для старшей группы.
проект (старшая группа)

ШустоваТатьяна Викторовна

Педагогический проект "Зимующие птицы" для старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_temu.docx421 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                            Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Радуга»

Город Красный Кут

                         ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ:

        

http://56dzn.dounn.ru/sites/default/files/%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B.png

с детьми старшей группы «Звёздочки»

                                                                       

                                                                     Воспитатель: Шустова Т.В

                                                                                               

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: Познавательный, исследовательский, детско-взрослый, краткосрочный.

Вид проекта: Групповой.

Продолжительность: Краткосрочный (1месяц  ).Декабрь.

Участники проекта: Воспитатели и дети старшей группы, родители воспитанников.

Образовательная область: «Познание»; «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы»; «Художественное творчество».

Актуальность темы: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в  нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Цель проектаЭкологическое просвещение и формирование экологической культуры, вовлечение детей и родителей в природоохранную работу.

Задачи:

1. Вызывать интерес к окружающему миру;

2. Закрепить знание детей названий пернатых друзей, которые зимуют в нашей местности;

3. Формировать представление о повадках птиц и приспособленности их к среде обитания;

4. Формировать умение различать птиц по внешнему виду;

5. Познакомить со стихами, художественными произведениями, загадками о птицах;

6. Пополнить развивающую среду по теме проекта.

Работа с родителями:

*Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.

* Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы нашего края».

* Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

* Выставка кормушек.

Работа педагогов: подбор необходимого материала по теме, рассматривание альбома и иллюстраций «Зимующие птицы», чтение художественной литературы, проведение тематических занятий и развлечения, изготовление лэпбука «Зимующие птицы», развешивание кормушек на участке группы.

Совместная деятельность родителей и детей: изготовления кормушек, сбор корма для зимующих птиц (акция «Покормите птиц зимой»).

Предполагаемый результат: понимание детьми, что необходимо заботиться о зимующих птицах; привить им любовь и бережное отношение ко всему живому. Умение вести наблюдения за зимующими птицами в природе, производя анализ увиденного. Умение различать птиц по внешнему, оперению, повадкам. Полученные знания о пользе зимующих птиц.

Этапы проекта:

1 Этап:

Проблема : Формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека в природе.

Задачи:

Организационно-методические:

  • Создать условия для вовлечения детей, родителей, воспитателей к исследовательской, познавательной, поисковой деятельности.

Обучающие:

  • Обогащать представление детей о зимующих и перелетных птицах, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городке, о взаимодействии человека и природы).
  • Обогащать познавательный интерес детей к зимующим и перелетным птицам через систему наблюдений, экскурсий, бесед, и т. д.

Воспитательные:

  • Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Развивающие:

  • Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей.

Предполагаемый результат:

Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах. Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.

Создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

Вызывать постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой.

Обогащать словарный запас детей.

Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.

Приобщать к совместной деятельности родителей.

2 этап: Реализация проекта:

ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Беседы с детьми

«Пришла зима.

«Как живут наши пернатые друзья зимой».

«Кто заботится о птицах».

«Пользу или вред приносят птицы?».

«Меню птиц».

«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»

Художественная литература

Чтение рассказов: Чтение Г. Скребицкого «Воробей, Большой пестрый дятел, Ворона, Сорока»; А. Стрижева «Птицы зимой»; Н. Павловой «Зимние гости», Сухомлинского «О чем плачет синичка», просмотр презентации: "Зимующие птицы".

Творческое рассказывание: «Как я спас птичку». Заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой». Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Организованная деятельность:

Образовательная деятельность «Познание. Формирование целостной картины мира».

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: Формирование знаний у детей о зимующих птицах, объяснение причины их перелетов (перелетные, зимующие), воспитание заботливого отношения к птицам (Конспект).

Художественно – продуктивная:

Аппликация на тему: ««Снегири»

Рисование на тему: « Зимующие птицы»

Конструирование из бумаги на тему: «Синица»

Игровая деятельность:

Дидактические игры:

«Один-много», «Назови ласково», «Счет птиц» , «Угадай птицу по описанию», «Кто что ест», « Узнай по голосу»; « Доскажи словечко»;

Настольные игры: «Разрезные картинки», «Домино», Лабиринт «Зимующие птицы», «Лото».

Сюжетно-ролевые игры:

«Парк птиц», «Птичий двор».

Подвижные игры:

«Совушка», «Птицы в гнёздышках», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы».

Совместная деятельность

Развлечение «Игра –викторина на тему «Зимующие птицы»

Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

Задание родителям: помочь детям подобрать корм для птиц.

3 этап. Заключительный:

Итог работы:

Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).

Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, дидактическими играми и наглядным материалом (лэпбук «Зимующие птицы»).

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Список используемой литературы:

  1. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
  2. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
  4. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
  5. Электронные ресурсы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект занятия по конструированию «Техника оригами» в старшей группе «Синица»

Цели:

  • Развивать познавательный интерес, любознательность, расширять кругозор, активизировать словарь детей;
  • Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Задачи:

Образовательные:

  • Воспитывать аккуратность в складывании деталей;
  • Уточнить и расширить знание детей о птицах;
  • Использовать элементы здоровьесберегающих технологий на занятиях.

Развивающие:

  • Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира;
  • Закреплять умение детей складывать квадрат по диагонали (базовая форма «косыночка»);
  • Учить детей загибать углы разной величины и делать складку, закреплять умения складывать квадрат в разных направлениях.
  • Развивать общие речевые навыки (чёткость дикции, правильное звукопроизношение);
  • Координировать речь с движением, развивать мелкую моторику,развивать художественное восприятие, мышление, память, воображение;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к птицам, стремление помочь им в трудных условиях;
  • Приучать заботиться о птицах, закрепить знания о том, чем кормят птиц зимой;
  • Воспитывать отзывчивость и дружелюбие.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц;

Беседы о зиме и зимующих птицах;

Наблюдение на прогулке за синицами, воробьями, снегирём;

Чтение рассказа Г. Скребицкого стихотворения М. Глазкова «Покормите птиц»;

Кормление птиц на участке.

Демонстрационный материал:

Картинки с изображением зимующих птиц (вороны, воробья, снегиря).

Раздаточный материал:

Квадраты синего цвета (14х14)

Карандаши желтого цвета

Ножницы.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Воспитатель.

Позвала я к нам гостей, поздоровайтесь скорей!

Подойдите ко мне ближе.

Звучит аудиозапись «Голоса птиц». Чьи-то голоса я слышу. А вы слышите, друзья? Кто-то прилетел туда!

Ответы детей.

Воспитатель.

Ну, конечно, это птицы.

Воспитатель.

Мы на ветки посмотрели, что за птицы здесь сидели? Кто зимой не улетает, помощь нашу ожидает?

Ответы детей.

Воспитатель. А теперь, угадайте загадки.

В чаще слышится тук, тук

Значит с деревом - недуг.

Ствол проверил, всё уладил.

Помогает парку

Ответы детей (дятел).

Есть ещё такая птица, что зимою к нам стремится. Про неё загадку знаю и сейчас вам загадаю.

Пусть я птичка – невеличка.

У меня, друзья привычка,

Как начнутся холода -

Прямо с севера сюда.

Каждый год я к вам лечу -

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко - красный галстук мой

Ответы детей (снегирь).

Есть еще одна тут птичка, в гости к нам она стучится.

Это маленькие ножки.
Их хозяйка любит крошки.
Яркая, как солнышко,
С желто-синим перышком.
Вам подсказка: это птичка.
А зовут ее....

Ответы детей ( синичка)

Воспитатель.

А кто знает, почему синичку назвали синичкой? Вы сейчас узнаете. Я вам расскажу очень интересную историю:

В наши дворах  с наступлением холодов появилось очень много синиц.  Наблюдать за этими непоседами одно удовольствие: они подвижны, подвешиваются к веткам вниз головой, качаются, держась на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти, загнутые вниз. Лапки у них сильные и толстые. Если вам удастся близко рассмотреть птичку, вы увидите, что грудка у нее лимонно-желтая, а посередине – черный галстук. Спинка зеленая, на голове бархатная шапочка. Щечки белые,  хвост короткий, ровный с небольшой вырезкой. Крылья и хвост серого цвета. 

Почему же этих птиц люди назвали синицами – ведь синих перьев у них нет? Когда внимательно прислушаешься к голосам этих озорниц, то услышишь «Си-си-си». Птица тихонько попискивает, будто сама себя называет. Ну, раз так, стоит ли людям спорить? Наверное, поэтому их и назвали синицами.                   

Понаблюдав за синичками можно заметить, как  синицы мечутся  в кустах. Птицы      опускаются на землю, повисают  на ветках деревьев, гоняются  друг за другом – наверное, они играют в догонялки. Синицы осматривают  деревья, как будто что-то ищут. С раннего утра и до позднего вечера трудятся птицы. Значит, это трудолюбивый народ.

Упражнение «Кормушка»
(развитие общей моторики, координация речи с движением)

- А теперь давайте отдохнем и выполним упражнение «Кормушка».

Маршируют на месте

Делают руками «домик» над головой

Маршируют руками, как крыльями с поворотами

Показывают ладошки

Вытягивают руки вперед, манящие движения

Делают руками «домик» над головой

2. Основная часть.

Воспитатель.

Я предлагаю сделать из бумаги способом "оригами" птичку- синичку. Я вам покажу, как это сделать. Будьте внимательными, старайтесь, что бы у вас получились красивые птички.

Последовательность изготовления синички:

Нам нужно закрасить с помощью желтого карандаша изнаночную сторону нашего квадрата.

Согните квадрат бумаги так, чтобы синий цвет оказался снаружи. Перегните получившийся треугольник пополам (схема 1).

Согните верхний угол вниз, захватывая один слой бумаги (схема 2).

Согните поделку пополам. Поверните работу (схема 3).

На маленьком треугольнике вогните треугольник так, чтобы он был виден (схема 4).

С двух сторон поднимите углы – крылья (схема 5).

Сделайте надрез. Оберите части, расположенные ниже надреза, внутрь фигурки (схема 6).

Проверьте результат (схема 7).

Нарисуем глазки птичке.

hello_html_65a40e9d.jpg

Вы готовы? Начинаем

Дети самостоятельно по схемам складывают поделку и выполняют аппликацию.

Проведение пальчиковой разминки.

Пальчиковая игра.

Много могут пальчики –

озорные мальчики:

Могут карандаш держать,

Чтоб картинки рисовать,

Могут пальчики лепить,

Из бумаги птиц сложить

И машинку, и зверей.

Приготовьтесь поскорей!

Воспитатель.

Молодцы, ребята! Давайте прикрепим наших птиц на деревья.

3. Заключительная часть.

Воспитатель.

Мы с вами зимой помогаем и другим птицам, которые прилетают на наш участок. Мы не забываем своих пернатых друзей.

Глядя на птиц, мне захотелось, чтобы вы никогда не забывали пернатых друзей, заботились о них и берегли.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите' птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему «Снегири»

Цели:

  • Формировать экологическую культуру у детей;
  • Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать учить детей аккуратно наклеивать детали, пользоваться клеем и кисточкой;
  • Закреплять названия геометрических фигур;
  • Уточнить и расширить знание детей о птицах.

Развивающие:

  • Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира;
  • Учить вырезать части птиц и объединять их, соотнося по величине, окраске, для создания яркого образа;
  • Учить красиво располагать изображения на листе.
  • Совершенствовать умение согласовывать существительного с прилагательным.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
  • Вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций;

Чтение книг и рассказов;

Загадывание загадок;

Наблюдение за птицами на прогулке и во время кормления;

Беседы.

Оборудование к занятию:

Бумага цветная;

Ножницы;

Клей;

Кисть для клея;

Салфетки для каждого ребенка;

Иллюстрация с изображением снегиря;

Образец.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Поговорить с детьми о зиме, ее признаках.

- А каких птиц зимой на улице мы можем увидеть?
- Как одним словом можно назвать птиц, которые остались зимовать с нами?
- Молодцы! А теперь, угадайте загадки. Разгадав их, вы узнаете, кого мы сегодня будем  мастерить.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…(Снегири)
-Молодцы!.

II. Основная часть

1) Рассматривание иллюстрации. Обсудить внешний вид птицы.

- Правильно, это снегирь, давайте посмотрит вот на эту иллюстрацию и расскажем и птице. Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом, и живет всю зиму.  Снегирь - красивая, спокойная птица. Посмотрите внимательно, и запомните, как он выглядит. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него черные. А грудка, брюшко и щеки красные. Клюв у снегиря короткий, толстый.

2) Рассматривание образца.

Определить относительную величину птицы. Форму и величину частей (тела, головы, хвоста) и более мелких частей.

3) Объяснение хода работы и показ выполнения аппликации.

Спросить о приемах вырезывания частей (из квадрата – круг, из прямоугольника – полуовал). Уточнить последовательность работы.

Напомнить, что бумагу надо поворачивать плавно, не сжимать ножницы.

III. Физминутка. «Снегири»
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири. (Показывают грудки)
Распустили перышки, (Руки слегка в стороны)
Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!

IV. Самостоятельная работа с использованием пальчиковой гимнастики.

Дети выполняют аппликацию.

1) Перед тем как приступить к работе, вспоминается, как правильно пользоваться ножницами. (Воспитатель напоминает детям технику безопасности пи работе с ножницами). Напомнить, что бумагу надо поворачивать плавно, не сжимать ножницы.

2) В процессе выполнения изображения следить за правильными приемами работы с ножницами.

3) Пальчиковая гимнастика

Мы кормушки смастерили

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник – снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

V. Анализ работ.

Все работы поместить на стенд, рассмотреть с детьми получившихся птиц, вместе порадоваться общему результату. Предложить детям выбрать наиболее интересные, выразительные работы, самых красивых птиц, объяснить свой выбор. Вызвать чувство радости от создания ярких, нарядных, красивых птиц.

VI. Итог

Ребята, чем мы сегодня на занятии занимались? Что больше всего понравилось?

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме: «Зимующие птицы»

Цели:

  • Расширять представление детей о птицах;
  • Воспитывать чувство доброты, отзывчивости,  желания помочь другим; наблюдать за окружающим миром.

Образовательные:

  • Закреплять представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях;
  • Развивать наблюдательность.

Развивающие:

  • Расширять словарь детей;
  • Развивать связную речь, расширять объем зрительного и слухового внимания, памяти;
  • Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Развивать логическое мышление (учить отгадывать загадки);
  • Развивать двигательные навыки, внимание, сообразительность через игру.

Воспитательные:

  • Учить отвечать на вопросы полным ответом.
  • Закреплять навыки ориентировки в пространстве.
  • Воспитание бережного отношения к природе.

Предварительная работа: 

Просмотр презентации « Зимующие птицы» с голосами птиц. Беседа о зимующих и перелётных птицах.

 Во время прогулки наблюдение и рассматривание птиц, составление описательных рассказов,  проведение подвижных и дидактических игр; разучивание стихов, пословиц, отгадывание загадок. Изготовление кормушек, скворечников вместе с  родителями. Подкормка птиц на кормушках. Рассматривание изображений птиц. Чтение Г. Скребицкого «Воробей, Большой пестрый дятел, Ворона, Сорока»; А. Стрижева «Птицы зимой»; Н. Павловой «Зимние гости».

Оборудование: Картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц;

Ход занятия:

Организационная часть.

Воспитатель:

Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Воспитатель: 

Так кто же написал письмо?

Ответы детей: (Птицы.)

Воспитатель:

А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.). Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)

Воспитатель:

Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели?

Ответы детей:

Основная часть.

Воспитатель:

Сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый...

Ответы детей: (Воробей)

Воспитатель: Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)

Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

Воспитатель: Какая птица умеет ворковать?

Ответы детей (Голубь)

Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).

Воспитатель: Следующая наша гостья

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

Ответы детей (Сорока)

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель: Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-ворона.

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Воспитатель:

Ой, а что это за птица в ветках ели прячется?
Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.

Ответы детей: (Дятел.)
Воспитатель:

А как называют дятла?

Ответы детей: (Лесной доктор.)

Почему его так называют? Пользу или вред дятел приносит?

(Ответы детей)
Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Воспитатель: Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...

Ответы детей (Снегири)

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Воспитатель: Что это за птица?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

Ответы детей (Синица)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Ребёнок читает стихотворение.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

Синица расписная.

Воспитатель: Отгадайте, о ком идёт речь?

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

Ответы детей (Клёст)

Воспитатель. О ком речь?

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

Ответы детей (Сова)

Воспитатель:

Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — …

Ответы детей (Свиристель)

Воспитатель:  Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.

Воспитатель.  Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему?

(Ответы детей)

Физкультминутка

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И все вернёмся назад.

Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »

(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)

Воспитатель:

 Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой?

Ответы детей: (Сделать кормушку и подкармливать птиц)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Воспитатель: Ребята , в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Воспитатель:  Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в дидактическую игру «Доскажи словечко»
Тихо-тихо как во сне
Падает на землю…(снег)
С неба все скользят пушинки
Серебристые…(снежинки)
На поляны, на лужок
Тихо падает…(снежок)
Вот веселье для ребят
Все сильнее…(снегопад)
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в …(снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик)
Рядом снежная фигурка
Это девочка…(снегурка)
На снегу то посмотри
С красной грудкой…(снегири)
Воспитатель: Давайте вспомним, какие птицы сегодня были у нас в гостях  Ответы детей (Перечисляют).

Воспитатель: А как их назвать одним словом?

Ответы детей (Зимующие)

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей)

Воспитатель: Что нового и интересного вы сегодня узнали?

(Ответы детей)

Воспитатель: Как мы можем заботиться о птицах?

(Ответы детей)

Пословицы и поговорки о птицах

● Воробьи дружно чирикают – значит, будет оттепель.

● В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.

● Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.

● Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.

● Синички с утра пищат – значит, будет мороз.

Стихи о птицах

Ворона.

Окраской – серовата,

Повадкой – воровата,

Крикунья хрипловатая

Известная персона.

Серая ворона!

Воробей.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

- Киньте крошек воробью -

Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень -

Буду петь вам целый день,

Чик-чирик!

Сорока.

Прилетела к нам сорока

Белогруда, белобока,

Потрещала, поскакала,

Грядку рыхлую примяла,

Клювом кое-где порыла,

Хвостик в луже помочила,

Потом пёрышки встряхнула,

Разбежалась и вспорхнула!

Синицы.

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

«Тинь-тень, Тили-тень,

Всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика, ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек!

Свиристели.

За окном метут метели,

Но случается порой -

Прилетают свиристели

Ягод поклевать весной.

Куст боярышника гнётся

От напора птичьих стай.

Звон серебряный несётся,

Славя стылый урожай.

На рябину пересели,

Алых ягод напились,

И в морозный воздух трели

Тонким эхом понеслись.

Снегири.

Снегири - смешная птица,

Зиму вовсе не боится,

В зиму в гости прилетает,

Холодов не замечает.

Эта с красной грудкой птица,

Леса зимнего певица.

Лес ей в зиму славный дом,

Снегири там ищут корм.

Птица малая размером,

Может многим стать примером:

Как в лесу холодном жить,

Жить и вовсе не тужить.

Стайкой снегири летают,

Дары леса собирают:

Сухие семена цветов,

И ягодки лесных кустов.

Их стайки красногрудых в ряд,

Для леса будто бы парад.

Частенько стайки снегирей,

Влетают в города людей.

Рябину зимнюю съедают,

Весну все вместе поджидают.

Воробышки.

На дворе морозище

Градусов под сорок.

Плачутся воробышки,

Что весна не скоро.

Ворона.

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе —

Горе ей, настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны

И от холода нет обороны.

Загадки.

От простуд он не страдает,

Не страшится злобных вьюг

И к зиме не улетает

На далекий знойный юг.

Пусть покроют снега груды

И пригорок, и пустырь —

Раз красавец прилетел к нам,

Житель севера... (снегирь).

***

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел — а все же птица! (Воробей)

***

Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор. (Дятел)

***

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая! (Сорока)

***

Днем спит,

Ночью летает,

Прохожих в лесу пугает. (Сова)

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет. (Сорока)

***

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь)

***

Странный доктор есть на свете,

Он деревья лечит, дети.

— Где болит? Тук-тук!

А, нашел. Тут, тут. (Дятел)

***

Чик-чирик!

К зернышку прыг,

Клюй, не робей,

Кто же  это? (Воробей)

***

Синяя косынка,

Темненькая спинка,

Маленькая птичка,

Звать ее... (синичка).

***

Выпал снег, а эта птица

Снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовем

Красногрудым... (снегирем).

***

Это кто там, на дорожке

Испугался нашей кошки?

Это кто там поднял крик —

Чик-чирик да чик-чирик? (Воробей)

Консультация для родителей:

«Покормите птиц зимой»

                                                                       

             Конечно, ваш ребёнок уже знает, что многие птицы с приходом осени улетают в теплые края. Но не лишним будет еще раз об этом вспомнить.

Поговорите с ребенком о тех птицах, которые остались зимовать. А еще лучше постарайтесь их увидеть и за ними понаблюдать. Прежде всего, это вездесущие воробьи. Воробьиные стайки можно увидеть на облетевших кустах и деревьях практически всегда. Разучите стишок:

За что люблю я воробья?

За то, что он такой, как я:

Когда приходят холода,

Не улетает никуда.  (В. Левин)

             Бойкие синички – тоже нередкие гости. Питаются они, в основном, насекомыми, которых вытаскивают из щелей в древесной коре. Посмотрите, как снуют синички вверх и вниз по стволам в поисках насекомых. Понаблюдайте с крохой за воронами и сороками. Эти птицы всеядны: и насекомых едят, и зерно, и всевозможные пищевые отходы.

Птичкам-невеличкам, которые остались зимовать вместе с нами, приходится не сладко. Все-таки добраться до корма непросто – он часто бывает скрыт подо льдом и снегом. А зимой очень холодно, и птичке нужно больше еды, чем летом.

          Если ваш ребёнок не знает или подзабыл о той большой пользе, которую приносят птицы, расскажите ему, как синички и другие маленькие пичужки спасают деревья от вредных насекомых. Чем больше птиц в лесу или в саду, тем целее деревья.

Объясните крохе, что зимой птицы погибают не от холода, а от голода. Ведь сытая птичка не замерзнет даже в самый сильный мороз. И если вы вместе с ребенком смастерите и повесите в парке, на опушке леса или возле дома кормушку, то вы не только сможете понаблюдать за птицами, но и сделаете доброе и нужное дело.

Если папа согласится помочь, можно соорудить кормушку по всем правилам. Для этого понадобится небольшая дощечка или фанерка, к которой нужно приделать низенькие бортики. Ее за четыре угла можно подвесить на ветке, а еще лучше – укрепить на деревянной «ножке», вбитой в землю. Тогда кормушка не будет раскачиваться от ветра. Не помешает и деревянная крыша.

Если кормушка висит в парке, и вы с ребенком не можете наведываться туда часто, удобно сделать «автоматическую» кормушку. Для этого наполните кормом бутылку, переверните ее горлышком вниз и закрепите над столиком на расстоянии нескольких миллиметров. По мере того, как птицы будут съедать корм, из бутылки будет высыпаться новый. Чтобы бутылка не пугала птиц, предварительно обмажьте ее клеем ПВА, обваляйте в песке и высушите. Вот теперь она выглядит более «природно» и естественно. Если же сделать деревянную кормушку не получается, конструкцию можно значительно упростить. Например, прорезав большое окошко в пластиковой бутылке или картонном пакете из-под молока.

             Чем же угостить птиц? Лучшее лакомство – подсолнечные и тыквенные семечки. Можно насыпать крошки белого хлеба. Такое угощение понравится любым птичкам. Всевозможные крупы (пшено, овес, просо и др.) привлекут, скорее всего, только воробьев. Снегири любят ягоды рябины и бузины. Синичек можно побаловать кусочками несоленого сала или мяса. Только не кладите сало прямо на столик – утащат вороны. Подвесьте его на ниточках или проволочках к веткам деревьев. Так вороне схватить сало трудно, а синичка поклюет, уцепившись за кусочек лапками.

Кого можно встретить у кормушки? Если она висит во дворе возле дома, то основными вашими гостями будут воробьи и синички. В лесную столовую могут пожаловать не только всевозможные синицы, но и дятел, и поползень. Птицы очень быстро привыкают к кормушке и наведываются туда постоянно.

           Если вы каждый день гуляете с ребенком примерно в одно и то же время, попробуйте провести такой эксперимент. Каждый день в определенные часы насыпайте в кормушку корм. И очень скоро вы заметите, что птицы знают время обеда и собираются у кормушки «вовремя», ожидая лакомства. Иногда прилетает сразу вся стайка, а бывает, несколько воробьев-разведчиков. Ребенку наверняка понравится возможность понаблюдать за пернатыми и их повадками во время обеда. Привыкнув к людям, птички будут подпускать вас достаточно близко. Только вести себя нужно очень-очень тихо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект в старшей группе "О дружбе и друзьях"

Материал отправлен на публикацмию в МЦКО г. МосквыАвторы: воспитатель Иванова Людмила Михайловнапедагог-психолог Фетисова Елена Евгеньевнастарший воспитатель Масленникова Екатерина Викторовна...

Содержание психолого-педагогической работы в старшей группе по теме: Пересказ ненецкой сказки «Кукушка» с использованием ИКТ

В конспекте занятия:Развиваем умение детей рассказывать сказку по цепочке, пользуясь  опорными сигналами.Совершенствуем диалогическую форму речи:активизируем мышление при помощи вопросов поисково...

Педагогический проект в старшей группе "Моя малая Родина"

Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь  к близким людям, детскому саду, родному селу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источник...

Интегрированное педагогическое мероприятие в старшей группе (математика + познавательное развитие + конструирование)

Образовательные области по ФГОС: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие....

Авторская разработка педагогического мероприятия в старшей группе. Образовательная область "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) тема "Веселые путешественники"

«Веселые путешественники»Задачи:Образовательные - Расширить представления детей о малой родине-Тыве. Познакомить детей самой высокой горой Монгун-Тайга, с  редким животным-яком, который занесен в...

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "В гости к Весне"

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в  организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенси...